Проект "Разноцветная неделя"
проект

Мякшина Анна Петровна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_raznotsvetnaya_nedelya.docx931.07 КБ

Предварительный просмотр:

Аллакский детский сад, филиал МБДОУ «Детский сад №189»

Подготовили:

Воспитатели

2022 г

Проект «РАЗНОЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ»

Актуальность проекта:

Ребенок, как известно, способен усваивать образовательную программу, составленную для него взрослыми, только в том случае, если она станет его собственной программой, то есть если она станет для него интересной и значимой.                                                                                                                 Детство – пора удивительных открытий. Мир предстаёт притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством явных и скрытых свойств, которые ребёнок учится открывать для себя. Главным признаком предмета для ребёнка – дошкольника является цвет. Наша жизнь наполнена цветом. И ребёнок устанавливает связи: солнце – жёлтое, трава – зелёная, небо – синее. Знакомство с цветом помогает ему полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдение, мышление, обогащает речь.                                            

Метод проектной деятельности мы использовали в работе все группы от 2 до 7 лет, предоставляя каждому ребенку свободу выбора в реализации проекта и используя индивидуальный подход, отталкиваясь от интересов и способностей детей.                                                                  

 При реализации проекта, старались создать условия, благоприятного эмоционального микроклимата для творческого, интеллектуального процесса в котором дошкольники получают возможность раскрытия и развития творческого личного потенциала, совершенствование сознания и эмоционального насыщения в процессе детско - взрослого взаимодействия. Каждый день недели соответствует определенному цвету. Для поднятия эмоционального настроения каждому из детей предлагается одеться в цвет дня, и принести в детский сад предмет или игрушку этого цвета. Деятельность детей в группе также подчинена определенному цвету.

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности:  творческий                                                       По содержанию:  обучающий.                                                                                             По числу участников проекта:  групповой                                                                             По профилю знаний:  многопредметный                                                                                            По времени проведения:  краткосрочный (1 неделя)

Участники проекта: дети младшей, средней, старшей разновозрастной группы, воспитатели группы,  родители.

Цель проекта: Усвоение детьми сенсорных эталонов цвета; формирование способов обследования цветовых свойств предметов; развитие аналитического восприятия цвета.

Задачи проекта:

  • Закрепить знание цветового спектра у детей.
  • Научить детей согласовывать существительное (предмет) с     прилагательным(цвет).
  • Учить различать цвета, сопоставлять их с предметами.
  • Учить детей различать теплые и холодные цвета.
  • Упражнять в умении рассказывать о цвете.
  • Научить группировать предметы по цвету и отдельным цветовым деталям.
  • Развивать цветовое восприятие, внимание, наблюдательность.
  • Воспитывать любовь к прекрасному , красоте окружающего мира.
  • Развивать творческие способности детей, закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.
  • Вовлечь родителей в проектную деятельность.

Формы и методы организации по реализации проекта:

  • Игровая деятельность: ( дидактические, настольные, подвижные  и др. игры)
  • Наглядный метод (мультфильмы, презентации, картины художников, иллюстрации).
  • Словесные методы (сказки, загадки).
  •  Практические методы ( упражнения на дыхание, упражнения для мелкой моторики).

  • Детское экспериментирование: (опыты, наблюдения).
  • Художественно-творческая деятельность детей и родителей воспитанников (рисование и пр.).
  • Трудовая деятельность (работа в уголке природы –  уход за растениями).

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатели: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.

Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.

Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.

Предполагаемый результат проекта:

  • для детей - получать и закреплять на практике знания о цветовом спектре, учить различать цвета, сопоставлять их с предметами, различать теплые и холодные цвета. Развивать воображение, умения видеть характерные признаки предметов.
  • для педагогов - продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
  • для родителей - расширять возможности сотрудничества со своими детьми, принимая активное участие в реализации проекта

Итоговое мероприятие:

  • Выставка детского творчества «Цветной калейдоскоп».
  • Творческая выставка поделок с участием родителей «Создание работы «Разноцветная палитра» (с родителями дома, для оформления выставки).

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап

  • Определение темы проекта.
  • Формулировка цели и определение задач.
  • Определение уровня знаний детей по теме проекта.
  • Подбор и изучение литературы по теме проекта.
  • Подбор опытов и экспериментов.
  • Создание мультимедийных презентаций по теме проекта.
  • Создание развивающей среды: дидактические игры, пособия,     демонстрационный материал.
  • Составление плана основного этапа проекта.

