Традиции и обычаи народов Росии
проект (средняя группа)
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям той или иной национальности, культуры. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм проникают через средства массовой информации в семью, детский сад и школу.
С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности. Нравственные ориентиры, которые заложены в культуре того или иного народа. Но, не зависимо от национальности, люди должны иметь представление о культуре и быте другого народа. Знакомство с культурами народов мира помогает детям понять, что все люди разные, но всех объединяет любовь к Родине, к своему народу, культуре.
Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.
Дошкольное образовательное учреждение как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей дошкольного возраста основ толерантной культуры, потому что именно период дошкольного детства является благоприятным для развития многих нравственных качеств и формирования толерантности.
Формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей дошкольного возраста актуальная проблема, но по причине недавнего возникновения мало изученная. В связи с этим возникает противоречие между необходимостью формирования толерантности с дошкольного возраста и отсутствие научно обоснованных технологий этого процесса.
Актуальность данной темы послужила разработке педагогического проекта «Карусель дружбы», который направлен на формирование культуры межнациональных отношений Русских, Татар и Украинцев, а также, толерантности у детей дошкольного возраста.
Цель:
Нравственное развитие дошкольников через воспитание толерантности и изучение культурных традиций разных народов России.
Задачи:
- Обогащать представления детей о многообразии культурных норм и ценностей, принятых в многонациональном обществе;
- Воспитывать отзывчивое и уважительное отношение к членам своей семьи, сверстникам и взрослым, сообществу детей и взрослых в группе;
- Повысить компетентность родителей по вопросам формирования культуры межнациональных отношений и толерантности у дошкольников;
- Закрепить у детей проявления чувств патриотизма и толерантности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 82.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Традиции и обычаи народов России, таких как, Русские, Украинцы и Татары».
2021 – 2022 уч.год
Цель: Нравственное развитие дошкольников через воспитание толерантности и изучение культурных традиций разных народов России
Задачи:
- Обогащать представления детей о многообразии культурных норм и ценностей, принятых в многонациональном обществе;
- Воспитывать отзывчивое и уважительное отношение к членам своей семьи, сверстникам и взрослым, сообществу детей и взрослых в группе;
- Повысить компетентность родителей по вопросам формирования культуры межнациональных отношений и толерантности у дошкольников;
- Закрепить у детей проявления чувств патриотизма и толерантности.
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям той или иной национальности, культуры. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм проникают через средства массовой информации в семью, детский сад и школу.
С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности. Нравственные ориентиры, которые заложены в культуре того или иного народа. Но, не зависимо от национальности, люди должны иметь представление о культуре и быте другого народа. Знакомство с культурами народов мира помогает детям понять, что все люди разные, но всех объединяет любовь к Родине, к своему народу, культуре.
Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.
Дошкольное образовательное учреждение как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей дошкольного возраста основ толерантной культуры, потому что именно период дошкольного детства является благоприятным для развития многих нравственных качеств и формирования толерантности.
Формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей дошкольного возраста актуальная проблема, но по причине недавнего возникновения мало изученная. В связи с этим возникает противоречие между необходимостью формирования толерантности с дошкольного возраста и отсутствие научно обоснованных технологий этого процесса.
Актуальность данной темы послужила разработке педагогического проекта «Карусель дружбы», который направлен на формирование культуры межнациональных отношений Русских, Татар и Украинцев, а также, толерантности у детей дошкольного возраста.
Цель проекта:
Нравственное развитие дошкольников через воспитание толерантности и изучение культурных традиций разных народов России.
Задачи:
- Обогащать представления детей о многообразии культурных норм и ценностей, принятых в многонациональном обществе;
- Воспитывать отзывчивое и уважительное отношение к членам своей семьи, сверстникам и взрослым, сообществу детей и взрослых в группе;
- Повысить компетентность родителей по вопросам формирования культуры межнациональных отношений и толерантности у дошкольников;
- Закрепить у детей проявления чувств патриотизма и толерантности.
Вид проекта: социально-познавательный, групповой, долгосрочный (8 мес.)
Участниками реализации проекта являются дети дошкольного возраста, родители воспитанников и педагоги.
Таблица 1 – участники проекта
Участники | Роль в реализации проекта |
Воспитатель | - знакомит с национальными обычаями и традициями, играми, сказками, куклами; - проводит непосредственную образовательную деятельность; - проводит театрализацию сказок; - организовывает совместно с воспитанниками создание мультфильма; - организует фотовыставку, флешмоб и просмотры мультфильмов; - создание кукол в национальных костюмах; |
Родители | - проходят анкетирование; - осваивают информацию с буклета |
Дети | - принимают участие в непосредственной образовательной деятельности; - осваивают новые дидактические игры; - принимают участие в создании мультфильма; - отображают свои знания в рисунках; - принимают участие в постановке театрализации сказок; - принимают участие в обсуждениях, двигательной и творческой деятельности, связанных с культурой межнационального общения и толерантности |
Механизм реализации проекта
Таблица 2 – механизмы реализации проекта
Подготовительный этап | Основной этап | Заключительный этап |
Работа воспитателя: - Изучение научно-методической литературы по данной теме - Постановка целей, определение актуальности -Составление перспективного плана работы с детьми Работа с детьми: - Беседа Работа с родителями: - Беседа | Работа с детьми: - НОД - Создание кукол в национальных костюмах - Рассматривание кукол в национальных костюмах - Создание мультфильма - Проведение игр на развитие толерантных взаимоотношений - Просмотр мультфильмов - Продуктивный вид деятельности (рисование) - Просмотр презентации - Проведение дидактических игр - Чтение и обсуждение сказок Работа с родителями: - Выпуск буклета | Работа с детьми: - Фотовыставка - Флешмоб - Создание коллажа Работа с родителями: - Беседа о проведённых мероприятиях - Обсуждение итогов проекта Работа воспитателя: - Подведение итогов - Обобщение результатов работы над проектом |
План реализации проекта
Таблица 3 – мероприятия проекта
Месяц/ сроки | Мероприятие | Участники | Место проведения мероприятия | Количество участников |
Ноябрь | Проведение комплексно-тематического занятия на тему: «Знакомство с народами России»; | Дети | Музыкальный зал | 27 |
Проведение комплексно-тематического занятия на тему: «Костюмы народов России»; | Дети | Группа | 27 | |
Декабрь | Музыкальная гостиная «Народы России»; | Дети | Музыкальный зал | 27 |
Январь | Тематическое развлечение «Рождественские посиделки»; | Дети | Группа | 46 |
Февраль | Театрализованная постановка РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «Заюшкина избушка»; | Дети | Группа | 54 |
Мастер класс для педагогов по теме: «Тюбетейка как элемент татарского костюма»; | Педагоги | Музыкальный зал | 14 | |
Март | Тематическое развлечение «Широкая Масленица»; | Дети Педагоги | Территория ДОУ | 58 |
Просмотр мультфильма: «Традиционный праздник Татар САБАНТУЙ»; | Дети | Музыкальный зал | 52 | |
Апрель | Создание мультфильма «Как мужики друг к другу в гости ходили» | Дети Родители Педагоги | Группа | 7 |
Занятие по ручному труду на тему: «Пасха»; | Дети | Группа | 27 | |
Май | Тематическое развлечение «Праздник народных игр»; | Дети Педагоги | Музыкальный зал | 58 |
Ожидаемые результаты
1. Дети имеют представление о народных праздниках, обычаях, традициях, играх и сказках, а также о нормах, принятых у отдельных народов.
