ОПЫТ РАБОТЫ «Приобщение дошкольников к традициям народа Кубани»
методическая разработка (старшая группа) по теме
ОПЫТ РАБОТЫ «Приобщение дошкольников к традициям народа Кубани»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slayd_1.doc | 63 КБ |
iz_prezentatsii.rar | 127.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к наследию народа воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определённые позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Появились программы, технологии, рекомендации, способствующие региональному воспитанию дошкольников. Программа «Детство», по которой мы работаем, дает возможность для использования потенциала народной кубанской культуры в воспитании детей.
Организация работы по реализации опыта проводилась в три этапа:
Слайд 2.
первый этап (2004 - 2006 гг.) Ещё в 2004 году наш коллектив принял решение: знакомить дошкольников с традициями и обрядами кубанцев. Родители нас поддержали. В этих целях, стараниями заведующей МДОУ Т.И. Новосельцевой и всего коллектива на территории детского сада приспособили помещение под кубанскую избу. В нем сложена печь, сделаны деревянные лавки и стол, разостланы самотканые половики… Благодаря объединенным действиям сотрудников детского сада и родителей в избе теперь есть предметы кубанского быта: красный угол, сундук, чугунки, рогачи, и многое другое. Раньше все эти вещи бережно хранились у местных жителей, и по просьбе сотрудников детского сада были переданы в музей - кубанскую избу. Объекты как подлинные, так и созданные сотрудниками, позволяют знакомить детей с материальными формами народной культуры кубанцев (бытом, утварью, интерьером).
Слайд 3.
В каждой дошкольной группе оборудовали зоны «Наша малая родина»: создали макеты кубанских хат с внутренним убранством, хозяйственных дворов, уголки с кубанской утварью, кукол в казачьих костюмах, оформили альбомы с иллюстрациями и фотографиями о достопримечательностях региона, о жизни казаков...
Слайд 4.
При разработке технологии я опилась на программу дополнительного образования «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханёвой, педагогическую технологию «Народные праздники в детском саду» М.Б. Зацепиной, Т.В. Антоновой, работы Бондаревой Н.А. «Культурное наследие кубанского казачества», «Технология этнокультурного воспитания», материалы районной библиотеки об истории Мостовского района.
Слайд 5.
Я поставила перед собой цель: помочь воспитателям в организации деятельности с детьми в проведении различных видов мероприятий, способствующих ознакомлению дошкольников с историческим прошлым Кубани в доступной для их понимания форме.
В соответствии с целью я наметила задачи:
1). Определить содержание традиций кубанского народа, исторических сведений доступных детям дошкольного возраста.
2). Установить уровни, критерии усвоения дошкольниками доступных их пониманию исторических сведений и традиций кубанского народа и показатели их диагностики у детей старшего дошкольного возраста.
3). Разработать педагогическую технологию, включающую перспективные планы и конспекты занятий для приобщения дошкольников к наследию кубанцев, с учетом условий ДОУ.
В подборе практического, дидактического, наглядного материала воспитатели учитывались возрастные особенности дошкольников.
Слайд 6.
Начиная работу по ознакомлению дошкольников с историческим прошлым народа Кубани, его традициями, педагог обязан сам хорошо знать данный материал.
Анкетирование педагогов, проведенное в 2005 году, позволило прийти к следующему заключению: более 40% имели достаточно верные представления о народных традициях кубанцев, более 60% считали необходимым использовать их в качестве средств воспитания, но знали только некоторые.
Эти представления не оказывали существенного влияния на содержание педагогической деятельности. Анализ календарных планов воспитательно-образовательной работы, предметно-игровой среды детского сада по наличию в ней элементов культуры народа, а также непосредственное наблюдение за работой практиков свидетельствуют о недостаточном внимании педагогов к вопросам приобщения дошкольников к традициям народа (2005-2006 учебный год). Я отметила, что вопросы приобщения детей к историческому прошлому Кубани не находили достаточного отражения в широкой практике детского сада: соответствующее содержание работы было обеднено, однообразно, отсутствовала система в работе, недостаточно использовались этнографические средства для успешного ознакомления детей с региональными особенностями. Для повышения профессиональной компетентности педагогов по данному вопросу в детском саду проводились семинары, практикумы, консультации, деловые игры. Самой приемлемой методикой для воспитателей нашего ДОУ являются конспекты, включающие воспитательно-образовательные задачи, подбор материалов и оборудования и непосредственно ход занятия (игры, сценария).
Детально разработанный и продуманный ход мероприятия оказывает помощь при организации труда воспитателя.
Слайд 7.
В течение 2005-2006 учебного года мной разрабатывались исходные позиции опыта: цель, задачи, определение содержаний знаний о традициях кубанского народа, об истории региона для детей дошкольного возраста. Данный материал включили в перспективные планы. Составляя их, подбирая и создавая новые конспекты занятий, правила дидактических и кубанских игр, сценарии праздников и развлечений, фольклорные произведения кубанцев, я исходила из доступности материала, для детского восприятия, возрастных особенностей детей каждого дошкольного возраста, возможностей детского сада.
