Опыт работы "Ознакомление дошкольников с растительным и животным миром Тульского края"
методическая разработка по окружающему миру на тему
Данная технология предназначена для воспитателей дошкольных учреждений, работающих с детьми младшего дошкольного возраста.
Ознакомление детей дошкольного возраста с природой Тульского края осуществляется в дошкольных учреждениях и в семье.
Ознакомление дошкольников с природой Тульского края направлено на овладение детьми знаниями о живой природе нашей местности, навыками поведения при общении с природой, воспитания доброты и сочувствия ко всему живому.
Организуя свою работу в этом направлении надо всегда помнить слова В.А.Сухомлинского: «…добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 691.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 42»
БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ
Ознакомление детей дошкольного возраста с растительным и животным миром Тульского края с использованием
серии познавательных занятий и дидактических игр.
Обобщение опыта работы воспитателя
Астафьевой Елены Алексеевны
.
г. Тула - 2016 г
Условия возникновения и становления опыта.
Человек не хозяин природы, а только её часть, и все, что есть в природе, имеет право на существование.
Экологическое состояние планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и осознанного отношения к ней. Экологические проблемы присущи всем государствам на Земле. Есть они и в России. Не понаслышке знают россияне о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. Этому способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов. В течение двух-трёх последних столетий растительность на планете стала изменяться из-за бурной и не всегда разумной деятельности людей. Если у дерева прочная не гниющая древесина - его жизнь под угрозой. В течение веков, женьшень считался лекарство от всех болезней – и вот его уже почти невозможно отыскать в диком виде. В лесах почти не стало ландышей, дети не знают, как выглядит любка или ночная фиалка. Люди рвут, уничтожают растения, не задумываясь, что будет потом, или потому, что не знают, что в природе всё взаимосвязано, и уничтожение одного звена (растения или животного) может привести к гибели других звеньев цепи.
Познание человеком природы начинается с того момента, когда он начинает видеть мир вокруг себя.
Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет: дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы.
Важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создавая педагогическую развивающую среду экологического направления, в которой ребёнок мог бы познать окружающий мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы и активно взаимодействуя с ними. По словам В.А.Сухомлинского «любование красотой -это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращая в активное стремление к деятельности».
Проанализировав всё это, я пришла к выводу, что необходимо подобрать практический материал для ознакомления детей дошкольного возраста с растительным и животным миром Тульского края и обобщить опыт работы по данной теме.
Актуальность и перспективность опыта.
Научно-техническая революция поставила перед человечеством ряд серьёзных проблем, одной из которых является разрушение окружающей среды, ставящее под угрозу само существование человечества. Изменение и загрязнение земной поверхности носит глобальный характер: около 10-12% распахано, практически исчезла целая зона – зона европейских степей, свыше одой пятой всей площади суши земного шара, находится под угрозой опустынивания, на каждый квадратный километр океана в год выбрасывается около 17 тонн мусора. Всё это создаёт невыносимые условия для существования растений и животных. Под угрозой уничтожения находятся около 30 тысяч видов растений, 16 видов птиц Тульской области занесены в Красную книгу Российской Федерации.
С каждым годом возрастает влияние человека на природу. Вырубание лесов, осушение болот, массовое применение в сельском хозяйстве гербицидов и пестицидов приводит к уменьшению количества животных в нашей области.
Только от нас сегодняшних зависит, увидят ли наши потомки красу лесов, лугов и рек.
Для сохранения редких растений и животных Тульской области необходимо уже сейчас, немедленно, наряду со специфическими для каждого вида живой природы мерами, повышать экологическую грамотность населения. Начало этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно - природой средой.
Актуальность опыта работы продиктована необходимостью решения задач поставленных Департаментом образования Тульской области и отражённых в приказе №583 от 21.04.03 г. «О введении в содержание дошкольного образования регионального компонента». В частности в нём говорится: «Введение регионального компонента содержания дошкольного образования обусловлено необходимостью создания целостной, преемственной системы дошкольного и общего образования Тульской области;
улучшения состояния здоровья детей дошкольного возраста;
усиления внимания к воспитанию у дошкольников любви к родному краю, родине.
