Проектная деятельность как средство воспитания гражданской идентичности дошкольников
проект (подготовительная группа) на тему

Махова Наталья Васильевна

В материале содержится интерпретация понятия гражданской идентичности, ее уровни, модель.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как средство воспитания гражданской идентичности дошкольников

Актуальность проблемы формирования гражданской идентичности дошкольников заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Поэтому главная задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас - взрослых. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать ее богатства.

Определенный шаг в решении задачи формирования гражданской идентичности дошкольников сделан в ходе принятия федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Так, ФГОС начального общего образования определяет целенаправленное формирование гражданской идентичности личности как актуальную задачу воспитания ребенка уже на первых ступенях его включения в институты социализации.

Дошкольные учреждения рассматриваются как часть общего образования, общие теоретические позиции формирования гражданской идентичности младших школьников нельзя перенести в дошкольную практику из-за специфики функционирования дошкольного учреждения. Поэтому возникает необходимость разработки многоуровневой технологии управления формированием гражданской идентичности детей дошкольного возраста.

Необходимо для начала рассмотреть интерпретацию данного понятия. Гражданская идентичность – осознание личностью своей принадлежностью к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющая определенный личностный смысл.

Структура гражданской идентичности – когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности), ценностно-смысловой (позитивное, негативное или амбивалентное отношение к принадлежности) эмоциональный (принятие или непринятие своей принадлежности), деятельностный (поведенческий – гражданская активность) компоненты.

Уровни гражданской идентичности:

- базовый этнокультурный, складывающийся как сообщество всех народов, этнических и субэтнических групп, диаспор, этноконфессиональных общин, проживающих в России;

- национально-территориальный (базовый политический), состоящий из населения субъектов Российской Федерации;

- национальный (общегосударственный), объединяющий граждан России в единую национальную общность.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Инновационная деятельность по формированию основ национально-территориальной гражданской идентичности воспитанников в процессе проектной деятельности обеспечит реализацию в ДОУ регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования по образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие».

Содержание образовательной области «Социально-коммуникативое развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности, лежащей в основе проектирования, относится к задачам, реализуемым в рамках образовательной области «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которая направлена на формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Таким образом, совмещение содержания образовательных областей «Социально-коммуникативое развитие» и «Познавательное развитие» в целях формирования основ гражданской идентичности у воспитанников будет актуально и востребовано в процессе организации и осуществления проектной деятельности детей под руководством взрослого.

Работа по формированию гражданской идентичности дошкольников включает в себя ряд задач:

*Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и поселку;

*Формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;

*Расширение представлений о родной земле, ее столице, городах;

*Знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;

*Развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;

*Развитие элементарных знаний о правах человека;

*Развитие чувства ответственности и гордости за достижения России; формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;

*Воспитание эстетических нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.

  Использование технологии проектирования помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

Для осуществления деятельности по формированию гражданской идентичности дошкольников необходимо разработка ее модели.

В основе модели формирования гражданской идентичности воспитанников в процессе проектной деятельности лежат следующие принципы:

- «позитивный центризм» (тематика, отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

- деятельностный подход;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности (предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы);

Центральное место в модели формирования основ национально-территориальной гражданской идентичности воспитанников отводится педагогическому потенциалу историко-культурных традиций Белгородской области, а в числе основных его составляющих, неразрывно связанных с традиционными ценностями, историей и культурой, можно выделить:

- исторические и культурно-нравственные ценности, значимые в национально-территориальном самоопределении белгородцев – исторические события, имена, символы, святыни, в том числе религиозные;

- территорию, особенно чтимые места, осознаваемые и как общенародная ценность и как духовно-нравственная категория – в представлениях детей о понятиях «малая родина», «родная земля», «дом», «семья», «Отечество», «святое место»;

- традиции и праздники Белгородчины, в том числе светские, народные, православные.

Соответственно, выделяем четыре базовых элемента данной модели:

- формирование у детей представлений об исторических, культурно-нравственных ценностях;

- организация проектной деятельности детей и взрослых как способа деятельностного воспитания и развития ребенка;

- организация эффективной системы повышения квалификации педагогических работников по проблеме формирования основ национально-территориальной гражданской идентичности дошкольников;

- в-четвертых, продуктивное взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам осуществления проектной деятельности и представления ее результатов.

Таким образом, для всестороннего и гармоничного развития дошкольников педагогам необходимо грамотно организовывать проектную деятельность, включающую:

1) мероприятия, направленные на повышение социальной компетентности, гражданской идентичности через беседы, чтение книг, просмотр сюжетных картинок и фильмов, составление самостоятельных рассказов детьми;

2) мероприятия по закреплению полученных знаний на практике: через организацию совместной деятельности, показания примера на собственном опыте и др.;

3) мероприятия по снижению у детей уровня тревожности, агрессии, негативизма, повышению самооценки и уверенности в себе;

4) обучение навыкам взаимодействия со сверстниками и взрослыми через беседы, моделирование ситуаций, проигрывание ролей, способствует становлению социальной компетентности воспитанников детского сада.

   Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста разнообразна. В зависимости от доминирующих методов, - используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов.

1. Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.

2. Ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему).

3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)

4. Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.д.)

