"Игры и упражнения на развитие внимания и саморегуляции для дошкольников"
консультация на тему

Произвольное внимание и саморегуляция играют большую роль в дошкольном возрасте. Сформированность произвольного внимания и саморегуляции является важным фактором и важным аспектом подготовки ребенка к школьному обучению, один из факторов способствующих эффективному усвоению навыков чтения и письма.

Необходимо помнить, что успешной в жизни у ребенка должен быть не только хороший интеллектуальный уровень, но и уверенность в себе, в своих способностях. В процессе общения с ребенком предложенные игры могут использовать не только педагоги, но и родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon material_dlya_sayta.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения на развитие внимания и саморегуляции

для дошкольников

Игры и упражнения на развитие внимания и саморегуляции:

  • «Нарисуй и зачеркни»

Цель: Развитие произвольной регуляции, слухового внимания, памяти, мышления.

 На столе перед ребенком находится лист бумаги и простой карандаш.

Педагог предлагает детям:

  • нарисовать 3 треугольника, 1 квадрат,1 прямоугольник и зачеркнуть третью фигуру.
  • нарисовать 3  круга, 1треугольник, 2 прямоугольника и зачеркнуть  вторую фигуру.

 ( можно предлагать разные варианты)

«Кружочки»

Нарисуй 10 кружочков. Зачеркни 2, 5, 6

( можно предлагать разные варианты)

  • «Сам не отвечу» (произвольность)

Участники игры стоят по кругу, а в середине его ведущий. Он задает играющим различные вопросы, не соблюдая при этом очередности. Спрошенный должен молчать, а за него отвечает сосед с правой стороны. Тот, кто сам ответит на вопрос или опоздает ответить за соседа, выходит из игры.

  • «Кричалки, шепталки и молчалк»

Цель: развитие  саморегуляции и внимание.

Взрослый говорит: «Ребята, внимательно следите за квадратами, которые я буду показывать. Если увидите красный квадрат — можно прыгать, бегать, кричать. Если желтый — можно только шептаться, а если синий — нужно замереть на месте и замолчать».

Взрослый показывает квадраты, дети выполняют его инструкцию.

  • «Палочки и крестики»

Цель: определение уровня саморегуляции.

Оборудование: карандаш,  тетрадный лист в крупную клетку, на котором на первой строке сверху дан образец задания ( | +|+|+|).

Инструкция: «Посмотри  внимательно на палочки и крестики, которые нарисованы на листе. Тебе нужно в таком же порядке рисовать палочки и крестики в течение 5 минут, как показано на образце. Соблюдай при этом правила: рисовать  палочки и крестики в определенной последовательности,   каждый знак пиши в отдельной клеточке, пиши не на каждой строке, а через одну ».

  • «Зеленый, красный, синий».

Дети стоят в кругу. У ведущего три мяча: Зеленый, красный, синий Он раздает мячи трем игрокам, стоящим рядом. Все игроки заранее знакомятся с правилами  игры: тот, кому дают зеленый мяч, должен назвать слово, связанное со словом «лес» (например сосна), кому дают красный -  со словом «огонь» (например спичка),а кому синий - со словом «вода»  (например, лебедь). После ответов трех игроков мячи перемещаются далее по кругу, и игра продолжается.

  • Лабиринт «Найди дорожку»

Цель: развитие произвольной регуляции и устойчивости внимания.

Оборудование: палочка, бланк с изображением простого лабиринта.

 Инструкция: «Посмотри на  рисунок,  на нем изображен лабиринт, вход и выход показаны стрелками. Тебе надо  помочь Зайке пройти по этому лабиринту и добраться к морковке (к елочке). Проходить лабиринт необходимо, не выходя за контуры линии, не касаясь палочкой стенок лабиринта, не пропуская петель, стараться не возвращаться назад».

  •  «Домик»

Цель: развитие произвольной регуляции.

Оборудование: карандаш, чистый лист, картинка с изображением домика составленного из элементов прописных букв.

Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги, на котором нарисована  картинка, и карандаш. На чистом листе прошу тебя нарисовать точно  такую же картинку. Не торопись, будь внимателен. Если что - то нарисуешь неправильно, то ничего стирать не нужно, рядом нарисуй правильно».

  •  «Построй дорожку»

Цель: развитие устойчивости внимания.

Оборудование: таблица с различным расположением геометрических фигур по строчкам, фишки.

Описание. Ребенку предлагают помочь герою сказки добраться до определенного места путем построения дорожки. Чтобы построить дорожку, необходимо закрывать фишками названные взрослым определенные геометрические фигуры.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту таблицу. Помоги герою сказки добраться по дорожке к нужному ему месту. А для этого закрой фишками слева направо:

  а) все треугольники (круги, квадраты);

  • б) только заштрихованные треугольники (круги, квадраты).
  • «Найди  предмет»

Цель: развитие  саморегуляции и умение концентрировать внимание.

