Картотека опытов и экспериментов с природным материалом
картотека (младшая группа)
Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_opytov_i_eksperimentov_s_prirodnym_materialom_vtoraya_mladshaya_gruppa.docx | 177.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека опытов и экспериментов с природным материалом
(вторая младшая группа)
Тема: «Почему вода прозрачная?»
Цель: Выявить с детьми такое свойство воды как прозрачность; развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Оборудование: тазики с водой, 2 стаканчика с молоком, камешки, ракушки, баночки.
Ход: Воспитатель предлагает детям определить, что находится в тазиках и баночках (вода).
Игра №1 «Сделаем дождик» - дети бросают камешки в тазик с водой. Затем дети рассматривают баночку с водой и находящимися в ней ракушками. Вопросы: «Что находится в этой баночке с водой? (ракушки ). Как вы догадались? (предметы видны в воде). Вода прозрачная».
Игра №2 «Сделаем дождик»- дети бросают камешки в стаканчик с молоком. Вопросы « Где камушки? Почему их не видно?» ( Потому что молоко белое).
Игра №3 «Отгадай, что в стакане»- дети отгадывают, что находится в стакане с молоком. Взрослый после ответов детей достаёт ракушки. Вопрос «Почему ракушек не было видно в молоке? (Оно белое) А почему в воде видны предметы?» ( Она прозрачная).
Вывод: Вода прозрачная, в ней видны все предметы.
Тема: «Где прячутся семена?»
Цель: показать детям, где образуются семена растений; их отличие друг от друга по размеру, форме, окраске; помочь овладеть способами сбора семян.
Оборудование: Шишки, каштаны, семена березы, поднос.
Ход: Воспитатель приносит корзину с шишками. «Ребята, на каком дереве растут шишки? (на еле). Как вы думаете, зачем елке нужны шишки? (созревают семена).
Воспитатель раздаёт детям шишки и показывает, как из них достать семена. «Надо осторожно постучать шишкой по столу, из шишки будут вылетать семена»
Вопросы: «Где прятались семена? (под чешуйками). Какой величины семена ели? Легкие они или тяжёлые? Для чего дереву нужны семена?».
Воспитатель выставляет перед детьми поднос с семенами и просит найти семена берёзы. Вопросы: «Спрятаны ли семена березы? (нет). Где они находятся? (семена березы прижаты друг к другу, образуют серёжку). Давайте на них подуем. Что произойдёт? (семена рассыплются, они лёгкие).
Воспитатель предлагает выбрать самые крупные семена. «Это каштаны. Каждое семя спрятано в отдельном домике. На что похож этот домик? (на ёжика). Давайте на них подуем. Можно ли сдуть семена каштана? Почему? (они тяжелые). Какой формы семена? Какие они на ощупь? ( круглые, твёрдые). Покатайте их по столу.
Тема: «Как вода меняет цвет?»
Цель: Дать детям представление о том, что вода меняет свою окраску при растворении в ней различных веществ; воспитывать положительное отношение к экспериментальной исследовательской деятельности.
Оборудование: Разведенная краска разных цветов, пипетка, молоко, мерные стаканчики, палочки для размешивания, баночки с прозрачной водой, камушки.
Ход: «Ребята, для чего нам нужны краски? (чтобы рисовать).
Вопросы: «Что налито в стаканчиках? (вода). Какой цвет имеет вода? (вода прозрачная). Как можно окрасить воду? (добавить краску)».
При помощи пипетки дети поочерёдно капают в баночки разведенную гуашь и наблюдают, как вода меняет окраску.
Взрослый предлагает добавить в стаканчик с прозрачной водой немного молока. «Что произойдет с водой? Поменяет ли она свой цвет? Какой станет вода?» (вода примет цвет молока и станет белой).
Игра «Спрячем камушки» - дети бросают камушки в стаканчики с окрашенной водой. Вопросы: «Где камушки? Почему их не видно? (вода окрашена).
Вывод: Вода приобретает цвет растворённого в ней вещества; в окрашенной воде предметов не видно.
Тема: «Какой вкус у воды?»
Цель: дать детям представление о том, что вода не имеет собственного вкуса, но может принимать вкус растворённых в ней веществ. Развивать вкусовые ощущения, умение устанавливать простейшие причинно - следственные связи.
Оборудование: ёмкость с кипяченой водой, одноразовые ложечки, стаканчики пустые, с вареньем, солью, сахаром.
Ход: Взрослый предлагает попробовать, что налито в стаканчике на столе.
Вопросы: «Чем я вас угощаю? (водой). Какой вкус у воды? (вода безвкусная).
Затем взрослый предлагает рассмотреть баночку с вареньем: «Из чего делают варенье? (из ягод) Какое оно на вкус? (сладкое) Какой станет вода, если мы в неё добавим варенье? (Вода станет сладкой)» Дети пробуют воду.
