Опыт работы с дошкольниками ЗПР
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)

Белокудренко Светлана Сергеевна

Формирование коммуникации со старшими дошкольниками с зпр через совместную деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативной деятельности у дошкольников старшего возраста с задержкой психического развития

Все мы знаем, что хорошая речь, показатель всестороннего развития ребенка. В наше время проблема развития речи дошкольников не остаётся без внимания, ведь речь, это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением, воображением и эмоциями. Все эти процессы активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте, поэтому в ФГОС ДО уделяется большое внимание речевому развитию дошкольников. Но, почти все дети дошкольного возраста имеют речевые недостатки и неправильно произносят многие звуки, а наши дети особенно. Основная цель работы с детьми ЗПР по развитию речи, это формирование их устной речи и навыков речевого общения с окружающими. Речь развивается в единстве с мышлением и опирается на сенсорные представления о цвете, форме, величине, положении в пространстве, осязаемых свойствах предметов, то есть на «чувственный опыт ребёнка», а усвоение речевого материала происходит в условиях решения мыслительных задач. Поэтому на занятиях мы используем наглядные средства обучения, а методы и приёмы подбираем с учетом особенностей мышления наших детей. Ведь занятия с детьми ЗПР начинаются не с развития речи, а с развития сенсорных и мыслительных процессов на неречевом материале, накопления пассивного словаря через расширение знаний об окружающем мире, с использованием различных анализаторов: зрение, осязание, слух и движение в пространстве. Ребенку сначала нужно увидеть предмет, ощупать, услышать его название, выполнить с ним какие-то действия, и только тогда ребёнок будет соотносить образ предмета с его названием и начнёт употреблять его в собственной речи. Пока не накопится пассивный словарь, активная речь у ребёнка не появится.

Работу мы строим так, чтобы она была направлена на развитие всех речевых компонентов: расширение и уточнение словарного запаса, формирование грамматического строя, развитие восприятия речи и произносительных навыков. В процессе развития одной из сторон речи одновременно развиваются и другие. Но главное, неречевые процессы, связанные с речью: внимание, память, восприятие, мышление и воображение. Для этого мы используем пальчиковые игры и упражнения, как средство для развития мелкой моторики и речи, так как они стимулируют развитие речи, пространственное мышление и быстроту реакции. Все знают, что если развитие пальцев соответствует возрасту, то и речевое находится в пределах нормы, а если развития движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Не менее важна и физкультминутка. Так как ее цель, дать ребятам возможность отдохнуть, подвигаться и одновременно решить некоторые задачи воспитания звуковой культуры речи: отработка правильного произношения, артикуляции, речевого дыхания. А привлекая внимание детей к речи окружающих, приучаем слушать и слышать речь не только взрослого, но и детей. Но основное внимание отводится обогащению и качественному накоплению словаря детей, что тесно связано с расширением знаний и представлений об окружающем и решается во всех других видах деятельности. Поэтому на занятиях мы часто задаем вопросы детям: что это, какой, что делает или даем задание, что-то принести, привлекая внимание к правильному называнию предметов, их качеств, свойств и действий. Ответ должны дать несколько детей. Предлагаем сравнить предметы, называя их качества. А чтобы дети правильно называли мы помогаем им в этом, а затем побуждаем к повторению, чтобы новые слова включались в их активный словарь. Все это важно для того, чтобы дети могли использовать речевой материал при простых ответах. Формируя у них представление об элементарной структуре высказываний и знакомя с их построением, учитываем разный речевой уровень ребят, применяя индивидуальный подход. Проведение словарной работы с детьми требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах мы используем наглядные приемы обучения, кратковременный показ предмета, игрушки или рассматривание иллюстраций. На занятии стараемся использовать речевые игры одной тематики. При рассматривании куклы, дети описывают ее, кормят, собирают на прогулку, проговаривая свои действия. Таким образом, мы подбираем игрушки, предметы и картинки одной родовой категории: кукольная посуда, одежда, кукла. Какую одежду мы на куклу надели? Дети называют названия отдельных предметов: шуба, шапка, штаны. Регулярно организовываем игровые упражнения с грамматическим содержанием, на усвоение родовой принадлежности и падежных форм имен существительных, на активизацию предлогов, на образование форм единственного и множественного числа существительных. Благодаря таким игровым методам дети овладевают грамматическими навыками. Приучаем ребят запоминать и правильно использовать грамматические средства, взятые из нашей речи. Поэтому мы стремимся дать образец правильной грамматической формы и просим повторить его, затем уже дети образуют новые формы, аналогичные с образцом, обращая внимание на четкость произношения слов, фраз, правильное использование темпа речи и интонации.

Поскольку у детей с ЗПР отмечается ситуативный характер общения, и низкий уровень владения личностными контактами, то наиболее важным условием формирования устной речи, является развитие мотивационной стороны речевой деятельности, поэтому мы формируем у них потребность именно в речевом общении путем различных игр. А для социализации дошкольников с ЗПР важным будет не только овладение системой языка, но и формирование навыков общения, которые позволят им решать вопросы, связанные с адаптацией, развитием коммуникативных и когнитивных возможностей.

Литература:  

1.  Кузеванова О.В. Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста / О.В. Кузеванова, Т.А. Коблова. // Детский сад: теория и практика – 2012. – № 6.

3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с ЗПР – М., ВЛАДОС, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы "Ознакомление дошкольников с ДПИ"

опыт работы по "Ознакомлению дошкольников с декоративно- прикладному искусству". Разработана программа для примениния в ДОУ....

ОПЫТ РАБОТЫ «Приобщение дошкольников к традициям народа Кубани»

ОПЫТ РАБОТЫ «Приобщение дошкольников к традициям народа Кубани»...

Опыт работы "Знакомство дошкольников с культурой и бытом Руси"

   Необходимым условием развития эстетической культуры личности является использование в педаго­гической работе народного искусства. Народное искусство, как часть матери­альной культу...

Опыт работы "Ознакомление дошкольников с растительным и животным миром Тульского края"

Данная технология предназначена для воспитателей дошкольных учреждений, работающих с детьми младшего дошкольного возраста.Ознакомление детей дошкольного возраста с природой Тульского края осуществляет...

Опыт работы с дошкольниками ОВЗ

Методы и приемы работы с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья для их успешной социализации в обществе...

Опыт работы с дошкольниками ОВЗ

Развиваем познавательную активность детей с овз через строительные игры...

Опыт работы с дошкольниками ЗПР

Формирование положительных личночтных качеств ребенка дошкольника через его творческую деятельность в совместной деятельности с педагогом...