Основной этап

Список мероприятий основного этапа

  • Дидактические игры:
  • «Давайте познакомимся – Я Красный (Оранжевый, Желтый, Зеленый,       Голубой, Синий, Фиолетовый)»;
  • Лото «Цвет».
  • «Окраска воды».
  • Пазлы «Зеленая лягушка».
  •  «Я найду цвета везде».
  • «Радуга».
  • «Сложи узор».
  • «Цветные картинки».
  • «Найди свой домик».
  • «Разноцветные мячики».
  • Рассматривание иллюстраций: «Что какого цвета»; «Радуга-дуга»;

  • Беседы:  «Какой твой цвет любимый»,  «Любимое комнатное растение».
  • Чтение художественной литературы : стихи о цветах и радуге, разноцветные загадки , «Зелёные стихи» С.       Чёрного, «Красная шапочка», В. Сутеев «Петух и краски»,Н.В. Нищева «Разноцветные сказки», ««Сказочка про ясное Солнышко» Т. Маршалова , Мацук  М. «Сказки про краски».

  • Просмотр мультфильмов: «Цветик-семицветик», «Красная шапочка», «Кисточка Петти ».

  • Просмотр презентаций: «Вот какая радуга», «Зеленая планета».

  • Рисование: «Мой воздушный синий шар», «Радуга».

  • Лепка: «Роза-царица цветов», «Радуга».

  • Аппликации: «Красные тюльпаны», «Зеленое деревце, для зеленого леса».
  • Экспериментирование: смешивание цветов «Цветная вода», смешивание красок «Чудо кисточка»;
  • Музыка: Прослушивание песен: «Песенка Красной Шапочки», «Оранжевая песенка», «Виноватая тучка» ( Д. Тухманов); «Колыбельная мамы огуречика» ( из м/ф «Приключения Огуречика»), «Шум моря», «Раз, два – радуга».
  • Пальчиковая гимнастика: 
  • « Пошли пальчики гулять», «В лесок», «Сорви яблочко», «Апельсин»,  «Дерево», «За малиной», «Пальчиковый Твистер».

  • Подвижные игры: 
  • «На полянку мы пойдем и цветочки наберем», «Ручеек», «Красная карусель»,  «Солнышко и дождик», «Дождик», «Разноцветный мячик», «Кольцеброс», «Иди по голубой  дорожке, найдешь синие сапожки».

  • Работа с родителями :
  • Подбор предметов, игрушек, одежды для ребёнка в соответствии с днём недели;
  • Изготовление поделок для выставки «Разноцветная палитра».
  • Консультация «Психология детского рисунка: каким цветом рисует ваш ребенок?»

Заключительный этап

  • Анализ и обобщение результатов познавательно – исследовательской    деятельности детей.
  • Презентация проекта.
  • Выставка поделок «Разноцветная палитра»

Реализация проекта «Разноцветная неделя»

Понедельник – красный  день,

 вторник –  желтый (оранжевый) день,

среда – зеленый день,

 четверг –синий (голубой) день,  

пятница – фиолетовый  день.

В предметную среду каждый день вносились предметы соответствующего цвета, воспитатель и дети одевались так, чтобы в одежде присутствовал данный цвет.

Понедельник  – Красный день

Красный цвет – он очень яркий.
Помидор и перец сладкий,
Яблоко, арбуз внутри
Красный, красный – посмотри!

I. Игровая деятельность:

  • Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Красный», «Цветные картинки», "Найди и назови все красное".
  • Подвижные игры: «Красная карусель».
  • Упражнения на развитие речевого дыхания: «Ветерок».
  • Упражнение на развитие мелкой моторики рук: « За малиной», «Сорви яблочко».

II. Беседы.

  • « Что бывает красным?».

III. Решение проблемной ситуации.

  • « Что будет, если не станет красного цвета?»

IV. Коммуникация.

  • Чтение сказки Н.В.Нищевой: "Красная сказка".
  • Прочтение стихотворения С. Михалкова «Если свет зажёгся красный, Значит двигаться опасно» -ПДД.
  • Просмотр мультфильма « Красная Шапочка».
  • Отгадывание «красных» загадок.

V. Художественно- эстетическая деятельность.

  • Лепка: «Роза – царица цветов».

VII. Музыка. 

  • Прослушивание муз.произведения «Песенка Красной Шапочки».

