Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Опыты и эксперименты с природным материалом»
опыты и эксперименты на тему

Паршина Светлана Анатольевна

Важной целью современного образования является побуждение детей к познавательной активности и стремлению узнавать новое.

Эксперименты в детском саду – удачно выбранная форма работы, которая сочетает в себе образовательные требования и учитывает возрастные особенности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Опыты и эксперименты с природным материалом»

Цель: повысить уровень профессиональной компетентности у воспитателей дошкольного образования по экспериментально-исследовательской деятельности с природным материалом.

Ход мастер-класса

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами.

Сегодня мы поговорим с вами об экспериментальной исследовательской деятельности дошкольников с природным материалом.

 - Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

 Пришли на занятие, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

Я вас понимаю. Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет) 

Последнее спрошу вас я:

Активными все будем? (Да)

Слайд 2. Японская пословица гласит:

 «Расскажи мне – я услышу,

   Покажи мне – я запомню,

   Дай мне сделать самому – и я пойму».

Вот в этом мы с вами и будем убеждаться.

Слайд 3. Уважаемые, коллеги, давайте для начала вспомним какую роль, играет экспериментирование в развитии ребёнка - дошкольника?

Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей: познавательного интереса, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности, творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, расширению кругозора детей, поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности, обогащению словарного запаса, воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.

  «В природе нет ничего бесполезного» – писал философ Мишель Монтень. Нельзя не согласиться с утверждением этого новатора своего времени. Воспитание детей, по его мнению, должно способствовать развитию всех сторон личности ребенка, а обучение должно осуществляться без наказаний, без принуждения и насилия. Современная педагогическая мысль основывается на тех же принципах отношения к детям, развивая и воплощая в жизнь идею всестороннего развития ребенка с момента его рождения.

Слайд 4. По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством воспитания детей и их всестороннего развития.

  Сенсорное воспитание очень важный компонент, ведь знания о природе, существах, растениях усвоятся лучше, когда ребенку предложат не просто посмотреть на объект живой или неживой природы, но еще и потрогать его, погладить, то есть обследовать, поэкспериментировать.

   Природу, как неисчерпаемый источник форм, красок, звуков, широко используют и большинство современных педагогов и детских психологов.

  Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование наравне с игрой является ведущим видом деятельности, а проведение опытов и экспериментов с природным материалом способствует общему развитию и познанию дошкольников.

Слайд 5. Начиная исследование, мы предположим:

1. Если растения имеют яркую окраску своей надземной части, то они могут окрашивать предметы в разные цвета (имеют способность окрашивать).

 2. Если растения могут окрашивать предметы, то из них можно сделать краску и рисовать ею.

3. Если есть красящие растения, то зачем синтетические краски?

Слайд 6.

Опыт 1. Для проведения эксперимента отрежем кусочки растений, плодов или ягод и проведем ими по белому листу бумаги. Прежде чем приступить к рисованию, нужно надеть перчатки, фартук и нарукавники, чтобы не испачкаться.

 Вывод: по первой гипотезе: растения имеют способность окрашивать.

По второй гипотезе: рисовать можно, но не удобно. И как ни старайся, а руки и одежду всё-таки можно испачкать.

Слайд 7. Чтобы проверить третью гипотезу, нужно сначала узнать, что же такое краска?

 «Краска — всякое вещество, служащее для крашения, для окраски во все цвета». Краски могут быть масляные, клеевые или водяные; краски сухие, карандаши.

II. Теоретическая часть. История возникновения красок.

Слайд 8. Краски появились еще с древних времен, одновременно с появлением человека и с каждым тысячелетием их становилось все больше. Самым древним художником, создавшим рисунки и картины, был пещерный житель. Пещерные художники рисовали на стенах яркими, сочными красками. Где же они их взяли?

   Самой первой краской была глина: жёлтая, красная, зеленоватая, белая… Для придания рисункам более ярких цветов, использовали наши далекие предки и красную киноварь, и оранжевый сурик. Угольки, копоть и сажа давали краску черного цвета.

