Мастер-класс для педагогов "Опыты и эксперименты с природными материалами"
опыты и эксперименты по окружающему миру

Штыкова Юлия Александровна

Цель: повысить уровень профессиональной компетентности у педагогов по экспериментально-исследовательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass_eksperementirovanie.docx31.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное  учреждение

«Детский сад № 69»

Мастер-класс для педагогов

 «Опыты и эксперименты  с природными материалами»

Составила: Штыкова Ю.А.                     воспитатель высшей квалификационной категории

Оренбург 2021 г.

Мастер-класс «Опыты и эксперименты  с природными материалами»

Цель: повысить уровень профессиональной компетентности у педагогов по экспериментально-исследовательской деятельности

Задачи: 

  • дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и возможности применения ее на практике; продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с различными материалами;
  • создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала;
  • распространение педагогического опыта.

Практическая значимость: данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а остальные, поймут насколько это интересное и увлекательное занятие.

Материалы и оборудование:

 демонстрационный материал:  снеговик, следы, поднос со снегом, аудиозапись, лупа, варежка, 11  стаканчиков, емкость с холодной и горячей водой, краситель трех цветов, бумажные салфетки; масло 1 литр, цветные льдинки, шипучие витамины; пена для бритья, пипетка, раствор синего красителя, раствор красного красителя, пластиковая карточка.

раздаточный материал: 4 стакана, вода, масло, пена для бритья, пипетка, пластиковая карточка, два раствора с синим и красным красителем.

Участники мастер-класса: педагоги

Ход мастер-класса. 

І. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы

поговорим с вами об экспериментально - исследовательской деятельности с природными материалами.

Для детей дошкольного возраста экспериментирование наравне с игрой является ведущим видом деятельности, а проведение опытов и экспериментов с природным материалом способствует общему развитию и познанию дошкольников.

“В природе нет ничего бесполезного” – писал французский философ Мишель Монтень.

Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли.

К.Д. Ушинский призывал “ввести детей в природу”, чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.

В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

 

В процессе организации детского экспериментирования нужно придерживаться определенной структуры:

* осознание того, что хочешь узнать

* формулирование задачи исследования

* продумывание методики эксперимента

* выслушивание гипотез, инструкций и критических замечаний

* прогнозирование результатов

* выполнение работы

* соблюдение правил безопасности

* наблюдение результатов

* фиксирование результатов

* анализ полученных данных

* словесный отчет об увиденном

* формулирование выводов.

Тему для экспериментирования я выбираю с учетом календарного планирования, темой проекта и планом по самообразованию.

Поскольку источником познавательной активности является наличие проблемы, особое внимание я уделяю созданию проблемного поля: например определить из какого материала можно сделать лодку, дети пробуют, какие материалы тонут, а какие нет.

Важно, чтобы ребенку был понятен личностный смысл деятельности, чтобы он мог ответить на вопрос «Зачем я это делаю».

Несколько важных советов:

2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты. 


3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели;

4. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит;

5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете;

6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности;

7. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание узнать новое. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.

Практическая часть:

Что такое природный материал? Природный материал — это то, что     мы находим в природе, окружающей нас.

Какие вы знаете природные материалы? (Песок, вода, магнит, глина, уголь и

т.д.).

Природные материалы можно разделить на две группы: первая растительные и

вторая минеральные.

Растительные природные материалы: мох, кора, листья, цветы, орехи, шишки,

каштаны, грибы, соломка, желуди, тополиный пух и многое другое.

Минеральные природные материалы: ракушки, камушки, песок, скорлупа, драгоценные камни.

Я предлагаю, на практике убедится в необычных свойствах природных

материалов, понять причину происходящего и приобрести тем самым

практический опыт.

Я превращаю вас в ребят дошколят.( закрыли глазки,  волшебная музыка)

 Ой, я на что-то наступила! Что это? Кто мог оставить такие белые  следы? Посмотрим? (подошла к столу)

Аудиозапись со звуком хрустящего снега. (никого нет) Что вы слышите?  Хотите узнать  кто к нам идет? Лепит детвора зимой чудо с круглой головой, ком на ком поставлю ловко, рот-дугой и нос морковкой, а два глаза-угольки, да из веток две руки, солнце вышло-он и сник. Кто же это? (снеговик) (подошла к столу там под салфеткой снеговик и поднос со снегом).

