«Система выявления и развития одаренных детей в ДОУ»
статья
Одно из приоритетных направлений развития современного образования – создание условий для развития одарённых детей. Как известно, приобщение детей к музыке с ранних лет способствует раскрытию у них самых разных талантов, и не только музыкальных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Одаренные дети в ДОУ | 115.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический опыт работы:
«Система выявления и развития одаренных детей в ДОУ»
Выполнила: Чумарина Наталья Евгеньевна
музыкальный руководитель
МБДОУ№40 «Гуси-лебеди» г.Альметьевск
Система выявления и развития одарённых детей в ДОУ
Одарённость человека – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе
огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он
вырос и дал обильный плод.
В. А. Сухомлинский
Одно из приоритетных направлений развития современного образования – создание условий для развития одарённых детей. Как известно, приобщение детей к музыке с ранних лет способствует раскрытию у них самых разных талантов, и не только музыкальных.
Актуальность данной задачи очевидна: способные, талантливые люди всегда нужны государству, именно они, одарённые, разрабатывают новые технологии, покоряют Космос, создают шедевры искусства. Сегодня информационное общество требует ускорения технологического и гуманитарного развития, поэтому не случайно внимания и поддержки одарённых детей. И первая, самая важная ступень этой системы – дошкольное образование.
Я работаю музыкальным руководителем в ДОУ. По роду своей профессиональной деятельности меня интересуют вопросы одаренности дошкольников в музыкальной деятельности. Что же такое одаренность? Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребёнок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В нашем образовательном учреждении активно ведётся выявление и развитие способностей одарённых детей. Уже на раннем этапе пребывания ребёнка в дошкольном учреждении, педагоги используя индивидуальный подход проводят данную работу.
Воспитание и развитие одарённых и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества. Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, мы обозначили для себя проблему поиска оптимальных путей выявления и развития музыкально одарённых детей, поиска педагогических приёмов и методов взаимодействия с ними.
Процедуры выявления музыкально одарённых детей
Зная своих воспитанников, без специально организованных процедур диагностики могу различить группу детей по тем или иным качествам: кто из детей больше любит солировать в песне, танце, инсценировке (и, как правило, у таких детей это лучше получается).
Но музыкально одарённые дети – особые, они нуждаются в понимании, в нестандартных методах взаимодействия с ними. Поэтому без специально организованных процедур педагогической диагностики всё-таки нельзя обойтись.
На первых этапах выявляю уровень музыкальной восприимчивости и эмоциональной отзывчивости на музыку, наблюдаю за поведением детей в новой для них обстановке, за тем, как они обращаются с новыми для них музыкальными инструментами, как реагируют на музыку в «живом» исполнении и в аудиозаписи.
Затем выявляю уровень развития динамического слуха. Определяю уровень музыкального мышления.
На заключительном этапе диагностирую музыкальную память.
Музыкально одарённые дети легче усваивают материал, они непринуждённо справляются с заданиями. Поэтому в групповой образовательной деятельности стараюсь выбрать правильную стратегию взаимодействия с ними: чтобы, с одной стороны, позволить реализоваться их способностям, не подавить инициативу и волю к творческой деятельности, а с другой стороны, дать возможность выразиться другим детям. В групповой образовательной деятельности музыкально одарённые дети реализуют свои способности в различных формах совместной деятельности:
* в танцевальной миниатюре берут на себя ведущую роль – показывают движения другим детям;
* в пении – солируют запев песни;
* в игре-драматизации – играют главного персонажа и т. д.
Также их творческий потенциал и развитые способности необходимы при подготовке сольных номеров или номеров с участием солистов. И хотя на групповом игровом занятии музыкально одарённым детям я уделяю особое внимание, нередко они испытывают определённого рода голод, который выражается в потребности творить что-то ещё, за рамками программного содержания. Для этого в нашем ДОУ организованны дополнительные кружки по интересам, где каждый ребенок может развить свои способности.
Музыкальная одарённость
- Ребёнок проявляет большой интерес к занятиям;
- чутко реагирует на характер и настроение музыки;
- в исполнении музыкальных произведений (песня или танец) вкладывает много энергии и чувств;
- любит слушать музыку;
- стремится посещать концерты и выступления;
- сочиняет собственные, оригинальные мелодии;
- стремится выразить своё настроение в исполнении.
Условия выявления и развития музыкально одарённых детей
• создание предметно-развивающей среды;
• накопление опыта художественно-творческой деятельности в различных её видах;
• развитие творческого воображения.
