Организация деятельности по формированию основ гражданской идентичности. Модуль «Я гражданин России»
статья
Каждый индивид ищет себя одновременно в разных измерениях – гендерном, профессиональном, национальном, религиозном, политическом и т.д. Самоидентификация происходит как через самопознание, так и через сравнение с тем или иным человеком, как воплощением присущих определенной группе или общности свойств. «Под идентификацией понимают интегрированность человека и общества, их способность к осознанию своей самотождественности в ответе на вопрос: кто я такой?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_deyatelnosti_no_formirovaniyu_osnov_grazhdanskoy_identichnosti.docx | 24.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация деятельности по формированию основ гражданской идентичности. Модуль «Я гражданин России»
Понятие «гражданская идентичность» относительно недавно вошло в педагогический лексикон. Широко заговорили о нем в связи с обсуждением и принятием федеральных государственных образовательных стандартов, в числе главных приоритетов поставивших перед ДОУ задачу формирования основ гражданской идентичности дошкольников.
Для того, чтобы успешно работать над формированием гражданской идентичности и соответствующим образом выстраивать педагогическую деятельность, как на индивидуальном уровне, нужно ясно понимать, что стоит за этим понятием.
Понятие «идентичность» пришло в педагогику из психологии развития личности.
Идентичность – это свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к той или иной группе или общности.
Каждый индивид ищет себя одновременно в разных измерениях – гендерном, профессиональном, национальном, религиозном, политическом и т.д. Самоидентификация происходит как через самопознание, так и через сравнение с тем или иным человеком, как воплощением присущих определенной группе или общности свойств. «Под идентификацией понимают интегрированность человека и общества, их способность к осознанию своей самотождественности в ответе на вопрос: кто я такой?»
На уровне самоанализа и самопознания идентичность определяется как представление о себе как о некоторой относительно неизменной данности, человеке того или иного физического облика, темперамента, задатков, имеющем принадлежащее ему прошлое и устремлённого в будущее.
На уровне соотношения себя с представителями окружающей социальной среды происходит социализация человека. Так, речь может идти формировании профессиональной, этнической, национальной, религиозной идентичности личности.
Функциями идентичности являются, во-первых, самореализация и самоактуализация личности в социально значимых и социально оцениваемых видах деятельности; во-вторых - защитная функция, связанная с реализацией потребности в принадлежности к группе. Чувство «Мы», объединяющее человека с общностью, позволяет преодолеть страх и тревогу и обеспечивает уверенность и стабильность личности в изменяющихся социальных условиях.
Структура любого вида социальной идентичности включает в себя несколько компонентов:
· когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности);
· ценностно-смысловой (позитивное, негативное или амбивалентное (безразличное) отношение к принадлежности);
· эмоциональный (принятие или непринятие своей принадлежности);
· деятельностный (реализация своих представлений о принадлежности к данной общности в социально значимых действиях).
Достижение самоидентичности, как и развитие личности, проходит в течение всей жизни. На протяжении жизни человек в поисках себя проходит через кризисы перехода от одной стадии психосоциального развития личности к другой, контактируя с разными личностями и чувствуя принадлежность к разным группам.
Таким образом, проблему идентичности можно понимать, как выбор в процессе установления своей принадлежности к той или иной группе или иной человеческой общности. При этом человек отождествляет себя в этой связи с другим человеком как адекватным представителем «значимых других», что ставит исследователя перед задачей выявления таких «значимых других» и установление их роли в процессе образования человеком своей идентичности.
Модуль «Я - Гражданин», является основой гражданской идентичности, рассматривается как вариант деятельности ДОУ по решению вышеперечисленных задач, что делает ее актуальной.
Педагогический смысл гражданско -правового воспитания детей дошкольного возраста в данном контексте заключается в создании условий для их личностного развития, формировании чувства собственного достоинства, уважительного отношения к другим людям, в создании для дошкольников возможности самостоятельно, по «доброй воле» определять, вводить, действовать и соблюдать в окружающем социуме свои права и обязанности, понимать значение их содержания. Кроме это, в русле гражданско-правового воспитания, создаются условия для общего социального развития ребенка - формирования познавательных интересов, обобщений, способности к самостоятельным умозаключениям, умению делать выбор в альтернативных ситуациях.
Идея создания благоприятного образовательного пространства для детей рассматривается, как открытая социально-педагогическая система, способная внести положительные изменения в жизнь детского сада, повысить социальную активность взрослых, взаимодействующих с воспитанниками и педагогами образовательной организации.
Основная цель модуля «Я - Гражданин»
Формирование основ гражданско-правовой культуры детей дошкольного возраста как предпосылки их успешной социализации в современном демократическом обществе. Модуль определяет и реализует ориентиры в гражданско - правовом воспитании детей старшего и младшего дошкольного возраста, реализуемые в условиях дошкольной образовательной организации.
Исходя из этого, структура модуля «Я - Гражданин» состоит из двух частей:
Модуль 1. «Я»,
Модуль 2. «Я- гражданин России»,
раскрывающих сущность и внутреннюю логику становления основ гражданско-правовой культуры личности.