Исходя из вышеизложенного, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Ввести с 1 сентября 2003 года в содержание дошкольного образования региональный компонент, составляющими которого являются:
- введение в образовательную программу ДОУ раздела об изучении детьми Тульского края в соответствующей их возрастным особенностям форме…»
Изучив нормативные документы и существующие программы дошкольного образования по вопросу ознакомления детей с природой, я пришла к выводу о необходимости обобщения опыта работы по данной теме и разработки этого вопроса для работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.
Обобщенный и усовершенствованный мною опыт в полной мере соответствует решению задач поставленных перед детским садом и отражённых в Программе
При ознакомлении малышей с природой встречаются затруднения связанные со сменой сезонов. Так зимой, в период нахождения растений в состоянии покоя объём возможностей посещения, и разнообразия наблюдений в природе сокращается по сравнению с лето, весной и осенью. Также затруднения связанны с местом проживания. Нельзя увидеть в городе медведя или лису, многих птиц и лесных цветов.
Учитывая это, мною предложен практический материал для разрешения данных противоречий и сглаживания периодичности при ознакомлении детей с природой.
Мною было проведено анкетирование родителей с целью выявления роли семьи при ознакомлении детей с природой. Проанализировав результаты опроса, я пришла к выводу, что 100% опрошенных родителей хотели бы больше времени проводить с детьми на природе, знакомить их с ней и прививать практические навыки поведения детей в природе. 10% делают это круглогодично, остальные – в период пребывания на дачных участках. Лишь у 23% опрошенных есть домашние животные и 12% из них привлекают детей к помощи по уходу за ними.
Анализ этих данных говорит о важности и необходимости изучения природы в детском саду. Воспитателям младших групп в детском саду порой трудно найти материал по этому вопросу для детей их возрастной группы или выделить его из разных источников. Поэтому в своей работе я предлагаю обобщённый опыт работы, который воспитатели младших групп могут использовать на занятиях, прогулках, в свободное от занятий время, а также в дидактических играх с группой детей или в индивидуальной работе.
Теоретическая база опыта.
Природа – это вся вселенная с существующем на ней органическим и неорганическим миром. Все жизненные процессы протекают в верхней оболочке Земли – в биосфере, составной частью которой являются живые существа – мир растений и животных, человек.
Основное отличие тел живой природы от неживой заключается в обмене веществ, в процессе которого происходит рост, развитие и размножение живого тела.
Через обмен веществ всё живое получает необходимые условия для жизни: воздух, свет, тепло, воду и пищу. В процессе обмена веществ устанавливается единство организма с условиями его жизни – это основной закон биологии.
Наука об условиях существования живых организмов во взаимодействии их между собой и окружающей средой называется экологией. Отдельные элементы среды, действующие на организм (воздух, вода, свет, тепло, пища), называют экологическими факторами. Среда – совокупность экологических факторов, которые влияют на распространение живых организмов. Растения и животные, находясь в тесной связи между собой и условиями неживой природы, создают определённые сообщества, которые мы называем лесом, лугом, степью, водоёмом и др. Состав этих сообществ обусловлен сходством требований, входящих в них видов растений и животных, к физическим условиям мест обитания. Такая взаимозависимость возникает на основе пищевых связей. Использование получаемой энергии необходимо для жизненных процессов.
Понимание строения организмов и принципов их взаимодействия их между собой и окружающей средой являются целью экологического воспитания дошкольника. Базой для экологического воспитания является экологическая культура - составная часть общей культуры человека. Экологическая культура – совокупность экологически развитых сознания, эмоционально - чувственной, деятельностной сфер личности.
Экологическая культура | ||||||||||||||||||||||||
Деятельность в природе | Экологическое сознание | |||||||||||||||||||||||
Восприятие природы | Овладение ЗУНами | Природоохранная деятельность | Потребности, интересы, установки | Эмоции, переживания, чувства | Эстетические и этические оценки |
Экологическое сознание на разных этапах жизни ребёнка проявляется и развивается неравномерно. Рост его наблюдается, если создаётся интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания. Важно, чтобы ребенок смог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение. Необходимо создать условия для общения человека с природой и для посильной деятельности ставить ребёнка в поисковые ситуации, чтобы дети активно, творчески, самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир. Сухомлинский писал: «…идея, которая воодушевляла меня: ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении сделать добро людям… Я буду так вводить малышей в окружающий мир, чтобы каждый наш шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы».
