Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания детей через общение с окружающим миром»
методическая разработка (старшая группа) на тему
«Формирование экологического сознания детей через общение с окружающим миром»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt.docx | 36.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщённый педагогический опыт педагога Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад комбинированного вида № 6 «Рябинка»
Пахомовой Нины Владимировны
Тема опыта
«Формирование экологического сознания детей через общение с окружающим миром»
Идея: Развитие экологического сознания через формирования представлений об окружающей действительности.
Сведения об авторе
Фамилия Имя Отчество | Пахомова Нина Владимировна |
Образование | Муниципальный гуманитарный колледж г. Моршанска |
Специальность | Социальная педагогика |
Место работы | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 6 «Рябинка» город Моршанск |
Должность | Воспитатель |
Педагогический стаж | 6 лет |
Стаж работы в занимаемой должности | 6 лет |
Квалификация | Социальная педагогика, воспитатель |
Награды | нет |
Условия формирования опыта.
Природа удивительна и прекрасна. Она встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. Именно в этот период необходимо заложить основы экологической культуры. У детей накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, идет развитие восприятия, мышления и воображения. Изучив литературу по экологическому воспитанию детей: С.А. Веретенникова «Ознакомление детей с природой»; М.М. Марковская «Уголок природы в детском саду»; Технология Н.Н. Кондратьевой - «Мы»; Н.А. Рыжова «Наш дом природа»; Л.Б. Поддубная «Природа вокруг нас»; З.Ф. Аксенова «Войди в природу другом»; П.Г.Федосеева «Система работы по экологическому воспитанию». Я пришла к выводу, что общение с окружающим миром способствует всестороннему развитию детей: помогает развивать умственные способности и речь ребёнка, воспитывает в нём нравственные качества – патриотизм, трудолюбие, любовное и бережное отношение к богатствам нашей родины, развивает эстетическое чувство, укрепляет его здоровье.
Поэтому тема моего опыта - «Экологическое развитие детей дошкольного возраста через формирования представлений об окружающей действительности».
Теоретическая база опыта.
Перед началом работы по теме опыта мною были изучены работы известных мыслителей и педагогов, которые внесли вклад в дошкольную педагогику.
Так большинство мыслителей и педагогов прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитания детей: Я.А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д. Ушинский был за то, чтобы « вести детей в природу », чтобы сообщать им всё доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Определить верный путь по воспитанию экологической культуры помогли идеи Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, Б.Т. Лихачева, которые придавали огромное значение нравственно-экологическому воспитанию, способствующему всестороннему развитию личности ребёнка. Так же я опиралась на труды таких авторов как Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду», Рыжова Н. А. «Наш дом – природа», Аксенова З. Ф. «Войди в природу другом». По их мнению, необходимо как можно раньше организовать работу по усвоению комплекса экологических знаний, преподнесённых в доступной, увлекательной форме с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Актуальность и перспективность опыта
В настоящее время задача экологического воспитания дошкольников особенно актуальна. Дети получают большое количество информации, которую переосмыслить и использовать сложно. Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытывал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Приобретённое в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характеров и интересов
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Экологическое воспитание дошкольников будет важно и в будущем, так как это связано с социальными проблемами общества.
Перспективность своей работы вижу в следующем:
-Работа с детьми, задачей которой является повышение познавательной активности детей через экологическое воспитание.
-Работа с родителями, задачей которой является повышение информационной культуры, повышение уровня экологических знаний родителей.
-Работа с социальным окружением, задачей которой является налаживание связей с организациями города экологической направленности .
Новизна опыта
В обеспечении непрерывного развития экологического осознания детей на основе комбинации различных форм и методов, а также в интеграции системы знаний о взаимодействии общества и природы, ценностной экологической ориентации и практической деятельности дошкольников.
Адресность опыта.
Данный опыт работы можно использовать в дошкольных образовательных организациях всем воспитателям в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Трудоёмкость опыта.
Экологическое воспитание дошкольников в настоящее время стало одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии. Все это явилось значительной сложностью, которая возникла в процессе работы по данной теме.
Технология опыта
Перед собой ставила следующие задачи по развитию экологического сознания детей:
- Формировать у дошкольников осознанное отношение к природе, ее явлениям и объектам;
- Совершенствовать умение и навыки наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;
- Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;
- Воспитывать элементарные нормы поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.
Для осуществления поставленных задач в своей работе я использовала следующее:
- Создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая выработку экологических знаний дошкольников:
- организована «зеленая зона», в которой дети получают первые навыки по уходу за растениями, а воспитатели личным примером демонстрируют им правильное отношение к объектам природы;
- был собран демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний о природе (гербарии, картинки, иллюстрации, альбомы, картотеки пословиц и поговорок, загадок, народных примет о природе, дидактические игры).(Приложение№3).
2. Осуществляла ознакомление детей с природой в разнообразных формах: на занятиях, в наблюдениях, играх на участке и уголке природы.
3. Регулярно планировала и проводила тематические прогулки, помогающие детям наблюдать за сезонными изменениями в природе и погодой в естественных условиях; видеть красоту окружающего мира.
4. В своей работе использовала развивающие, познавательные игры, дающие толчок к экологическому познанию мира каждым ребенком.
5. Осуществляла интегрированный подход при составлении занятий по экологической тематике, т. е. старалась включать элементы экологических знаний в другие занятия (лепка, рисование и т. д.). (приложение№1)
6. Проводила просветительскую работу по вопросам экологического воспитания дошкольников среди родителей, используя различные ее формы:
анкетирование, беседы, лекции об экологии и экологической обстановке нашего края.(приложение№2).