Музыкальные кружки для одарённых детей
В нашем детском саду для музыкально одарённых детей организован хореографический кружок «Мы танцуем». Целью курса музыкального образования является развитие у детей эстетического восприятия, интереса и любви к музыке, реализация потребности в творческом самовыражении.
Данный курс решает задачи музыкального развития детей в восприятии музыки, исполнительстве, творчестве, музыкальной образовательной деятельности.
В основу системы работы легли такие принципы:
1. Единство эмоционального и сознательного.
2. Импровизационность.
3. Гуманность.
4. Систематизация знаний.
5. Целостность.
6. Интеграция искусств.
7. Учёт индивидуальных способностей каждого ребёнка (личностно-ориентированный подход).
Формы работы с одарёнными детьми
Музыкальная образовательная деятельность – основная форма работы с детьми проводиться 2 раза в неделю длительностью 30 мин. По методике проведения она приближена к традиционной, используются типовые, сюжетные и театрализованные виды деятельности, которые объединяются в блоки (подчинённые определённой теме):
• «Музыкальные жанры»;
• «Какие чувства передаёт музыка?»;
• «О чём рассказывает музыка?»;
• «Как рассказывает музыка?»;
• «Юные музыканты»;
• «Что узнал – всем расскажи, что умеешь – покажи».
Вся музыкально-игровая деятельность объединяется игровым сюжетом, который предполагает знакомство с музыкой через путешествия. Некоторые из них предполагают выполнение домашнего задания, что способствует взаимодействию и сотрудничеству с семьёй.
Методы развития и приёмы взаимодействия с одарёнными детьми
При проведении музыкально-игровой деятельности педагогический процесс выстраиваю на вариативной основе, использую методы и приёмы конструктивной основы взаимодействия с детьми, создаю атмосферу эмоциональной заинтересованности, доверия, искренности.
Музыкальный материал, предлагаемый мной музыкально одарённым детям, не обязательно может быть сложным, он разнообразный и вариативный, подбирая репертуар, учитываю возможности и предпочтения детей. Содержание работы музыкального кружка не сводится к простому заучиванию и репетициям. Работая с музыкально одарёнными детьми, всегда оставляю место импровизации и творчеству.
Критериями оценки музыкальных способностей и начал музыкальной культуры в нашей работе с одарёнными детьми служат показатели диагностики, разработанные Тепловым.
Диагностику провожу как индивидуально, так и в музыкальной образовательной деятельности 2 раза в год. Диагностические исследования музыкально одарённых детей в 2020 – 2021гг. показали, что дети стали более активны и раскрепощены. Они всегда рады встрече с музыкой, любят придумывать истории, связанные с музыкой. В музыкально-ритмических импровизациях стараются передать характер и движение мелодии, придумать новые движения. Наблюдая за детьми, педагоги и родители заметили, что ребята с удовольствием выступают на концертах, конкурсных программах, у них накопился исполнительский опыт.
Таким образом, анализируя эффективность проведённой работы с дошкольниками, имеющими предпосылки к музыкальной одарённости, пришла к выводу, что необходимо развивать и совершенствовать систему занятий в музыкальном кружке, индивидуальных занятиях, в концертах и конкурсах. Это позволит значительно поднять уровень музыкального развития детей, сформирует у них творческий подход не только к музыкальным, но и другим видам деятельности, укрепит их уверенность в своих возможностях.
Реализацию поставленных целей добивалась через решение ряда задач:
- сформировать у детей навыки творческой деятельности;
- развивать музыкальную восприимчивость и эмоциональную отзывчивость;
- развивать навыки исполнительского мастерства;
- выявлять и развивать индивидуальные творческие способности;
- развивать умение перевоплощаться в сценический образ посредством музыкального исполнительства;
- развивать навыки концертной деятельности.
Полноценная работа по организации образовательной работы с одарёнными детьми невозможна без взаимодействия, как с самими воспитанниками, так и с педагогами и родителями. В связи с этим были подобраны разнообразные формы работы в этом направлении:
1. Проведение консультаций для воспитателей и родителей по темам: «Польза пения для детей»; «Значение голосовых упражнений в развитии ребенка»; «Формирование танцевального творчества детей»; «Способности ребенка, где и как их развивать»; «Роль музыкально-театрализованной деятельности в развитии личности ребёнка»; «Развитие детей в театрализованной деятельности»; «Интеграция музыкального развития с разделами основной общеобразовательной программы ДОУ»;
2. Организация условий деятельности:
- хореографической;
- музыкально-театрализованной:
специальное помещение это музыкальный зал, со сценой и зрительным залом, костюмы и декорации, различные атрибуты для занятий, набор детских музыкальных инструментов, куклы для театра и ширма, наглядный материал, аппаратура (синтезатор, магнитофон, фортепиано, микрофон).