Одним из принципов государственной политики в области образования, закреплённых в Федеральном законе «Об образовании» в ст.2 является «…гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».
В приказе Департамента образования Тульской области от 21.04.03. №583 поставлена задача «усиления внимания к воспитанию у дошкольников любви к родному краю, родине». В программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой ставятся следующие задачи по ознакомлению с природой детей первой младшей группы: «…развивать у детей интерес и бережное отношение к природе, желание помогать в уходе за животными и растениями. Приучать с помощью воспитателя кормить рыб, птиц, поливать растения в уголке природы.
Закреплять представления детей о траве, деревьях, цветах…по их отличительным признакам: трава низкая, зелёная; дерево высокое, на нём много листьев; цветы красные, жёлтые…
Наблюдать (на участке детского сада) за птицами (летают, садятся на деревья, клюют), учить выделять их среди окружающей природы.
Учить детей замечать и называть явления природы (идёт дождь снег, светит солнце).
Мною проработаны созданные в последнее время интересные программы и методики в области экологического образования дошкольников (С.Н.Николаевой «Юный эколог», Н.Н.Кондратьевой «Мы», В.В.Смирновой «Тропинка в природу» и др.).
В своей практике я пользуюсь этими программами, т.к. все они содержат ценный материал по ознакомлению дошкольников с природой.
Программа С.Н.Николаевой «Юный эколог» состоит из семи разделов. Первый раздел – это элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и её значении в жизни живых существ. Следующие два раздела программы посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания. Четвёртый прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза – роста и развития отдельных видов растений и высших животных. В пятом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Шестой раздел показывает разные форы взаимодействия человека с природой. В седьмом разделе даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам.
Спецификой методики экологического образования по этой программе является непосредственный контакт ребёнка с объектами природы, живое общение с растениями и животными, наблюдения и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения.
Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой ставит одной из задач воспитания детей от 2 до 3 лет расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая детей разными сенсорными впечатлениями. Воспитывать внимание и интерес к явлениям природы и окружающим предметам. Формировать представления о предметах и явлениях общественной жизни, о простейших связях между ними. Воспитывать у детей желание участвовать в элементарной трудовой деятельности. Учить их выполнять простейшие поручения (вынести корм для зимующих птиц, собрать листья на участке). Программа нацеливает на развитие интереса и бережное отношение к природе, желание помогать в уходе за животными и растениями, на помощь воспитателю в кормлении рыб, птиц, полив растений в уголке природы, на закрепление представлений детей о траве, деревьях, цветах по их отличительным признакам: трава низкая, зелёная; дерево высокое. На нём много листьев; цветы красные, жёлтые. В программе рекомендуется наблюдать (на участке детского сада) за птицами (летают, садятся на деревья, клюют), учить выделять их среди окружающей природы, учить детей замечать и называть явления природы (идёт дождь, снег, светит солнце).
Программа Н.Н.Кондратьевой «Мы» состоит из трёх разделов:
- «Живые… какие мы?»
- «Как живые приспосабливаются к среде?»
- «Мы нужны друг другу на Земле».
Каждый раздел включает в себя перечень знаний согласно теме раздела, понимание многогранной ценности природы, правил взаимодействия с природой, отношения к природе и экологически ориентированную деятельность.
Программа В.В.Смирновой «Тропинка в природу» состоит из четырёх разделов:
- Целостность природы и признаки живых существ.
- Основные среды обитания живых существ.
- Рост и развитие организмов.
- Знакомство с экосистемами.
Средством нравственного, эстетического и трудового воспитания, согласно этой программе, является экологическая тропа. Это один из важнейших компонентов экологической развивающей среды. Экологическая тропа это специально разработанная или специально оборудованный маршрут в природу. Именно экологическая тропа позволяет понять общую связь живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь живых организмов в экосистемах, их взаимное влияние друг на друга.
Ознакомление малышей с природой Тульского края занимает в моей работе первостепенное место. У каждого из нас есть своя Родина, знакомство с которой начинается с детства. Всё увиденное и услышанное впервые интересно и загадочно. Как растут цветы и деревья? Почему шмель такой пушистый и что он делает на цветке? Вопроса нет конца. Но с годами наших знаний о родном крае становится всё больше. Окружающее становится привычным, а вместе с этим-меньше удивления и восторга. Природа нашего края своеобразна и неповторима. В ней всё взаимосвязано, а мы так мало знаем об этом. Мы не должны мешать природе. А бережно к ней относиться и всегда помнить слова М.М.Пришвина о том, что охрана природы - это и есть любовь к Родине.
