Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Воздух - невидимка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozduh_-_nevidimka.docx | 18.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух - невидимка»
Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования.
Задачи:
- Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
- Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
- Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
- Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми.
- Активизировать речевую деятельность.
- Закреплять и расширять словарный запас детей.
- Воспитывать культуру общения.
- Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Методы и приемы:
Словесные: вопросы, художественное слово.
Наглядные: иллюстрации.
Практические: физ. минутка, исследование предметов, игра «Парашют», д/и «Кому нужен воздух», опыты, выдувание мыльных пузырей.
Словарная работа: невидимый, прозрачный, загрязненный, парашют.
Оборудование: полотно ткани, полиэтиленовые пакеты, зубные палочки, картон, стаканчики с мыльной водой, иллюстрации с изображением живой и неживой природы, картинки символы (человечек, дерево, живая природа, круг), коктейльные трубочки, стаканчики с водой, 2 мольберта.
Ход.
Воспитатель:
Ребята, я рада вас видеть всех вместе.
Встаньте рядышком по кругу
Улыбнемся все друг другу.
Если каждый улыбнется-
Утро доброе начнется:
Все: «Доброе утро»
Сюрпризный момент
Воспитатель: Ребята, давайте заглянем в наш волшебный сундучок. (из сундучка достается полотно ткани)
Посмотрите, какая ткань легкая, воздушная, воздуху послушная. Давайте встанем все в круг и возьмемся за края.
Игра с воздухом «Парашют».
Руки вверх все поднимаем,
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут.
Воспитатель: Ребята, что нам помогло надуть наш парашют?
- Ребята, скажите, вы когда-нибудь видели воздух? Какой он? Почему мы называем его невидимкой?
- Как можно проверить, есть ли здесь воздух? (предложения детей)
- А я предлагаю поймать его с помощью пакетов ( Дети берут пакеты и одновременно с воспитателем раскрывают их, делают ими движение и резко закрывают руками).
- Что произошло с пакетами?
- Что в них находится?
- А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух? Давайте возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете?
- Вот мы и открыли один из секретов воздуха. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Наши открытия мы будем отмечать с помощью карточек с символами, чтобы мы не забыли про них.
- Воздух – прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой (на карточке пустой круг).
- Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим. Зажмите нос и рот. Как мы себя чувствуем? Значит, для чего нужен воздух?
Д/и «Кому нужен воздух».
- Ребята, давайте подумаем, кому еще нужен воздух для жизни? Молодцы, вы много знаете. А сейчас давайте поиграем. Я вам раздаю карточки. (Раздаются карточки с изображением живой и неживой природы) Посмотрите на них внимательно. Перед вами два мольберта. На одном изображен воздух, на втором его нет. А сейчас я вас хочу попросить прикрепить ваши картинки по очереди на один из мольбертов и объяснить свой выбор.
- Мы с вами определили, что воздух нужен для жизни дереву, цветку, кошке, воробью, бабочке. Это все живая природа. А то, чему воздух для жизни не нужен называется неживая природа.
- Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха, он нужен всему живому. Добавим к нашим карточкам еще одну: «Воздух нужен всему живому» (на карточке изображение дерева, кошки, цветка, птицы, гриба, бабочки)
- Скажите мне, как мы можем узнать, есть ли воздух вокруг нас?
- Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (детям раздаются листки бумаги).
- Помашите листками бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение.
- Ребята, в какую погоду мы на улице можем ощутить движение воздуха?
- Мы разгадали еще один секрет воздуха. Ветер – это и есть движение воздуха. Отметим с помощью вот такой карточки. (качающееся на ветру дерево)
- А теперь давайте с вами поиграем с ветерком.
Физкультминутка.
Ветер веет над полями,
И качается трава.
Облако плывет над нами,
Словно белая гора.
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот.
Мы взбираемся на холм,
Там немного отдохнём.
Опыт «Воздух в человеке»
Ребята, а сейчас давайте присядем за столы (дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки).
- Опустите трубочку в стакан с водой, сделайте носиком вдох и подуйте в нее. Что происходит?
- Почему появились пузырьки?
- Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем носом новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
- Вот мы и узнали ещё один секрет воздуха. В человеке есть воздух. Отметим с помощью вот такой карточки. (изображение человека)
- Ребята, как вы думаете, человеку везде хорошо дышать и в городе, и в деревне, и в лесу?
- А почему в городе тяжелее дышать? Что загрязняет воздух? (автомобили, заводы, мусорные свалки, сигареты, пожары – во всем участник человек).
- Как вы думаете нужно заботиться о воздухе? Что можем мы с вами сделать,
чтобы воздух был чистым и свежим?
- Чтобы заботиться, о воздухе нужно знать его секреты.
- Давайте с помощью наших карточек-подсказок расскажем про секреты воздуха, которые мы с вами узнали. (Обобщение знаний по карточкам)
Итог:
- Ребята, вы все прекрасно потрудились и узнали много нового и полезного о воздухе. Какой опыт вам показался интересным больше всего? Что бы вы хотели узнать ещё про воздух?
- Мне очень понравилось, как вы проводили исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы.
- А теперь я предлагаю вам поиграть в мыльные пузыри. (на столах мыльная вода в стаканчиках и трубочки – дети пускают мыльные пузыри)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»
Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...
"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе
познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...
Конспект проведения познавательно-исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"
Формирование у детей представлений о свойствах воздуха, его значимости в жизни людей, животных, растений....
Конспект занятия по исследовательской деятельности для старшей группы "Невидимка воздух".
Цель: познакомить детей с понятием "воздух", его свойствами и ролью в жизни человека. Дать детям знания о том, что воздух - условие жизни всех живых существ на земле. Воспитывать интер...
Конспект познавательно-исследовательского занятия в подготовительной группе “Воздух-невидимка”.
Конспект познавательно-исследовательского занятия в подготовительной группе “Воздух-невидимка”.Цель: Способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха: прозрачность, невидим...
Конспект занятия познавательно-исследовательской конструктивной деятельности (конструирование из бумаги) в подготовительной к школе группе на тему «Гиацинт».
Конспект НОД по конструированию из бумаги объемного цветка...
Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в подготовительной группе по теме «Воздух – невидимка»
Развитие познавательной активности детей в процессе проведения опытов с воздухом....