создать педагогические условия для формирования у детей основ правового сознания дошкольников на основе понимания ими норм и правил, принятых в обществе, осознания себя как уникальной части этого общества.
Задачи:
1. Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения.
2. Развивать социальные навыки, социально -коммуникативную компетентность ребенка.
3. Воспитывать уважение и терпимость к окружающим, доброжелательное отношение к ним независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.
4. Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.
5. Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
6. Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
7. Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
Содержание модуля «Я - Гражданин» строится с учетом следующих принципов:
1. Системности формируемых представлений, что предусматривает постепенный переход от представлений об отдельном объекте к выделению сущностных характеристик групп объектов, установлению связей и зависимостей между объектами и явлениями, формированию способов познания, способности свободно оперировать приобретенными знаниями, представлениями об окружающем мире, явлениях и событиях социальной жизни.
2. Воспитательной ценности знаний, представлений, что проявляется в смещении акцентов от их содержания к формированию на их основе ценностных ориентиров личности, в рассмотрении реальных жизненных ситуаций, позволяющих ребенку стать субъектом своего выбора, своей деятельности и поведения.
3. Краеведческий, предполагающий использование в работе с детьми, прежде всего близкого, доступного им материала, имеющего ценность и значимость для близких и родных ребенку людей, представителей социума, к которому принадлежит ребенок.
4. Концентрическое расположение материала, предполагающее, что ведущие представления, основные понятия, факты изучаются несколько раз, что к ним возвращаются после их элементарного изучения на более высоком уровне по мере взросления детей, их развития, обогащения опытом.
В этой связи предлагаемое содержание модуля может быть использовано в работе с детьми, как младшего, так и старшего дошкольного возрастов. Его конкретизация и обогащение в зависимости от возрастных особенностей, интересов и потенциальных возможностей детей - прерогатива творчески работающего педагога.
Краткое описание содержания Модулей
Модуль 1. «Я»
включает в себя три блока «Я - ребёнок», «Я и моя семья», «Я и мои друзья». Работа с детьми строится по приобщению к общечеловеческим ценностям, формированию нравственных представлений, чувств, привычек поведения, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками, взрослыми и сотрудниками детского сада.
Модуль 2. «Я - гражданин России»
включает в себя два блока - «Я и моя малая Родина», «Я и моя страна». Работа с детьми направлена на формирование представлений детей о государстве, о большой и малой Родине, раскрывает государственную символику, способствует формированию патриотических чувств.
Содержание модулей базируется на нормативных документах в области гражданско-правового воспитания подрастающего поколения, на требованиях Федерального государственного стандарта дошкольного образования.
Модуль реализуется непосредственно с детьми в условиях детского сада во всех возрастных группах детей, включает в себя два Модуля, пять Блоков. Мероприятия можно планировать в течение дня, исходя из целесообразности их встраивания в образовательную деятельность ДОУ, так же можно проводить их со всей группой детей, подгруппой или индивидуально. Временные рамки специально организованных игровых занятий соответствуют нормативным требованиям (СанПин), в соответствии с возрастом детей, перспективным тематическим планом ДОУ, часть мероприятий модуля «Я гражданин России» могут носить и открытый временной характер (сюжетно-ролевые игры, художественно - творческая деятельность, наблюдения и др.). Основное условие организации мероприятий модуля-интерес детей к их тематике и содержанию, поддерживающийся различными педагогическими приемами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Художественная литература как инструмент формирования основ гражданской позиции детей старшего дошкольного возраста»
Выбор данной темы обусловлен современными требованиями, предъявляемыми к поиску наиболее эффективных методов и приемов патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Это предполага...
Проектная деятельность как средство воспитания гражданской идентичности дошкольников
В материале содержится интерпретация понятия гражданской идентичности, ее уровни, модель....
Всероссийский конкурс «Я – Россиянин. Формирование единой гражданской идентичности в дошкольном возрасте с учетом различных национально-культурных традиций».
Конкурс проводился журналом «Современное дошкольное образование» при участии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Института изучения детства, семьи и воспитания...
Формирование основ гражданской идентичности у старших дошкольников
В работе представлен теоретический материал и практический опыт работы по формированию основ гражданской идентичности старших дошкольников в условиях ДОУ. Предложенная система работы включает в себя о...
«Формирование российской гражданской идентичности. Воспитательная работа в образовательной организации ДОУ: патриотизм, гражданственность, духовно-нравственная составляющая» Образовательная деятельность «Зимний вечер на Николу»
Знакомить детей с духовно-нравственными традициями русского народа на примере дня Святого Николая....
«Формирование российской гражданской идентичности. Воспитательная работа в образовательной организации ДОУ: патриотизм, гражданственность, духовно-нравственная составляющая» Образовательная деятельность «Зимний вечер на Николу»
Знакомить детей с духовно-нравственными традициями русского народа на примере дня Святого Николая....