Новизна опыта.
Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Однако проблема взаимоотношений ребёнка с природой ещё не полностью исследована.
Через познание живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром. Освоение этих представлений в дошкольном детстве помогает личности утвердиться в мире, укрепляет уверенность в себе, даёт возможность выразить себя в общении с окружающим. Сухомлинский писал: «Надо развивать мышление детей, укреплять умственные силы ребёнка среди природы - это требование естественных закономерностей развития детского организма. Вот почему каждое путешествие в природу есть урок мышления, урок развития ума…Среди природы надо дать ребёнку возможность послушать посмотреть, почувствовать».
Беря за основу уникальность дошкольного возраста, неограниченное стремление к познанию, я попыталась предложить цикл занятий и серию дидактических игр, которые способствуют формированию у детей осознано – правильного позитивного отношения к природе.
Модернизация, усовершенствование имеющегося материала и адаптация к младшему дошкольному возрасту явились целью данной работы.
Изучив ряд программ по экологическому воспитанию, я сравнила предложенный в них материал по ознакомлению малышей с природой.
Сравнительный анализ материала по экологическому воспитанию в программах разных авторов.
№ | Материал для сравнения | Программа В.В.Смирновой «Тропинка в природу» | С.Н.Николаевой «Юный эколог» | Программа Н.Н.Кондратьевой «Мы» | Программа обучения, воспитания и развития под ред. М.А.Васильевой |
1 | Сведения о мироздании: Земля, Луна, вода, воздух, неживая природа, смена сезонов | Подобного материала к изучению не предложено | Этому вопросу полостью посвящён первый раздел программы | В третьем разделе программы - сведения о Земле, воде и воздухе | По данному вопросу программа предлагает учить детей замечать и называть явления природы: идёт снег, дождь, светит солнце, дует ветер |
2 | Многообразие растений и животных и их связь со средой обитания | Знания о целостности природы, об основных признаках живых существ, понимание растений, животных и человека как живых существ | Этому вопросу посвящены второй и третий разделы программы | В первом разделе «Живые… какие мы?» предложен материал по формированию представлений о существовании живых организмов в природе и их разнообразии | Отдельным разделом не выделено, но рекомендовано изучение деревьев, кустарников, травянистых растений, различие их по внешнему виду |
№ 3 | Материал для сравнения Приспособленность живых организмов к среде обитания | Программа В.В.Смирновой «Тропинка в природу» Второй раздел программы посвящён формированию знаний о приспособлении живых организмов к среде обитания. Приспособительные особенности понимание изменчивости среды | С.Н.Николаевой «Юный эколог» Отдельного раздела по этому вопросу нет, но тема связи живых организмов со средой обитания распределена во 2 и 3 разделах | Программа Н.Н.Кондратьевой «Мы» Второй раздел программы «Как животные приспосабливаются к среде» | Программа обучения, воспитания и развития под ред. М.А.Васильевой Отдельным разделом не выделено, но рекомендовано наблюдение как плавают и глотают корм рыбки. Называть ствол ветки, листья дерева |
4 | Рост и развитие живых организмов | Рост и размножение живых организмов: формы размножения, этапы развития, изменения пределы роста | В четвёртом разделе программы - материал о росте и развитии растений и животных, их связи со средой обитания | Рост, развитие и размножение в первом разделе программы | Данный материал предлагается к изучению со средней группы детского сада |
№ 5 | Материал для сравнения Экосистемы | Программа В.В.Смирновой «Тропинка в природу» Основные экосистемы: лес, луг, водоём, сад, огород, взаимосвязи в сообществах | С.Н.Николаевой «Юный эколог» Экосистемы: жизнь растений и животных в сообществах | Программа Н.Н.Кондратьевой «Мы» «Мы нужны друг другу на Земле» - материал о существовании природных объектов в экосистемах | Программа обучения, воспитания и развития под ред. М.А.Васильевой Изучение экосистем в первой младшей группе не предложено. Травы, цветы, деревья изучаются как отдельные объекты |
6 | Отношение человека к природе | Отдельным разделом не выделено, но отношение человека к природе присутствует во всех разделах программы | Отдельным разделом не выделено, но отношение человека к природе присутствует во всех разделах программы | Человек рассматривается как часть природы, правила взаимодействия в природе, отношение к природе, экологически ориентированная деятельность рассматривается в каждом разделе | Решение всех поставленных задач подчинено цели развития интереса и бережного отношения к природе |
№ 7 | Материал для сравнения Рекомендации по распределению материала для разных возрастных групп | Программа В.В.Смирновой «Тропинка в природу» Программа конкретизируется в соответствии с возрастом детей | С.Н.Николаевой «Юный эколог» Даны рекомендации к распределению материала по возрастным группам | Программа Н.Н.Кондратьевой «Мы» Содержание программы не распределено по возрастам. Это позволяет использовать её в любой группе детского сада, ориентируясь на возрастные показатели и стартовые возможности детей. | Программа обучения, воспитания и развития под ред. М.А.Васильевой Перечень знаний по ознакомлению с природой в первой младшей группе |
Ведущая педагогическая идея.
