Формирование экологического образования детей через проекты и акции по датам экологического календаря
статья
Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.
Основная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.zip | 18.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование экологического образования детей через проекты и акции по датам экологического календаря
Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.
Основная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.
Задачи экологического воспитания у дошкольников:
формировать осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе;
формировать умения и навыки по уходу за растениями и животными, воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду, заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой, воспитывать эстетические и патриотические чувства;
Задачи экологического воспитания - это задачи, при которой у дошкольников формируются экологические знания, любовь к природе, стремлении беречь, приумножать ее, формирование умений и навыков деятельности в природе.
Новые требования современной системы образования предусматривают внедрение новых подходов и технологий, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.
В нашем детском саду составлен календарь по экологическим датам с традиционными экологическими акциями и с проектами с целью расширения экологического кругозора дошкольников, вовлечение их в обсуждение актуальных экологических проблем современного мира, воспитание у них бережного отношения к природе и развитие творческих способностей детей. В зависимости от возраста детей, все темы акций, проектов усложняются по содержанию, задачам и способам реализации. На основе этого плана, я строю свою работу над проектами.
В экологический календарь включили основные проекты ДОУ : метеоплощадка , «Птицы наши друзья», «Цветущий детский сад» и природоохранные акции : «Подкорми птиц», «Не руби елочку – зеленую иголочку», «День Земли», «День воды» и т. д.
Таким образом, через каждый экологический проект и акцию мы помогаем детям научиться беречь, ценить природу, а через все это формировать экологическое образование.
В своей работе я опираюсь на методические разработки
Рыжовой Н. А. «Экологическое образование в детском саду»,
Зениной Т. «Наблюдаем, познаем, любим».
На систему работы по экологическому воспитанию Николаевой С. Н. «Юный эколог» - эти авторы предлагают новые технологии формирования начал экологической культуры у детей дошкольного возраста в современных условиях.
Система работы с детьми по экологическому образованию на основе экологического календаря.
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования.
Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
Начиная работу над проектами : «Цветущий детский сад», «Птицы наши друзья», метеоплощадка , я в первую очередь начала обогащать предметную эколого-развивающую среду в группе и на площадке детского сада.
В начале работы над каждым проектом изучаю саму проблему, тематику проекта, соответствующую дополнительную педагогическую, научно-популярную и нормативно-правовую литературу. Анализирую собственный уровень, уровень родителей готовности к работе с детьми по данной проблеме. Провожу оценку предметно-развивающей среды, как группового помещения, так и дошкольного учреждения в целом.
В основе проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся деятельность дошкольников сосредотачивается на следующих этапах:
• подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов.
• исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы.
• заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.
Экологические проекты помогают мне раскрыть ряд тем по предметам «Природный мир», «Окружающий мир», «Экология» и другим предметам экологической направленности в качестве дополнительного приема обучения и контроля.
При проведении работы над каждым проектом поддерживаю детскую инициативу и самостоятельность. Стараюсь заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживаю его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. Создаю игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик. Ввожу детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт. Все предложенные детьми варианты решения проблемы рассматриваю тактично, ведь ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
В совместную работу над проектами вовлекаю родителей. Важно, чтобы экологическим воспитанием дошкольников занимались и родители. Когда ведется целенаправленная работа всеми участниками педагогического процесса, тогда можно ждать хороших результатов. Очень важно, убедить родителей продолжать начатое в саду дело и дома, в семье. Совместная работа родителей, воспитателей и детей дает положительный результат: родители стали не только помощниками, но и активными участниками в жизни группы и детского сада.
Например, в проекте «Птицы наши друзья», посвященный Международному дню птиц, начался после того, как мы с детьми в очередной раз говорили о том, что не все птицы улетают на юг. Проект осуществляется в зимнее время года. Проблема проекта - с наступлением холодов нашим пернатым друзьям очень трудно выжить. И дети решили помочь птицам перезимовать. А чтобы им помочь, нужно своевременно развесить кормушки – «столовую». Вместе с родителями дети изготавливали кормушки.