2. Дети проявляют чувство любви, открытости и уважения к своей семье, сверстникам, взрослым, к своему народу.
3. В ходе различных видов деятельности дети проявляют чувства патриотизма и толерантности.
4. Родители компетентны в вопросах формирования культуры межнациональных отношений и толерантности у дошкольников.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Данный проект реализуется в течение учебного года. После завершения сроков для реализации проекта, он расширится и в него будут включаться новые мероприятия.
Перспектива проекта состоит в дальнейшей активизации всех участников образовательных отношений в формировании культуры межнациональных отношений и толерантности у детей дошкольного возраста. Разработка методического материала позволит более эффективно организовать образовательную деятельность по данному направлению. Перспективной дальнейшей работы также служит реализация проекта во всех возрастных группах или в других дошкольных образовательных учреждениях. С целью обмена опытом можно принять участие в конкурсе педагогических проектов или научно-практических конференциях.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Беседа «Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов»
Цель: Воспитывать стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира, уважительно относиться к людям различных национальностей и гордиться своей Родиной – Великой страной Россией.
Задачи:
1. Формировать представление о том, что на Земле много стран и разных народов.
2. Закреплять знания о том, что люди различных национальностей имеют свою культуру, обычаи, национальные традиции, имеют различия во внешнем облике и общие сходства по образу жизни.
3. Воспитывать чувство гордости за нашу Родину – Великую страну Россию.
4. Воспитывать стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира, уважительно относиться к людям различных национальностей.
Материалы: глобус, презентация «Страны мира», компьютер, проектор.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, перед вами модель земного шара. Как она называется?
Дети: глобус.
Воспитатель: правильно. На земном шаре много разных стран и народностей. Какие страны вы знаете? (Дети перечисляют)
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Кто, где живет». Я называю страну, а вы называете народ, который там живет.
Америка – американцы
Россия – россияне
Англия – англичане
Франция – французы
Индия – индийцы
Китай – китайцы
Япония – японцы
Казахстан – казахстанцы
Воспитатель: Большую часть территории занимает наша Родина – Россия, где мы живем. Наше Отечество, наша Родина – матушка-Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное. Матерью зовем потому, что вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Одна у человека родная мать – одна у него и Родина. Крепко любят свою Родину русские люди. Сложили о ней пословицы и стихи.
«Родина любимая, что мать родимая»
«Человек без Родины, что человек без песни»
«Родная сторона – мать, чужая – мачеха»
«Где жить, тем и слыть»
«На родной стороне и камешек знаком»
Воспитатель: Вместе с нами на земном шаре живут люди разных национальностей. Они различаются по цвету кожи, национальным традициям. Каждый народ имеет свой родной язык, культуру, обычаи, любимые песни и танцы. Ребята, как вы думаете людям разных национальностей надо дружить друг с другом? (Да).
Воспитатель: В разных странах люди приветствуют друг друга по-разному. У нас принято при встрече не только говорить: «Здравствуй!», но и пожать руку, а в других странах это делают по-другому. Выберите себе пару, мы отправляемся в путешествие по странам нашего огромного мира. (показ слайдов)
И так мы с вами в Казахстане. В Казахстане принято прижимать друг к другу руки.
А сейчас мы отправляемся в Италию. Здесь при встрече горячо обнимаются.
Мы в Бразилии. Бразильцы хлопают друг друга по плечам.
А теперь мы в Зимбабве. Там жители при встрече трутся спинами.
А сейчас мы в Македонии. Поприветствуем друг друга локтями.
Мы в Никарагуа. Здесь здороваются плечами.
Мы в гостях у Австралийских аборигенов. У них принято тройное приветствие: хлопнуть в ладони, подпрыгнуть, толкнуть бедром.
Воспитатель: Как вы думаете, а чем похожи дети разных стран? (Ответы детей)
Воспитатель: Много общего у всех детей. Все дети одинаково плачут, смеются, любят петь и танцевать, ходят в детский сад, в школу. Любят бегать, играть, шалить, заниматься спортом. И все дети любят смотреть мультфильмы.
Воспитатель: Как вы думаете, о чем мечтают все люди на земле? (высказывания детей).
Воспитатель: О мире мечтает каждый из нас,
Чтоб солнце у каждого было в руках,
И пусть не грозят нам взрывы войны,
Ведь портят они наши мирные дни.
Добрые люди, не надо войны!
Радостный мир защитим от войны!
Воспитатель: Я надеюсь, что вы будете жить в мире и дружбе со всеми народами мира, уважительно относиться к людям различных национальностей. Когда вы вырастите, будете добрыми людьми и никому не дадите в обиду нашу планету.
Воспитатель: Ребята, где мы сегодня с вами были? В какой стране вы хотели бы побывать? Что вам было интересно делать?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рассматривание кукол в национальных костюмах
Цель: Познакомить детей с куклами в национальных костюмах. Выяснить с детьми, что одежда каждой национальности имеет свои отличительные особенности.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с элементами национальных костюмов;
2. Воспитывать патриотические чувства, интерес к своим корням, к истории русского народа, его традициям;
3. Воспитывать интерес к культурам других народов.
Материалы: куклы в народных костюмах, сундук, письмо, презентация «Бабушка о национальных костюмах».
Ход занятия:
Весь ход занятия сопровождается показом презентации.
Воспитатель: Ребята, нам прислали письмо. Интересно от кого оно? Хотите узнать? (открывает конверт)
- Это Бабушка приглашает в гости нас. Пойдемте к ней? (дети приходят к бабушке)
Бабушка: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте, бабушка. Какой у вас красивый сундук.
Бабушка: Да, у меня есть сундук, и в нем хранится много интересного. Хотите посмотреть. (Достает куклу в русском костюме)
Кукла: Здравствуйте, люди добрые! Низкий поклон вам!
Бабушка: Какая интересная гостья пришла к нам. Откуда вы?
Кукла: Из древней Руси.
Бабушка: Давным-давно на Руси (так называли раньше Россию) все так одевались. Одета она в белую льняную рубаху и сарафан до пят, на ногах лопаточки плетеные, на голове лента шелковая. Волосы у нее в косы заплетены, на Руси был такой обычай, когда девушка замуж выходила, одну косу расплетали в две, и должна она была отныне всегда носить головной убор кокошник (показ иллюстраций). Хотите узнать, как зовут нашу гостью?
Кукла: Зовут меня Марьюшка. Имя по-православному означает «госпожа».
Воспитатель: Давайте посмотрим, что есть еще в сундуке. (достает куклу в татарском наряде)
Кукла: Здравствуйте!
Бабушка: А вы кто такая?
Кукла: Я – татарка Айсылу. Мое имя означает – «красивая луна».
Бабушка: Расскажи о своем костюме.
