Опыт работы с дошкольниками ЗПР
проект (старшая группа)

Белокудренко Светлана Сергеевна

Формирование положительных личночтных качеств ребенка дошкольника через его творческую деятельность в совместной деятельности с педагогом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование положительных личностных качеств у детей с задержкой психического развития с помощью творческой деятельности

        Творческая деятельность имеет огромное значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, так как способствует формированию положительных личностных качеств ребенка, его отношение и самоуважение, вера в свои возможности, а также готовность к трудностям. Беря за основу национальный проект «Образование» нашей целью стала поддержка и стимулирование детей с ОВЗ, создание комфортной среды для общения, развития творческой индивидуальности и их самореализации через изобразительные и художественно-конструкторские способности.

          В соответствии с целями государственной политики Российской Федерации в области образования эта проблема наиболее актуальна, так как в нормативной и правовой базе дошкольного образования главной целью стоит именно поддержка инициативы детей с ограниченными возможностями здоровья в различных видах деятельности. Такие дети имеют множество ограничений в разных видах деятельности, ведь они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении, лишены контактов и возможности получить опыт от других обычных сверстников. Их мотивация к разным видам деятельности и возможности приобретения навыков ограничены, а трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем, это страх или тревожность. Окружающий мир кажется им пугающим и опасным, а невозможность выразить свои переживания, приводит к возникновению эмоционального напряжения, проблемам в поведении, и становится серьезным препятствием в развитии.

            В процессе творческой деятельности у таких детей усиливается ощущение собственной личностной ценности, строятся индивидуальные социальные контакты и возникает чувство внутреннего контроля и порядка, а также помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для него. Но, условия жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, симбиотические отношения с ухаживающим родителем, привычная опека и забота, несамостоятельность, ограниченный социальный опыт и опыт общения со сверстниками, часто неопределенность прогноза заболевания провоцируют развитие прямо противоположных личностных качеств. Поэтому, мы стараемся привлекать к тесному сотрудничеству и родителей, наших воспитанников, организуя встречи за круглым столом, мастер-класс, подготовку к праздникам, театральные вечера с показом отрывков из сказок, конкурсы стихов и загадок. Обычно это предусматривает небольшую подготовку родителей и детей, но именно такие встречи и сближают наших воспитанников, ведь это способствует их успешному вхождению в социум.

        Творческую деятельность мы рассматриваем как средство интеллектуального развития, как средство коррекции познавательной деятельности, как метод обучения и конечно же как средство эмоционально – эстетического воспитания.  Но, чтобы обучить ребенка тому или иному приему работы, необходимо обладать огромным терпением и действовать в соответствии с принципом «пошагового обучения», который включает в себя длительную отработку каждого мельчайшего компонента трудового процесса. Важно следить за тем, чтобы неудачи не пугали ребенка, а его самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах и способствовала развитию творчества. Учитывая, что познавательная активность ребенка зависит от уровня его активности, а у наших детей собственная активность снижена, мы приняли их такими, какими они есть, и стали стимулировать их познавательный интерес в том направлении деятельности, которая больше привлекает ребенка, привлекая к совместной деятельности и сотрудничеству.

           Все материалы для творческой деятельности наших воспитанников всегда находятся в доступном месте, чтобы каждый мог взять, то, что ему необходимо для работы. Только сначала мы знакомим их с материалом, показывая, как им пользоваться, где расположен материал, ведь у каждого должен быть свой дом, обогащая представление детей о разнообразных видах материалов. Ребята рассматривают различные виды конструктора, материал для лепки, рисования, разные фактуры бумаги, ткани, салфетки, и только потом приступают к экспериментированию. Обследование предметов и материалов обогащают сенсорный опыт ребенка и способствует более правильной передаче образа, особенно в лепке и конструировании, а также содействует развитию сенсорной сферы, наглядно-образному мышлению, речи, мелкой моторики и зрительно-моторной координации.

 Поэтому, целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме. В творческую деятельность мы привлекаем ребят с помощью игры, заставляя их думать, размышлять, фантазировать, где они могут принять участие не только в подвижных, театральных, ролевых, но и в интерактивных играх, закрепляя правила дорожного движения, правила поведения в детском саду и дома. Все это оказывает положительное воздействие на умственное развитие, а в итоге формирует их положительные личностные качества.  Роль родителей велика в данной ситуации, так как ребятам всегда необходим материал для творческой деятельности, это и разные виды красок, гуашь, акварель, восковые мелки разной толщины, фломастеры, карандаши и многое другое, активно откликаясь на наши просьбы своевременно пополнять детскую зону творчества. Поэтому в нашей группе много книжек-малышек на разные лексические темы, изготовленные совместно с родителями.

