"Основы саморегуляции у дошкольников"
материал
Предварительный просмотр:
Отчет
по самообразованию
педагога-психолога ГБДОУ № 14
Гудзик Татьяны Владимировны
за 2021 - 22 учебный год.
Тема: «Основы развития саморегуляции у дошкольников»
Год работы над темой – первый.
Цель самообразования: повышение уровня профессиональной компетентности.
Для достижения данной цели решала следующие задачи:
- Изучение психолого–педагогической, методической литературы по теме самообразования
- Знакомство с опытом работы коллег на профессиональных психологических форумах, сайтах.
- Обобщение и распространение собственного опыта психолого-педагогической деятельности среди педагогов.
- Способствовать пропаганде психологических знаний среди родителей по вопросу развития саморегуляции у детей.
Актуальность выбранной темы:
Проблема развития процессов саморегуляции у детей дошкольного возраста приобретает все большую значимость.
Формирование саморегуляции - сложный и длительный процесс, который реализуется на протяжении всего дошкольного детства и является важнейшим личностным новообразованием этого возраста.
Одним из достижений дошкольного возраста является развитие у ребенка способности самостоятельно регулировать свое поведение и мыслительные процессы. За умением сдержать себя, не поддаваться первому порыву или желанию, стоит очень важное свойство — способность к произвольной регуляции своей деятельности.
По данным нейрофизиологических исследований истинная саморегуляция формируется только к 9-10 годам. Но это не значит, что в дошкольном возрасте не нужно развивать эту способность. Как показывают исследования, уже на первом году жизни начинают формироваться произвольные движения. В период от двух до трех лет закладываются основы регулирующей функции речи. С 4 лет развивается контроль за своими действиями, а нарушение правил поведения другими замечается уже с 3 лет. Уже в дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает
У дошкольников с ОВЗ имеются особенности развития саморегуляции. Им:
- труднее соотносить свои действия с теми правилами задания, которые требуют в ходе работы мыслительной ой деятельности;
- труднее осуществлять самоконтроль на заключительном этапе задания из-за отсутствия умения и привычки дробного, поэлементного сличения полученного результата с заданным образцом. По этой причине дети не замечают и самостоятельно не исправляют допущенные ими ошибки;
- труднее преодолевать барьер негативного влияния привычки полагаться на внешний контроль, помощь педагога, легче сидеть и ждать помощи, чем думать и проверять;
- они боятся интеллектуальных усилий, не получают от этого процесса непосредственной радости;
- осуществляют самоконтроль главным образом в соответствии с правилами, усвоенными на сенсорном уровне;
- принятую в начале логическую часть задания в ходе работы, как правило, теряют.
Способность регулировать различные сферы психической жизни состоит из конкретных контролирующих умений в двигательной и эмоциональной сферах, сфере общения и поведения. Ребенок должен овладеть умениями в каждой из сфер.
Наиболее важное место в технике саморегуляции занимают специальные упражнения, с помощью которых психика становится восприимчивой к воздействиям – это упражнения на расслабления мышц, упражнения на дыхание, которые в свою очередь способствуют расслаблению контроля сознания и введения установок в подсознание, различные медитативные упражнения, аутогенная тренировка.
Выделяют блоки упражнений направленные, на развитие саморегуляции ребенка:
- Упражнения направленные на развитие произвольных движений и самоконтроля
- Упражнения направленные на развитие произвольной активности, формирование эмоциональной и волевой сфер
- Упражнения направленные на развитие психической саморегуляции, способствующие успокоению и снятию напряжения
Результаты проделанной работы:
1. Изучена психолого–педагогическая, методическая литература:
- А. Н. Веракса, О. В. Алмазова, Д. А. Бухаленкова, В. А. Якупова Развитие саморегуляции у дошкольников . Москва, 2019
- А.Л. Романов Направленная игротерапия нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей. -- М., 2000.
2. Ознакомлена с опытом работы коллег на профессиональных психологических форумах, сайтах.
https://вместерастем.рф/upload/iblock/e1a/c59s33y80x0v6cgzj644qhoxu4aplqiu/Razvitie-samoregulyatsii_Metodicheskoe-posobie.pdf
https://urok.1sept.ru/articles/419758
https://www.b17.ru/blog/289347/
https://npo.tspu.edu.ru/files/npo/PDF/articles/vershinina_l._v._9_15_3_21_2018.pdf
3. Пополнена картотека игр и упражнений, направленных на развитие навыков саморегуляции дошкольников
4. Разработаны рекомендаций (памятка) для родителей «Как развивать навыки саморегуляции у детей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-теоретические основы логопедической работы по развитию внимания и саморегуляции у дошкольников со стертой дизартрией
В своей статье я изложила, насколько процессы произвольного внимания и саморегуляции играют существенную роль при овладении детьми процессами чтения и письма. Поэтому недоразвитие или несформированнос...
Игры и упражнения на развитие внимания и саморегуляции для дошкольников со стертой дизартрией
В методической разработке для педагогов, я руководствовалась насколько произвольное внимание и саморегуляция играют большую роль в дошкольном возрасте. Достаточная сформированность произво...
Система работы по развитию произвольной психической саморегуляции у дошкольников старшего возраста
Система работы по развитию произвольной психической саморегуляции у дошкольников старшего возраста...
"Игры и упражнения на развитие внимания и саморегуляции для дошкольников"
Произвольное внимание и саморегуляция играют большую роль в дошкольном возрасте. Сформированность произвольного внимания и саморегуляции является важным фактором и важным аспектом подготовки ребенка к...
Мастер-класс "Развитие саморегуляции старших дошкольников"
Цель : формирование психологического здоровья старших дошкольников.Задачи:- развитие процессов внимания, воображения, наблюдательности;- развитие произвольности и самоконтроля;- профилактика агре...
Воспитание патриотических чувств как средство саморегуляции у дошкольников.
Воспитание патриотических чувств как средство саморегуляции у дошкольников.Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный и непрерывный процесс с целью обогащения их...
Основы саморегуляции дошкольника
Основные механизмы развития саморегуляции и способы ее коррекции...