Аналогично проводятся действия с солью: «Что находится в баночке? (соль) Для чего в еду добавляют соль? Какой станет вода, если мы в неё положим соль?»
Игровое задание «Угадай угощение» - нескольким детям поочередно завязывают глаза и они определяют вкусовые качества воды (солёная, сладкая, обычная-безвкусная).
Вывод: Вода приобретает вкус растворимых в ней веществ.
Тема: «Во что превращается снег и лед?»
Цель: показать детям, что снег и лёд в тепле тают и становятся водой; в талой воде есть мусор, она грязная. Развивать умение устанавливать связи между температурой воздуха и состоянием воды. Воспитывать интерес к неживой природе.
Оборудование: ёмкости со снегом и льдом.
Ход: Подготовка – принести с улицы 2 ёмкости со снегом и льдом.
- Ребята, а как Вы думаете, что произойдёт со снегом и льдом в нашей очень тёплой группе? Дети: они растают. Воспитатель: Правильно, ребята. А как Вы думаете, что быстрее растает снег или лёд? Дети: ответы детей. Воспитатель: Снег тает быстрее льда. Но и снег и лёд превращаются в воду. А чтобы наши варежки стали совсем сухие, что нужно сделать? ... А во что превратились снег и лёд в наших тёплых ладошках? Ответы детей. Ребята, а вам интересно было узнать о таких свойствах снега и льда? Да, действительно мы с вами узнали, сколько нового, интересного и удивительного!
Вывод: снег и лед при комнатной температуре превращается в воду.
Тема: «Тонет – не тонет»
Цель: расширять представления о свойствах воды: тяжелые предметы в воде тонут, а легкие – плавают; приобщать к навыкам экспериментирования (высказывать предположения, делать выводы, обследовать предметы).
Материал: большая прозрачная емкость, деревянный кубик, камни, резиновый мяч, песок, пластмассовая ложка, гайка.
Ход: - Ребята, посмотрите какие предметы, я приготовила сегодня для нашего экспериментирования. Воспитатель предлагает детям рассмотреть предметы, пощупать, определить, какие легкие, какие тяжелее?
Дети самостоятельно опускают предметы в воду и наблюдают.
Воспитатель спрашивает:
- Что плавает?
- Все ли предметы одинаково держатся на воде?
- Одинакового ли они размера?
- Почему они плавают?
Вывод: Легкие предметы держатся на поверхности, а тяжелый предмет давит
на воду, его вода удержать не может.
Тема: «Каким свойством обладают сухие листья?»
Цель: помочь детям выявить свойства сухих листьев (тёмная окраска, лёгкие, шуршат, крошатся). Развивать умение сравнивать, делать простейшие вывод
Оборудование: ёмкость с собранной сухой листвой, сорванные с дерева листья, толкушка, поднос, таз с водой.
Ход: Воспитатель: «Ребята, сегодня по дороге в детский сад я собрала на нашем участке немного опавших листьев. Сейчас мы с вами поиграем!».
Игра «Как шуршат листочки»- дети опускают руки в таз с сухими листьями и пе-ребирают их. «Что вы слышите? (шуршание). Почему листочки издают такой звук? (они сухие).
Игра «Кораблики» - дети опускают листочки в таз с водой и дуют на них. Вопросы: «Что делают листочки? (плывут). Почему они плывут? (мы дуем).
Игра «Сделаем ковёр». Воспитатель стучит толкушкой по сухим листьям и сор-ванным с дерева. Вопросы: «Какие изменения произошли с листьями? Что стало с сухими листьями? (они ломкие, крошатся). Почему не потеряли форму свежие листья?(они мягкие). Возьмите сухие листья и сожмите их. Какие они на ощупь? (шершавые). Разомните их пальчиками. Что у вас получилось
Вывод: Сухие листья шершавые, шуршат и крошатся.
Тема: «Почему камешки тонут в воде?»
Цель: Формировать представления о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжёлые. Воспитывать интерес к играм с природным материалом.
Оборудование: Камушки большие и маленькие, прозрачная ёмкость с водой, две пустые ёмкости, мешочек с камнями, ложки, пёрья птиц.
Ход: «Ребята, по дороге к вам я нашла мешочек. А он не пустой. Давайте вместе посмотрим, что в нём лежит».
Воспитатель достаёт из мешочка камушки и рассматривает их с детьми. Вопросы: « Одинаковые ли все камушки? (нет). Чем они отличаются? (формой, величиной). Какие они на ощупь? (гладкие). Назовите места, где можно увидеть много камушек? ( аквариум, в песочнице, на дорогах)».
Игровое задание «Разделим камушки на большие и маленькие».
