"Основы саморегуляции у дошкольников"
материал

Гудзик Татьяна Владимировна

отчет по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_samoregulyatsii_u_doshkolnikov.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет

по самообразованию

педагога-психолога ГБДОУ № 14

Гудзик Татьяны Владимировны

за 2021 - 22  учебный год.

Тема:  «Основы развития саморегуляции у дошкольников»

Год работы над темой – первый.

Цель самообразования: повышение уровня профессиональной компетентности.

 Для достижения данной цели  решала следующие задачи:

  1. Изучение психолого–педагогической, методической литературы по теме самообразования
  2. Знакомство с опытом работы коллег на профессиональных психологических форумах, сайтах.
  3. Обобщение и распространение собственного опыта психолого-педагогической деятельности среди педагогов.
  4. Способствовать пропаганде психологических знаний среди родителей по вопросу развития саморегуляции у детей.

Актуальность выбранной темы:

Проблема развития процессов саморегуляции у детей дошкольного возраста приобретает все большую значимость.

Формирование саморегуляции - сложный и длительный процесс, который реализуется на протяжении всего дошкольного детства и является важнейшим личностным новообразованием этого возраста. 

Одним из   достижений дошкольного возраста является развитие у ребенка способности самостоятельно регулировать свое поведение и мыслительные процессы. За умением сдержать себя, не поддаваться первому порыву или желанию, стоит очень важное свойство — способность к произвольной регуляции своей деятельности.

По данным нейрофизиологических исследований истинная саморегуляция формируется только к 9-10 годам. Но это не значит, что в дошкольном возрасте не нужно развивать эту способность. Как показывают исследования, уже на первом году жизни начинают формироваться произвольные движения. В период от двух до трех лет закладываются основы регулирующей функции речи. С 4 лет развивается контроль за своими действиями, а нарушение правил поведения другими замечается уже с 3 лет. Уже в дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает

У дошкольников с ОВЗ  имеются особенности развития саморегуляции. Им:

-   труднее соотносить свои действия с теми правилами задания, которые требуют в ходе  работы мыслительной ой деятельности;

-  труднее осуществлять самоконтроль на заключительном этапе задания из-за отсутствия умения и привычки дробного, поэлементного сличения полученного результата с заданным образцом. По этой причине дети не замечают и самостоятельно не исправляют допущенные ими ошибки;

-  труднее преодолевать барьер негативного влияния  привычки полагаться на внешний контроль, помощь педагога, легче сидеть и ждать помощи, чем думать  и проверять;

 - они боятся интеллектуальных усилий, не получают от этого процесса непосредственной радости;

- осуществляют самоконтроль главным образом в соответствии с правилами, усвоенными на сенсорном уровне;

- принятую в начале логическую часть задания в ходе работы, как правило, теряют.

Способность регулировать различные сферы психической жизни состоит из конкретных контролирующих умений в двигательной и эмоциональной сферах, сфере общения и поведения. Ребенок должен овладеть умениями в каждой из сфер.

   Наиболее важное место в технике  саморегуляции занимают специальные упражнения, с помощью которых психика становится восприимчивой к воздействиям – это упражнения на расслабления мышц, упражнения на дыхание, которые в свою очередь способствуют расслаблению контроля сознания и введения установок в подсознание, различные медитативные упражнения, аутогенная тренировка.

Выделяют блоки упражнений направленные, на развитие саморегуляции ребенка:

  1. Упражнения направленные на развитие произвольных движений и самоконтроля
  2. Упражнения направленные на развитие произвольной активности, формирование эмоциональной и волевой сфер 
  3. Упражнения направленные на развитие психической саморегуляции, способствующие успокоению и снятию напряжения  

Результаты проделанной работы:

 1. Изучена  психолого–педагогическая, методическая литература:

  1. А. Н. Веракса, О. В. Алмазова, Д. А. Бухаленкова, В. А. Якупова  Развитие  саморегуляции у дошкольников .  Москва, 2019
  2. А.Л. Романов   Направленная игротерапия нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей. -- М., 2000.

2.  Ознакомлена  с опытом работы коллег на профессиональных психологических форумах, сайтах.

https://вместерастем.рф/upload/iblock/e1a/c59s33y80x0v6cgzj644qhoxu4aplqiu/Razvitie-samoregulyatsii_Metodicheskoe-posobie.pdf

https://urok.1sept.ru/articles/419758 

https://mbdou866.edummr.ru/wp-content/uploads/2019/02/Развитие-саморегуляции-у-детей-дошкольного-возраста-.pdf

http://mbdou61.ru/_content/proektnaya_ploshadka/Metodicheskie_rekomendatsii_po_formirovaniju_navykov_samoreguljatsii_u_detej_starshego_doshkolnogo_vozrasta.pdf

https://www.b17.ru/blog/289347/

https://npo.tspu.edu.ru/files/npo/PDF/articles/vershinina_l._v._9_15_3_21_2018.pdf

3. Пополнена  картотека игр и упражнений, направленных на развитие навыков саморегуляции дошкольников

4. Разработаны рекомендаций (памятка) для родителей «Как развивать навыки саморегуляции у детей».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-теоретические основы логопедической работы по развитию внимания и саморегуляции у дошкольников со стертой дизартрией

В своей статье я изложила, насколько процессы произвольного внимания и саморегуляции играют существенную роль при овладении детьми процессами чтения и письма. Поэтому недоразвитие или несформированнос...

Игры и упражнения на развитие внимания и саморегуляции для дошкольников со стертой дизартрией

В методической разработке для педагогов, я руководствовалась насколько произвольное внимание и саморегуляция играют большую роль в дошкольном возрасте. Достаточная сформированность произво...

Система работы по развитию произвольной психической саморегуляции у дошкольников старшего возраста

Система работы по развитию произвольной психической саморегуляции у дошкольников старшего возраста...

"Игры и упражнения на развитие внимания и саморегуляции для дошкольников"

Произвольное внимание и саморегуляция играют большую роль в дошкольном возрасте. Сформированность произвольного внимания и саморегуляции является важным фактором и важным аспектом подготовки ребенка к...

Мастер-класс "Развитие саморегуляции старших дошкольников"

Цель : формирование психологического здоровья старших дошкольников.Задачи:- развитие процессов внимания, воображения, наблюдательности;- развитие произвольности и самоконтроля;- профилактика агре...

Воспитание патриотических чувств как средство саморегуляции у дошкольников.

Воспитание патриотических чувств как средство саморегуляции у дошкольников.Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный и непрерывный  процесс с целью обогащения их...

Основы саморегуляции дошкольника

Основные механизмы развития саморегуляции и способы ее коррекции...