Кукла: Я одета в татарское платье – күлмәк, поверх платья – камзол с длинными рукавами. Он украшен национальным башкирским орнаментом (края, подол). На голове – кашмау – головной убор, он украшен монетами, бисером. Это хараус – налобная повязка. Впереди нагрудник – хакал. Это нагрудное женское украшение, тоже украшено бисером, яркими монетами. На ногах сапожки – ситек (ичиш). Они украшены узором, орнаментом.
Бабушка: Соня, посмотри, в сундуке осталось что-нибудь? (достает куклу в украинском костюме)
Кукла: Сай улыда! Здравствуйте!
Дети: Расскажите нам, кто вы такая?
Кукла: Я – украинка Айвика. Это мой национальный костюм. Я одета в яркое платье (тувыр) с оборками и воланчиками. Поверх платья надела фартук, он тоже красивый. Украшен лентами, тесьмой. На голове платок (шовыч), на ногах лапти (йондал). В праздники надеваю красивую нарядную одежду, украшение (такия). Они богато украшаны лентами, бисером, бусами, камнями. На грудь надеваю нагрудное украшение – сога, полоска холста с чешуйчатыми рядами монет, по краям бусы, жемчуг (показ).
Дети: А что означает ваше имя?
Кукла: Айвика в переводе «сильная».
Воспитатель: Давайте поблагодарим нашу бабушку и вспомним, что было у нее в сундуке (русская кукла Марьюшка, татаркская кукла Айсылу и украинская кукла Айвика).
Воспитатель: А сейчас к нам пришли куклы – парни в национальных костюмах, посмотрите на них.
На Руси главными частями мужской одежды были рубаха и порты. Косоворотка — рубаха с косым воротом, то есть с разрезом сбоку, а не посередине, как у обычных рубашек. Рубаху подпоясывали кушаком (пояс). Мужской головной убор того времени – картуз (кепка).
- Рубашки, как мужские, так и женские, украшали вышивкой. На Руси употребляли слово «узор». «Узор» происходит от древнеславянского слова «узреть» - увидеть. Увидеть красоту. Мастерицы вышивали знаки: ромбы, кресты, цветы, круги.
- Узор в виде орнамента, т. е ритмично повторяющегося рисунка, «клали» на ворот, рукава и подол. Считалось, что вышивка – «оберег» предохраняла, оберегала от злых сил.Но особую роль играл белый цвет одежды. Считалось, что Бог любит белый цвет. Чувашей можно образно назвать детьми солнца. Схематичные изображения дневного светила присутствуют в костюме повсюду: и на головных уборах женщин и девушек, и в вышивке. В творчестве чуваш красный цвет связан с понятием прекрасного - это символ огня, солнца, цвет жизни, любви, отваги. Черный цвет – цвет плодородной земли, в сочетании с красным он символизирует брак, начало жизни. Белый цвет понимается как признак чистоты, правдивости, мудрости. Зеленый цвет – это признак жизни, роста и развития растительности.
Дополнял костюм нарядный головной убор: хушпу для замужней женщины и остроконечная тухья для девушки. Их сшивали из плотной шерстяной тесьмы и покрывали плотными рядами мелких серебряных «копеек». Верхушка обрамлялась полосой несложного узора из бисера красного цвета.
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомились с костюмами разных национальностей. Какие наряды вам запомнились? Какой костюм вам больше всего понравился?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Музыкальная гостиная для дошкольников
по теме "Народные музыкальные инструменты»
Цель: Расширение и закрепление знаний воспитанников о русских народных инструментах.
Задачи:
- Познакомить с создателем первого оркестра народных инструментов и его роли в сохранении народного творчества.
- Развивать музыкальное восприятие, тембровый слух; внимание, память интонационно - стилевые представления, творческие способности.
- Воспитывать музыкальную культуру учащихся, любовь к народной музыке.
Музыкальный репертуар: обработки русских народных наигрышей и мелодий.
Программное обеспечение: компьютерная презентация “Русские народные инструменты.
Оборудование: Гусли, детские музыкальные инструменты, мультимедийный проектор, компьютер.
Ход занятия
Муз. рук: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте!
Муз. рук: Я рада вас приветствовать на очередной нашей музыкальной гостиной и приглашаю вас отправится со мной в интересное путешествие по удивительному миру музыки, чтобы расширить свои познания. Вы готовы?
А чтобы узнать тему, мы отгадаем кроссворд.
Слушайте внимательно загадки, дружно называйте отгадки! Слайд 1
- У него рубашка в складку Любит он плясать в присядку.
Он и пляшет и поёт – Если в руки попадёт.
Сорок пуговиц на нём С перламутровым огнём
Весельчак и буян Голосистый мой… (баян) - Играет, а не гитара. Деревянная, а не скрипка.
Круглая, а не барабан. Три струны, а не балалайка. (домра) - Чьи мы слышим перекаты Словно гром гремит – раскаты.
В ряд пластинки – будто щётка, А звучит сейчас - … (трещотка)
- Деревянные сестрички,
друг о друженьку стучат,
всю округу веселят… (ложки) - Он по виду брат баяну, Где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану, Всем знаком… (аккордеон). - В руки ты её возьмешь, То растянешь, то сожмёшь.
Звонкая. Нарядная, Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь. Как зовут её... (гармонь). - До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си –
Прилетели воробьи
На мою тетрадку сели
И мелодию запели… (ноты) - Ой! Звенит она звенит. Всех игрою веселит!
А всего – то три струны Ей для музыки нужны.
Кто такая, отгадай-ка, Это наша… (балалайка).
Муз. рук: Какое слово получилось по вертикали? (народный)
–А что может быть народным? Что вы ребята называли, баян, балалайка, домра? (инструменты)
Верно, сегодня мы продолжим раскрывать тайны звучания народных инструментов, и узнаем когда и кем был создан первый оркестр русских народных инструментов. Итак, тема нашей гостиной звучит так: «Русские народные музыкальные инструменты»
2 слайд
С глубокой древности до наших дней живут рядом с человеком музыкальные инструменты. К сожалению, история не сохранила имена народных умельцев, смастеривших первые музыкальные инструменты. Но, тем не менее, они дошли и прекрасно сохранились до наших дней, мы с вами изучали их, слушали звук каждого инструмента, и сейчас я предлагаю вам определить инструменты по картинке.
3 слайд
- Задание: Назовите инструменты по картинке.
- Задание: Мы знаем, что все музыкальные инструменты делятся на группы, по способу звучания. Распределите инструменты по группам: струнные, духовые, клавишные, ударные. 4 слайд
- Задание: Очень известна на Руси плясовая песня «Светит месяц» многие композиторы писали вариации на мелодию данной песни, не остался в стороне и В. Андреев. Звучит плясовая «Светит месяц» В. Андреев 5 слайд
- Назвать инструменты, исполняющие плясовую?
- Назвать два ведущих инструмента ансамбля?
Молодцы, определили ведущие инструменты, именно они и являются музыкальными символами России.
Недаром говорят: балалайка и гармонь разжигают в нас огонь.
Ну, вы ребята, пока играть на балалайке и гармони не можете, для этого надо учиться в музыкальной школе, а вот танец с деревянными ложками - покажите. Берите ложки.