Слайд 8.
Любой край, область, даже небольшой хутор неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отобранный материал позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен наш поселок, наш край. Определяя тематику занятий и диагностические критерии, я поставила перед собой вопрос: «Какие сведения и понятия о родном поселке, крае, традициях кубанского народа способны усвоить дети?». Ответ на него нашла в парциальной программе О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», и программе, реализуемой нашим ДОУ «Детство».
Дети старшей и подготовительной групп должны знать название страны, края, поселка, некоторых улиц; иметь представления о государственной символике Краснодарского края, предметах обихода кубанских семей в прошлом, традициях кубанцев: украшать жилище элементами декоративно-прикладного искусства (петриковская роспись, вытыканка, плетения из талаша - кукурузных листьев), иметь представление, не менее чем о 5-10 о кубанских народных традициях, сопровождавших людей в повседневной жизни, уважительно относиться к взрослым и пожилым людям.
Согласно вышеуказанным критериям и показателям, были выделены уровни усвоения старшими дошкольниками традиций кубанского народа: высокий, средний, низкий.
Слайд 9.
Всю практическую работу можно показать схематично – в виде модели приобщения к традициям кубанского народа.
Представления о нашем регионе у детей формируются в семье и в детском саду. Родители в беседах, рассказах, через семейные традиции способствуют этому. Во время путешествий по краю знакомят детей с его региональными особенностями. В д/с привитие детям интереса к народным традициям, к истории региона осуществляется целенаправленно в организованной познавательной деятельности на занятиях, праздниках, в играх, во время экскурсий.
Слайд 10.
второй этап (2006- 2009 гг.) - опытно-поисковый. На этом этапе я продолжала разрабатывать, и апробировали методику данного опыта работы, определяла содержание знаний о традициях кубанского народа, об истории региона для детей дошкольного возраста.
В ходе работы корректировала содержание и технологию опыта, проводила обработку полученных результатов; выявляла уровни усвоения материала воспитанниками; изучала состояние работы по приобщению к традициям предков в условиях семейного воспитания и в практике работы ДОУ.
Педагогическую технологию приобщения дошкольников к народным традициям я корректировала с использованием приемов вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально-организованные занятия, познавательно-речевую, изобразительную, музыкальную, игровую, театрализованную деятельность).
Слайд 11.
Во время практической деятельности с дошкольниками педагоги употребляли в большом количестве наглядный материал. Так как в силу возрастных особенностей дети лучше усваивают информацию, подкрепленную конкретными предметами, у них работают и зрительное, и слуховое, и тактильное восприятие, причем способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания.
Слайд 12
Основной метод в работе с детьми – игровой. У К.Д.Ушинского есть предостережение, что обучение в форме игры может быть занимательным, но никогда не должно быть развлекательным. Помня об этом, мы старались сделать плавным, переход детей от игровой деятельности к обучающей. Все занятия воспитателями проводились в такой форме, чтобы этот день запомнился, чтобы детям хотелось приходить в кубанскую избу, где нет окриков, поучений, нотаций, а есть живое общение, игры, хотелось приносить в свои детские виды деятельности, полученные знания.
Слайд 13
Большое место в приобщении детей к кубанской культуре в нашем детском саду отводится народным праздникам, обычаям и традициям кубанцев. В них отражаются накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением пицц, насекомых, животных. Причем, эти наблюдения тесно связаны с трудом и общественной жизнью кубанцев. Совместно с музыкальным руководителем воспитатели проводят народные праздники («Крещение», «Васильев день», «Красная горка», «Масленица» и другие), адаптируя их для детского восприятия, организуют развлечения.
Слайд 14
третий этап (2009 г.) - заключительно-обобщающий. Я проводила обработку и систематизацию материала, делала выводы по итогам диагностических исследований, обобщала и литературно оформляла опыт работы, внедряла его в практику работы всех групп нашего дошкольного учреждения.
Разрабатывая диагностические карты, я определила:
Дети средней группы должны иметь представления о предметах обихода кубанской семьи: коромысле, ведрах, стиральной доске, прялке, веретене, спицах, скалке, деревянных ложках и о действиях с ними; узнавать элементы кубанского фольклора (попевки, заклички)
Дети старшей и подготовительной групп должны знать название страны, края, поселка, некоторых улиц; иметь представления о государственной символике Краснодарского края, предметах обихода кубанских семей в прошлом, традициях кубанцев: украшать жилище элементами декоративно-прикладного искусства (петриковская роспись, вытыканка, плетения из талаша - кукурузных листьев), иметь представление, не менее чем о 5-10 о кубанских народных традициях, сопровождавших людей в повседневной жизни, уважительно относиться к взрослым и пожилым людям.
Слайд 15.
Опыт отслеживался с мая 2006 года. Практика использования данного опыта в системе работы показала, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности использования данного опыта в работе воспитателей.
