Развитие речи перессказ сказки В.Сутеевой "Кораблик"
план-конспект занятия (старшая группа)

Капашова Асия Бахитовна

Конспект ООД по развитию связной речи в старшей группе.

Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием опорных схем».

Цель: Создать условия для формирования навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл asyayayayayayayayayayayayaya_2.odt24.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по развитию связной речи в старшей группе.

Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием опорных схем».

Цель: Создать условия для формирования навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

Задачи:

Образовательные:

Обучение детей приемам планирования собственного пересказа с применением опорных схем. Формирование у детей активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа. Активизация и обогащение словарного запаса.

Развивающие:

Развитие связной речи, слухового внимания, фонематического восприятия, мышления. Активизировать использование в речи грамматических форм, при помощи которых образуются ласковые обращения и названия животных. Развитие умения понимать и объяснять смысл поговорок.

Воспитательные:

Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи и понимания.

Методические приемы: Чтение, беседа, рассматривание графических схем; подбор слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами; выстраивание серии опорных схем к сказке.

Оборудование: опорные схемы, сказка В. Сутеева «Кораблик».

Предварительная работа:

  • Чтение сказки В. Сутеева «Кораблик».
  • Обсуждение нравственных поступков героев произведения.
  • Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме.
  • Рисование, аппликация, лепка по содержанию сказки.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Дети отгадывают загадку про дружбу:

Воспитатель: Ребята! А вы любите отгадывать загадки? Сейчас я загадаю вам очень интересную загадку. Скажите, кто это? 

Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный...(друг).

II. Основная часть.

1.Подготовка к восприятию текста

Воспитатель: Что значит «верный друг»? Кого можно назвать настоящим другом?

2. Чтение сказки. Развитие слухового внимания и памяти.

- Внимательно послушайте сказку Владимира Сутеева «Кораблик».

Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Пришли на речку.

- Давайте купаться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду.

- Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

- Ква-ха-ха, ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы годитесь! – И так стал хохотать – чуть было не захлебнулся!

Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали.

Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку.

И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили кораблик!

Столкнули кораблик в воду.

Сели на него и поплыли!

Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь!

3Содержательный и языковой разбор текста

Беседа по содержанию сказки, словарная работа.

Воспитатель: О ком рассказывается в этой сказке?

Дети: Эта сказка о Лягушонке, Мышонке, Муравье, Жучке, Цыпленке.

Воспитатель: Что придумали друзья?

Дети: Они придумали построить кораблик, чтобы поплавать на нем, так как они сами не умеют плавать.

Воспитатель: Как они построили кораблик?

Дети: Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку. И, пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили кораблик!

Воспитатель: Чем заканчивается сказка?

Дети: Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!

Воспитатель: Какими словами?

Дети: И не догонишь!

Воспитатель: Каким показан лягушонок в этой сказке?

Дети: Хвастливый, насмешливый, озорной.

Воспитатель: А его друзья какие?

Дети: Смелые, находчивые, трудолюбивые, деловые.

Воспитатель: Как вы понимаете, что значит поговорка «Один за всех, все – за одного?»

Дети: Это значит помогать друг другу, дружить, заботиться друг о друге.

Воспитатель: Про кого из сказки «Кораблик» можно сказать: Один за всех, все за одного? Перечислите.

Дети: отвечают.

Воспитатель: А к лягушонку подходит эта поговорка? Как вы думаете?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему нет, объясните.

Дети: Он плохой, не помогал друзьям, смеялся над ними.

Воспитатель: Подумайте про кого из ваших товарищей можно сказать: Один за всех, все за одного.

Воспитатель: Молодцы, ребята.

4.Лексико-грамматические упражнения по тексту:

Игра «Назови ласково»

Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Назови ласково».

Маленький - лягушонок, желтенький - цыпленок, серенький – мышонок, лист – листочек, скорлупа – скорлупка, солома – соломинка, веревка – веревочка, корабль – кораблик.

Игра «Скажи похоже»

Думать – размышлять, обидеться – расстроиться, хохотать – смеяться, принести – притащить,

5. Повторное чтение текста по частям с усложнением. (Воспитатель читает текст и преднамеренно допускает ошибки смыслового характера)

Воспитатель: Я буду читать рассказ по частям, а вы скажете, всё ли правильно я прочитала.

Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Пришли в бассейн.

- Давайте купаться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду.

- Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Дети: Не в бассейн, а на речку.

Воспитатель: (читает дальше).

- Ква-ха-ха, ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы годитесь! – И так стал хохотать – чуть было не подавился!

Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали.

Дети: Чуть было не захлебнулся.

Воспитатель: Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку.

И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили самолетик!

