обобщение опыта работы "Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни человека через создание здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении"
материал

Камышова Любовь Алексеевна

систематическая работа по валеологическому воспитанию и образованию дошкольников позволила мне сформировать у детей основные понятияо здоровом образе жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty.docx83.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников № 24»

Обобщение опыта работы на тему:
«
Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни дошкольника

через создание здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении»

 C:\Users\CG\Desktop\открытые занятия\11.04.jpg

»

                                                       

                                                 

с.Журавское

2024год

 

          Забота о здоровье подрастающего поколения - одно из приоритетных направлений государственной политики в области образования. Именно в дошкольном возрасте дети учатся внимательно относиться к своему здоровью, осваивают гигиенические навыки, начинают интересоваться различными видами спорта, посещать секции и кружки. Полноценное физическое развитие дошкольников напрямую зависит от правильной организации физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения, ответственность за которую ложится на плечи педагога.

Как известно, здоровый образ жизни является одним из важнейших условий сохранения здоровья детей в современной системе дошкольного образования. С этой целью я провожу большую работу по валеологическому воспитанию и образованию детей. Для этого подбираю эффективные методы и приёмы, позволяющие в доступной интересной форме преподнести знания о строении тела человека, о важности правильного питания, закаливания, сна, и таким образом приобщаю детей к здоровому образу жизни. Особое внимание уделяем системе обучения дошкольников гигиеническим навыкам, формированию у них доступных знаний с учётом возрастных и индивидуальных особенностей восприятия ребёнка.

В младшем дошкольном возрасте дети  знакомятся с правилами здорового образа жизни наиболее эффективно благодаря целенаправленной организации их сенсомоторной игровой активности с включением всевозможных игр: тематических, дидактических, подвижных, настольно-печатных, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций, игр-имитаций.  Для детей 5-7 лет помимо сюжетных и театрализованных игр провожу реализацию комплексных педагогических воздействий, направленных на развитие у них умений самостоятельно выбирать способы решения проблемно-творческих заданий, проявлять творческие фантазии. В сюжетно-ролевых играх «Больница», «Семья», «Парикмахерская» формируем у дошкольников поведение, способствующее здоровому образу жизни, на основе представлений о значении для здоровья проветривания помещения, его влажной уборки, стирки одежды и постельного белья, ограничения времени просмотра телевизионных передач и игр за компьютером, использования для профилактики заболеваний закаливающих мероприятий, санитарно-гигиенических процедур, нелекарственных средств. Комплексное использование этих технологий обеспечивает наиболее успешное формирование навыков здорового образа жизни у детей разного возраста.

Для снятия утомляемости во время занятий  регулярно проводим физкультурные минутки, гимнастику для глаз, артикуляционную гимнастику. Для улучшения работы органов и систем организма, защиты его от простудных заболеваний с детьми проводится самомассаж в игровой форме.

Выполняя пальчиковые упражнения и игры, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики руки, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Для развития мелкой моторики рук используем: бусины, конструктор, нитки, прищепки, шнуровку, различный природный материал, а так же  игры «Лабиринты», «Рыбалка», «Пазлы», «Бирюльки». «Собери бусы», игры с прищепками. Используя различные изобразительные материалы, новые технические приёмы, требующие точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании кисти и карандаша), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики руки. Ребёнок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику «кляксография», «монотипия».

Одно из самых важных условий воспитания здоровых детей – правильный гигиенический режим, чередование нормального сна и бодрствования, приемов пищи и оздоровительных мероприятий. В условиях детского сада мы изыскиваем резервы, находим творческие подходы для ведения разнообразных активных форм работы, закаливающих процедур. Важно, чтобы дети не только с удовольствием выполняли необходимые действия по закаливанию организма, но и понимали смысл этих процедур, задумывались, для чего все это нужно.

Ежедневно в детском саду с детьми проводим оздоровительную гимнастику после дневного сна, которая помогает детям плавно перейти от сна к бодрствованию, с настроением встать и встретиться с веселыми движениями, принять воздушные ванны.

Говоря о роли движения, следует затронуть вопрос дыхания детей. В работе используются такие дыхательные игры: «Буря в стакане», «Снег идёт», «Горячий чай», «Воздушный футбол», «Ветерок», «Пузырики» и другие.  Вызывая положительные эмоции, такие упражнения повышают интерес ребёнка к дыхательной гимнастике, вызывают продолжительный равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот, способствуют развитию воображения и фантазии, сопротивляемости организма к простудным и другим заболеваниям, выносливости при физических нагрузках.

Одна из важнейших задач физического воспитания и оздоровления – формирование правильной осанки. Основным средством профилактики нарушения осанки служат физические упражнения. В каждый комплекс утренней гимнастики, в каждое занятие обязательно включаются упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса, на формирование правильной осанки. И, заботясь об осанке ребёнка, мы тщательно следим за правильным положением его тела во время сидения, ходьбы, различной двигательной деятельности и во время сна.

