Формирование экологического образования детей дошкольного возраста
статья на тему
В статье сделан акцент на то, что формируя у детей представления о природе, как величайшей ценности, развивать понятие ее неповторимости, руководствуясь принципом «Не навреди».
Ключевые слова: экологическое образование, дети, природа, развитие, детский сад, наблюдение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_sbornik.docx | 19.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование экологического образования детей дошкольного возраста
В статье сделан акцент на то, что формируя у детей представления о природе, как величайшей ценности, развивать понятие ее неповторимости, руководствуясь принципом «Не навреди».
Ключевые слова: экологическое образование, дети, природа, развитие, детский сад, наблюдение.
Formation of environmental education of preschool children
The article focuses on the fact that shaping children's understanding of the nature, as the greatest value, develop the concept of its uniqueness, the principle of "do No harm".
Key words: environmental education, children, nature, development, kindergarten, observation.
В настоящее время как никогда стоит вопрос экологического образования. Взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом. Природа открывает в людях лучшие качества. Человек и природа должны быть взаимосвязаны, человек должен заботиться о природе, беречь ее.
Познание природы будит «детскую мысль», способствует развитию творчества и самостоятельности, учит вдумчиво относиться к природе. Необходимо открывать ребенку мир природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, чтобы каждый шаг был путешествием к источникам мышления и речи, к чудесной красоте окружающей нас природы. Каждое знакомство с ней – урок развитие детского ума, творчества, эстетического наслаждения чувств. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает у него удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Яркость, красота природы, разнообразие, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимание детьми и оказывает существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом временную и причинную зависимость предметов и явлений природы, т.е. учится объяснять наблюдаемое.
Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску: педагог задает четкие, конкретные вопросы, направляя детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое главное – хвалит за правильный ответ, похвалой стимулирует дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формирует отчетливые конкретные представления о особенностях растений и их связи со средой обитания.
Один из способов донести до ребенка всю прелесть окружающего мира, является сказка. Сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит малышей с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель.
Экологическое образование должно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо проводить воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Задачи воспитателя усложняются тем, что дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и с природой. Вероятно, в таких случаях нужно говорить: «Хотя они и взрослые, они знают, что нельзя разговаривать грубо, оставлять мусор в местах отдыха, бросать и бить бутылки, включать громко музыку, вырезать на стволах деревьев, обижать бездомных животных. А вот вы, дети, молодцы, так не делайте!»
Основным принципом экологических знаний является принцип научности. В экологическом образовании принцип научности предполагает знакомство с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ мировоззрения и экологического сознания. Важно, чтобы дети имели возможность знакомиться с явлениями живой природы в процессе активной деятельности.
Экологическое образование тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира. Один из примеров, словом и делом нужно формировать у детей представления о природе, как величайшей ценности, развиваю понятие ее неповторимости, руководствуясь принципом «Не навреди».
Летом на территории детского сада, особенно красиво, обилие ярких, душистых цветов привлекает внимание не только людей, но и насекомых. Вот он удобный момент, где можно рассказать и наглядно показать о жизни насекомых, об их пользе. При правильном руководстве наблюдением окружающего, ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо. Систематическое наблюдение в природе учат детей быть внимательными.
Для закрепления знаний, впечатлений, полученных на прогулках, экскурсиях, занятиях в детском саду можно проводить экологические праздники, досуги, викторины например такие как: «День Земли», «В гостях у Лесовика» и другие.
Одной из форм экологического образовния являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода, стараясь вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям решить возникшую проблемную ситуацию.
Экологическое образование не должно ограничиваться рамками детского сада, нужно стараться сохранить преемственность с семьей. Так как работа с родителями является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии).
Природа, отраженная в различных произведениях искусства составляет ценности рукотворного мира. Формирование начальной экологической культуры это становление осознано — правильного отношения к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее. Это также отношение к себе, как части природы, понимания ценности жизни и здоровья, и их зависимости от состояния окружающей среды осознано — правильное отношение рассматривало как совокупность знаний и активности проявлений ребенка, интереса к явлениям природы, эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту. Важно при этом, что красота рассматривается с экологических позиций: красота гармонично развивающегося, здорового организма.
Список использованной литературы:
1. Рыжова, Н. А. Наш дом – природа. – Дидактические пособия по экологическому воспитанию дошкольников [Текст]/ Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 2004. - №7.
2. Марковская, М. М. Уголок природы в детском саду [Текст]/ М. М. Марковская: Кн. для воспитателя дет, сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2009. – 144с.
3. Организация деятельности детей на прогулке[Текст] / Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 329с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологические развивающие игры в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям, как к части природы, к вещам и материалам п...
Современные подходы к экологическому образованию детей дошкольного возраста. Организация работы в МБДОУ по экологическому воспитанию.
Материал содержит практическое описание форм, методов, приёмов работы по экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста....
Экологическое образование детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с ...
«Организация кружковой работы «Познавайки» в рамках дополнительного образования, как средство формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»
Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку найти ответы на интересующие его вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые н...
Выступление на педагогическом совете №3 «Теоретические основы экологического образования детей дошкольного возраста» На тему: «Роль природы в формировании личности ребенка»
Природа ― это вся вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. Все жизненные процессы протекают в верхней оболочке Земли ― в биосфере, составной частью которой...
Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»
Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возра...
Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное образованием в рамках ПМ.03
Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное о...