Танец с деревянными ложками «Ах ты, берёза» русская народная мелодия
Отдохнули, подняли настроение. А теперь, будьте внимательны, я расскажу вам одну интересную историю.
7 слайд
Произошло это, около ста лет назад в Петербурге. К известному скрипичному мастеру Иванову пришел молодой скрипач Василий Андреев. Он сказал:
«Хотел бы заказать у вас музыкальный инструмент». Но когда мастер посмотрел чертежи, которые принес ему Андреев, он страшно рассердился. Как, так ему, уважаемому мастеру, предложили сделать шутовской, скомороший инструмент, да еще из лучших сортов дерева. И рассердившись, мастер сказал: « Что если господину Андрееву угодно, он может приобрести сей мужицкий инструмент в любой лавке, где тот продается вместе со спичками и солью».
Ребята, Как вы думаете, какой же инструмент предложил мастеру сделать Андреев? (Балалайку)
8 слайд (муз. рук. продолжает на фоне музыки)
А еще Василий Андреев заметил, что ему скрипачу совсем не зазорно играть на балалайке и показал мастеру свое искусство игры на балалайке.
И тогда мастер сдался. Ему понравилось, как молодой музыкант горячо говорит о том, что хочет наладить, усовершенствовать русские народные инструменты и как виртуозно звучит в его руках этот мужицкий инструмент. И приступил к работе. Так заладилось дело и вскоре,
9 слайд Василий Васильевич Андреев организовал первый оркестр русских народных инструментов и назвал его «Великорусским».
10 слайд Андреев смог усовершенствовать балалайку и создать чертежи их разновидностей, получилась целая семья: прима, альт, бас-балалайка
Кроме балалаек, он смог создать и разновидности домр 11 слайд
Репертуар был очень разнообразным, писал их сам Андреев: пляски, песни, хороводы, наигрыши, музыканты много концертировали по разным странам Германии, Франции, Англии, США и конечно по городам России.
А сейчас ребята подготовили стихи про некоторые музыкальные инструменты, и я предлагаю их послушать.
Стихи:
- Балалайка - Треугольная доска, а на ней три волоска,
Три струны, а звук какой, с переливами, живой.
Узнаю его в момент, самый русский инструмент.
- Домра, как забытая царица, Что жила когда-то на Руси.
Балалайки старшая сестрица, Звуком ладным в голубой выси,
Разносила на потеху миру В скоморошьих озорных руках
Складных песен звонкую сатиру В старых сказках, баснях и стихах. - Я гусли беру золотые, И песнь о свободе пою,
Чтоб слышали старцы седые, И юноши песню мою.
Хочу я развеять струною, Тяжелые сны о былом,
Чтоб песня, пропетая мною, Дышала осенним теплом.
12 слайд-игра
Ну, а сейчас, ребята, я объявляю игровую минутку, и предлагаю поиграть с народным ударным инструментом – бубном. Сделайте большой круг.
«Игра с бубнами» муз. М. Красева
13 слайд Сегодня к нам в гости пришли гусляры. Ребята, кого называют гуслярами? Гусли - это струнный музыкальный инструмент. И сейчас мы послушаем ….
Музыкальный номер в исполнении гусляра.
Муз. рук.: Давайте поблагодарим наших гостей аплодисментами.
А сейчас мы попробуем украсить наши музыкальные инструменты: балалайку и домру. Сам инструмент готов, а вот ваша задача состоит в том, чтобы его преобразить, украсить с помощью аппликации.
Аппликация музыкальных инструментов.
Муз. рук.: Молодцы, ребята, посмотрите, как красиво вы украсили свои инструменты. А сейчас, ответьте на такие вопросы:
- Музыку, какого оркестра мы сегодня с вами слушали и исполняли?
- Какие музыкальные инструменты входят в состав народного оркестра?
- Кто первый организовал оркестр?
- Как его назвал?
Всё правильно вы ответили, а теперь наши воспитатели подготовили для вас сюрприз, встречаем!
Сюрпризный момент-Танец воспитателей с народными инструментами.
14 слайд На этом, ребята, наша гостиная заканчивает свою работу, до свидания, до новых встреч!
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
(Звучит колокольный звон)
Ведущий: Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас в нашем классе. Мы собрались сегодня на Рождественские посиделки.
- Ребята, скажите, пожалуйста, на какой праздник звучит такой красивый колокольный звон? (В праздник Рождества)
- Как вы думаете, что значит Рождество? (День рождения)
- Чей это День рождения? (Иисуса Христа).
- Посмотрите на крестик, на нём – Иисус Христос. Это Его День рожденья отмечает народ вот уже 2016 лет.
- Где родился Младенец? (В пещере)
- Почему в пещере? (Не было места в гостинице)
- Куда положила Мария своего Сыночка? (В ясли)
- Что такое ясли? (Кормушка для скота)
- Кто первым из людей узнал о рождении Иисуса Христа? (Пастухи)
- Кто им об этом рассказал? (Ангел)
- Скажите, пожалуйста, кто такие волхвы? (Мудрецы, учёные-звездочёты, цари)
- Ребята, вы любите получать подарки?
- Волхвы тоже принесли подарки. Какие подарки? (Золото, масло и ладан)
- А как они узнали, что родился великий человек? (Появилась новая звезда)
- Восьмиконечная звезда - символ Рождества.
- Кто пришёл поклониться Младенцу? (Пастухи с овечками, волхвы на верблюдах и лошадях)
- Празднику Рождества предшествует долгий пост, последний день которого называется рождественским сочельником. В сочельник за стол садились только с появлением на небе первой звезды, символа звезды Вифлеемской, которая знаменует рождение Спасителя мира.
Обычно об её появлении сообщали дети, вбегая в дом с радостными криками, а иногда на улицу выходили и всей семьёй. Если день был пасмурный, просто дожидались темноты и после торжественной молитвы садились за стол. Ужинали “голодной кутьёй” или “сочивом”, - кашей из пшеничного, ячменного или другого зерна, распаренного на воде. Отсюда и название – “сочельник”.
Готовились к празднику основательно, за несколько дней до Рождества все работы прекращались: считалось, что иначе год пройдет в тяжёлых трудах, без отдыха. Люди с достатком почитали за обязанность в эти дни помогать бедным. Накануне Рождества и в день праздника одевались во все новое, да ещё и переодевались по нескольку раз, чтобы весь год были обновы. С 8 января начинаются Святки, длящиеся 12 дней до Крещения. По древнему верованию, в дни святок новорожденный Бог странствует по земле и рассылает щедрые дары; о чем попросишь в молитве, то и получишь. Считалось, что в это время исполнялись самые заветные желания. Святки сопровождались своими обычаями и обрядами — святочные гуляния, святочные колядования, щедрования, гадания под Рождество, Новый год и Крещение. Святки являлись временем отдыха, игр, развлечений, гуляний.
В эти дни ходили по дворам колядовщики, славили Христа, пели обрядовые песни, желали счастья и благополучия хозяевам, собирали дары.
