Творческий проект "Волшебная полоска"
проект
Творческий проект "Волшебная полоска"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_proekt_volshebnaya_poloska.doc | 173 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 44 «СИБИРЯЧОК»
(МБДОУ № 44 «Сибирячок»)
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ТЕХНИКЕ КВИЛЛИНГ
«ВОЛШЕБНАЯ ПОЛОСКА»
Срок реализации проекта: с 01.09.2021 по 31.10.2021 Возраст обучающихся: от 5 до 6 лет Количество часов за 2 месяца: 7
Педагог реализующий проект:
Биккинина Зульфия Талгатовна,
воспитатель высшей квалификационной категорией
Сургут, 2021 г.
Структура
творческого проекта по обучению детей технике квиллинг
«Волшебная полоска»
№ | Наименование разделов и подразделов проекта | стр. |
1. | ПАСПОРТ ПРОЕКТА………………………………………………………………. | 3 |
2. | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………………. | 4 |
2.1. | Актуальность ……………………………………………….….................................. | 4 |
2.2. | Цель и задачи проекта……………………………………………………………….. | 5 |
2.3. | Направленность проекта …………………………………......................................... | 5 |
2.4. | Принципы……………………………………………….….………………………… | 5 |
3. | ЭТАПЫ ПРОЕКТА………………………………………………………………….. | 6 |
3.1. | Подготовительный этап……………………………………………………………... | 6 |
3.2. | Практический этап ………………………………………………………………….. | 6 |
3.3.1. | Учебный план для старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет)……………... | 6 |
3.3.2. | Методическое обеспечение…………………………………………………………. | 9 |
3.3.3. | Методы и формы работы …………………………………………………………… | 9 |
3.3.4. | Техническое оснащение занятий…………………………………………………… | 9 |
3.4. | Итоговый этап ………………………………………………………………………. | 10 |
3.4.1. | Определение результативности планируемых результатов……………………… | 10 |
4. | СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………… | 11 |
- ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование образовательной организации: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 44 «Сибирячок».
Название проекта | Творческий проект по обучению детей технике квиллинг «Волшебная полоска» |
Ф.И.О. педагога, реализующего проект | Биккинина Зульфия Талгатовна |
Год разработки проекта | 2021 |
Цель | Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения элементарными приёмами нетрадиционной изобразительной техники «квиллинг», как художественного способа конструирования из бумаги |
Задачи | Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Критерии достижения целевых ориентиров | - Сформированы основные понятия, способы и приёмы работы техники «квиллинг». - Сформированы практические навыки работы с бумагой в технике «квиллинг». - Сформированы художественный вкус, творческие способности и фантазия. - Умеет работать коллективно, в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть будет выполнять, помогать друг другу по необходимости. |
Срок реализации проекта | с 08.11.2021 по 30.12.2021 |
Кол-во занятий в неделю /мес./за 2 мес. | 1/4/7 |
Возраст обучающихся | от 5 до 6 лет |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Новое — это хорошо забытое старое!»
Актуальность проекта. Ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми в жизни умениями и навыками самообслуживания. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Решить эту проблему можно с помощью искусства работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остаётся инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. С помощью бумаги можно украсить ёлку, сделать подарок, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку и многое, многое другое, что интересует ребёнка. Казалось бы, обычный материал, бумага, а приобрёл новое современное направление, им можно работать в разных техниках (бумагокручение (бумажная филигрань), конструирование, мозаика, аппликация).
Бумажная филигрань – старинная техника обработки бумаги, распространённая и в наше время, получившая название «квиллинг». Оригинальный и необычные вид рукоделия, суть которого заключается в накручивании и моделировании с помощью маленького инструмента (зубочистки), бумажных полосок шириной в несколько миллиметров и при помощи полученных форм создавать самые различные композиции, очень нравится детям. Квиллинг открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Актуальность проекта состоит в том, что ребёнок, осваивая разнообразные способы выполнения элементов квиллинга, развивая моторику руки, способствует интеллектуальному своему развитию. Квиллинг создаёт среду, в которой живут люди, украшая их повседневный быт, помогая сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Изящные картины, нарядные поздравительные открытки, оригинальные настенные панно, объёмные композиции рассказывают о самом авторе, о его внутренним мире. Сегодня квиллинг наиболее тесно связано с самым молодым видом искусства – дизайном.
Учитывая всё выше сказанное, для осуществления всестороннее развитой личности, наряду с физическим, умственным и нравственным развитием, для художественно-эстетического развития апробировала и реализовала творческий проект по обучению детей технике квиллинг «Волшебная полоска» (далее по тексту проект).
Проект основан на современных подходах к развитию и воспитанию дошкольника. Проект имеет личностно-ориентированную технологию – задачи, темы и содержание, виды деятельности планируются и реализуются исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей, при непосредственном активном участии всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Проект разработан в соответствии с:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации».
2. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
3. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
4. Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 N 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
6. Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16).
Цель: формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения элементарными приёмами нетрадиционной изобразительной техники «квиллинг», как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить детей с историей, основными понятиями, способами и приёмами работы техники «квиллинг».
- Формировать у детей старшего дошкольного возраста практические навыки работы с бумагой в технике «квиллинг».
Развивающие:
- Развивать у детей старшего дошкольного возраста способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук.
- Развивать умение создавать изображения предметов разных форм в технике «квиллинг», передавая пропорции и характерные детали.
Воспитательные:
- Воспитывать умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Воспитывать интерес к самостоятельному творчеству; привычку доводить начатое дело до конца
Направленность проекта – художественная направленность.
При разработке проекта учитывались следующие принципы:
- принцип «от простого к сложному» – научившись элементарным навыкам работы, ребёнок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ;
- принцип доступности – простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям;
- принцип наглядности – иллюстративность, наличие дидактических материалов;
- принцип демократичности и гуманизма – взаимодействие педагога и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих потребностей;
Адресат проекта: проект рассчитан на детей от 5 до 6 лет.
Критерии достижения целевых ориентиров:
- Сформированы основные понятия, способы и приёмы работы техники «квиллинг».
- Сформированы практические навыки работы с бумагой в технике «квиллинг».
- Сформированы художественный вкус, творческие способности и фантазия.
- Умеет работать коллективно, в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть будет выполнять, помогать друг другу по необходимости.
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА
- Подготовительный этап:
- вызвать интерес детей и родителей к теме проекта;
- сбор информации, литературы, дополнительного материала;
- информирование родителей о реализации и значимости данного проекта;
- подборка методической, справочной, художественной литературы;
- составление перспективного плана по данному проекту;
- подбор материала и оборудования для занятий для художественного творчества (таблица №3), бесед с детьми.
Сотрудничество с родителями: беседа с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
- Практический этап (или этап реализации проекта)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОЕКТА НА 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учебный план на 2021 учебный год (старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет)
Таблица 1
№ п/п | Название темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | «История квиллинга» | 1 | 10 минут на каждом занятии | 15 минут на каждом занятии |
2 | «Инструменты и принадлежности» «Дождь» («капелька») | 1 | ||
3 | «Веточка рябины» («свободная спираль», «глаз») | 1 | ||
4 | «Варежка» («тугая спираль», «треугольник», «глаз») | 1 | ||
5 | «Звезда для папы» («миндальный орех», «рулончик») | 1 | ||
6 | «Валентинка» («завиток», «глаз») | 1 | ||
7 | «Снежинка» («стрелка», «капелька») | 1 | ||
Итого | 7 |
Содержание проекта (старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет)
Таблица 2
№ | Дата | Название темы | ное содержание | Теория | Практика |
1 | 12.11.21 | «История квиллинга» | Познакомить детей с историей возникновения бумажной филиграни «квиллинг» | Просмотр презентации, беседа: «История возникновения бумаги, техники квиллинга» | Составление альбома с разными видами бумаги (писчая, обёрточная, обойная, впитывающая, копировальная) |
2 | 19.11.21 | «Инструменты и принадлежности» | Познакомить детей с инструментами и приёмами работы с ними, а также с основными понятиями и базовыми формами квиллинга. Соблюдение техники безопасности (далее по тексту ТБ) при работе с режущими, колющими инструментами и клеем | Беседа: Техника безопасности при работе с режущими (ножницы), колющими(зубочистка) инструментами и клеем | Изготовление коллажа по технике безопасности при работе (ножницы), колющими (зубочистка) инструментами и клеем |
«Дождь» («капелька») | Познакомить с технологической картой изготовления поделки «Дождь». Формировать умение скручивать основной элемент техники «Квиллинг» из полосок с помощью зубочистки «капелька». Закрепить умение правильно располагать элементы на листе бумаги. Соблюдать ТБ при выполнении работы | Беседа об основном элементе техники «Квиллинг» «капелька». Изучение технологической карты изготовления поделки «Дождик». ТБ при выполнении работы. | Дети с помощью педагога выполняют основной элемент «капелька» из полосок голубого цвета, зубочистки, ножниц и клея. Конструируют из приготовленных элементов композицию «Дождь» | ||