Вторник – Желтый – оранжевый день

Жёлтый — самый яркий цвет!    
Словно солнце, первоцвет,
Ярко-жёлтая кувшинка,
А в ромашке  —  серединка,                                                                                                    А у курочки - наседки,
Будто одуванчик, детки.

Оранжевой лисице,
Всю ночь морковка снится –

 На лисий хвост  похожа:
Оранжевая тоже.

                               В. Черняева

I. Игровая деятельность:

  • Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Оранжевый, Желтый», "Найди и назови все желтое", «Найди желтый цвет на одежде друга», « Найди свой домик».
  • Подвижные игры: «Кольцеброс» , «Ручеек».
  • Упражнения на развитие речевого дыхания: «Одуванчик»
  • Упражнение на развитие крупной и мелкой моторики рук: «Солнечные зайчики», «Апельсин».

II. Познавательная деятельность:

  • Формирование целостной картины мира: «Кому нужен желтый цвет?».

III. Эксперементальная деятельность.

  • Опыты с краской «Волшебная кисточка» – экспериментирование с красками – желтый + красный = оранжевый

IV. Коммуникация.

  • Рассказывание-игра "Желтая сказка".
  • Заучивание четверостишья  «Солнечный зайчик».
  • Чтение «Сказочка про ясное Солнышко» Т. Маршалова
  • Просмотр мультфильма «Кисточка Петти – желтый цвет»
  • Рассматривание иллюстраций «Что какого цвета?».
  • Отгадывание «желтых» загадок.

V. Музыка

  • Прослушивание муз.произведения «Оранжевая песенка».

Среда – Зеленый день

Цвет зелёный у листочка,

Подо мхом зелёным кочка,

И зелёные иголки

Целый год растут на ёлке.

                                   В. Косовицкий

I. Игровая деятельность:

  • Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Зеленый», "Найди и назови все зеленое"
  • Пазлы: «Зеленая лягушка».
  • Подвижные игры: «На полянку мы пойдем».
  • Упражнения на дыхание: «Зеленый шарик»
  • Упражнение на развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Дерево», «В лесок».

II. Познавательная деятельность:

  • Формирование целостной картины мира: «В мире зеленого цвета»
  • ФЭМП: « Все листочки посчитаем, самый маленький найдем», «Найди свой домик».

III. Беседы.

  • «Любимое комнатное растение».

IV. Трудовая деятельность:

  • Труд в уголке природы.

V. Коммуникация.

  • Творческое рассказывание:  "Зеленой" сказки  Н.В.Нищевой с элементами театрализации.
  • Просмотр презентаций: «Зелёная планета».
  • Чтение стихотворений: «Зелёные стихи» С. Чёрного.
  • Отгадывание «зеленых» загадок.
  • Конструктивная игра «Зеленый  городок».

VI. Художественное творчество

  • Аппликация: «Зеленое деревце, для зеленого леса»

VII. Музыка.

  • Прослушивание муз. Произведения «Колыбельная мамы огуречика» ( из м/ф «Приключения Огуречика»)

Четверг – Синий + Голубой день

В синем море синий кит.
В синем небе туча спит.
На тарелке голубой
Сливы синие горой.
Куртку синюю возьмём
И гулять с тобой пойдём
.

Глаза голубые у куклы моей,
А небо над нами еще голубей.
Оно голубое, как тысячи глаз.
Мы смотрим на небо, а небо – на нас!

Е. Менжинкая

I. Игровая деятельность:

  • Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Голубой, Синий», "Найди и назови все голубое",  «Блоки Дьенеша».
  • Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Иди по голубой дорожке, найдешь синие сапожки».
  • Упражнение на развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Пошли пальчики гулять».
  • Упражнения на развитие речевого дыхания: «Ветерок и кораблик»

II. Познавательная деятельность:

  • Формирование целостной картины мира: «Волшебница Вода».
  • ФЭМП: «В какой руке сколько?», «Каждую геометрическую фигуру  на свое место».

III. Беседы

  • « Где можно встретить воду», «Что обозначено на глобусе голубым цветом?»

 IV. Эксперементальная деятельность:

  • Опыты с водой «Цветная вода».
  • V. Коммуникация.
  • Рассматривание иллюстраций «Что какого цвета?»
  • Чтение рассказа Мацук  М. «Сказки про краски».
  • Просмотр мультфильма «Кисточка Петти – синий цвет».
  • Отгадывание «синих» загадок;

VI. Художественное творчество

  • Рисование «Мой воздушный синий шар».