- Как называются такие песенки? (Колядки)
- Что вы о них знаете? (Это весёлые песенки, за которые дают угощение)
Но существовал один секрет — приходили они только в те дома, на окне которых выставлялась свеча. Закройте глаза и представьте, что мы на рождественских посиделках…
- В колядках прославляли Христа, желали здоровья хозяевам, обсыпали их овсом. Хозяева одаривали колядовщиков пирогами, пряниками, салом, колбасой, а зёрна бережно собирали и кормили ими скотинку. В народе считалось необходимым в этот день подать милостыню, угостить бедных людей, посетить больных.
- Слово Рождество всегда ассоциируется со словами «елка», «подарки», «гадания», «игры». Рождество мы всегда празднуем в Январе, когда новогодняя елка стоит еще дома наряженная. Давайте мы с вами немного поиграем. Вы согласны?
Игра «Хоровод с воротцами»
Двое самых высоких берутся за руки и поднимают их кверху. Под музыку хоровод движется под этими «воротцами». Внезапно музыка выключается. Воротца «захлопываются» - водящие быстро опускают руки, ловя кого – нибудь, из хоровода. Пойманные переходят в команду воротец. Игра продолжается: хоровод после каждой паузы тает, а воротца расширяются. Награждается последний непойманный из хоровода.
Игра: «Назови праздник»
Ведущий называет символ играющие, должны по символу назвать праздник:
Ель – Новый год;
Блин – Масленица;
Верба – Вербное воскресенье;
Сердца – День Святого Валентина;
Глобус, школьный звонок – 1 сентября День знаний;
Ракета – День космонавтики;
Гвоздики – День Победы, 23 февраля (Гвоздика - в России считается символом героев и революционеров. Букет из гвоздик - непременный атрибут Дня Победы и других военных праздников).
Яйцо – Пасха;
Мимоза – 8 марта(Желтые и пушистые цветы мимозы вообще считаются символом весны. Они несут солнце, тепло и счастье. Поэтому ,после продолжительной зимы женщинам особенно приятно получить в подарок именно веточку мимозы).
Вифлеемская звезда – Рождество (Вифлеемской называют ту необычную звезду, которая возвестила людям о рождении Христа. Звезда была необыкновенно яркой и двигалась по небу вопреки всем законам природы. Увидев её волхвы (маги) поняли, что произошло великое событие – сбылось древнее пророчество о рождении на земле Бога).
Игра «Морозное дыхание»
Участники становятся вдоль стола. На край стола, кладутся снежинки (по одной на каждого участника). По команде ведущего участники начинают дуть на свою снежинку так, чтобы она упала с противоположной стороны стола. Тот, кому удастся сделать это быстрее других, объявляется победителем.
Игра - кричалка «Да» «Нет»
Ведущий называет предметы, а участники игры должны быстро ответить подходят они для украшения ёлки или нет.
Ведущий: Ещё одним святочным обычаем были девичьи гадания. Новый год и Рождество пора магии и время исполнения желаний. Гадать, конечно можно в любой день, но именно на святки, гадания самые правдивые.
Гадания на бусинах
Загадайте желание. Положите бусинки в глубокую миску и сверху насыпьте манной крупы так, чтобы она полностью покрывала бусинки. Нарисуйте указательным пальцем правой руки на поверхности треугольник и, не глядя, достаньте какую-нибудь бусинку.
Вам посчастливится, если попадется красная бусинка. Несмотря ни на что, ваше желание обязательно сбудется в ближайшие дни. Белая бусинка означает: Какие бы усилия вы ни приложили, ваше желание не исполнится. Конечно, желания должны быть реальные, т.е. такие, какие действительно могут исполниться за короткие сроки.
Что слышно? В старину, для того чтобы узнать о будущем, девушки ходили по улицам и прислушивались к звукам. Если послышится звон колоколов – значит, скоро выйти замуж, если в каком-то доме ругаются, значит, жизнь семейная будет несладкой. Сегодня это гадание можно изменить. Например, не выходя на улицу, можно погулять по подъезду, прислушиваясь, о чем говорят ваши соседи. За каждой дверью обязательно вы услышите что-то интересное, что подскажет вам какое-то событие в будущем году.
Ведущий: Вот и закончились наши посиделки. Всех поздравляем с Рождеством!!!
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Конспект театрализованной игры «Заюшкина избушка»
Образовательные области: социально - коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Возрастная группа: средняя
Цель: создание благоприятных условий для формирования интереса к театрализованной деятельности, развивать умение детей определять отдельные черты характера персонажа, передавать их, самостоятельно находя выразительные средства.
Задачи:
Образовательные - формировать положительное отношение детей к театрализованным играм; приобщать детей к театральной культуре; Расширять игровой опыт, используя некоторые средства выразительности (движения, сила и тембр голоса, темп речи); обогащать словарный запас, стимулировать активную речь.
Развивающие - развивать интерес к творчеству; развивать способности детей к импровизации, умение создавать художественный образ; развивать фантазию, воображение, подражательные навыки; развивать образную эмоциональную речь, артистические способности детей с учётом индивидуальных особенностей.
Воспитательные - воспитывать у детей самостоятельность, уверенность в своих возможностях, умение понимать и поддерживать партнёров, стремление к сотрудничеству, взаимопомощи; продолжать воспитывать гуманные чувства детей по отношению к окружающим; воспитывать культуру поведения в общественных местах.
Здоровьесберегающие - укрепление психоэмоционального здоровья детей.
Предварительная работа: чтение сказки «Заюшкина избушка»; разучивание слов главных героев, разучивание физкультминутки; пересказ сказки «Заюшкина избушка» по картинно-символическому плану.
Материал и оборудование: декорации к сказке «Заюшкина избушка», домики, ширма, игрушки на руку (перчатки – заяц, лиса, медведь, собака, петух, билеты, игрушечные деньги, музыкальное сопровождение.
Активизация словаря: театр, кассир, контролер, артисты, спектакль.
Формы организации: самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.
Методы и приемы: наглядные, словесные, практические, игровые, показ, самостоятельная деятельность.
Ход игры:
Вводная часть, организационный момент:
Дети под музыку заходят в группу.
В. : В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В. : Ребята, а вы любите сказки?
Д. : Да!
В. : Предлагаю вам сейчас отправиться в город под названием Сказкино. Но дорога в Сказкино перекрыта волшебными заданиями. Чтобы ее открыть, надо их выполнить. Хотите попасть в этот город?
Д. : Хотим!
В. : Задание выполним, чтобы открыть дорогу?
Д. : Да, выполним!
В. : Занимайте скорее места в волшебном поезде. Поехали!
В. : Вагончики, вагончики по рельсам тарахтят,
Везут в город Сказкино компанию ребят.
Основная часть:
В. : 1-е задание на нашем пути – «Угадай сказочных героев».
По снегу бежит – петляет.
К лету шубку он меняет.
На снегу его не видно,
Волку и лисе обидно.
В. : Ребята, кто же это, вы догадались?
Д. : Эта заяц.
В. : Верно!
В. : Ходит по двору будильник,
Разгребает лапкой сор,
Расправляет с шумом крылья
И садится на забор.
Д. : Петух.
В. : Хитрая плутовка, рыжая головка.
Пышный хвост – краса.
Кто это?
Д. : Эта Лиса.
В. : Этот сторож дом охраняет,
На воров громко лает.
Д. : Собака.