Воспитатель: «Возьмите в руки камушки. Какие камушки тяжелые, какие лёг-кие? Почему? (большие тяжелее маленьких). Как вы думаете, будут ли камушки плавать в воде? (ответы детей). Давайте это проверим».
Игровое задание «Опусти камушки в воду». Вопросы: «Что происходит с камушками? Все ли камушки тонут? Почему?( камушки тяжелые).
Вывод: Камушки тяжёлые и поэтому тонут в воде.
Тема: «Какой бывает песок?»
Цель: способствовать накоплению представлений детей о свойствах песка (состоит из песчинок, пропускает воду; сухой - рассыпается, светлого цвета; сырой - липнет, принимает форму ёмкости, темнее по цвету). Оборудование: Тазики с сухим и влажным песком, совочки, формочки, лупа.
Ход: Воспитатель сначала предлагает детям рассмотреть две ёмкости с песком. Вопросы: «Что находится в тазиках? (песок). Песок в тазиках одинаковый или разный? (разный). Чем песок отличается? (в одном он сырой, в другом-сухой).
Рассматривание сухого песка через лупу. Вопросы: «Из чего состоит песок? (из песчинок). Какие песчинки по форме и размеру? (круглые и маленькие). Какого цвета сухой песок? (светлый, светло- коричневый).
Игровые действия с сухим песком: «Спрячьте песок в ладошке и снова выпустите его из рук. Остался ли песок на ладошке? (нет). Почему? (он сухой, рассыпчатый, не прилипает к рукам). Попробуйте сделать куличики. Почему не получаются куличики?( песок сухой, рассыпается).
Аналогично проводятся игровые действия с влажным песком. Вопросы: «Каким цветом сырой песок? (тёмный, тёмно- коричневый). Что у вас получилось, когда вы сжали песок в ладошке? (пирожок). Почему песок не рассыпался? Почему песок остаётся на ладошке? Получаются ли и сырого песка куличики?
Вывод: Сухой песок рассыпается, сырой- слипается, принимает форму ёмкости.
Тема: «Где находится воздух?»
Цель: дать детям представление о том, что внутри человека есть воздух, помочь его обнаружить. Развивать умение обозначать действия словами, устанавливать логическую связь между предметами.
Оборудование: ёмкость с водой, трубочки для коктейля.
Ход: Воспитатель приносит для детей трубочки и предлагает с ними поиграть.
Вопросы: «Есть ли у вас дома трубочки? Что с ними можно делать? Что есть у каждой трубочки? (отверстие). Для чего нужны отверстия в трубочке? (сквозь них что-нибудь вдувать и выдувать).
Игра: дети дуют в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха. Вопросы: «Что вы чувствуете на ладошке? (ветерок). Откуда появился ветерок?.
Объяснение: «Воздух нужен человеку для дыхания. При вдохе он попадает к нам внутрь через рот или нос.
Игровое упражнение «Вдох-выдох»- дети делают глубокий вдох и выдох.
Игровое упражнение «Как выходит воздух»- дети дуют в трубочку, конец кото-рой опущен в воду. Вопросы: «Что появилось в воде? Откуда появились пу-зырьки? (так из трубочки выходит воздух). Куда исчезли пузырьки? (воздух вы-ходит и пузырьки исчезают). Воздух лёгкий, через водичку поднимается вверх.
Вывод: Внутри человека есть воздух.
Тема: «Почему нельзя есть снег?
Цель: расширять представления детей об особенностях снега, устанавливать взаимо-связь (снег в тепле тает). Закреплять культурно-гигиенические навыки (снег грязный).
Предварит. работа: зимой во время прогулки дети едят снег. Разговоры, убеждения не помогают, и я предложил провести эксперимент. Мы набрали снег и принесли в группу.
Воспитатель: А как вы думаете, что произошло со снегом, который мы принесли вчера?
Дети: Он растаял. Превратился в воду.
Воспитатель: А как вы думаете, почему снег в группе быстро растаял, а на улице снег лежит и не тает.
Дети: В группе тепло, а на улице холодно.
Воспитатель: Давайте рассмотрим воду, которая получилась в ведерке после того как снег растаял. Чистая ли водичка?
Дети: Вода грязная.
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами посмотрим, какой же снег на улице: грязный или чистый? Мы сейчас нашу воду профильтруем и увидим, что у нас получиться.
Для этого я возьму салфетку, положу ее в воронку и перелью воду из ведерка. Снимаем салфетку и раскладываем ее на белом листе бумаги.
Воспитатель: А теперь посмотрим на фильтр. Что вы видите?
Дети: Грязь! Там есть даже камешки!
Воспитатель: Да. На фильтре осталось много пыли, песка и мелких камешков.
