«Формирование экологической культуры детей через экспериментально-исследовательскую деятельность»
методическая разработка по окружающему миру

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Актуальность

       Природа окружает ребенка с ранних лет. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать в процессе опытно-экспериментальной деятельности с использованием разнообразных форм, методов и приемов работы. (Слайд 2)

     Цель: формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе развития познавательного интереса и активности детей средствами экспериментально-исследовательской деятельности.

           Задачи

• Развитие у детей элементарных естественно - научных представлений, экологической культуры, формирование  умений  анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать;

• Формирование собственного познавательного опыта у детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заменителей, моделей);

РППС

Для развития у детей способности видеть окружающий мир в нашей группе

создан «Центр экологии». В нем выделены следующие зоны: (Слайд 3)

  1. Зона наблюдений за природой (Слайд 4) (Слайд 5)

Здесь дети ежедневно отмечают состояние погоды. Дети выбирают нужную картинку и пользуются условными обозначениями. Наблюдения за живой природой зарисовывают в календаре погоды. (Слайд 6)

Отмечая погоду в календаре, дети закрепляют знания, полученные в ходе наблюдений в природе, учатся пользоваться условными обозначениями. (Слайд 7)

После прогулки дети совместно делают зарисовки увиденного и делается выставка рисунков, что позволяет закрепить полученную ранее информацию. (Слайд 8)

  1. Зона для выращивания растений и зеленого огорода.

Зона выращивания растений и зеленого огорода дает возможность экспериментировать с растениями. (Слайд 9) Для этого с декабря оформляем зеленый мини-огород и ведем дневник наблюдений за ростом, фиксируя видимую и невидимую часть растения. (Слайд 10)

В нашем уголке природы дети ежедневно дежурят по два человека. Для ухода за растениями у нас в группе имеется инвентарь – лейки, ветошь, лопатки, грабли. (Слайд 11)

  1. Зона исследовательской деятельности.

Для исследовательской деятельности у нас создана мини-лаборатория, в которой имеются: (Слайд 12)

  • Приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, глобус, компас, магниты;

сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика); (Слайд 13)

  • Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, желуди, листья и др.; (Слайд 14)
  • Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
  • Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
  • Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
  • Красители: пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.)(Слайд 15)
  • Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др.;
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др. (Слайд 16)
  1. Зона дидактических игр и альбомов.

Здесь расположены картотеки опытов и экспериментов, методическая и

художественная литература, альбомы с фотографиями животных, растений, 

природных явлений, дидактические игры природного содержания. (Слайд 17)Наборы различных  картинок, муляжи насекомых, грибов  и прочее. (Слайд 18)

           Мною были созданы картотеки:

  • наблюдения за природой в разные времена года,
  • картотеки игр экологической направленности  разной подвижности в любое время года,
  • экологическое воспитание в стихах,
  • экологические дидактические игры,
  • картотека познавательных рассказов о природных явлениях,
  • экологические сказки,
  • разработан цикл занятий по экологии и многое другое. (Слайд 19)
  1. Виды экспериментально - исследовательской деятельности

Различные игровые ситуации помогают создать мотивацию, или закрепить навыки и знания, полученные в ходе экспериментально – исследовательской деятельности: 

  • с игрушками-аналогами (пластиковые елочки, грибочки, фрукты и овощи, фигурки рыб и животных или картинки, которые сравниваются с живыми объектами) (Слайд 20)
  • с литературными персонажами (герои сказок приходят к детям и участвуют в самых различных мероприятиях, могут выполнять роль знающего героя или, наоборот, ничего не знающего наивного простака) (Слайд 21) (Слайд 22)
  • ИОС типа путешествий (путешествия – это собирательное название различного рода игр в посещения зоопарка, музея, в экскурсии, походы, экспедиции, поездки). Дети нашей группы с удовольствием играют в сюжетные игры «Путешественники», «Туристы». (Слайд 23)
  • дидактические игры: «Кто где живет?», «Экологическая пирамида», «Круговорот воды в природе», «Что где растет?», «Угадай правило», «Найди пару и назови», «Семена и листья» (Слайд 24) (Слайд 25)
  • словесно-дидактические: «Закончи предложение», «Загадки описания», «Что бывает зимой?», «Летает – не летает», «Рыба – речная или морская»
  • подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Найди дерево», «У медведя во бору», «Перелетные птицы», «Лиса и зайцы», «Совушка» и др. (Слайд 26) (Слайд 27)
  • труд в природе(Слайд 28)– это, прежде всего, гуманное отношение ко всему живому, что окружает ребенка. (Слайд 29) Чтобы помочь детям понять смысл бережного отношения к природе, различных трудовых действий в уголке природы, на участке, направленных на поддержание хороших условий для растений ведем «Панораму добрых дел» 

     

  Опытно – экспериментальная деятельность с природным материалом

позволяет детям стать исследователями и испытать радость открытий. Для этого я провожу: (Слайд 30)

  • игры с песком и водой –(Слайд 31) эти игры не только доставляют детям радость и удовольствие, но и развивают целый спектр умений и способностей,  в том числе математических, исследовательских, языковых. (Слайд 32)
  • Цикл опытов с водой

- Ознакомление со свойствами воды: вода меняет цвет(Слайд 33)

- Вода – растворитель?! (Слайд 34)

      - Из простой воды можно сделать газированную воду?! (Слайд 35)

- Что вода может менять температуру(Слайд 36)

- Свободные игры с водой(Слайд 37)

  • Игры с мыльными пузырями(Слайд 38) (Слайд 39) - одна из самых незатейливых,  весёлых детских забав. Детям очень нравится устраивать мыльные соревнования. (Слайд 40)
  • Игры с природным явлением – бликами (солнечные зайчики) (Слайд 31)
  • Цикл игр со снегом

      - Изучение свойств снега  

Чтобы холод принес пользу и не помешал малышам получить удовольствие от прогулки, они должны быть заняты интересным делом.

  • Игры с воздушными шарами  позволяют  познакомить детей о простейшем вырабатывании статического электричества, звуковыми колебаниями. Научить применять воздушные шары в играх.
  1. Итоги

           Таким образом, экспериментально-исследовательская деятельность позволяет детям глубже и с интересом постигать мир природы для того, чтобы осознанно и бережно относиться к живому и растительному миру.

         Хотелось закончить свое выступление словами известного педагога Василия Александровича Сухомлинского:  «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт "Тема: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

В связи с ухудшением экологической ситуации в стране, стремлением взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду из природы, незнанием и несоблюдением норм поведения в природе, заниженностью нравственных...

Формирование экологической культуры детей через ознакомление с произведениями сибирских поэтов.

Каждый человек зависит от состояния всей планеты, в том числе от состояния окружающей его среды. И никто не может избежать этой глубокой зависимости. Каждый должен прийти к осознанию и принятию ответс...

Экологическое воспитание дошкольников через экспериментально - исследовательскую деятельность

Экологическое воспитание дошкольников через экспериментально - исследовательскую   деятельностьЭкспериментально – исследовательская деятельность даёт понять детям не только осознание связей ...

Формирование экологической культуры дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность.

Фотоотчёт участия в акции "Зелёная весна - 2017" при проведении мероприятия "Сохраним берёзку русскую!", направленное  на формирование  экологической культуры воспитанников средней группы ...

"Формирование экологической культуры дошкольников через проектно- исследовательскую деятельность( выступление за круглым столом в МРИО)

Метод проектов качественно влияет на повышение профессионального личностного потенциала, реализацию индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного проце...