Основная цель образования состоит в том, чтобы способствовать развитию личности каждого ребёнка.
В поисках новых подходов к дошкольному образованию ключевыми стали для нас слова Януша Корчака: « Нет детей – есть люди, но с иными масштабами понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств».
Здесь поставлен целый ряд вопросов, характер решения которых чрезвычайно важен для работы воспитателя с детьми. Эти вопросы состоят в следующем:
- какое содержание образования отобрать, как его преподнести, чтобы оно было близко и интересно детям, - людям с « иными масштабами понятий»;
- какие детские «источники опыта» использовать, каким образом это сделать, какие новые источники найти и предложить, чтобы это содержание детям было легче осваивать;
- как взрослым и детям научиться понимать друг друга, учитывая особый язык детей, особый характер проявления их чувств.
Инновация моей работы – это попытка найти ответы на эти вопросы.
Данный опыт основывается на основных ведущих педагогических идеях:
- Идея осознания себя часть живой природы и уважительного отношения к ней.
- Идея обучения без принуждения, основана на подлинном интересе к окружающим объектам живой природы.
3. Идея сотрудничества воспитателя и малыша на основе взаимного уваже-
ния и доверия.
4. Идея познания природы и окружающего мира на основе систематичности и цикличности.
5. Идея наглядно-образного обучения.
6. Идея индивидуального подхода к ребёнку.
Технология опыта.
При изучении данной темы я поставила перед собой определённые цели и задачи:
- ознакомление детей с природой на примере изучения природы Тульского края;
- обучение поведению человека в природе;
- формирование экологической культуры как общей культуры человека;
- нравственное воспитание;
В функции моей деятельности входит:
- перспективное планирование;
- форма организации обучения (групповая, подгрупповая, индивидуальная);
- мотивация;
- контроль за применением полученных знаний и умений (поведение на прогулке, труд в уголке природы и др.);
Механизм моей деятельности включает в себя:
- результативность (диагностика);
- связь с другими видами деятельности;
- цикличность – систематически повторяющиеся занятия в каждом возрастом периоде, с учётом возрастающей сложности, объёма и потребностей познания;
- нацеленность на получение определённых результатов:
- воспитание доброты и сочувствия;
- повышение уровня теоретических знаний и практических умений;
- систематичность изучения природы Тульского края во все сезонные периоды;
- успешное развитие основных психических процессов;
- сформированная потребность в общении с живой природой.
Результативность.
Результативность данного метода определяется при помощи диагностирования детей.
Вывод по результатам диагностики.
При проведении диагностики видно, что в процессе роста и развития каждого ребёнка, результаты диагностирования меняются. Возрастает процент высокого уровня, а низкого уменьшается. Поэтому, чтобы прослеживался положительный результат по ознакомлению детей с природой надо сформировать положительную мотивацию и потребность детей к познанию природы.
У детей очень важно воспитывать любовь к окружающему миру и интерес к результатам своей работы.
Адресная направленность.
Данная технология предназначена для воспитателей дошкольных учреждений, работающих с детьми младшего дошкольного возраста.
Ознакомление детей дошкольного возраста с природой Тульского края осуществляется в дошкольных учреждениях и в семье.
Содержание обучения в детском саду определяется «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой.