Дети дошкольного возраста нуждаются в специальных физических упражнениях для выработки правильной походки. Поэтому профилактике плоскостопия я уделяю большое внимание. Игры и упражнения для укрепления мышц голени и стопы очень нравятся детям, и они их с удовольствием выполняют.

Самым благоприятным режимным отрезком времени в детском саду для реализации потребности детей в движении является прогулка. Длительное пребывание на свежем воздухе во все времена года чрезвычайно полезно. Оздоровительно-воспитательное значение прогулки возрастает, если она предусматривает рациональное содержание двигательной активности детей, основанное на оптимальном соотношении разных игр и упражнений, подобранных с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. На прогулке детям предоставляются большие возможности для развития моторики и удовлетворения их потребности в двигательной активности.

Невозможно представить себе жизнь ребёнка в детском саду без весёлых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Они наполняют детскую жизнь яркими красками, развивают сообразительность, смекалку, воображение и творчество, воспитывают у ребёнка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нём, приобретает знания по укреплению и сохранению здоровья в нетрадиционной форме приобретает и обогащает опыт.

Важным условием полноценного физического развития ребёнка дошкольного возраста является формирование соответствующей развивающей предметно-пространственной среды. С учетом этого в группе организован физкультурный уголок - пространство для активной двигательной деятельности дошкольников. Это стимулирует интерес к физическим упражнениям, позволяет совершенствовать двигательные умения и навыки, способствует  естественному, непринуждённому протеканию самостоятельной двигательной деятельности. Любая двигательная активность только тогда приобретает характер внутренней жизненно необходимой потребности, когда она становится сознательной и произвольной. Было изготовлено нестандартное оборудование: различные профилактические дорожки, «Солнышко», «Шаробол», «Актив-стоп», «Рыбалка», «Кегельбан», «Воздушный футбол», «Бильбоке», «Наездники» и др.  Правильный подбор оборудования и рациональное его использование способствуют развитию двигательной сферы дошкольников, укреплению их здоровья и  полноценному психофизическому развитию. В процессе двигательной активности дети познают себя, своё тело, знакомятся с его строением, свойствами, возможностями, изучают способы перемещения в пространственной среде. По мере формирования двигательных навыков и умений у них проявляется значительный интерес к спортивным играм и упражнениям, они начинают применять усвоенные навыки и умения в самостоятельной двигательной деятельности.

В работе по оздоровлению детей большое значение придается питанию. Разумно организованное питание в детском саду – выполнение принципов рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктов, гигиены питания и индивидуального подхода к детям во время приёма пищи, позволяет сформировать правильное пищевое поведение и вкусовые привычки не только самого ребенка, но и родителей.

Все усилия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, не будут иметь ожидаемых результатов без понимания и поддержки родителей наших воспитанников. Работа по воспитанию у детей здорового образа жизни осуществляется в тесном контакте с семьёй.  С родителями проводятся беседы о важности здорового образа жизни, консультации, совместные спортивные праздники, анкетирование. Для повышения уровня информированности родителей в области культуры здоровья наряду с традиционными используем и другие формы: мастер-класс, журнал здоровья;  круглый стол; изготовление буклетов, памяток; совместный выпуск плакатов, книжек-малышек и др.. Обязательно учитываем точку зрения родителей и вместе находим решение спорных вопросов.

В результате проводимых мероприятий значительно улучшилось состояние здоровья воспитанников, явно просматривается динамика физической подготовленности детей.

Я считаю, что созданная в детском саду система по здоровьюсбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной, творческой личности. Радость детей, возросшая заинтересованность родителей убеждают нас в правильности выбранного пути.

                                                     Воспитатель Камышова Любовь Алексеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Воспитание здорового образа жизни через занятия по валеологии и ОБЖ»

Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на рациональное удовлетворение врожденных биологический потребностей(пищевой, двигательной, познавательной, половой, потребности в...

Обобщение опыта работы по теме: «Воспитание здорового образа жизни через занятия по валеологии и ОБЖ»

Здоровый образ жизни – это поведение человека,направленное на рациональное удовлетворение врожденных биологический потребностей(пищевой, двигательной, познавательной, половой, потребности в...

Методические рекомендации по созданию здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении

Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях  актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд...

Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни дошкольника

Дошкольное детство - один из наиболее ответственных периодов жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы физического и психического здоровья человека. В педагогической практике нако...

Из опыта работы: «Формирование здорового образа жизни дошкольников через систему здоровьесберегающих технологий»

Здоровый образ жизни для детей дошкольного возраста — это не только двигательная активность, но и целый комплекс мер, которые должны стать приоритетными задачами для родителей ребенка. До 7 лет ...

Обобщение опыта работы по теме «Формирование привычки здорового образа жизни дошкольников через использование здоровьесберегающих технологий»

Обобщение опыта работы по теме «Формирование привычки здорового образа жизни дошкольников через использование здоровьесберегающих технологий»...

обобщение опыта работы "Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни человека через создание здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении"

Систематическая работа по валеологическому воситанию и образованию дошкольников позволила мне сформировать у детей культурно-гигиенические навыки,основные понятия о здоровом образе  жизни, примен...