3 | 26.11.21 | «Веточка рябины» («свободная спираль», «глаз») | Познакомить с технологической картой изготовления поделки «Веточка рябины». Закрепить умение скручивать основные элементы техники «Квиллинг» из полосок с помощью зубочистки: «свободная спираль», «глаз»). Закрепить умение правильно располагать элементы на листе бумаги. Соблюдать ТБ при выполнении работы | Беседа об базовых элементах техники «Квиллинг»: «свободная спираль», «глаз». Изучение технологической карты изготовления поделки «Веточка рябины». ТБ при выполнении работы | Дети с небольшой помощью педагога выполняют базовые элементы «свободная спираль», «глаз» из полосок жёлтых, красных и зелёных цветов, зубочистки, ножниц, клея. Конструируют из приготовленных элементов композицию «Веточка рябины» |
4 | 03.12.21 | «Варежка» («тугая спираль», «треугольник», «глаз») | Познакомить с технологической картой изготовления поделки «Варежка». Формировать умение скручивать основные элементы техники «Квиллинг» из полосок с помощью зубочистки: «тугая спираль», «треугольник». Закрепить умение выполнять элемент «глаз»; умение правильно располагать элементы на листе бумаги. Соблюдать ТБ при выполнении работы | Беседа об базовых элементах техники «Квиллинг»: «тугая спираль», «треугольник», «глаз». Изучение технологической карты изготовления поделки «Варежка». ТБ при выполнении работы | Дети с помощью педагога выполняют базовые элементы «тугая спираль», «треугольник», «глаз» из полосок белого цвета, зубочистки, ножниц и клея. Конструируют из приготовленных элементов композицию «Варежка» |
5 | 10.12.21 | «Звезда для папы» («миндальный орех», «рулончик») | Познакомить с технологической картой изготовления поделки «Звезда». Формировать умение скручивать основные элементы техники «Квиллинг» из полосок с помощью зубочистки: «миндальный орех» и «рулончик». Соблюдать ТБ при выполнении работы | Беседа об базовых элементах техники «Квиллинг»: «миндальный орех», «рулончик». Изучение технологической карты изготовления поделки «Звезда». ТБ при выполнении работы | Дети с небольшой помощью педагога выполняют базовые элементы «миндальный орех», «рулончик» из полосок жёлтых и красных цветов, зубочистки, ножниц и клея. Конструируют из приготовленных элементов композицию «Звезда для папы» |
6 | 17.12.21 | «Валентинка» («завиток», «глаз») | Познакомить с технологической картой изготовления поделки «Валентинка». Формировать умение скручивать основные элементы техники «Квиллинг» из полосок с помощью зубочистки: «завиток», «глаз». Соблюдать ТБ при выполнении работы | Беседа об базовых элементах техники «Квиллинг»: «завиток», «глаз». Изучение технологической карты изготовления поделки «Валентинка». ТБ при выполнении работы | Дети с небольшой помощью педагога выполняют базовые элементы («завиток», «глаз») из полосок красного цвета, зубочистки, ножниц и клея |
7 | 24.12.21 | «Снежинка» («стрелка», «капелька») | Познакомить с технологической картой изготовления поделки «Снежинка». Формировать умение скручивать основной элемент техники «Квиллинг» из полосок с помощью зубочистки: «стрелка». Закрепить умение выполнять элемент «капелька»; умение правильно располагать элементы на листе бумаги. Соблюдать ТБ при выполнении работы | Беседа об базовых элементах техники «Квиллинг»: «стрелка», «капелька». Изучение технологической карты изготовления поделки «Снежинка». ТБ при выполнении работы | Дети с небольшой помощью педагога выполняют базовые элементы «стрелка», «капелька» из полосок голубых и белых, зубочистки, ножниц и клея. Конструируют из приготовленных элементов композицию |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Форма занятий: групповая.
Занятия проводится 1 раз в неделю по пятницам во вторую половину дня.
Продолжительность занятий: дети старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) – 25 минут.
Методы работы: словесный (устное изложение, беседа, рассказ); наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.); практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Формы работы:
- индивидуальная (каждый ребёнок должен сделать свою поделку);
- коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей)
Каждое занятия включает в себя как теоретическую, так и практическую часть:
- в теоретическую часть входит: поэтапный показ и разъяснение способов и приёмов изготовления фигурок из цветных бумажных полос в технике «квиллинг»;
- в практическую часть входит: сам процесс выполнения поделки, используя необходимые инструменты (разноцветные полоски, клей ПВА, небольшие ножницы для вырезания деталей, зубочистки для кручения деталей, пинцет (щипчики) для захватывания отдельных частей, чертёжная линейка) и наглядный материал.
Форма итоговых мероприятий: результатом работы является участие детей в творческих выставках, конкурсах и фестивалях по декоративно-прикладному искусству различного уровня, изготовление подарков к различным праздникам.
Технологии: технология игрового обучения; личностно-ориентированная технология.
Техническое оснащение занятий – интерактивная доска, проектор, USB флэш-накопитель (инструкционные карты, спокойная музыка), беспроводная колонка.