Воспитатель: Скажите ребята, можно ли пить эту воду, из растаявшего снега?
Тема: «Какую форму принимает вода?»
Цель: формировать представления детей о том, что вода жидкая и принимает форму того сосуда, в который её наливают.
Оборудование: ёмкости разной величины и формы, большой таз с водой.
Ход: Взрослый показывает детям разнообразные формочки и баночками и предлагает с ними поиграть.
Игры со стаканчиками. Воспитатель: «Я приготовила для нас тазик с водой. Как вы думаете, где взяла воду? (налила из крана). Что будет, если я наполню стакан водой и наклоню его? (вода выльется из стакана). А если я буду лить воду из стакана в стакан? (вода будет переливаться). Теперь вы возьмите стаканчики; на-полняйте их водой и снова выливайте из них воду. Что делает вода? (льётся, вы-ливается). Вода - жидкая, поэтому она может литься, переливаться и выливаться
Игры с формочками и баночками. Воспитатель: «Давайте заполним водой все приготовленные ёмкости и поставим их на стол. Во все ли баночки налилась вода? (во все). Баночки и формочки одинаковой формы или разной? (ёмкости разной формы). Вода во всех формочках и баночках одинаковая или нет? (одинаковая).Как вы думаете, имеет ли вода форму? (вода не имеет формы).
Вывод: Вода жидкая и принимает форму того сосуда, в который её наливают.
Тема: «Какой вкус у воды?»
Цель: дать детям представление о том, что вода не имеет собственного вкуса, но может принимать вкус растворённых в ней веществ. Развивать вкусовые ощущения, умение устанавливать простейшие причинно - следственные связи.
Оборудование: ёмкость с кипяченой водой, одноразовые ложечки, стаканчики пустые, с вареньем, солью, сахаром.
Ход: Взрослый предлагает попробовать, что налито в стаканчике на столе.
Вопросы: «Чем я вас угощаю? (водой). Какой вкус у воды? (вода безвкусная).
Затем взрослый предлагает рассмотреть баночку с вареньем: «Из чего делают варенье? (из ягод) Какое оно на вкус? (сладкое) Какой станет вода, если мы в неё добавим варенье? (Вода станет сладкой)» Дети пробуют воду.
Аналогично проводятся действия с солью: «Что находится в баночке? (соль) Для чего в еду добавляют соль? Какой станет вода, если мы в неё положим соль?»
Игровое задание «Угадай угощение» - нескольким детям поочередно завязывают глаза и они определяют вкусовые качества воды (солёная, сладкая, обычная-безвкусная).
Вывод: Вода приобретает вкус растворимых в ней веществ.
Тема: «Во что превращается снег и лед?»
Цель: показать детям, что снег и лёд в тепле тают и становятся водой; в талой воде есть мусор, она грязная. Развивать умение устанавливать связи между температурой воздуха и состоянием воды. Воспитывать интерес к неживой природе.
Оборудование: ёмкости со снегом и льдом.
Ход: Подготовка – принести с улицы 2 ёмкости со снегом и льдом.
- Ребята, а как Вы думаете, что произойдёт со снегом и льдом в нашей очень тёплой группе? Дети: они растают. Воспитатель: Правильно, ребята. А как Вы думаете, что быстрее растает снег или лёд? Дети: ответы детей. Воспитатель: Снег тает быстрее льда. Но и снег и лёд превращаются в воду. А чтобы наши варежки стали совсем сухие, что нужно сделать? ... А во что превратились снег и лёд в наших тёплых ладошках? Ответы детей. Ребята, а вам интересно было узнать о таких свойствах снега и льда? Да, действительно мы с вами узнали, сколько нового, интересного и удивительного!
Вывод: снег и лед при комнатной температуре превращается в воду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Опыты и эксперименты с природным материалом"
Эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Познание окружающей действительности лучше всего происходит в процессе наблюдений, экскурсий, специально организованных опытов...
Опыты и эксперименты с природным материалом
Опыты и эксперименты с природным материалом...
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Опыты и эксперименты с природным материалом»
Важной целью современного образования является побуждение детей к познавательной активности и стремлению узнавать новое. Эксперименты в детском саду – удачно выбранная форма работы, которая сочетает в...
мастер-класс для педагогов "Опыты и эксперименты с природными материалами"
Повысить упрвень прфессиональной компетенции у педагогов по познавательно - исследовательской деятельности с природными материалами....
Опыты и эксперименты с природным материалом
Младшая группа...
Картотека опытов и экспериментов с природным материалом
Картотека опытов и экспериментов с природным материалом...
Мастер-класс для педагогов "Опыты и эксперименты с природными материалами"
Цель: повысить уровень профессиональной компетентности у педагогов по экспериментально-исследовательской деятельности...