Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Воздух - невидимка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Немухина Людмила Михайловна

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh_-_nevidimka.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух - невидимка»

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования.

Задачи:

- Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.

- Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

- Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.

- Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми.

- Активизировать речевую деятельность.

- Закреплять и расширять словарный запас детей.

- Воспитывать культуру общения.

- Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу.

- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Методы и приемы:

Словесные: вопросы, художественное слово.

Наглядные: иллюстрации.

Практические: физ. минутка, исследование предметов, игра «Парашют», д/и «Кому нужен воздух», опыты, выдувание мыльных пузырей.

Словарная работа: невидимый, прозрачный, загрязненный, парашют.

Оборудование: полотно ткани, полиэтиленовые пакеты, зубные палочки, картон, стаканчики с мыльной водой, иллюстрации с изображением живой и неживой природы, картинки символы (человечек, дерево, живая природа, круг), коктейльные трубочки, стаканчики с водой, 2 мольберта.

Ход.

Воспитатель: 

Ребята, я рада вас видеть всех вместе.

Встаньте рядышком по кругу

Улыбнемся все друг другу.

Если каждый улыбнется-

Утро доброе начнется:

Все: «Доброе утро»

Сюрпризный момент

Воспитатель: Ребята, давайте заглянем в наш волшебный сундучок. (из сундучка достается полотно ткани)

Посмотрите, какая ткань легкая, воздушная, воздуху послушная. Давайте встанем все в круг и возьмемся за края.

Игра с воздухом «Парашют».

Руки вверх все поднимаем,

Парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют

Легким воздухом надут.

Воспитатель: Ребята, что нам помогло надуть наш парашют?
- Ребята, скажите, вы когда-нибудь видели воздух? Какой он? Почему мы называем его невидимкой?

- Как можно проверить, есть ли здесь воздух? (предложения детей)
- А я предлагаю поймать его с помощью пакетов ( Дети берут пакеты и одновременно с воспитателем раскрывают их, делают ими движение и резко закрывают руками). 
- Что произошло с пакетами?

- Что в них находится?

- А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух? Давайте возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете?

- Вот мы и открыли один из секретов воздуха. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Наши открытия мы будем отмечать с помощью карточек с символами, чтобы мы не забыли про них.

- Воздух – прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой (на карточке пустой круг).

- Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим. Зажмите нос и рот. Как мы себя чувствуем? Значит, для чего нужен воздух?

Д/и «Кому нужен воздух».

- Ребята, давайте подумаем, кому еще нужен воздух для жизни? Молодцы, вы много знаете. А сейчас давайте поиграем. Я вам раздаю карточки. (Раздаются карточки с изображением живой и неживой природы) Посмотрите на них внимательно. Перед вами два мольберта. На одном изображен воздух, на втором его нет. А сейчас я вас хочу попросить прикрепить ваши картинки по очереди на один из мольбертов и объяснить свой выбор.

- Мы с вами определили, что воздух нужен для жизни дереву, цветку, кошке, воробью, бабочке. Это все живая природа. А то, чему воздух для жизни не нужен называется неживая природа.

- Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха, он нужен всему живому. Добавим к нашим карточкам еще одну: «Воздух нужен всему живому» (на карточке изображение дерева, кошки, цветка, птицы, гриба, бабочки)

- Скажите мне, как мы можем узнать, есть ли воздух вокруг нас?

- Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (детям раздаются листки бумаги).

- Помашите листками бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение.

- Ребята, в какую погоду мы на улице можем ощутить движение воздуха?

- Мы разгадали еще один секрет воздуха. Ветер – это и есть движение воздуха. Отметим с помощью вот такой карточки. (качающееся на ветру дерево)

- А теперь давайте с вами поиграем с ветерком.
Физкультминутка.

Ветер веет над полями,

И качается трава.

Облако плывет над нами,

Словно белая гора.

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья —

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот.

Мы взбираемся на холм,

Там немного отдохнём.

Опыт «Воздух в человеке»

Ребята, а сейчас давайте присядем за столы (дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки).
- Опустите трубочку в стакан с водой, сделайте носиком вдох и подуйте в нее. Что происходит? 
- Почему появились пузырьки?

- Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем носом новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

- Вот мы и узнали ещё один секрет воздуха. В человеке есть воздух. Отметим с помощью вот такой карточки. (изображение человека)

- Ребята, как вы думаете, человеку везде хорошо дышать и в городе, и в деревне, и в лесу?

- А почему в городе тяжелее дышать? Что загрязняет воздух? (автомобили, заводы, мусорные свалки, сигареты, пожары – во всем участник человек).

 - Как вы думаете нужно заботиться о воздухе? Что можем мы с вами сделать,

чтобы воздух был чистым и свежим?

- Чтобы заботиться, о воздухе нужно знать его секреты.

- Давайте с помощью наших карточек-подсказок расскажем про секреты воздуха, которые мы с вами узнали. (Обобщение знаний по карточкам) 
Итог:

- Ребята, вы все прекрасно потрудились и узнали много нового и полезного о воздухе. Какой опыт вам показался интересным больше всего? Что бы вы хотели узнать ещё про воздух?

- Мне очень понравилось, как вы проводили исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы.

- А теперь я предлагаю вам поиграть в мыльные пузыри. (на столах мыльная вода в стаканчиках и трубочки – дети пускают мыльные пузыри)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»

Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе

познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...

Конспект проведения познавательно-исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"

Формирование у детей представлений о свойствах воздуха, его значимости в жизни людей, животных, растений....

Конспект занятия по исследовательской деятельности для старшей группы "Невидимка воздух".

Цель:  познакомить детей с понятием "воздух", его свойствами и ролью в жизни человека. Дать детям знания о том, что воздух - условие жизни всех живых существ на земле. Воспитывать интер...

Конспект познавательно-исследовательского занятия в подготовительной группе “Воздух-невидимка”.

Конспект познавательно-исследовательского занятия в подготовительной группе  “Воздух-невидимка”.Цель: Способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха: прозрачность, невидим...