Долгосрочный проект «Формирование у детей представлений о жизни птиц через создание пространства «Пернатые друзья» действующего на территории ДОУ круглый год».
проект
Проект по экологическому воспитанию дошкольников, среднего и старшего возраста. Расчитан на все сезоны года. Включает в себя, работу с детьми, работу с родителями воспитанников, оформление территории учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект по экологическому воспитанию | 46.26 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Пернатые друзья»
Пояснительная записка
Актуальность
Все начинается с детства и экологическое воспитание следует начинать как можно раньше, когда сердце ребенка наиболее открыто для добра. Все, что он поймет, увидит, чему научится в своем окружении, обязательно отразится на его будущей взрослой жизни. Ребенка необходимо учить любить окружающих людей, родителей, друзей, природу, животных и растения. Любовь к природе, особенно у детей, не приходит сама по себе – её нужно пробудить. Дети дошкольного возраста проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние знания.
Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать именно сейчас, когда мир находится на грани экологической катастрофы. На сегодняшний день экологическая грамотность, любовь к природе и бережное отношение к ней стали залогом выживания человека на нашей планете. Работа по экологическому воспитанию детей обладает большими воспитательными возможностями и перспективами.
Выбор темы экологического проекта «Пернатые друзья» обусловлен пониманием педагога значимости цели поставленной в этом проекте. В совместной работе с родителями мы постепенно сможем повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребёнка.
Птицы – могучий источник познания. Они являются важным фактором поддержания биологического равновесия. Общение с птицами облагораживает человека, делает его чутким, может служить богатым материалом для развития эстетических чувств, сенсорного воспитания, способствует формированию характера и интереса. Чтобы постичь искусство общения с птицами, здесь никак не обойтись без экологических знаний. Ведь неправильные представления, что служат причиной недоброжелательного отношения к птицам, это наносит не только вред птицам, но и действует на психику детей, ожесточает их. Исправить неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные.
Птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость: они не только сохраняют зелёные насаждения, но и украшают наши леса, радуют своими звонкими чудесными песнями, часто напоминая о том, что они нуждаются в нашей отзывчивости и помощи.
Птицы бывают перелётные и оседлые. Перелётные птицы меняют среду обитания в зимний период, в связи с недостатком корма. Оседлые птицы не покидают те места, на которых они живут, так как могут отыскать себе корм в любое время года. Но птицам приходится трудно зимой: корм засыпает снегом, его очень мало и недостаточно для пропитания, а потому многие птицы не выживают зимой. А ведь значение птиц в природе многозначно. Сохранение птиц в настоящее время волнует не только специалистов, но и тысячи простых людей, которые любят свой край и думают о будущем.
Полноценная реализация проекта «Пернатые друзья», охватывающая календарный год знакомит нас с многообразием птиц нашего региона и условиями их обитания в разные временя года.
Проектная деятельность позволяет развивать у нас активность, организаторские навыки и нравственные качества. Тема проекта дает возможность побуждать к более глубокому изучению и познанию животного мира, бережному отношению к окружающему миру. Проект поможет выделить существенные и отличительные признаки, показать приспособляемость разных птиц к среде обитания. Раскрыть значение птиц в жизни человека и показать возможности человека помогать пернатым, пробудить у нас желание помогать птицам в трудное время.
Разработка проекта продиктована необходимостью упорядочить и систематизировать работу по организации экологической деятельности, пересмотреть формы работы, создать условия для активного вовлечения родителей в образовательный процесс. Проект обеспечивает преемственность работы по формированию экологического воспитания при переходе из одной возрастной группы в другую.
Цель проекта:
Создание условий для формирования бережного, осмысленного отношения к родной природе через организацию круглогодичных экологических пространств на территории детского сада.