Ознакомление дошкольников с природой Тульского края направлено на овладение детьми знаниями о живой природе нашей местности, навыками поведения при общении с природой, воспитания доброты и сочувствия ко всему живому.
Организуя свою работу в этом направлении надо всегда помнить слова В.А.Сухомлинского: «…добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира».
ЦЕЛЬ:
Выявить знания детей об окружающей природе в начале и середине учебного года.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:
Высокий уровень знаний:
Ребёнок без затруднений и помощи взрослого:
- называет явления природы (идёт снег, дует ветер, светит солнце),
- определяет по вкусу и внешнему виду наиболее часто встречающиеся в нашей местности фрукты и овощи,
- отличает дерево от кустарника, может распознать травянистые растения,
- называет 1-2 вида растений (на участке в комнате),
- знает и называет в процессе непосредственного наблюдения, на картинах и в игрушках животных и их детёнышей,
знает, называет части тела животных, умеет выделять наиболее яркие, характерные особенности животных, подражать им.
Средний уровень знаний:
Ребёнок самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя:
- определяет наличие осадков и других явлений природы (светит солнце, дует ветер),
- определяет по вкусу или внешнему виду 1-2 наиболее известных вида фруктов или овощей,
- знает название 1-2 видов растений (на участке, в комнате),
- узнаёт и называет на картинках и при непосредственном наблюдении некоторых животных и их детёнышей, подражает некоторым из них,
- называет некоторые части тела животных.
Низкий уровень знаний:
Ребёнок затрудняется самостоятельно или с помощью взрослого:
- назвать существующие на данный момент или изображённые на картинках осадки, наличие солнца и ветра,
- назвать широко известные фрукты или овощи по вкусу или внешнему виду,
- отличить дерево от кустарника при непосредственном наблюдении
- назвать 1 растение на участке или в комнате,
- назвать животных на картинке или в природе, показать по просьбе воспитателя части его тела.
№ | Фамилия, имя ребёнка | Определяет наличие | Узнаёт по вкусу или внешнему виду | Различает по внешнему виду | Называет животных | Знает название растений | Оценка уровня знаний | |||||||||||||
солнца | ветра | осадков | фрукты | овощи | деревья | кустарники | травы | взрослое | детёнышей | части тела | подражает | деревья | кустарники | цветы | Комнатные растения | Высокий | Средний | Низкий | ||
1 | Бабкин Дима | |||||||||||||||||||
2 | Гусев Саша | |||||||||||||||||||
3 | Должиков Илья | |||||||||||||||||||
4 | Задерин Семён | |||||||||||||||||||
5 | Инченко Дима | |||||||||||||||||||
6 | Климахина Алина | |||||||||||||||||||
7 | Корченкова Даша | |||||||||||||||||||
8 | Кузнецова Юля | |||||||||||||||||||
9 | Куликов Андрей | |||||||||||||||||||
10 | Лаврынкин Игорь | |||||||||||||||||||
11 | Лысенко Лиза | |||||||||||||||||||
12 | Ориненко Илья | |||||||||||||||||||
13 | Плющев Вова | |||||||||||||||||||
14 | Поликарпова Настя | |||||||||||||||||||
15 | Присяжный Даниил | |||||||||||||||||||
16 | Рахматов Даниил | |||||||||||||||||||
17 | Соколова Полина | |||||||||||||||||||
18 | Федорович Илья | |||||||||||||||||||
19 | Хабарина Маша | |||||||||||||||||||
20 | Ченцова Лиза | |||||||||||||||||||
Высокий уровень | ||||||||||||||||||||
Средний уровень | ||||||||||||||||||||
Низкий уровень |
Обработка результатов
Сентябрь:
86 – количество ответов детей по все вопросам на высоком уровне
116 – количество ответов детей по всем вопросам на среднем уровне
118 – количество ответов детей по всем вопросам на низком уровне
20 – количество детей по списку
16 – количество вопросов
86/20*16=0,27=27% - ответов детей на высоком уровне по всем вопросам
116/20*16=0,36=36% - ответов детей на среднем уровне по всем вопросам
118/20*16=0,37=37% - ответов детей на низком уровне по всем вопросам
Январь:
194 – количество ответов детей по все вопросам на высоком уровне
121 – количество ответов детей по всем вопросам на среднем уровне
5 – количество ответов детей по всем вопросам на низком уровне
20 – количество детей по списку
16 – количество вопросов
194/20*16=0,60=60% - ответов детей на высоком уровне по все вопросам
121/20*16=0,38=38% - ответов детей на среднем уровне по всем вопросам
5/20*16=0,1=1% - ответов детей на низко уровне по всем вопросам
Таблица. Зависимость уровня знаний детей по месяцам.
