Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Опыты и эксперименты с природным материалом»
опыты и эксперименты на тему
Важной целью современного образования является побуждение детей к познавательной активности и стремлению узнавать новое.
Эксперименты в детском саду – удачно выбранная форма работы, которая сочетает в себе образовательные требования и учитывает возрастные особенности дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-_klass.docx | 20.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Опыты и эксперименты с природным материалом»
Цель: повысить уровень профессиональной компетентности у воспитателей дошкольного образования по экспериментально-исследовательской деятельности с природным материалом.
Ход мастер-класса
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами.
Сегодня мы поговорим с вами об экспериментальной исследовательской деятельности дошкольников с природным материалом.
- Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да?
Пришли на занятие, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (Да)
Слайд 2. Японская пословица гласит:
«Расскажи мне – я услышу,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать самому – и я пойму».
Вот в этом мы с вами и будем убеждаться.
Слайд 3. Уважаемые, коллеги, давайте для начала вспомним какую роль, играет экспериментирование в развитии ребёнка - дошкольника?
Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей: познавательного интереса, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности, творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, расширению кругозора детей, поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности, обогащению словарного запаса, воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.
«В природе нет ничего бесполезного» – писал философ Мишель Монтень. Нельзя не согласиться с утверждением этого новатора своего времени. Воспитание детей, по его мнению, должно способствовать развитию всех сторон личности ребенка, а обучение должно осуществляться без наказаний, без принуждения и насилия. Современная педагогическая мысль основывается на тех же принципах отношения к детям, развивая и воплощая в жизнь идею всестороннего развития ребенка с момента его рождения.
Слайд 4. По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством воспитания детей и их всестороннего развития.
Сенсорное воспитание очень важный компонент, ведь знания о природе, существах, растениях усвоятся лучше, когда ребенку предложат не просто посмотреть на объект живой или неживой природы, но еще и потрогать его, погладить, то есть обследовать, поэкспериментировать.
Природу, как неисчерпаемый источник форм, красок, звуков, широко используют и большинство современных педагогов и детских психологов.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование наравне с игрой является ведущим видом деятельности, а проведение опытов и экспериментов с природным материалом способствует общему развитию и познанию дошкольников.
Слайд 5. Начиная исследование, мы предположим:
1. Если растения имеют яркую окраску своей надземной части, то они могут окрашивать предметы в разные цвета (имеют способность окрашивать).
2. Если растения могут окрашивать предметы, то из них можно сделать краску и рисовать ею.
3. Если есть красящие растения, то зачем синтетические краски?
Слайд 6.
Опыт 1. Для проведения эксперимента отрежем кусочки растений, плодов или ягод и проведем ими по белому листу бумаги. Прежде чем приступить к рисованию, нужно надеть перчатки, фартук и нарукавники, чтобы не испачкаться.
Вывод: по первой гипотезе: растения имеют способность окрашивать.
По второй гипотезе: рисовать можно, но не удобно. И как ни старайся, а руки и одежду всё-таки можно испачкать.
Слайд 7. Чтобы проверить третью гипотезу, нужно сначала узнать, что же такое краска?
«Краска — всякое вещество, служащее для крашения, для окраски во все цвета». Краски могут быть масляные, клеевые или водяные; краски сухие, карандаши.
II. Теоретическая часть. История возникновения красок.
Слайд 8. Краски появились еще с древних времен, одновременно с появлением человека и с каждым тысячелетием их становилось все больше. Самым древним художником, создавшим рисунки и картины, был пещерный житель. Пещерные художники рисовали на стенах яркими, сочными красками. Где же они их взяли?
Самой первой краской была глина: жёлтая, красная, зеленоватая, белая… Для придания рисункам более ярких цветов, использовали наши далекие предки и красную киноварь, и оранжевый сурик. Угольки, копоть и сажа давали краску черного цвета.
Шли тысячелетия. Человеку понадобились другие краски, более стойкие и яркие. Желтую краску научились вырабатывать из коры барбариса, ольхи, Коричневую - из отвара луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба, листьев хны.
Для получения красного цвета пригодились некоторые ягоды.
Пурпурную краску делали из раковин средиземноморских улиток – багрянок.
Десять тысяч раковин давали чуть больше грамма краски. Из кустарника «Индиго» делают тёмно-синюю краску. Сейчас этой краской красят джинсы.
С древних времен использование красок сохранились и в наше время. Например, красить яйца шелухой лука.
Занавес в Большом театре в Москве выкрашен краской, которую сделали из отвара корней травы зверобоя, по-старинному рецепту. Это не чудо!
Самыми популярными красящими растениями, растущими в нашей местности, с давних пор считались: зверобой, береза, ноготки, чистотел.
Слайд 9.
Опыт 2. Изготовление красок для рисования. Заранее я отжала сок из некоторых овощей. Получился сок бордового, красного, оранжевого цвета. Как вы думаете, из каких овощей получился данный сок? (Морковь, свёкла, ягоды вишни, чайная заварка, кофе).
Вывод: из растений можно получить краску.
Слайд 10.
Опыт № 3.Получение безопасных красок.
Перед создание краски нужно разобраться из чего же она вообще состоит. Любая краска состоит из основы и пигмента. Для каждой краски своя основа. Так, в масляной краске — это масло (обычно льняное, в акварели и гуаши — клей, в акриловых красках — полимер).
Пигменты же бывают синтетические, то есть полученные химическим способом, а также минеральные — это камни, природные — это глина и органические — из растений.
Наши пальчиковые краски будут на муко-соляной основе с органическим пигментом.
Для этого нам понадобится: 1 столовая ложка муки, 1 столовая ложка мелкой соли, 3 столовые ложки природного красителя.
Насыпаем сухие части в емкость, перемешиваем.
Добавляем природный краситель (сок свеклы, моркови и т.д.)
Слайд 11. Рисовать этими красками получится лишь ватными палочками. Скоро праздник Пасха. Перед вами лежат заготовленные образцы рисунков. Выберите себе рисунок по настроению и раскрасьте его полученными нами красками. А для того, чтобы краски поднялись, отправим ваше произведение искусства на солнце или на 2 минуты в духовой шкаф. Будьте внимательны, следите, чтобы лист не перевернулся и краски прогрелись со всех сторон и хорошо набухли. А уже через пару минут после остывания краски станут твердыми, объемными и при этом не потрескаются.
Слайд 12. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Опыты и эксперименты с природным материалом"
Эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Познание окружающей действительности лучше всего происходит в процессе наблюдений, экскурсий, специально организованных опытов...
Мастер - класс для педагогов ДОУ. «Интересные опыты и эксперименты с различными материалами»
Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другим...
мастер-класс для педагогов "Опыты и эксперименты с природными материалами"
Повысить упрвень прфессиональной компетенции у педагогов по познавательно - исследовательской деятельности с природными материалами....
Мастер-класс для педагогов "Опыты и эксперименты с природными материалами"
Цель: повысить уровень профессиональной компетентности у педагогов по экспериментально-исследовательской деятельности...
Мастер класс для педагогов "Опыты и эксперименты с природным материалом"
Повысить уровень профессиональной компетентности у воспитателей дошкольного образования по экспериментально - исследовательской деятельности с природным материалом"...
Мастер- класс для педагогов на тему: «Опыты и эксперименты с природными материалами»
Мастер- класс для педагогов на тему:«Опыты и эксперименты с природными материалами»...
Мастер-класс «Опыты и эксперименты с природным материалом» для воспитателей
Мастер-класс «Опыты и эксперименты с природным материалом» для воспитателейРазделы: Работа с дошкольникамиЦель: повысить уровень профессиональной компетентности у воспитател...