В своей работе использую различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания детей, использую ИКТ. Они, в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий обобщения и систематизаций знаний.
Важным источником знаний о природе является наблюдение. В процессе наблюдения дети учатся всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы, у них возникает наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Наблюдение даёт возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Наблюдения с детьми организую при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т. д.
Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета, повадки животных, использую загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки.
Использование художественной литературы в сочетании с малыми формами фольклора вызывает у детей гамму чувств – переживание, восхищение, нежность, восторг. Они рождают в детях веру в весомость и значимость слов.
На территории детского сада создана экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию. Именно экологическая тропа позволяет понять общую связь живого организма с внешней средой. При прохождении экологической тропы у детей развиваются наблюдательность, познавательные интересы, культура поведения и чувство красоты.
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры. Игры экологического содержания использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру, заложены, прежде всего, дидактических играх. Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это метод и форма обучения, самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности. Дидактические игры использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю в занятия, целевые прогулки, а так же в экспериментальной деятельности воспитанников. Очень эффективны игры с различными природными материалами (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), которые максимально приближают детей к природе, и всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Например: «Детки на ветки», «Вершки и корешки», «С какого дерева лист», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел», «Найди в букете такое же растение», и т. д. Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Лягушата и цапля», «Мыши и кот», в некоторых играх отражаются явления неживой природы: «Капельки», «Солнышко и дождик», « Веселый ветерок». Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств.
В своей работе использую опытно-исследовательскую деятельность. Дети, прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Моя задача не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять. Опытно-исследовательскую деятельность включаю в игры, занятия, она может быть связана с трудом детей в уголке природы и на огороде.(Приложение№4).
Свою работу с детьми веду по двум направлениям:
- живая природа (растительный мир, влияние различных факторов на его рост и развитие).
- неживая природа (свойства и качества воды, воздуха, песка, снега).
Создала уголок экспериментирования и разработала картотеку опытов для детей старшего возраста. (Приложение№ ). Непосредственный контакт ребенка с объектами живой и неживой природы, элементарные опыты с ними (водой, воздухом, песком, растениями) позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. Дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать.
Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь помогает уголок природы, где содержатся комнатные растения. Растения уголка природы дети видят ежедневно, под моим руководством дети систематически наблюдают, ухаживают за ними. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать. Так же создала уголок природы, где находится природный материал, наглядные пособия, дидактические игры, картотеки загадок о животных и растениях, наблюдений в природе, художественного слова, физкультминуток, пальчиковых игр, календарь природы (дети регулярно фиксируют погоду и состояние живой природы), «огород на окне».
Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Мною разработан экологический проект «Юные защитники природы».
Для достижения положительных результатов мною создана доброжелательная обстановка в группе. Этому помогает контакт с родителями, которых знакомлю со своей работой по экологическому воспитанию детей, пропагандирую важность этой работы для развития личности. Осознав пользу и эффективность моей деятельности , родители охотно помогают мне, выполняют просьбы и рекомендации. Тематику экологического воспитания включаю в повестку дня родительских собраний, даю советы, организую консультации, помещаю в родительский уголок материалы по вопросам экологии.
Результативность опыта
В результате моей работы наблюдается положительная динамика по формированию представлений об окружающей действительности.
Для диагностики экологического воспитания детей использую «Комплексную диагностику уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В, Гербовой, Т. С. Комаровой. Для определения уровня экологической воспитанности провела диагностику по методике О. Соломенниковой.
Критерии сформированности экологических знаний:
1) знания о мире животных;
2) знания о растительном мире;
3) знания о неживой природе;
4) знания о временах года.
После проведенной работы анализ результатов диагностики экологической воспитанности детей показал что:
1. Значительно возрос уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников, показавших вначале низкие результаты.
2. Кроме того, заметно изменилось отношение детей к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой, в сознание детей сформировалось точное представление о предметах и явлениях природы. Что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и среда - неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.
3. На занятиях по экологии дети стали более внимательными. Знания, полученные на занятиях дети "проверяют" в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное - познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.
4. Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к жизни птиц и насекомых. Стали бережнее относится к деревьям, муравейникам и другим живым существам во время прогулок в лес.
Проанализировав результаты диагностики можно сделать для себя вывод, заметно изменилось отношение детей экспериментальной группы к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознании детей отложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы.
Вывод: разработанный мною комплекс мероприятий по повышению уровня экологического сознания и воспитанности старших дошкольников на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из обобщения опыта работы Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Как дети с Незнайкой отправились в зимний лес»
Из обобщения опыта работыКонспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы«Как дети с Незнайкой отправились в зимний лес»...
Обобщение опыта работы «Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья творческих способностей через нетрадиционную технику рисования»
Ведущая идея моей работы: развитие творческого потенциала, индивидуально выраженных способностей детей с ОВЗ через освоение различных художественных материалов и техник....
Доклад из опыта работы "«Формирование основ экологического сознания дошкольников на основе использования метода проектов»
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необ...
Обобщение опыта работы "Формирование экологических представлений посредством развития сенсорных способностей у младших дошкольников».
Обобщение педагогического опыта...
Обобщение опыта работы «Формирование творческой личности воспитанников через досуговую деятельность»
Досуг - это специфическая форма, организация свободного времени воспитанников, в котором он реализует свои интересы....
Обобщение опыта работы «Формирование речевых способностей детей раннего возраста через приобщение малых фольклорных форм»
Ранний дошкольный возраст- это период активного условия ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Существенную роль в проце...
обобщение опыта работы "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры"
обобщнеие работы по математическому развитию...