Задачи проекта: | Ожидаемые результаты: |
Оборудовать на территории ДОУ действующее круглый год пространство для птиц. | Создание условий для осмысления связей и отношений между человеком и птицами. |
Улучшить экологическое и эстетическое состояние пространства для птиц. | Проявление интереса и любознательности в процессе наблюдений за повадками птиц, способом их передвижения и поведения. |
Создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ. | Гармоничное формирование разных видов отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного); |
Привлечь родителей воспитанников к работе по улучшению состояния территории (пространства) ДОУ. | Удовлетворенность деятельностью дошкольного учреждения со стороны родителей, воспитанников. |
Расширить представление о пернатых друзьях, их важной роли в природе. | Формирование основ экологической культуры дошкольников. |
Воспитывать бережное отношение к природе и к окружающему миру. | Гармоничное формирование разных видов отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного); |
Развивать интерес и любовь к природе родного края. | Вдумчивое, осознанное, эмоциональное отношение к окружающему миру. |
Формировать умение работать с энциклопедическими и научно-популярными источниками. | Формирование представлений детей о знакомых птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. |
Осуществлять трудовое воспитание детей в процессе ухода за пространством для птиц. | Формирование желания помочь нашим крылатым друзьям , умение детей правильно их подкармливать, наблюдать, ухаживать. |
Вид, тип проекта: долгосрочный, познавательно - творческий.
Сроки реализации: 1 год.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Возраст детей: с 4 до 7 лет.
Этапы реализации проекта:
Первый сезон: зима
1 этап. Организационный.
Цель: планирование работы по подготовке необходимого материала для реализации проекта
Методическая работа
№ п/п | Содержание работы | Цель |
Составление и обсуждение поэтапного плана работы | Определение действий, необходимых для достижения поставленных цели и задач | |
Подбор и изучение методической, справочной и художественной литературы по данной теме | Выбор методов, форм работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями детей, основной образовательной программой дошкольного образования ДОУ | |
Разработка и подбор методических и наглядных материалов: -подготовка наглядного материала с изображением птиц (открытки, картинки, плакаты, фотографии, иллюстрации из книг); -картотека экологических игр; - видео презентаций. | Обогащение и пополнение предметно-развивающего пространства детского сада. | |
Подбор информации о зимующих птицах нашего края. | Формирование представлений детей о знакомых птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. | |
Подбор необходимого оборудования и пособий. | Анализ и подбор оснащения, средств ИКТ, ТСО, интернет ресурсов и материально-технической базы проекта. | |
Разработка концепции совместной деятельности родителей и детей. | Поиск новых, эффективных форм работы с родителями. |
Разработка материалов для работы с детьми
№ п/п | Содержание работы | Цель |
Разработка диагностических материалов. | Осуществление педагогической диагностики представлений детей о жизни птиц в зимний период. | |
Создание лэпбука «Накормите птиц зимой». | Развитие интереса у детей к экологическим занятиям. | |
Разработка плана продуктивной деятельности. | Планирование различных форм работы с детьми. | |
Подбор и разработка -текстов бесед, - дидактических и подвижных игр, -детской художественной литературы, -сценариев сюжетно-ролевых игр, обеспечение их необходимыми атрибутами - фото и видео презентаций. | Использование разнообразных форм, методов работы с детьми по формированию экологического воспитания. |
Разработка материалов для работы с родителями
№ п/п | Содержание работы | Цель |
1 | Разработка комплекта консультаций для родителей: - «Формирование у дошкольников бережного отношения к природе»; - «Воспитание у детей любви к природе»; - «Как и из чего можно сделать кормушки» - «Как приготовить зимнее лакомство для птиц» | Просвещение родительской общественности об экологическом воспитании. Приобщение родителей к непосредственному участию в реализации проекта. |
2 | Анкетирование родителей «Экология глазами родителей». | Проведение диагностики отношения родителей к вопросу экологического воспитания детей |
3 | Разработка агитационных и наглядных материалов для родителей | Привлечение внимания родителей к проблеме экологического состояния окружающей среды. |
4 | Изготовление календарей для родителей с указанием этапов реализации проекта. «Птичий календарь» | Популяризация экологических мероприятий проводимых в ДОУ среди родителей для повышения их активности. |
5 | Разработка конспектов мероприятий для совместного проведения с родителями: - Выставка рисунков «Поможем птицам вместе» - акция «С каждого по зернышку» - мастер-класс «Зимнее печенье для птиц» | Приобщение родителей к экологическим мероприятиям проводимых в ДОУ. Формирование желания участвовать в данных мероприятиях. |
Преобразование территории
№ п/п | Содержание работы | Цель |
Определение местонахождения кафе «Вкусняшки для пташки» | Создание условий для наблюдений и изучения детьми жизни птиц зимой | |
Разработка макетов наглядной информации: - баннер «Чем кормить птиц» - вывеска «Мы открылись» - информационный лист «Меню» | Привлечение внимания родителей и детей к реализации проекта | |
Обсуждение и определение необходимого количества атрибутов для организации кафе для птиц | Определение необходимых материалов для изготовления атрибутов |
2 этап. Практический
Цель: формирование представлений у детей, накопление и закрепление полученных знаний о жизни птиц зимой через разнообразные виды совместной деятельности педагога с детьми и родителями.