VII. Музыка. 

  • Прослушивание фонограммы «Шум моря».


Пятница – Фиолетовый день  

Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу.
Я сорву ее и маме в день рожденья принесу.
С фиолетовой сиренью будет жить она.
На столе в красивой вазе около окна.

I. Игровая деятельность:

  • Дидактическая игры «Давайте познакомимся -Я Фиолетовый», « Я найду     цвета везде».
  • Подвижная игра «Разноцветный мячик».
  • Сенсорная дидактическая игра «Разложи кубики по цветам»
  • Упражнения на развитие речевого дыхания: «Шторм в стакане».
  • Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Пальчиковый Твистер»

II. Познавательная деятельность:

  • Формирование целостной картины мира: «В мире фиолетового цвета».
  • ФЭМП: пазлы « Цифры»

III. Беседы

  • «Съедобный фиолетовый», «Красивый фиолетовый».

IV. Эксперементальная деятельность:

  • Опыты с краской «Волшебная кисточка» – экспериментирование с красками – синий + красный = фиолетовый.

 V. Коммуникация.

  • Чтение и обсуждение сказки Н.В.Нищевой «Фиолетовая сказка».
  • Просмотр мультфильма - В. Катаев «Цветик-семицветик».
  • Отгадывание «фиолетовых» загадок.
  • Заучивание через мнемонический прием цвета радуги и их последовательность «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»

VI. Художественное творчество.

  • Лепка: «Радуга».

VII. Музыка. 

  • Прослушивание песни Д. Тухманова «Виноватая тучка».

Итоговое мероприятие.

Отчёт по проектной деятельности:

Предварительный этап длился 3 дня – была сформулирована цель, определены задачи проекта, подобран дидактический материал, составлен план основного этапа.

Основной этап реализовывался в течение 1 недели.

Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей, (в частности, на развитие чувства цвета) обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов, в данном случае с цветом.

В процессе разнообразных дидактических игр дети учились выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовили детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.

Дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются.

С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином цвете.

В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь.

В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. Результат достигнут.

Информационное обеспечение:

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : Мозаика- Синтез, 2014.

2. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка – М. : Просвещение, 1988.

3. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. Москва. «ВАКО». 2008.

4. Иванова О. Васильева И. Выразительные возможности цвета. СПб. : Агентство образовательного сотрудничества, 2005.

5. Нищева Н. В. Разноцветные сказки. СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

6. Глушанок Т. Г., Волкова Л. Н. «Тайны здоровья детей», СПб. : 1994.

7. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. / Под ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. - М. : Просвещение, 1981.

8. Шевчук И. Изучаем цвета. ООО Издательство. : Эксмо, 2007.

9. Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/ И. Е. Аверина. – 4-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 144 с.

10. «Книга для чтения в детском саду и дома 4-5 лет» Составители: В. В. Гербова, Н. П. Ильчук, Н. П. Бабурова. – М. : Мозаика- Синтез, 2006.

11. Интернет ресурсы:

Загадки: http://ped-kopilka.ru/

Пальчиковая гимнастика и физ. минутки: http://www.stranamam.ru/post/6895117/

Дыхательная гимнастика: http://teddyclub.org/ru/article/detskij-sad/2109-palchikovaya-gimnastika-dlya-doshkolnikov-v-stihah/

Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчеты о проведении тематических недель во второй младшей группе: " Неделя здоровья" , "Неделя безопасности"

Иногда написание отчета о проведении  тематической  недели является небольшой сложностью, особенно для молодого специалиста: форма, стиль и т.д. Предлагаю в качестве альтернативы имеющимуся ...

Календарно - тематическое планирование для второй младшей группы на Февраль.Темы недели: 1 неделя "Моя семья", 2 неделя "Мой город", 3 неделя "Мебель", 4 неделя "Семейные праздники - Масленица".

Календарно - тематическое планирование для второй младшей группы на Февраль. Темы недели: 1 неделя "Моя семья", 2 неделя "Мой город", 3 неделя "Мебель", 4 неделя "Се...

Календарное планирование в подготовительной группе « Б» тема недели «Книжкина неделя. Неделя театра»

Календарное планирование в подготовительной группе « Б» тема недели  «Книжкина неделя. Неделя театра»Цели: приобщение детей к книге; воспитание желания к постоянному общен...