В. : Неуклюжий, косолапый,
Кто всю зиму сосет лапу?
Д. : Медведь.
В. : Ребята, какие вы сообразительные!
В. : Из какой сказки эти герои?
Д. : Из сказки «Заюшкина избушка».
В. : Кто главные герои в этой сказке?
Д. : Лиса и заяц.
Следующее волшебное задание – «Расскажи о герое сказки»
Составляем рассказы – описания о лисе и зайце по предложенной схеме.
Волшебная разминка – Физкультминутка «Заюшкина избушка».
В лубяной избушке «Домик»
Жил заяц на опушке, «Ушки»
А в ледяной избушке «Домик»
Лисица на горушке. «Колечки».
Растаяла весною
Избушка на горушке. «Домик тает»
Лисица побежала «Колечки»
К зайцу на опушку. «Ушки».
Выгнала зайчишку «Ушки»
Из лубяной избушки, «Домик»
Да сама жить стала «Колечки»
В избушке на опушке. «Домик».
И ни собака, ни медведь
Не смогли помочь. «Маятник»
Петушок отважный
Прогнал лисицу прочь. «Гребешок».
Так остался петушок
У заюшки в избушке.
В лубяной избушке,
Избушке на опушке «Домик».
Вот мы приехали в город Сказкино. В городе Сказкино есть театр. Я приглашаю вас в театр. Театр — это культурное учреждение и вести себя там нужно культурно. А вы хотите поиграть в театр?
Д. : Хотим!
В. : Для того чтобы начать играть, что мы должны сделать?
Д. : Распределить роли.
В. : Давайте с вами вспомним, кто работает в театре?
Д. : Контролер.
В. : Какие обязанности выполняет контролер?
Д. : Ставит стулья в ряды, проверяет билеты у зрителей, помогает найти им свое место.
В. : Но чтобы попасть туда, мы должны купить билеты.
В. : Еще кто работает в театре?
Д. : Кассир.
В. : Какие обязанности у кассира?
Д. : Кассир продает билеты.
В. : Кто будет кассиром? Пожалуйста, иди, готовь свое рабочее место.
В. : Без кого не может быть театр и почему?
Д. : Без артистов, они показывают спектакль.
Я предлагаю вам артистами стать
И в сказку поиграть.
(Артисты, заранее подготовленные дети проходят за ширму, одевают куклы на руку)
В. : Мы с вами будем зрителями. Что мы будем делать в игре?
Д. : Покупать билеты, занимать свои места, смотреть спектакль, хлопать в ладоши.
Драматизация сказки «Заюшкина избушка».
Сказочница: У лесочка на опушке
В лубяной своей избушке
Мирно заяц жил косой
Рядом с рыжею лисой.
Но ленивая лисица
Не желала потрудиться –
Дом построить лубяной,
И вселилась в ледяной.
Пришла весна.
Звучит песня «Веснянка» в исполнении фольклорного ансамбля. Весна снимает снежное покрывало (платки) и снежинки с деревьев, разбрасывает цветы. Танцует с лисой и зайчиком. В это время сказочница раскладывает цветы, траву. Весна уходит и забирает с собой ледяной домик.
Ск. : И весною лёд растаял
Ледяной избы не стало
Стала хитрая Лисица
К Заюшке на печь проситься.
Заяц, доброе сердечко,
Рыжую пустил на печку.
День – другой прошёл,
Лисица, вдруг затеяла браниться.
Лиса (громко) : - Не желаю жить с тобой,
Убирайся прочь, косой!
Зайчик уходит. Звучит русская народная песня «На поляне белый цвет».
Ск. : Сел зайчишка на опушке
И прижав от страха ушки,
Начал горько – горько плакать.
Подошла к нему собака.
Звучит музыка: имитация звонов.
Собака: Тяф, тяф! О чём ты плачешь?
Заяц: как же мне не плакать была у меня избушка лубяная
У лисы ледяная, пришла весна
У лисы избушка растаяла
Попросилась она ко мне пожить
Да меня же и выгнала.
Со. : Не плачь зайка, я твоему горю помогу
а ну лиса, убирайся прочь в леса!
Л. : Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам.
Ск. : Испугалась собака и побежала за помощью в лес.
А зайка опять сидит и горько плачет.
И тут на лесной тропинке появился медведь.
Звучит русская народная песня «Хожу я гуляю».
Медведь: О чем зайка плачешь?
З. : как же мне не плакать была у меня избушка лубяная. У лисы ледяная, пришла весна у лисы избушка растаяла, попросилась она ко мне пожить, да меня же и выгнала.
М. : Не плачь, Зайка, я твоему горю помогу.
З. : Нет, не поможешь. Собака гнала, не выгнала, и ты не выгонишь.
М. : Нет выгоню. А ну лиса, убирайся прочь в леса!
Л. : Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам.
Ск. : Испугался медведь и побежал за помощью в лес.
А зайка опять сидит и горько плачет. И тут на лесной тропинке появился петушок.
Звучит русская народная песня «Девицы».
Петушок: О чем зайка плачешь?
З. : Как же мне не плакать была у меня избушка лубяная, у лисы ледяная, пришла весна у лисы избушка растаяла, попросилась она ко мне пожить, да меня же и выгнала.
П. : Не плачь, Зайка, я твоему горю помогу.
З. : Нет, не поможешь. Собака гнала, не выгнала, медведь, гнал, не выгнал и ты не выгонишь. Ведь ты такой маленький.
П. : Нет выгоню.
П. : Иду с косой
Воевать с лисой
Ох, остра моя коса
Уходи лиса в леса.
Ск. : Испугалась лиса, заметалась по избушке. Услыхали звери песенку петуха. Подошли они к избушке, что стояла на опушке.
Медведь, собака и петух: А ну, лиса, убирайся прочь в леса!
Л. : Обуваюсь.
Все вместе: Прекрати пустые речи, прочь пошла плутовка с печи.
Л. : Звери вы меня простите. Я больше не буду зайчишку обижать, буду с ним дружить (Лиса обнимает зайчишку). А я рыжая лисичка, буду всем вам, как сестричка.
Медведь, петух, собака: Простим лису.
Ск. : Звери лисичку простили, и стали вместе жить и крепко дружить.
Всем советуем дружить, ссориться не смейте
Без друзей нам не прожить ни за что на свете.
Ск. : Вот и сказочке конец, а кто смотрел и слушал – молодец!
Артисты выходят к зрителям, кланяются.
Заключительная часть:
В. : Артистами ребята побывали,
И сказку нам сегодня показали
Вы старались, молодцы.
Похлопаем вам от души!
В. : Вам понравилось в Сказкино?
Д. : Понравилось!
В. : Что вам понравилось больше всего?
Д. : Ответы детей.
В. : Каких героев вы запомнили?
Д. : Лиса, заяц, собака, медведь, петух.
В. : Спросить несколько детей, как бы они охарактеризовали героев.
Д. : Описывают героев.
В. : Теперь нам пора возвращаться в группу. Садимся в поезд. Поехали!
Вагончики, вагончики по рельсам тарахтят,
Везут обратно в группу компанию ребят.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Мастер-класс: «Рукотворное чудо»
по изготовлению народного татарского головного убора – «тюбетейка»
Цель: формирование умения изготавливать из цветной бумаги татарского головного убора «тюбетейка».