Работа с детьми
№ п/п | Содержание работы | Цель |
1. | Проведение педагогической диагностики детей | Выявление представлений детей о жизни птиц в зимний период |
Речевое развитие | ||
1 | -составление рассказов по иллюстрациям; -отгадывание загадок о птицах - инсценировка "Сорока, сорока. | Обогащение и активизация словарного запаса детей. Развитие связной речи. |
Художественно-эстетическое развитие | ||
2. | -лепка: «Снегири»; -аппликация: «Птичка-синичка»; -песенки о птицах; -рисование: «Птичка-невеличка» -ручной труд: «Кормушка» | Развитие творческих способностей. Использование разнообразных форм, методов работы с детьми по формированию знаний о птицах. |
Познавательное развитие | ||
3. | Дидактические игры: «Что за птица?», «Угадай, какая птица поет?». | Развитие любознательности, понимания взаимосвязи определенных явлений. |
Социально-коммуникативное развитие | ||
4. | - организация выставки «Портреты птиц» -проведение конкурса «Птичьи лакомства» -оформление фотогазеты: «Они остались зимовать, мы им будем помогать» -проведение викторины «Птицы – наши друзья» | Использование разнообразных форм, методов работы с детьми по формированию знаний о птицах. |
Физическое развитие | ||
5. | Подвижные игры: «Воробьи, вороны», «Охотники и птицы», «Чай,чай-выручай! » | Совершенствование выполнения определенных видов движений, развитие ловкости, смекалки |
Работа с родителями
№ п/п | Содержание работы | Цель |
Ознакомление родительской общественности с комплектом консультаций для родителей. | Повышение уровня экологического воспитания у родителей, вызвать желание на собственном примере показать детям, что нужно заботиться о птицах. | |
Проведение анкетирования родителей. | Выявление отношения родителей к вопросу экологического воспитания | |
Распространение среди родителей агитационных и наглядных материалов для родителей. | Привлечение внимания родителей к проблеме развития экологического воспитания у детей дошкольного возраста. | |
Вручение «Птичьих календарей» | Популяризация экологических мероприятий среди родителей. | |
Совместная деятельность родителей и детей: - изготовление кормушек - приготовление корма для птиц - выставка рисунков «Поможем птицам вместе» - акция «С каждого по зернышку» -мастер-класс «Зимнее печенье для птиц» | Активизация деятельности родителей: -приобщение родителей к экологическому воспитанию - приобщение к совместной деятельности с детьми |
Преобразование территории
№ п/п | Содержание работы | Цель |
1. | Расчистка снега на территории ДОУ | Подготовка территории для организации пространства кафе |
2. | Размещение наглядных материалов на территории | Привлечение внимания родителей и детей к реализации проекта |
3. | Размещение кормушек на территории кафе для птиц | Создание условий для формирование желания заботиться о птицах |
Цель: подведение итогов реализации проекта по первому сезону (зима), выявление сильных и слабых сторон в работе с детьми и родителями, формулирование выводов и постановка задач на следующий учебный год.
Содержание работы
№ п/п | Мероприятие | Цель |
Оформление пространства… | Создание условий |
Преобразование территории
№ п/п | Содержание работы | Цель |
1 | Поддержание постоянного запаса корма для птиц | Воспитывать трудолюбие , желание доводить начатое дело до конца |
2 | Контроль и ремонт кормушек | Привлечь внимание детей и их родителей к проблемам зимующих птиц |
3 | Поддерживание чистоты на территории ДОУ | Воспитывать бережное отношение к труду других людей |
Второй сезон: весна
1 этап. Организационный.