В мае 2006 года я провела диагностическое исследование по вопросу сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста о традициях кубанцев, наличии представлений о малой Родине.
Исследование показало следующие результаты (обследованы 20 детей подготовительной группы)
Высокий уровень знания традиций старшими дошкольниками – 0 человек
Средний уровень знания традиций старшими дошкольниками – 8 человек
Низкий уровень знания традиций старшими дошкольниками – 12 человек
Воспитателями средней группы в сентябре 2006 года началась работа по разработанным материалам.
Работа продолжалась в течение трех лет, в конце каждого учебного года изучался уровень усвоения детьми данной группы предложенного материала.
В результате трехлетней целенаправленной работы построенной на основе адаптированных методических разработок и авторских конспектов, результаты значительно улучшились.
Диагностика детей подготовительной группы (20 человек), проведённая в мае 2009 года, показала следующие результаты.
Высокий уровень знания традиций старшими дошкольниками – 5 человек
Средний уровень знания традиций старшими дошкольниками – 15 человек
Низкий уровень знания традиций старшими дошкольниками – 0 человек
Ведущая педагогическая идея данного опыта состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, семье, интерес к истории и культуре Кубани. В том, чтобы воспитать детей такими гражданами государства, которые жили бы с опорой на культурное прошлое народа, чтобы пробудить в детях гордость за Родину. Нам это удалось. Очень хотелось бы, чтобы проведенная нами работа не угасла в душах детей при переходе в школу, во взрослую жизнь.
Уровни усвоения старшими дошкольниками традиций кубанского народа: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень усвоения традиций старшими дошкольниками:
- ребенок знает названия страны, края, поселка, некоторых улиц;
- узнает и называет государственную символику Краснодарского края,
- узнает и называет предметы обихода, их назначение,
- различает, называет предметы традиционного кубанского декоративно - прикладного искусства (петриковская роспись, вытыканка, плетения из талаша - кукурузных листьев),
- знает и называет, не менее чем 5-10 о кубанских народных традиций, развернуто рассуждает о них;
- у ребенка выражена избирательность интереса к предметам кубанской культуры,
- умеет сознательно использовать знания о традициях в игровой деятельности (комбинирование знаний, самостоятельность в выборе темы, владение всеми свойствами изображения роли).
Средний уровень усвоения традиций дошкольниками:
- ребенок с подсказками называет страну, край, поселок, некоторые улицы, путается в определениях;
- узнает государственную символику Краснодарского края,
- знает назначение предметов обихода, путается в названиях,
- различает, называет некоторые виды традиционного кубанского декоративно - прикладного искусства (петриковская роспись, вытыканка, плетения из талаша - кукурузных листьев);
- знает и называет, не менее чем 3-5 кубанских народных традиций, с помощью взрослого рассуждает о них, имеет правильные, но в значительной степени фрагментарные поверхностные представления о традициях;
- умеет разворачивать игровую деятельность не по собственному желанию (разворачивает различные сюжеты, действует в принятой роли, игрушки и предметы подбирает в соответствии с ролью).
Низкий уровень характеризуется:
- ребенок не может самостоятельно назвать страну, край, поселок, некоторые улицы, путается в их названиях;
- узнает часть государственной символики Краснодарского края,
- знает 1-3 предмета обихода, путается в названиях, назначениях;
- не различает, виды традиционного кубанского декоративно - прикладного искусства (петриковская роспись, вытыканка, плетения из талаша - кукурузных листьев);
- не знает и не называет народные традиции, даже с помощью взрослого;
- не умеет использовать знания о традициях в игровой деятельности (шаблонные игровые сюжеты и действия; затрудняется изменить роль, в роли маловыразителен).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему "Приобщение дошкольников к народной культуре Кубани"
Опыт работы над восстановлением утраченных связей между поколениями, формированием у детей чувства исторической сопричастности к своему роду, историческим корням....
Работа с родителями в приобщении дошкольников к культуре народов Поволжья
В семье происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье какие ценности, интересы находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети.Главная г...
Опыт работы "Приобщение детей и их родителей к культуре народа"
Чем дальше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим.И в старом красоту находим,Хоть новому принадлежим....
Опыт работы Приобщение детей дошкольного возраста к кубанским традициям через народную куклу — скрутку.
Приобщение детей дошкольного возраста к кубанским традициям через народную куклу — скрутку....
Инновационный педагогический опыт воспитателя«Приобщение детей к традициям и культуре мордовского народа через устное народное творчество»
Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа, считаться его представителем? ...
Комплексное занятие по приобщению дошкольников к традициям русского народа
Комплексное занятиепо приобщению дошкольниковк традициям русского народаТема: « Русский народный костюм»2015 годЦель: познакомить с историей русского народа (бытом, обычаями, г...
Приобщение дошкольников к традициям бурятского народа, через национальные игры
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому: что заботило, ра...