3. Создание учебно-методического обеспечения:
- дыхательные упражнения по методу Б.С.Толкачева
- методические материалы по музыкально- театрализованной деятельности;
- картотека стихов, потешек, загадок, сказок;
- сценарии досугов и праздников;
- картотеки дидактических музыкальных игр;
- фонотека, медиатека по данному направлению;
- библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром театра и изоискусства.
4. Организация кружка
«Мы танцуем» - хореографический;
5. Участие в общегородских мероприятиях, праздниках, концертах, фестивалях.
6. Участие в муниципальных, городских, республиканских, всероссийских музыкальных и театральных конкурсах и выступлениях.
Очень важно мотивировать детей на любую деятельность, преподнести педагогический замысел таким образом, чтобы дети почувствовали свою заинтересованность в нём. Любое творчество начинается с проблемы: чего-то нет, значит, нужно придумать и сделать!
Взаимодействие с семьёй одарённого ребёнка
Взаимодействие с семьёй выстраиваю по следующим направлениям:
1. Информационно-аналитическое направление реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей, качественный и количественный анализ полученных данных и предполагает решение педагогических задач:
- выявить интересы и предпочтения родителей;
- уровень их осведомлённости в вопросах музыкального образования и воспитания детей;
- семейный опыт, семейные традиции воспитания детей.
2. Познавательное направление реализуется через консультации, беседы, тематические сообщения, семинары-практикумы. Основной задачей является повышение компетентности родителей в вопросах музыкально-эстетического развития ребёнка.
3. Наглядно-информационное направление работы с родителями реализуется в подборе информации и оформлении родительского уголка, папок-передвижек. Родители имеют возможность ознакомиться с музыкальным репертуаром, а также узнать о формах и методах музыкально-эстетического воспитания в условиях семьи, расширить знания о народных праздниках, традициях, культуре и быте.
4. Развлекательное направление нередко пересекается с познавательным. Тем не менее задачей работы в этом направлении является эмоционально-эстетическое обогащение в совместной творческой деятельности детей и родителей. Используются такие формы взаимодействия, как праздничные развлекательные программы, театрализованные представления, концерты с участием родителей и детей.
5. Создание предметно-развлекательной среды. Работа в этом направлении предполагает сотрудничество с родителями, их помощь и участие в оформлении музыкального зала к праздникам, в подготовке костюмов, декораций.
Родители одарённого ребёнка должны быть достаточно информированы, мотивированы для активной поддержки и реализации задатков и способностей детей. Для этого мы организуем на собраниях, музыкальных гостиных, мастер-классах показ видео-информации для родителей о том, как в ДОУ поставлена работа по развитию музыкальных способностей детей. Подготовили и провели консультации по теме «Способности ребёнка – в ваших руках», «Музыкально одарённый ребёнок», «Музыкальное воспитание в детском саду и дома». В личных беседах с родителями детей с высоким уровнем музыкальности мотивируем их на помощь детям, на поощрение их стараний и достижений, а также на содействие дальнейшему обучению детей. Дети, имеющие задатки музыкальности, не просто готовы к дополнительной работе, они нуждаются в этом, испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала.
Таким образом, анализируя эффективность проведённой работы с дошкольниками, имеющими предпосылки к музыкальной одарённости, я пришла к выводу, что система музыкальных занятий в творческих кружках, индивидуальных занятиях, участие в концертах и конкурсах позволит значительно поднять уровень музыкального развития детей, сформирует у них творческий подход не только к музыкальным, но и к другим видам деятельности, укрепит их уверенность в своих способностях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поиск эффективных подходов к выявлению и развитию одаренных детей
Современное состояние системы образование характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка. Это объясняется, во-первых, значимос...
Семинар "Система выявления и поддержки одаренных детей в условиях ДОУ"
Семинар для воспитателей...
Анализ перспективного и календарного планирования работы педагогов по развитию творческих инициатив, способностей детей, выявлению и развитию одаренных детей.
Анализ к педсовету...
Конспект выступления На муниципальной ассоциации педагогов по «Художественно-эстетическому развитию детей» Тема: «Выявление и развитие одаренных детей дошкольников через музыкальные виды деятельности»
quot;Выявление и развитие одаренных детей дошкольников через музыкальные виды деятельности"...
Выявление и развитие одаренных детей.
Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы о...
Система выявления и сопровождения одаренных детей
Из опыта работы педагогов МАДОУ д/с "Жемчужинка"...