Цель: планирование работы по подготовке необходимого материала для реализации проекта
Методическая работа
№ п/п | Содержание работы | Цель |
1. | Составление и обсуждение поэтапного плана работы. | Определение действий, необходимых для достижения поставленных цели и задач. |
2. | Изучение методической, справочной и художественной литературы, народных примет, русского фольклора и творчества по данной теме. | Выбор методов, форм и содержания работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями детей, основной образовательной программой дошкольного образования ДОУ |
3. | Разработка и подбор методических и наглядных материалов: -подготовка наглядного материала с изображением птиц прилетающих веной (открытки, картинки, плакаты, фотографии, иллюстрации из книг); -составление коллекции аудио файлов с записями звуков птиц и видео файлов птиц их внешний вид, особенности питания и выведения птенцов. - видео презентаций о редких птицах родного края. | Обогащение и пополнение предметно-развивающего пространства детского сада. |
4 | Подбор информации о перелетных птицах нашего края. | Формирование представлений детей о перелетных птицах, их образе жизни и поведении, об особенностях кормления и выведения птенцов. Связи с окружающей средой, продолжение рода через зарождение новой жизни. |
5 | Подбор необходимого технического оборудования и пособий, | Анализ и подбор оснащения, средств ИКТ, ТСО, интернет ресурсов и материально-технической базы проекта в данный климатический период. |
6. | Разработка концепции совместной деятельности родителей и детей по модернизации экологического пространства, приуроченного к 1 апреля международный «День птиц». | Поиск новых, эффективных форм работы с семьями воспитанников для преобразования экологического пространства в весенний период «Птичий городок» |
Разработка материалов для работы с детьми
№ п/п | Содержание работы | Цель |
1 | Разработка диагностических материалов | Осуществление педагогической диагностики представлений детей о перелетных птицах. |
2 | Создание наглядного пособия «Загадочное гнездо» | Развитие интереса у детей к познанию окружающего мира и привлечение внимания к охране и сохранности видов птиц. |
3 | Разработка листа наблюдения за перелетными птицами . | Педагогическое диагностирование имеющихся представлений у детей. |
4 | Разработка плана продуктивной деятельности. | Тематическое планирование образовательного процесса. |
5 | Подбор дидактических и словесных игр, детской художественной литературы, пословиц, поговорок, загадок. | |
6 | Разработка квеста, познавательных игр, мини-лабораторных. | Проектирование разнообразных и вариативных форм работы с дошкольниками. |
7 | Подбор познавательных фильмов и презентаций о размножении птиц. | Включение в образовательный процесс ТСО. |
8 | Подбор наглядного материала о птицах, и птенцах, способах гнездования и кладки яиц. | Обогащение и пополнение развивающего пространства |
Преобразование территории
№ п/п | Содержание работы | Цель |
Определение местонахождения аллеи скворечников «Птичкин городок» | Создание условий для наблюдений и изучения детьми жизни птиц весной | |
Разработка макетов наглядной информации: - баннер «Чем кормить птиц» - вывеска «Добро пожаловать» | Привлечение внимания родителей и детей к реализации проекта | |
Обсуждение и определение необходимого количества атрибутов для организации аллеи скворечников для птиц | Определение необходимых материалов для изготовления атрибутов |
2 этап. Практический
Цель: формирование представлений у детей, накопление и закрепление полученных знаний о жизни птиц весной, через разнообразные виды совместной деятельности педагога с детьми и родителями.