месяцы уровни | Сентябрь | Январь |
Высокий уровень | 27 | 61 |
Средний уровень | 36 | 38 |
Низкий уровень | 37 | 2 |
График зависимости уровня знаний детей от месяца проведения диагностики.
Материал для проведения диагностики
Дидактические игры:
- «Животные с детёнышами»
- «Деревья, кустарники, травы»
- «Отличи живое от неживого»
- «Кто, где, живёт?»
Муляжи, плоскостные изображения, натуральные фрукты и овощи.
Комнатные растения в помещении группы.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЖИВОТНЫМ И РАСТИЕЛЬНЫМ МИРОМ
Дата проведения занятия | Тема занятия | Предварительная подготовка |
Сентябрь | Знакомство с цветами на участке детского сада на примере календулы и бархатцев. | Макеты цветов по количеству детей. |
Октябрь | Знакомство с деревом и кустарником на примере липы и сирени. | Подготовка гербарных сеток. |
Ноябрь | Ознакомление с птицами на примере сороки | Подготовка кормушки, корм, игрушки-аналоги птиц. |
Декабрь | Почему ёлки колючие? | Подготовить шишки. |
Январь | Ознакомление с дикими животными. Лиса. | Подготовить игрушку аналога лисы. |
Февраль | Зимой – белый, летом – серый. Знакомство с дикими животными на примере зайца. | Подготовить музыкальное сопровождение для игры « Лиса и зайцы», игрушки аналоги зайцев по количеству детей. |
Март | Возвращение пернатых. Знакомство с грачом и скворцом. | Подготовить чучело грача и скворца, магнитофонную запись пения птиц, игрушки-аналоги птиц. |
Апрель | Русская берёза. | Лист с изображением берёзы, гуашь чёрная и зелёная, кисти по количеству детей. |
Май | Краски весны. Ознакомление с одуванчиком и колокольчиком. | Подготовить нектар, трафареты разных цветов. |
Сроки проведениязанятия | Тема занятия | Программное содержание | Опыты, требующие предварительной подготовки | Опыты, проводимые без предварительной подготовки |
Сентябрь 1 2 | Знакомство с цветами на участке детского сада | Конспект занятия прилагается | Выкапывание растения из земли с целью рассматривания корней | |
Октябрь 1 2 | Знакомство с деревом и кустарником «Идём к дереву в гости» Знакомство с фруктами и овощами | Конспект занятия прилагается Конспект занятия прилагается | Собрать разноцветные листья и заложить гербарий Разрезать некоторые фрукты и овощи с целью познания их внутреннего содержания (у одних - семена есть, у других – нет). Семена собрать, промыть и оставить для просушивания | |
Ноябрь 1 Сроки проведения занятий | Знакомство с комнатными растениями и простейшие приёмы ухода за ними Тема занятия | Конспект занятия прилагается Программное содержание | Поместить черенок или отдельный лист комнатного растения в воду с целью образования корней Опыты, требующие предварительной подготовки | Уход на занятии за пыльным и увядшим растением с целью наблюдения за его дальнейшим развитием вне занятия Опыты, проводимые без предварительной подготовки |
2 | Знакомство с птицами Тульского края на примере птиц, прилетающих на участок детского сада | Конспект занятия прилагается | Ежедневно изучая содержимое кормушки выяснить, какой корм больше всего употребляют прилетающие к ней птицы | |
Декабрь 1 2 | Знакомство со снегом Подкорка птиц с помощью кормушки | Цель: знакомить детей со свойствами снега как среды обитания живых организмов, т.е. его наиболее важными характеристиками - низкая температура, цвет, непрозрачность, рыхлость, превращении воду при увеличении температуры. Конспект занятия прилагается | До начала занятия принести в группу ёмкость со снегом и понаблюдать, что с ним происходит. Другую часть снега положить на бумажный фильтр и дать ему полностью растаять | Взять снег и положить на ладонь, на ладонь в варежке На прогулке после занятия заложить опыт с целью выявления наиболее часто употребляемого птицами корма |
Сроки проведения занятия | Тема занятия | Программное содержание | Опыты, требующие предварительной подготовки | Опыты, проводимые без предварительной подготовки |
Январь 1 2 | Знакомство с домашними животными нашей местности Посадка репчатого лука на зелень | Конспект занятия прилагается Конспект занятия прилагается | Предварительно (за неделю до занятия) поместить один лук в стакан с водой (на уровне корней), другой - в стакан без воды | |