Компьютерные (мультимедийные) презентации (авторские разработки): «История появления бумаги и картона», «История возникновения квиллинга», «Основные правила композиции», инструкционные карты (основные и базовые элементы техники «Квиллинг»)
Наглядные пособия: иллюстрации, плакаты, в соответствии с тематикой, книги по квиллингу, фотографии с различных выставок, схемы-модели по работе с инструментами, правила технике безопасного поведения при выполнении работы.
Перечень оборудования (инструменты, материалы и приспособления)
Таблица 3
Наименование оборудования (инструментов, материалов и приспособлений) | Количество |
Бумажные полоски шириной 3 мм, 5мм, 7мм | разного цвета по 50 шт |
Полоски гофрированного картона | разного цвета по 50 шт |
Зубочистки | по количеству детей |
Пинцеты | по количеству детей |
Ножницы | по количеству детей |
Цветной картон | 4 набора |
Клей | по количеству детей |
Работа с родителями: знакомство родителей с работой дополнительной услуги (видео ролик), организация онлайн мастер-классов на цифровой платформе ZOOM, участие в выставках.
- Итоговый
Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
Выставка «Волшебная полоска»
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Таблица индивидуального мониторинга освоения проекта
(диагностическая карта)
Таблица 4
№ п/п | Фамилия, имя ребёнка | Правильно пользо-ваться необходи-мыми инструмен-тами | Знания детей об истории возникнове-ния техники «Квиллинг» | Знание основных элементов квиллинга: «свободная спираль» «глаз», «полукруг» «завиток», «капелька» | Знание базовых элементов квиллинга: «тугая спираль», «треуголь-ник», «миндаль-ный орех», «рулончик», «стрела» | Умение детей скручивать полоски цветной бумаги в спираль и наклеивать на основу | Умение составлять из частей единое целое |
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 | |||||||
Результаты оценки качества
Таблица 5
№ п/п | Уровень | Количество детей | Показатель в % |
1 | Оптимальный | ||
2 | Достаточный | ||
3 | Низкий |
Диагностика.
Оптимальный. Умеет работать с орудием труда (ножницами, зубочисткой, т.е. самостоятельно изготовляет основные и базовые элементы техники «Квиллинг». Понимает роль выразительных средств (форма, цвет, фактура) в построении декоративного произведения. Умеет самостоятельно выкладывать из готовых форм композиции.
Достаточный. Хорошие знания об истории возникновения технологии «Квиллинг». Элементы квиллинга выполняет с небольшой помощью педагога. Знает название основных и базовых элементов техники «Квиллинг», но с затруднением их выполняет. При помощи педагога составляет композиции.
Низкий. Плохо знает историю возникновения технологии «Квиллинг». С затруднением называет элементы квиллинга. Скручивает элементы квиллинга при помощи педагога. Не умеет составлять композиции.
Оценка результатов: По всем показателям определяются три уровня выполнения заданий: оптимальный, остаточный, низкий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребёнком предложенного задания.
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Богатова И.В «Квиллинг. 25 моделей и композиций из гофрированного картона» – Мартин, 2018
- Быстрицкая А.И. «Бумажная филигрань» 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008
- Добрусина А «Квиллинг. Чудеса из бумаги» – Феникс, 2017
- Джейн Дженкинс. «Поделки и сувениры из бумажных ленточек» – Изд.: Мой мир, 2008
- Зайцева А.А «Искусство квиллинга: магия бумажных лент» - М.: Эксмо, 2009
- Селезнева Е.В «Цветы и игрушки из скрученной бумаги: Квиллинг для малышей» – Литера, 2012
- Московкая О.С «Чудо-завитки. Детский квиллинг» – Карапуз, 2018
- Торманова А.С «Большая энциклопедия. Квиллинг» – АСТ, 2015
- Хребтищева Е.С «Поделки в технике квиллинг своими руками» – Эксмо-Пресс, 2016
- Чиотти Д. «Оригинальные поделки из бумаги» – М.: Мир книги, 2015
- Шилкова Е.А «Квиллинг. Искусство поделок из бумаги» – Т8, 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Полоска превращается..."
Комплексное занятие по конструированию из полосок бумаги для детей старшей группы....
настольная игра "Полоска"
Использование дидактической настольной игры «Полоска» для развития математических и познавательных способностей детей в младшем дошкольном возрасте на занятиях в группе. ...
Дидактическое пособие "Цветные полоски для счета и измерения"
Полоски из цветного картона (белая, красная, оранжевая, желтая, зеленая), последовательно у...
Презентация "Почему у бурундука на спине полоски"
Демонстрационный материал....
"Рисование картонными полосками"
Презентация мастер-класса и рекомендации по нетрадиционной технике изображения - рисование картонными полосками....
Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из полоски бумаги"
Создание условий для гармоничного развития ребенка, его способностей к творческому самовыражению через конструирование из полоски бумаги....
Творческий проект "Волшебные полоски"
Материал для работы воспитателя....