Оборудование: рисунки с замаскированным изображением предметов (игрушек, фруктов, посуды, овощей).

Описание. Ребенку предлагают рисунок с замаскированным изображением предметов. Необходимо увидеть и показать каждый из предметов в отдельности.

Инструкция: «Посмотри внимательно на этот необычный рисунок. На нем изображены замаскированные предметы. Необходимо увидеть и показать каждый предмет в отдельности. Приступай к выполнению задания».

Примечание. На первом этапе работы целесообразно предложить ребенку водить по контуру каждого предмета указкой. В дальнейшем, когда ребенок освоит задание с указкой, можно предложить ему следить за контуром предмета взглядом.

  •  «Быстрее нарисуй»

Цель: развитие умения переключать внимание.

Оборудование: простой хорошо отточенный карандаш, таблица с изображением по строчкам знакомых детям предметов.

Описание. Ребенку предлагают таблицу с изображением по строчкам знакомых предметов и дают задание дорисовать определенные недостающие детали к каждому из изображенных предметов.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку. Дорисуй у каждого яблока листик, а на  каждом домике окошко. Приступай к выполнению задания».

  •  «Найди отличия»

Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.

Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.

Описание. Ребенку предлагаются:

а) серия картинок в каждой картинке надо найти пять отличий;

б) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».

  •  «Выкладывание узора из мозаики»

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу.

Оборудование: мозаика, образец.

Описание: ребенку предлагают по образцу  выложить из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт.

Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображена циф ра (буква, узор, силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор, силуэт), как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе».

  •  «Найди двух одинаковых животных»

Цель: развитие произвольного внимания.

Оборудование: рисунок с изображением животных (мы шек, петухов, жирафов, слонов).

Описание. Ребенку предлагают отыскать на рисунке двух одинаковых животных.

Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображены мышки (петухи, жирафы, слоны). Необходимо найти среди всех мышек одинаковых».

Воспроизведение геометрических фигур

  • .«Нарисуй круг и треугольник»

Цель: тренировка распределения внимания.

Оборудование: два простых остро заточенных карандаша  и по 1/2 альбомного листа  для каждого ребенка.

Описание. Ребенок должен рисовать одновременно двумя руками на одном листке: круг — одной рукой, треугольник — другой рукой (причем начинать и заканчивать рисовать обе фигуры одновременно).

Инструкция: «Сейчас ты будешь рисовать сразу двумя руками. Возьми два карандаша. На отдельном листе бумаги нарисуй одновременно одной рукой круг, а другой — треугольник. Неважно, какой рукой, какую фигуру ты будешь рисовать. Делай, как тебе удобно! Но только помни, что начинать и заканчивать рисовать обе фигуры надо в одно время».

  • «Найди два одинаковых предмета»

Цель: развитие объема внимания.

Оборудование: рисунок с изображением пяти предметов и более, из которых два предмета одинаковые; остро заточенный простой карандаш.

Описание. Ребенку предлагаются:

а) рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два одинаковых; требуется их найти и  показать и объяснить сходство предметов;

б) картинка (карточка) с изображением предметов и образца,  необходимо найти предмет подобный образцу и показать;

в) рисунок        (карточка с изображением более пяти предметов) из изображенных предметов надо образовать одинаковые пары, показать их или соединить линиями, проведенными простым карандашом, и объяснить, в чем схожесть каждой пары.

Инструкция:

а) «Посмотри внимательно на эту карточку и найди среди всех нарисованных предметов два одинаковых. Покажи эти пред меты и объясни, в чем их схожесть. Приступай к работе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-теоретические основы логопедической работы по развитию внимания и саморегуляции у дошкольников со стертой дизартрией

В своей статье я изложила, насколько процессы произвольного внимания и саморегуляции играют существенную роль при овладении детьми процессами чтения и письма. Поэтому недоразвитие или несформированнос...

Игры и упражнения на развитие внимания и саморегуляции для дошкольников со стертой дизартрией

В методической разработке для педагогов, я руководствовалась насколько произвольное внимание и саморегуляция играют большую роль в дошкольном возрасте. Достаточная сформированность произво...

Игры и упражнения для развития внимания у дошкольника

Игры и упражнения для развития внимания у дошкольника...

Игры и упражнения для развития внимания дошкольников

Игры и упражнения на развитие внимания дошкольников...

"Игры и упражнения на развитие внимания дошкольников"

Представляю вашему внимаю подборку игр и упражнений на развитие внимания у детей дошкольного возраста....

Игры и упражнения на развитие внимания и саморегуляции у дошкольников

Данные игры помогут развитию у дошкольников произвольной регуляции и устойчивости внимания....

Картотека «Игры и упражнения на развитие контроля и саморегуляции у дошкольников»

Картотека «Игры и упражнения на развитие контроля и саморегуляции у дошкольников»Методы контроля и самоконтроля играют ключевую роль в развитии детей дошкольного возраста, позволяя формиро...