В итоге проекта, совместно с родителями, была оформлена выставка фотографий «Кормушка в моем дворе». Для индивидуальной работы с детьми по теме «Птицы» создала лэпбук. Чтобы составлять собственные прогнозы, мы устроили у себя в саду метеоплощадку. Традиционных занятий, наблюдений, бесед недостаточно. С её созданием появилось возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий. Целью метеоплощадки является обучение детей наблюдать за изменениями погоды, анализировать, делать выводы.
Метеоплощадка включает в себя выделенный специально участок местности на территории детского сада и детскую метеостанцию со специальным оборудованием: флюгер, ветряной рукав, термометр, компас, дождемер, прибор для преломления и отражения лучей света и самодельным оборудованием: дождемер, гигрометр, ветряные рукава, султанчики, солнечные часы, песочные часы, измеритель толщины снега.
Современные дети более раскрепощены, самостоятельны. Для повышения интереса детей к проведению исследований, использую игровую форму общения посредством чтения тематических стихов о временах года и природных явлениях, а также загадывания загадок о них.
Оформила календарь природы по месяцам, с ежедневными наблюдениями за живой и неживой природой. Дети ежедневно заполняют календарь с помощью условных обозначений, которые оформлены таким образом, чтобы дети смогли самостоятельно разобраться во внесенных в них данных. Систематические наблюдения за природой, рассказы, сказки на экологическую тему учат быть внимательными, любознательными.
Использование и проведение природоохранных акций по датам экологического календаря :
- расширяют возможности предоставления информации,
-активно вовлекают детей в процесс познания, обеспечивают реализацию индивидуально-ориентированного подхода к обучению;
-расширяют диапазон применяемых способов действий;
-обеспечивают гибкость управления познавательным процессом.
Акция – это социально значимое, деятельностное, комплексное, событийное мероприятие. Имеет протяженность во времени.
В нашем дошкольном учреждении экологические акции проходят в течение всего учебного года по датам экологического календаря. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.
Каждая акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки). В содержание акций входят праздники, развлечения, викторины, выставки, конкурсы, посвящённые объектам акции.
Цель проведения экологических акций: формирование экологической культуры,
Организация работы по экологическому календарю через проекты и акции, убедила меня, что экологически ориентированная деятельность дошкольников может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой.
Список использованной литературы:
1. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М. : Айрис-пресс, 2008.
2. Киселева Л. С., Данилина Т. А, Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2006.
3. Николаева С. Н. Юный эколог, М. 1999.
4. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М. 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологической культуры детей через ознакомление с произведениями сибирских поэтов.
Каждый человек зависит от состояния всей планеты, в том числе от состояния окружающей его среды. И никто не может избежать этой глубокой зависимости. Каждый должен прийти к осознанию и принятию ответс...
Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания детей через общение с окружающим миром»
«Формирование экологического сознания детей через общение с окружающим миром»...
ПАРНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ДОУ И СЕМЬИ – УНИКАЛЬНЫЙ РЕСУРС В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ ДЕТЕЙ И ВОСПИТЫВАЮЩИХ ВЗРОСЛЫХ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА, НАПРАВЛЕННАЯ НА РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА, ВКЛЮЧАЯ И МАЛЕНЬКИХ ВОЛЖАН. НАЙТИ АКТУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ, МЕТОДЫ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ Д...
Формирование экологического образования детей дошкольного возраста
В статье сделан акцент на то, что формируя у детей представления о природе, как величайшей ценности, развивать понятие ее неповторимости, руководствуясь принципом «Не навреди&raqu...
Мастер – класс для воспитателей «Формирование экологического сознания детей через изо - деятельность с использованием нетрадиционных техник» («бумагопластика», «кляксография с трубочкой»).
Мастер - класс для педагогов "Формирование экологического сознания детей через изо - деятельность с использованием нетрадиционных техник"...
«Формирование экологической культуры детей через экспериментально-исследовательскую деятельность»
Опыт работы...
Экологическое образование детей,через опытно-экспериментальную деятельность.
Цель: развитие экологического образования (детей) через опытно - экспериментальную деятельность.Задачи:образовательные:- расширение представлений о предметах и явлениях природы, их взаимосвязи;-учить ...