Работа с детьми
№ п/п | Содержание работы | Цель |
1. | Проведение педагогической диагностики детей | Осуществление педагогической диагностики представлений детей о перелетных птицах, способах гнездования, питания и размножения. |
Развитие речи | ||
1 | Беседы: -Птицы, какие они? -Зимующие и перелетные -Разрешение проблемных ситуаций -Почему птицы летают? - «Птицы весной» | Активизация речевой активности, расширение кругозора, пополнение словарного запаса. |
Художественно-эстетическое развитие | ||
2. | Рисование «Птички» | Развитие творческих способностей, закрепление знаний о строения птиц |
3. | Лепка из соленого теста по мотивам народной игрушки «сказочная птичка» | Развитие творческих способностей детей, мелкой моторики. |
4. | Конструирование и аппликация: -Птичка оригами -Соловей из крупы -Скворец в технике торцевания и декупаж. | Развитие ловкости и координации рук, воображения и восприятия. |
Познавательное развитие | ||
5. | Мини-лаборатория: -Как устроено гнездо? -«Что хранит в себе яйцо?» | Формирование у детей причинно-следственных связей, осознание хрупкости жизни птенцов и роли родителей в жизнеобеспечение птенцов. |
6. | Дидактические игры: -Что за птица? - «Накорми птиц» - «Чей клюв», «Чье яичко», «Чье гнездо» - «Перелетные птицы» - «Зимующие и перелётные птицы сходства и отличия» - «Птицы в картинках» - лото «Птицы» Работа с макетом «Загадочное гнездо» наблюдения за яичками и ведение листа наблюдения. | Формирование знаний и умений, систематизация имеющихся понятий и связей. Осмысление ценности жизни в любом ее проявлении. |
Социально-коммуникативное развитие | ||
Проблемные ситуации: - Как узнать птицу? - Весенние заботы птиц - Птицы наши друзья Социально-значимые акции: -«Правила поведения в лесу» -«Зачем нужны скворечники?» | Развитие логического мышления, причинно-следственные связи и прослеживание цепочки событий. | |
Загадывание загадок, заучивание пословиц. Народный птичий календарь. | Приобщение детей к устному народному творчеству русского народа, формирование доброжелательного отношения к другим детям. | |
Торжественное открытие «Птичьего городка», размещение скворечников, приуроченное ко Всемирному дню птиц. | Побуждение доводить начатое дело до конца, оценка вклада труда в общее дело. | |
Физическое развитие | ||
Подвижные игры: «Коршун и наседка» «Воробушки и кот» «Серая утка» «Гуси-лебеди» «Не боимся мы кота» | Совершенствование выполнения определенных видов движений, развитие ловкости, смекалки | |
Пальчиковые игры: Птички Сколько птиц в кормушке нашей Десять птичек стайка Синичка Ворона | Развитие координации мелкой моторики рук, активизация речевых зон, тренировка межполушарных связей. |
Преобразование территории
№ п/п | Содержание работы | Цель |
1. | Расчистка территории ДОУ от проталин и листвы | Подготовка территории для организации пространства аллеи скворечников |
2. | Размещение наглядных материалов на территории | Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности детей, мотивации их на совместное изучение и практическое применение имеющих знаний |
3. | Размещение скворечников на территории аллеи «Птичий городок» | Создание условий для формирования желания заботиться о птицах |
3 этап. Заключительный
Преобразование территории
№ п/п | Содержание работы | Цель |
1 | Поддержание постоянного запаса корма для птиц | Воспитывать трудолюбие , желание доводить начатое дело до конца |
2 | Контроль и ремонт скворечников | Привлечь внимание детей и их родителей к проблемам птиц и оказание помощи с целью сохранения их численности |
3 | Поддерживание чистоты на территории ДОУ | Воспитывать бережное отношение к труду других людей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Формирования у детей представлений о безопасности жизни и здоровья, через знакомство их с правилами поведения в доме (в быту)».
Статья знакомит педагогов с моим опытом работы по формированию у детей представлений о безопасном поведении в доме. В статье раскрываются и предлагаются к использованию нетрадиционные формы работы, ко...
Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни через проектную деятельность
В статье представлено описание работы по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни посредством реализации проекта "Быть здоровыми хотим!"...
Проект «Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни старшего дошкольного возраста»
Данный проект направлен на укрепление здоровья и развитие физических качеств дошкольников (ловкости, гибкости, выносливости, быстроты реакции и др.), на формирование психических качеств (внимания, мыш...
Проект: "Формирование у детей представлений о взаимосвязи объектов живой и неживой природы через художественное творчество"
Творческий проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста....
Проект "Формирование у детей представлений о взаимосвязи отдельных компонентов природного комплекса через экспериментальную деятельность"
Проект написан для детей подготовительного возраста....
Методический материал для педагогов. Долгосрочный проект:"Формирование у детей младшего школьного возраста бережного отношения к живой природе через иллюстрации Е.И. Чарушина"
Дошкольный возраст - самый благоприятный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к живой природе....
Методическая разработка. Технологическая карта долгосрочного проекта Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста. с детьми подготовительного возраста
Эта методическая разработка поможет воспитателям ДОУ спланировать работу по ознакомлению с временными понятиями на учебный год...