Задачи:
- сформировать практические навыки работы с бумагой, ножницами, клеем;
- научить украшать вещи, используя элементы орнамента;
- развивать творческие способности педагогов;
- развивать эстетический вкус, фантазию, воображение, мелкую моторику рук;
- воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость, уважение к национальным традициям.
Материалы и инструменты необходимые для изготовления:
- цветная бумага
- ножницы, клей, карандаш;
- шаблоны, технологические карты изготовления орнаментов, образец работы
- набор наклеек.
Ход работы:
Здравствуйте - Исәнмесез! Херматле кунаклар.Уважаемые гости.
Вашему вниманию я представляю вам мастер класс «Рукотворное чудо»
по изготовлению народного татарского головного убора – «тюбетейка»
Без знания детьми народной культуры своего края не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
В детском саду используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности: народные подвижные игры и забавы, дидактические игры, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение детской литературы, знакомство с народно-прикладным искусством и др.
Основную часть населения Самарской области составляют
Население | Человек | % |
Русские | 2 645 124 человек | 85,5% от общей численности населения |
Татары | 126 124 человек | 4,1% |
Украинцы | 42 169 человек | 1,4% |
Татары – второй по численности народ, живущий в Поволжье.
Вместе с башкирами татары составляют наиболее многочисленную группу мусульманских народов, проживающих в Самарской области.
Какой татарин без тюбетейки? Этот головной убор стал таким же национальным атрибутом, как чак-чак, гармонь или калфак. И из элемента мусульманской одежды она довольно быстро перешла в светский головной убор.
Оказывается, у тюбетейки удивительная история. Ее предшественница была головным убором воинов и служила в роли подшлемника - смягчала удар по голове, впитывала пот, чтобы он не застилал глаза во время битвы.
А тюбетейки современные, жесткие и высокие
У татар же исконно известно два основных вида тюбетеек: такыя - полусферической формы и каляпуш - в форме усеченного конуса. Такыя, сшитая из отдельных клиньев, относится к наиболее старинным видам. Каляпуши с твердым краем и плоским верхом появились в середине XIX века и популярны по сей день. Их шили из бархата, украшали шелковой нитью, золотой или серебряной канителью, позже - жемчугом и бисером.
Такая тюбетейка мягкая, ее можно сложить в карман, но в то же время она сохраняет форму, даже после стирки.
Существует великое множество тюбетеек, различающихся по форме, цвету, предназначению и географии распространения. Верующий татарин тюбетейку носит в мечети и дома, на мусульманских праздниках, поминках, во время свадьбы на головах жениха и его отца. Тюбетейки указывали на особенный статус хозяина, его принадлежность к тому или иному социальному слою.
Для проведения мероприятий с использованием регионального компонента необходима определенные атрибуты.
Я вам хочу предложить изготовить своими руками татарский головной убор тюбетейку- получившая свое название от тюркского слова «тюбе» («тобе»), означающего верх или вершину чего-либо.
Уважаемые педагоги прошу пройти в творческую мастерскую
Приготовим шаблоны. У вас на столах лежат готовые детали тюбетейки.
А шаблоны орнамента нам понадобятся для украшения тюбетейки. При украшении вы можете использовать пайетки
Цвет тюбетейки выбираем на свой вкус.
Красный цвет символизировал жизнь, плодородие, защиту, власть и богатство. Символ покоряющей власти.
Белый цвет чистоты и спасения.
Зеленый цвет выражает божественную мудрость.
А ленточки ваши – это основные цвета татарского костюма.
1. Вырезанные две полосы шириной 4 см 5 мм, длиной 23-24 см;
- склеить их, получится ободок нужной длины.
2. Верх тюбетейки склеим по линии среза, чтобы получилась конусообразная деталь.
3. По пунктирной линии подогнём зубчики верха тюбетейки.
4. Склеим верх тюбетейки и ободок.
5. Когда склеили верх и ободок, получилась тюбетейка.
Вид спереди
2. Теперь нашу тюбетейку нужно украсить орнаментом.
Орнамент – это украшение из сочетания геометрических, растительных и животных элементов.
Национальные орнаменты многообразны, и каждый из них имеет своё название. Представлены шаблоны 4 видов орнамента. Орнамент выбираем на свой вкус.
Нам необходимо выбрать орнамент для ободка тюбетейки и для верха.
Цвет выбираем так, чтобы орнамент не сливался с тюбетейкой и цвета сочетались.
3. Беседа
1) Как называет народное татарское блюдо? ( чак - чак)
2)Главный праздник татар? ( Сабантуй)
3) Как называется жилище татар? ( зимнее - изба, летнее - юрта)
4)Татарский национальный герой ? (Хан Батый)
5)Назовите основные цвета татарского костюма? (белый, красный, зеленый)
6) Татарский национальный инструмент? (гармонь, курай)
4.Теперь ваша тюбетейка пополнит ваш патриотический уголок. Так же ее можно использовать ее и в театральной деятельности, играх, инсценировках.
Вы можете примерить ее на себя.
Сау булыгыз! Исэн булыгыз!
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Музыкально-спортивное развлечение «Масленица» для детей всех возрастных групп
Цель: создать детям радостное, праздничное настроение.
Задачи: расширять знания и представления детей о народных традициях развивать двигательную активность детей.
Оборудование: игровой парашют, муляжи-блины по количеству ребят, три сковороды, канат для перетягивания, кукла – муляж «Масленица».
Персонажи взрослые Петрушка, Зима.
Ход развлечения
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Собрались мы сегодня праздник старорусский вспомнить, порадоваться и позабавиться! Масленицу мы встречаем, а зиму провожаем! Весну закликаем. Масленица – это праздник перехода от зимы к весне, теплу, солнцу!!! Его празднуют весело и разгульно!
Игра «Еле-еле-еле, закружили карусели». Ребята встают в круг, берутся за руки и под «Русскую, плясовую мелодию» начинают ходьбу по кругу под слова «Еле-еле-еле, завертелись карусели, а потом кругом, кругом, всё бегом, бегом, бегом».
Выбегает Петрушка. Я шустрый Петрушка, колпак на макушке! Мигом вас развеселю, бегать, прыгать научу! Как проводим масленицу, так и зиме конец, а весне начало!
Появляется Зима. А я Зимушка-Зима, все дороги замела. (Сердится)
Ведущая. А ты кто, гостья?
Зима. Это я, то - гостья? Да я здесь – хозяйка! Сейчас моё время править!
Петрушка. Нет, Зима! Конец пришёл твоей власти! Мы здесь Масленицу празднуем, а значит и Зиме конец!
Ведущая. А ну ребятки, пригоняйте быстрее Зиму, хватит ей хозяйничать!
Игра «Проводим Зиму». Дети бегают за «Зимой», а она от них убегает (Бег вокруг детского сада и провожают в ворота!!!)
Петрушка. «Вот и проводили «Зиму». А теперь будем с Масленицей петь играть и веселиться!
Ведущая. Ребята, Блины в Масленицу самая главная русская еда. Они означают символ солнца!!!