Снеговик, почему ты такой грустный? На улице прекрасная погода, лежит снежок.

Снеговик (аудиозапись): Я очень хочу сделать радугу, такую как на небе, яркую и красивую! Но у меня есть только снег. Помогите мне, пожалуйста? Ребята поможем? Да.

Сначала нам нужно снег превратить в воду. Как? Быстро?

Возьмите снег в руки. Какой он? Почему руки стали мокрыми? Оденьте варежку, возьмите снег и рассмотрите снег на руке  через лупу. Из чего состоит? Можно поднести к свече в металлической тарелочке и погреть. Вот и вода! (показываю банку с водой) Еще для создания радуги нам понадобятся: 7 стаканчиков, 4 с водой, 3 пустые;  пищевой краситель трех цветов: красный, желтый, синий; бумажные салфетки.

Поставим стаканчики в ряд, чередую их, с водой и без. Добавляем в стаканчики с водой красители в первый –красный, пустой, желтый, пустой, синий, пустой, красный. Как же мы получим семь цветов? На помощь нам придут салфетки! Отрываем одинаковые по длине полоски, сворачиваем в трубочки. Складываем пополам и помещаем один конец в стакан с  водой окрашенной-другой в пустой стакан. Теперь будем наблюдать, как вода переходит из одного  стаканчика в другой и как будут смешиваться в пустом стаканчике цвета. Через 4 и более часов цвета смешаются. Наблюдаем с детьми и беседуем о том, какие цвета получились. Так этот опыт долгий, требует много времени я заранее его провела, чтобы вам показать конечный результат. Получилось семь цветов радуги? Смешали красный и желтый цвет-получился оранжевый, желтый и синий-зеленый, синий и красный-фиолетовый. Снеговичок ты доволен?

 Снеговичок и вы ребята хотите поиграть с радужными капельками? Я заморизила их заранее и превратила  в  радужные льдинки.  И мы отправим наши льдинки в путешествие!

У вас на столах стоит стакан с маслом и в него вы опускаете цветные льдинки и ждете волшебные превращения! Наши льдинки постепенно начинают таять и цветные капельки начинают свое путешествие! Давайте добавим немного воды в масло и размешаем палочкой. Что произойдет? (Взрыв, Вся жидкость станет бесцветной, Все смешается, жидкости расслоятся?)  

Снеговичок и вы ребята, хотите увидеть Разноцветный фонтан

 Бросим в стакан с маслом шипучую таблетку( витамин) и любуемся фонтаном.

Снеговичок. Спасибо, большое. Можно я еще буду к вам приходить  гости?

Ребята, помогли мы снеговичку получить радугу? А еще с чем мы играли и что наблюдали?

Можете в группе посмотреть книги и спросить у воспитателя или мамы, о чем вам еще хотелось бы узнать!

Физминутка

Дождевые облака . для него нам понадобится вода, пена для бритья, раствор синего пищевого красителя и пипетка. В стакан с водой добавляем пену для бритья. И пипеткой набираем подкрашенный раствор и капаем на облака и наблюдаем. Как просачивается дождь сквозь облака и попадает на землю

Два стаканчика в один стакан наливаем холодную воду, в другой теплую воду. В стакан с теплой водой добавляем красный краситель,а с холодной –синий. Берем пластиковую карточку и кладем на стакан с синей, красной водой, переворачиваем стакан верх дном и ставим на стакан оставшийся, потихоньку вытаскиваем карточку и смотрим. Теплая и холодная вода не смешиваются. Теплая стремится вверх.

Я хочу вам предложить еще провести такие опыты с водой:

Уважаемые, педагоги, надеюсь, что мастер – класс вам понравился и вы будете

вместе детьми проводить такие же и другие экспериментирования с различными

материалами.

Спасибо за внимание.

Интересные опыты со льдом и снегом

Как охладить быстрее?

ВАМ ПОТРЕБУЮТСЯ: две чашки горячего какао, два больших куска льда.

ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ: наверняка ваш малыш неоднократно видел, как, собираясь согреть что-то на плите, вы ставите кастрюлю на огонь. Воздух, нагреваясь, становится более легким и поднимается вверх - то же самое в виде пара происходит и с водой. Горячая вода поднимается вверх, а холодная опускается вниз. Обратите внимание малыша, что на поверхности суп всегда горячее, чем на дне тарелки.

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: выяснить, куда надо класть лед, чтобы быстрее охладить жидкость.

ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА: возьмите две чашки горячего какао (или любого другого напитка, который любит ваш ребенок). Одну поставьте на лед, другую - под лед. Предложите малышу с помощью ощущений его пальчиков и языка выяснить, какая из чашек охладится быстрее. Поразмышляйте - почему? Подсказка: быстрее охладится та чашка, которая подо льдом. Ведь охлажденная жидкость опускается вниз.

Снежные цветы

ВАМ ПОТРЕБУЮТСЯ: соломинка, мыльный раствор.

ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ: снежинки - это крошечные кристаллики, которые образуются в облаках при низких температурах.

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: увидеть, как образуются снежинки.

ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА: в сильный мороз выйдите из дома и выдуйте мыльный пузырь. В тонкой пленке воды будут собираться «снежные цветы» и расти на ваших глазах.

Можно также показать малышу, как образуется иней - в холодную погоду вынести на улицу чашку кипятка и прикрыть ее металлической пластиной (или простой крышкой от кастрюли). Осевшие на крышке капельки пара замерзнут и превратятся на морозе в иней.

Разноцветный снег

ВАМ ПОТРЕБУЮТСЯ: покрытые снегом разной толщины поверхности, пластиковые бутылки с горячей водой, подкрашенной гуашью, в пробке которых иголкой проделано отверстие, детская лопатка.

ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ: все в мире состоит из крошечных частиц - молекул.

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: выяснить, как происходит окрашивание (путем проникновения частиц краски между частицами окрашиваемого предмета).

ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА: после снегопада, когда на улице лежит пушистый снег, выйдите с малышом на прогулку. С собой возьмите несколько бутылок с подкрашенной гуашью водой яркого цвета. Лучше, если вода будет горячая - так ею будет проще рисовать, она дольше не замерзнет. Найдите несколько поверхностей, на которых снег лежит слоями разной толщины, Попросите кроху порисовать на снегу, просто выливая крашеную воду из бутылки. Это само по себе очень увлекательное занятие - поэтому, возможно, в первые несколько раз на дальнейшие обсуждения сил у ребенка уже не останется. Ничего страшного! Когда интерес к рисованию будет удовлетворен, можно продолжить исследование. Подняв лопаткой прокрашенный слой, рассмотрите его внимательно. Заметил ли малыш, что чем больше воды он лил, тем глубже прошла краска? Чем пушистее снег - тем, опять же, толще прокрашенный слой. А если из снега скатать плотный шар или просто его утрамбовать - прокрашиваться будет только верхний слой.

Чистый лед

ВАМ ПОТРЕБУЕТСЯ: обычная, сладкая и соленая вода.

ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ: сообщите малышу о том, что лед в Северном Ледовитом океане пресный, хотя вода в нем соленая.

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: выяснить, каким образом вода, замерзая, освобождается от солей и сахара.

ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА: заранее заморозьте кубики с обычной, соленой и сладкой водой, расколите каждый кубик льда на половинки. Спросите у ребенка, как ему кажется, если заморозить сладкую или соленую воду, лед тоже будет соленым или сладким? Наверняка, ребенок скажет «да». И ошибется. Замерзая и превращаясь в лед, вода как бы изгоняет из растущего кристалла все примеси и чужеродные молекулы. Для убедительности дайте малышу лизнуть получившиеся ледышки.

Кто подо льдом живет?

ВАМ ПОТРЕБУЮТСЯ: лужа, покрытая прозрачным льдом, снег.

ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ: сквозь прозрачную плоскость видно то, что за ней находится. Сквозь непрозрачную - нет. Объяснить это малышу можно на основе обычного оконного стекла.

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: увидеть, что находится на дне лужи (пруда).

ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА: если около вашего дома нет прозрачной лужи, сделайте ее сами - хотя бы в пятилитровой пластиковой бутыли. На дно положите камешки, орешки, палочки. Залейте водой и выставьте на мороз. Вода замерзнет, но сквозь лед вы сможете видеть все предметы. А вот если сверху присыпать снежком - видно ничего не будет. Почему? Лед прозрачный, а снег - нет.

В ходе этого же опыта можно еще обсудить, что снег - рыхлый, сыпучий, мягкий, а лед - хрупкий, ломкий, твердый, может быть с острыми краями.

Дед Мороз и расписные окна

ВАМ ПОТРЕБУЕТСЯ: мисочка с горячей водой, кусок сухого стекла или пластика (будет выполнять роль окна), кисточки разной толщины, очень холодная погода.

ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ: достаточно рассмотреть морозные узоры на оконном стекле в вашей квартире.

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: с помощью воды и кисточки воспроизвести морозную роспись на кусочке стекла.

ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА: перед выходом на прогулку расскажите малышу, что сейчас вы идете играть в Деда Мороза.

С детьми постарше можно придумать и обсудить, какую именно картинку они хотят создать на окне (эскиз на бумаге можно взять с собой). На улице кисточкой наносите водный узор на предварительно протертое окно или кусок стекла (поверхность должна быть сухой),

Делать это нужно очень быстро. Проводить кисточкой несколько раз по одному месту, пока вода не застыла, не стоит! А вот когда картинка замерзла, можно сделать линии более толстыми.

Снежные пироженные

Чтобы приготовить снежные пироженные вам понадобится ведро (миска или любая другая ёмкость) со снегом. Для этого взрослым всё же придется выйти на мороз. Когда снег будет доставлен в дом, пусть ребёнок быстренько натолкает снег в формочки для пироженных и вывалит в кулинарный поднос. Затем отправьте пироженные в морозилку. А в это время слепите мини снеговиков и снегурочек, чтобы угостить их пироженными, когда те будут готовы.

Снежные запасы на лето

Можно слепить снежки, упаковать их в полиэтиленовые пакеты, положить в морозильную камеру и... забыть про них до лета. А в жаркий летний денёк вспомнить и удивить друзей настоящий снегом.

Рисование по снегу

Рисование красками по снегу стало популярным занятием. Эту идею можно реализовать и в домашних условиях. Приготовьте баночки с подкрашенной водой разных цветов, разложите снег на противень, не мешайте ребенку реализовать свой творческий потенциал.

Стройки-постройки.


Предложите малышу построить снежный замок для кукол или гараж для машинок. Это занятие необычайно полезно для развития мелкой моторики и тактильных ощущений.

Источники:

  1. https://www.maam.ru/detskijsad/interesnye-opyty-dlja-detei.html
  2. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/01/27/nod-eksperimentalnaya-deyatelnost-sneg-led
  3. https://www.youtube.com/watch?v=T3fKqdmYtYI 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Опыты и эксперименты с природным материалом"

Эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Познание окружающей действительности лучше всего происходит в процессе наблюдений, экскурсий, специально организованных опытов...

Мастер-класс "Ёжик". Изготовление поделки из пластилина и природных материалов.

Мастер-класс можно использовать при изготовлении поделки с детьми  подготовительной группы, а так же с родителями детей....

мастер-класс для педагогов "Опыты и эксперименты с природными материалами"

Повысить упрвень прфессиональной компетенции у педагогов по познавательно - исследовательской деятельности с природными материалами....

Мастер класс для педагогов "Опыты и эксперименты с природным материалом"

Повысить уровень профессиональной компетентности у воспитателей дошкольного образования по экспериментально - исследовательской деятельности с природным материалом"...

Презентация к мастер- классу на тему: «Опыты и эксперименты с природными материалами»

Презентация к мастер- классу  на тему:«Опыты и экспериментыс природными материалами»...

«Мамина школа» - мастер-класс для родителей «Дары леса. Игры с природным материалом»

АктуальностьОсень- благодатная пора для организации работы с природным материалом. Тактильное взаимодействие с окружающей средой является важным условием психического развития ребенка. Природный матер...

Мастер - класс по лепке из пластилина с использованием природных материалов.

Мастер - класс "Мышка и сыр" с использованием пластилина 4 цветов и желудей....