          Первая важная особенность творчества детей заключается в том, что новизна их открытий и продукта субъективна. Вторая особенность связана с тем, что процесс создания продукта, как правило, доставляет ребенку даже большее удовольствие, чем удовольствие от получения результата, и, как правило, оказывается для него важнее, чем результат. Этим творчество детей тоже существенно отличается от творчества взрослых, для которых процесс может быть связан с мучительным поиском.

Ребенок же приступает к новой для себя деятельности с легкостью. Его осмысленным действиям с материалом предшествует ориентировочная деятельность, спонтанное экспериментирование, порой кажущееся бессмысленным, но увлекающее ребенка и часто приводящее к положительным результатам. И это - третья особенность детского творчества, безусловно связанная с первыми двумя и особенно со второй. А чтобы нашим ребятам интересно жилось в детском коллективе мы привлекаем их к участию в разных конкурсах, не только на городском и областном уровне, но и на Всероссийском уровне, занимая призовые места, предлагая выполнить не только индивидуальную работу, но и коллективную. Ведь именно работа в паре или с несколькими детьми способствует их успешной социализации в коллективе, обществе. Ребята учатся договариваться, делать только свою работу, не мешая и не отвлекая другого сверстника. Учатся подбирать соответствующий материал для работы, рисунка или поделки, в соответствии с замыслом. Именно для этого мы ведем индивидуальную работу с каждым воспитанником, вырабатывая у них волю, выдержку и терпение, умение принять каждого таким, какой он есть, обращая внимание только на их положительные качества личности, сглаживая недостатки. В результате, наши детки сдружились друг с другом, и у некоторых есть постоянные друзья для совместных игр и творчества. По-другому и не должно быть, ведь они растут и воспитываются в атмосфере любви, уважения и творчества, где в них верят и не мешают реализовываться. Ведь, ребенок рисует, лепит, поёт, танцует, рассказывает стихи не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется донести до окружающих свою значимость. Существуют следующие предпосылки, которые улучшают формирование творческой активности детей, подталкивают каждого ребенка к активной творческой деятельности: помимо перечисленных в предыдущем абзаце, это осознание необходимости подготавливаться к творчеству, имеющийся интерес к предстоящей работе, желание принимать активное участие в творческой деятельности, сформированность воображения и фантазии, способность решать возникающие препятствия, способность заканчивать начатую работу, радость от получения новых знаний и опыта. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка. Ведь, по мере взросления и становления личности творчество может стать основной для выбора его профессиональной деятельности. С помощью творческой деятельности создаются условия для формирования положительных личностных качеств у дошкольников с задержкой психического развития.

Список литературы

С.Г.Шевченко, Р.Д.Тригер, И.Н.Волкова, Г.М.Капустина «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития», Книга 2: Тематическое планирование занятий / Под общей ред. С.Г.Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 112 с.

Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова «Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья» - М.: Просвещение, 2013. – 42с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы "Ознакомление дошкольников с ДПИ"

опыт работы по "Ознакомлению дошкольников с декоративно- прикладному искусству". Разработана программа для примениния в ДОУ....

ОПЫТ РАБОТЫ «Приобщение дошкольников к традициям народа Кубани»

ОПЫТ РАБОТЫ «Приобщение дошкольников к традициям народа Кубани»...

Опыт работы "Знакомство дошкольников с культурой и бытом Руси"

   Необходимым условием развития эстетической культуры личности является использование в педаго­гической работе народного искусства. Народное искусство, как часть матери­альной культу...

Опыт работы "Ознакомление дошкольников с растительным и животным миром Тульского края"

Данная технология предназначена для воспитателей дошкольных учреждений, работающих с детьми младшего дошкольного возраста.Ознакомление детей дошкольного возраста с природой Тульского края осуществляет...

Опыт работы с дошкольниками ОВЗ

Методы и приемы работы с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья для их успешной социализации в обществе...

Опыт работы с дошкольниками ОВЗ

Развиваем познавательную активность детей с овз через строительные игры...

Опыт работы с дошкольниками ЗПР

Формирование коммуникации со старшими дошкольниками с зпр через совместную деятельность...