Февраль 1 2 | Знакомство с дикими животными Тульского края | Конспект занятия прилагается | ||
Март 1 2 Сроки проведения занятия | Условия прорастания семян, дальнейшее развитие растения Знакомство с аквариумом и его обитателями Тема занятия | Дать представление о развитии растений из семян, условиях необходимых для этого процесса. Наблюдать за дальнейшим развитием проростка. Конспект занятия прилагается Программное содержание | Заложить семена фасоли и гороха во влажную ткань и поставить на батарею Опыты, требующие предварительной подготовки | Проросшее семя посадить в ёмкость с землёй и наблюдать за его дальнейшим развитием Опыты, проводимые без предварительной подготовки |
Апрель 1 2 Сроки проведения занятия | «Куда бежит вода?» Посадка на грядке клубней картофеля, лука-севка, гороха. Тема занятия | Дать представление о том откуда появилась вода, определить её свойства: холодная, прозрачная, грязная, течёт, по ней можно пускать «кораблики». Значение талой воды для жизни растений. Формировать навыки правильной посадки семян: предварительное проращивание, замачивание, раскладывание в бороздки, присыпание землёй с последующим поливом. Программное содержание | Проращивание клубней картофеля на свету, замачивание семян гороха. Опыты, требующие предварительной подготовки | Собрать часть воды в прозрачный стакан, используя фильтровальную бумагу. Выявить какие предметы в воде тонут, а какие плывут. Потрогать пальцем воду, она холодная. Посадить параллельно не проращенный картофель и сухие семена гороха. Опыты, проводимые без предварительной подготовки |
Воспитывать желание помогать взрослым в трудовых поручениях, чувство ответственности. | . | |||
Май 1 2 | Наблюдение за сиренью Высаживание в цветник, выращенной рассады цветов | Наблюдать изменения, произошедшие с кустом сирени с наступлением весны, установить зависимость между ними и погодой. Вызвать у детей чувство восхищения красотой цветения и запахом сирени Приобщать детей к труду, познакомить с высаживаемыми растениями, запомнить название 2 из них, учить замечать и называть характерные признаки, привлекать к посильным трудовым действия при посадке цветов, приобщать детей к общению с прекрасным, прививать потребность любить и охранять природу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки по теме «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с растительным и животным миром Пермского края на основе проектной деятельности»
Пояснительная записка. Дошкольное детство – время рождения личности. Ребёнок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольни...
Из опыта работы воспитателя по развитию активности дошкольников при ознакомлении с животным миром родного края.
1. Введение.2. Теоретическая часть:- значение работы по ознакомлению детей с животным миром края;- ЯНАО3. Практическая часть:- прогулки и экскурсии - ведущая форма знакомства детей с животными;- наблю...
Ознакомление старших дошкольников с многообразием животного мира. Знакомство детей с животным миром родного края.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования э...
Консультация для воспитателей "Ознакомление дошкольников с растительным и животным миром Алтайского края"
Консультация для воспитателей....
Формы работы по ознакомлению дошкольников с растительным и животным миром родного края.
Формы работы по ознакомлению дошкольников с растительным и животным миром родного края.В настоящее время специалистами разработаны различные формы работы по экологическому воспитанию дошко...
Конспект НОД на тему: «Растительный и животный мир Тульской области» Социально - коммуникативное развитие; познавательное развитие
У каждого из нас есть своя родина, знакомство с которой начинается с детства. На занятиях мы знакомились с нашем Тульским краем, с городами, с достопримечательностями, памятными местами связанными с и...
Конспект НОД «Растительный и животный мир Тульской области» (презентация)
Сегодня мы поговорим о природе нашего края. Она очень своеобразна, неповторима. Очень давно почти вся поверхность нашего края была покрыта лесами, в которых водились лисы, волки и медведи. Постепенно ...