Игра «Поджарим блинчики». Раскладывается «Парашют». Ребята встают вокруг «Парашюта». На центр «Парашюта» раскладывают «Блины» - муляжи. Начинают подбрасывать их.
Игра «Перенеси горячие блины на сковороде».
Игра "Передай блин".
Игра «Перетягивание каната»
Игра «Догони Петрушку». Бег детворы вокруг детского сада.
Танец под русскую плясовую народную песню.
Ведущая.
Масленица, гостья наша дорогая!
Накормила нас Блинами!
Масленица прощай!
А на тот год приезжай!!!
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Тестопластика «Пасхальная корзинка»
Цель:
- Развитие у детей представления о культурных традициях русского народа.
- Формировать желание у детей делать подарки своим близким и родственникам, радовать своими поделками, создавать себе и окружающим людям хорошее настроение.
Задачи:
- Расширять знания о русских праздниках и обычаях.
- Воспитывать патриотические чувства к православным традициями русского народа.
- Развивать умения самостоятельно выбирать тот или иной способ цветового решения и декорирования работы.
- Закрепить умение аккуратно наклеивать детали аппликации, создавать из отдельных элементов гармоничную композицию.
- Формировать желание у детей делать подарки своим близким и родственникам.
- Развивать у детей художественно-творческие способности, воображение, память.
- Развивать навыки проведения анализа работы.
Предварительная работа:
- Беседа о празднике «Пасха»;
- Рассматривание картин, иллюстраций, открыток данной тематики.
Материалы:
Шаблон корзины, цветная бумага, клей, ножницы, салфетки, тарелочки.
Ход занятия.
Воспитатель заносит в группу блюдо, накрытое цветной салфеткой.
Посмотрите, что за чудо!
Положила я на блюдо?
Тут яйцо, но не простое:
Золотое расписное,
Словно яркая игрушка!
Здесь полоски, завитушки,
Много маленьких колечек,
Звёзд, кружочков и сердечек.
Для чего все эти краски,
Словно в старой доброй сказке?
Я на всё даю ответы:
« Пасха» праздник самый светлый!
А яйцо, известно мне,
Символ жизни на земле!
Воспитатель: — Ребята, на этой неделе мы с вами празднуем один из величайших христианских праздников. Что это за праздник?
Дети:- Пасха!
Воспитатель:
Пасха – всеми нами очень любимый праздник. Пасха – это весна, это осознание того, что в мире когда-то произошло огромное чудо! На пасху обычно пекут пасхальные куличи, красят яйца. Раньше яйца красили луковой шелухой, но теперь яйца можно встретить самых разных цветов и раскрасок. Сегодня мы с вами смастерим пасхальные корзинки.
Воспитатель:- Для работы мы будем использовать разноцветную бумагу, шаблоны корзин. Я беру шаблон корзины, густо намазываю клеем, аккуратно разглаживаю и прижимаю ладонью.
— Теперь нашу корзину нужно украсить цветными яйцами.
Воспитатель: — Теперь повторим правила работы с ножницами.
Дети:- Работать аккуратно, ножницы держать в закрытом положении.
( садятся за столы)
Воспитатель: — А сейчас мы разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять,
(удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая – с большого пальца)
Вышел дождик погулять.
(беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)
Шёл неспешно, по привычке,
А куда ему спешить?
(«шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу)
Вдруг читает на табличке:
«По газону не ходить!»
(ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)
Дождь вздохнул тихонько:
(часто и ритмично бьют в ладоши)
- Ох!
(один хлопок)
И ушёл. Газон засох.
(ритмичные хлопки по столу).
Итог.
Воспитатель: — Ребята, давайте посмотрим на наши пасхальные корзинки,
всё ли у вас получилось? Были ли трудности?
— Понравилось вам делать пасхальные корзинки?
— О чем вы думали, когда готовили этот сувенир?
— С какими чувствами украшали пасхальную корзинку?
— Молодцы, вы потрудились очень хорошо, а результат вашей работы, это ваши сувениры, которые вы подарите своим родным и близким с наилучшими сердечными пожеланиями в праздник Пасхи. Спасибо за занятие, вы сегодня хорошо по трудились.
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Праздник народных игр
Танец-игра «Веселый хоровод»
Дети выбирают ведущего. Он становится в центр круга. Держась за руки, играющие двигаются простым шагом в правую сторону, ведущий идет им навстречу, поют текст:
Звенит веселый хоровод,
Все шире круг у нас,
И тот, кто в этот круг войдет,
Станцует нам сейчас.
Дети останавливаются, хлопают и поют:
Тра-ля-ля-ля-ля
Ля-ля-ля и т.д. до конца фразы.
Ведущий исполняет движения, которые за ним на повтор музыки повторяют все дети.
Движения могут быть различными, в зависимости от фантазии ведущего: подскоки, приседание, повороты и т.д. При повторе игры – выбирается новый ведущий.
ИГРА « ОЗОРНЫЕ ГНОМЫ»
Дети выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу , на расстоянии 6 – 8 метрах. В середине стоит ведущий
« Волшебник» .Дети , к которым он находится лицом , не двигаются, другие выполняют разные танцевальные движения. Волшебник неожиданно поворачивается лицом то у одной , то к другой шеренге . Игра проводится 2-3 минуты.
Игра «Карусель».
В центре зала стоит ведущий. В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему ленточками. Дети стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого конец ленточки. Сбоку от круга – ребенок с бубном.
1-я часть – дети держаться за ленточки, начинают медленное движение по кругу, произнося слова:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
(Идут четким шагом по кругу, «музыкант» ритмично ударяет в бубен).
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
(Легко бегут по кругу).
Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.
(Дети замедляют бег, останавливаются).
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
(Опускают ленточки, «музыкант» кладет бубен и встает в общий круг).
2-я часть – дети бегут по кругу под народную плясовую мелодию. С окончанием музыки каждый старается быстро подобрать конец ленточки. Ребенок, оставшийся без ленты, становится «музыкантом».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и обычаям народов родного края"
Цель: продолжать формировать представление у детей о малой Родине, в которой живут русские, украинцы, татары с их обычаями и традициям.Задачи: формировать толерантное отношение к людям разных национал...
Авторская программа «Ознакомление детей дошкольного возраста с национальной культурой, традициями и обычаями народов Республики Саха»
Сегодня перед дошкольным образованием стоитсложнейшая задача – воспитать культурную, творческую личность,умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейсядействительности. В данных усло...
Перспективный план по ознакомлению дошкольников с традициями и обычаями народов живущих в Калининградской области на 2017-2018 уч. год
Перспективный план по ознакомлению дошкольников с традициями и обычаями народов живущих в Калининградской области...
«Использование национальных подвижных игр в приобщении детей дошкольного возраста к традициям и обычаям народов родного края»
Выступление на педагогическом совете на тему :"Использование национальных подвижных игр в приобщении детей дошкольного возраста к традициям и обычаям народов родного края"...
Конспект НОД по приобщению детей к традициям и обычаям народов Саратовской области Тема: «Символы народов Саратовской области.»
Конспект НОД по приобщению детей к традициям и обычаям народов Саратовской области Тема: «Символы народов Саратовской области.»...