Дети: И построили кораблик.

Воспитатель: Столкнули кораблик в воду.

Сели на него и поплыли!

Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще поплакать, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь!

Дети: Не поплакать, а посмеяться.

 Воспитатель: Молодцы, ребята! Нашли все ошибки и поправили меня. А теперь я посмотрю умеете ли вы плавать! Физкультминутка.

6. Физкультминутка

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись:

Раз, два, три, четыре-

Вот как славно.

Освежились!

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс,

Одной, другой – кроль.

Все, как один.

Плывём, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Имитация движений по ходу чтения

7. Моделирование сказки с помощью опорных схем

(Педагог показывает серию опорных схем к сказке. Среди них есть схемы, которые не подходят к данной сказке).

Воспитатель:  Посмотрите на схемы. Все ли схемы подходят к нашей сказке?

Дети: В сказке не было Паучка и Котенка. Эти картинки лишние.

 Воспитатель: Уберем лишние схемы. Кто пошел гулять? Куда они пришли?

Дети: Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок пришли на речку.

  Воспитатель: Отберите эту схему.

 Воспитатель: Кто прыгнул в воду? Что он сказал?

Дети: Лягушонок.

 Воспитатель: Отберите эту схему.

  Воспитатель: Почему остальные не стали купаться?

Дети: Они не умеют.

 Воспитатель: Отберите эту схему.

 Воспитатель: Что сказал Лягушонок своим друзьям? Как стал хохотать Лягушонок?

Дети: Он сказал «Куда вы годитесь» и так засмеялся, что чуть не захлебнулся.

  Воспитатель: Найдите эту схему.

  Воспитатель: Как отнеслись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок к словам Лягушонка?

Дети: Они обиделись и начали думать.

Воспитатель:  Отберите схему.

Воспитатель:  Что принесли Цыпленок и Мышонок?

Дети: Листочек и ореховую скорлупку.

Воспитатель:  Отберите эту схему.

 Воспитатель: Что притащил Муравей? Жучок?

Дети: Муравей притащил соломинку, Жучок – веревочку.

 Воспитатель: Отберите эту схему.

 Воспитатель: Что построили друзья? Что они сделали потом?

Дети: Кораблик. Столкнули в воду и поплыли

Воспитатель:  Отберите схему.

 Воспитатель: А что в это время делал Лягушонок?

Дети: Он голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик далеко уплыл. И не догонишь!

8. Пересказы детей с наглядной опорой в виде графических схем.

а) пересказ по цепочке (по одному) с опорой на полную серию опорных схем.

б) пересказ с опорой на неполную серию предметных картинок (для сильных детей)

III. Подведение итогов занятия

 Воспитатель: Какую сказку вы сегодня пересказывали? О чем эта сказка?

Дети: Мы пересказывали сказку про то, как друзья построили кораблик.

Воспитатель:  Кто больше всех вам понравился? Почему? А кто не понравился? Почему?

(Ответы детей)

Задание воспитателя

Воспитатель:  Мне очень понравилось, как вы работали на занятии. Я приготовила вам подарок: трафареты героев сказки. Дома раскрасьте картинки и расскажите сказку родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Перессказ русской народной сказки Пых" во 2 младшей группе.

С помощью настольного театра дети учатся вместе с воспитателем пересказывать небольшой по объему текст сказки, в игровой и занимательной форме закрепляют полученные знания по теме "Овощи-фрукты"....

Открытое занятие интегрированное НОД по развитию речи. Тема: «Сказка, сказка расскажи»!(закрепление).

Суздальцева Елена ЛеонидовнаВоспитатель дошкольного отделения ГБОУ СОШ № 657Интегрированная НОД по развитию речи. Тема:«Сказка, сказка расскажи»!(закрепление).Обучающее по работе с детьми....

Конспект занятия по развитию речи "Перессказ сказки "Три медведя""

Конспект по развитию диалогической речи детей средней группы детского сада. С опорой на серию сюжетных картинок, с элементами драматизации....

Конспек НОД в подготовительной группе по развитию речи. Перессказ сказки Р. Киплинга «Слонёнок».

Задачи:1.Развивать логическое и ассоциативное мышление, слуховое и зрительное внимание. 2.Воспитывать интерес к фольклорному жанру.3. Развивать монологическую речь. 4.Учить детей передавать содержание...

Открытое занятие по развитию речи « Машины сказки» с использованием ИКТ технологии по мотивам русской народной сказки «Каша из топора»

Цель: Воспитание уважения к богатству народной выдумки, желания изучать русское народное творчество, историческое прошлое своего народа. Формировать навыки пересказа посредством русской народной ...