5. Нормативные  (проекты по созданию новых норм, соблюдению правил в разных нормативных ситуациях: «Книга правил поведения ребенка в детском саду» и др.)

   Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.

    Мне, как педагогу – экологу приоритетно формирование гражданской идентичности дошкольников посредством приобщения к природе родного края.  Поэтому мною был организован проект «Заповедники Белгородской области»

Проект «Заповедники Белгородской области»

Вид проекта: познавательный, групповой.

Участники проекта: педагог дополнительного образования – эколог, дети старших и подготовительных групп, родители.

Актуальность проекта: Творческий проект направлен на развитие познавательных способностей и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, через ознакомление с природой родного края и ее живыми памятниками. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             

Цель проекта:  воспитание гражданской идентичности дошкольников посредством ознакомления с природоохранными территориями родного края - Белгородской области.

Задачи:

  1. Познакомить детей с заповедниками Белгородской области, памятниками природы своей территории, своей местности.

    2. Закрепить представления о многообразии животного и растительного мира в заповедниках Белгородской области: виды растений и животных, обитающих на этих территориях.

    3. Воспитывать чувство гордости, сопричастности к природным достопримечательностям своего края, побуждать желание побывать в этих местах

4. Обогащать и активизировать словарь детей по теме (заповедник, заказник, егерь и др.).

  1. Сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности:
  • познавательную;
  • творческую (художественно-эстетическую);
  • коммуникативную.

Проект является краткосрочным.

Сроки реализации проекта: 15.02.2016 – 25.02.2016

Формы реализации проекта:

  • совместная деятельность;
  • практическая деятельность

В совместной деятельности широко используется: практическая работа, поисковая деятельность, игровые приёмы.

Продукт проекта:

Изготовление совместно с детьми макета заповедника «Лес на Ворскле»

Ожидаемый результат:

Реализация проекта «Заповедник Белгородской области»:

  1. Познакомит детей с заповедник Белгородской области и памятниками природы
  2. Сделает детей более любознательными, самостоятельными, инициативными, творческими и способствует развитию речи, мелкой моторики и восприятию сенсорных эталонов.
  3. Пробудит любознательность, стремление изучать и сохранять растительный и животный мир родного края - Белгородчины.
  4. Сблизит педагогов и детей и создаст атмосферу общности интересов и партнерских отношений

Этапы проведения и реализации проекта:

I Этап:  Подготовительный;

II Этап:   Основной;

III Этап: Заключительный (обобщающий).

I Этап:  Подготовительный

- Оснащение предметно-пространственной среды для ознакомления с природоохранными территориями родного края  - художественной литературы, иллюстративного, мультимедийного и дидактического материала по данной теме.

-Изготовление брошюры «Государственный природный заповедник «Белогорье»

- Показ презентации «Заповедник «Белогорье», иллюстраций заповедной природы

II Этап:   Основной (теоретико-практическая деятельность)

Методы и виды деятельности с детьми:

Словесный (познавательная деятельность): 

1.Занятие «Что такое заповедник»: беседа «Кто такой егерь», «Красная книга Белгородской области», «Как люди спасают редких животных»,  «Памятники природы Белгородской области», «День работника заповедного дела – 14 октября» «Кто был в заповеднике с родителями? (принести фото)

2. Беседа о заповедных местах нашего края – участках заповедника «Белогорье» и об их многообразии животного и растительного мира.

3.Отгадывание загадок о животных, живущих в заповеднике.

4. Составление устного рассказа «Что я видел в заповеднике» после просмотра видеофильма

Игровой: создание игровой ситуации «Поход в заповедник»,  дидактические игры «Кто чем питается», лото «Кто где живет», «Назови краснокнижное животное», народная интеллектуальная  игра «Земля, Вода, Огонь, Воздух»

Наглядный: Просмотр фильма «Заповедная Россия: Белогорье».

Практический: Изучение карты Белгородской области, поиск участков заповедника на карте, дидактические игры

Изготовление продукта проекта – конструирование макета первого заповедника Белгородской области  «Лес на Ворскле»

III Этап: Заключительный

  1. Презентация проекта
  2. Рекомендация для родителей «Посетите заповедные места Белгородчины»

Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют  роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии. Значение семьи в формировании нравственно-патриотического сознания трудно переоценить.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

Метод проектов- как средство развития познавательной активности дошкольников....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

В статье отражен опыт нашего детского сада по проектной деятельности...

Проектная деятельность, как средство художественно – эстетического развития дошкольника

В соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании», положениями «Концепции художественного образования в РФ», а также существующими проблемами  модернизации современного образования, в том ...

«Проектная деятельность как средство познавательно-речевого развития дошкольников»

По мнению учёного Джона Дьюи, ребёнок прочно усваивает лишь то, что познаёт через самостоятельную деятельность, что требует от него познавательных и практических усилий и в дальнейшем имеет применение...

Проектная деятельность как средство воспитания любви к малой Родине детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются вопросы организации проектной деятельности по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшейго дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой род...

Проектный метод как средство формирования гражданской идентичности в период дошкольного детства

Формирование гражданской идентичности в качестве базовой предпосылки для укрепления российской государственности осознаётся основной миссией образования в современном обществе и закладывает основу для...