   Шли тысячелетия. Человеку понадобились другие краски, более стойкие и яркие. Желтую краску научились вырабатывать из коры барбариса, ольхи, Коричневую - из отвара луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба, листьев хны.

  Для получения красного цвета пригодились некоторые ягоды.

Пурпурную краску делали из раковин средиземноморских улиток – багрянок.

    Десять тысяч раковин давали чуть больше грамма краски. Из кустарника «Индиго» делают тёмно-синюю краску. Сейчас этой краской красят джинсы.

       С древних времен использование красок сохранились и в наше время. Например, красить яйца шелухой лука.

  Занавес в Большом театре в Москве выкрашен краской, которую сделали из отвара корней травы зверобоя, по-старинному рецепту. Это не чудо!

  Самыми популярными красящими растениями, растущими в нашей местности, с давних пор считались: зверобой, береза, ноготки, чистотел.

Слайд 9. 

Опыт 2. Изготовление красок для рисования. Заранее я отжала сок из некоторых овощей. Получился сок бордового, красного, оранжевого цвета. Как вы думаете, из каких овощей получился данный сок? (Морковь, свёкла, ягоды вишни, чайная заварка, кофе).

Вывод: из растений можно получить краску.

Слайд 10. 

Опыт № 3.Получение безопасных красок. 

Перед создание краски нужно разобраться из чего же она вообще состоит. Любая краска состоит из основы и пигмента. Для каждой краски своя основа. Так,  в масляной краске — это масло (обычно льняное, в акварели и гуаши — клей, в акриловых красках — полимер).

 Пигменты же бывают синтетические, то есть полученные химическим способом, а также минеральные — это камни, природные — это глина и органические — из растений.

   Наши пальчиковые краски будут на муко-соляной основе с органическим пигментом.

  Для этого нам понадобится: 1 столовая ложка муки, 1 столовая ложка мелкой соли, 3 столовые ложки природного красителя.

   Насыпаем сухие части в емкость, перемешиваем.

Добавляем природный краситель (сок свеклы, моркови и т.д.)

Слайд 11. Рисовать этими красками получится лишь ватными палочками. Скоро праздник Пасха. Перед вами лежат заготовленные образцы рисунков. Выберите себе рисунок по настроению и раскрасьте его полученными нами красками. А для того, чтобы краски поднялись, отправим ваше произведение искусства на солнце или на 2 минуты в духовой шкаф. Будьте внимательны, следите, чтобы лист не перевернулся и краски прогрелись со всех сторон и хорошо набухли. А уже через пару минут после остывания краски станут твердыми, объемными и при этом не потрескаются.

Слайд 12. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

  Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Опыты и эксперименты с природным материалом"

Эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Познание окружающей действительности лучше всего происходит в процессе наблюдений, экскурсий, специально организованных опытов...

Мастер - класс для педагогов ДОУ. «Интересные опыты и эксперименты с различными материалами»

Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной  деятельности  детей. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться  приобретенным опытом с другим...

мастер-класс для педагогов "Опыты и эксперименты с природными материалами"

Повысить упрвень прфессиональной компетенции у педагогов по познавательно - исследовательской деятельности с природными материалами....

Мастер-класс для педагогов "Опыты и эксперименты с природными материалами"

Цель: повысить уровень профессиональной компетентности у педагогов по экспериментально-исследовательской деятельности...

Мастер класс для педагогов "Опыты и эксперименты с природным материалом"

Повысить уровень профессиональной компетентности у воспитателей дошкольного образования по экспериментально - исследовательской деятельности с природным материалом"...

Мастер- класс для педагогов на тему: «Опыты и эксперименты с природными материалами»

Мастер- класс для педагогов на тему:«Опыты и эксперименты с природными материалами»...

Мастер-класс «Опыты и эксперименты с природным материалом» для воспитателей

Мастер-класс «Опыты и эксперименты с природным материалом» для воспитателейРазделы: Работа с дошкольникамиЦель: повысить уровень профессиональной компетентности у воспитател...