Система выявления и сопровождения одаренных детей
материал
Из опыта работы педагогов МАДОУ д/с "Жемчужинка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_vyyavleniya_i_soprovozhdeniya_odarennyh_detey_v_dou.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование «Баунтовский эвенкийский район»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад « Жемчужинка».
Доклад на тему:
«Система выявления и сопровождения одаренных детей.
Из опыта работы д/с «Жемчужинка»
Подготовила: педагог высшей категории
Ощепкова Н.А.
с. Багдарин.
2017 г.
Проблема одаренности и организации работы с одаренными детьми вызывает большой интерес уже на протяжении довольно продолжительного периода времени.
В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Это связано с повышением количества одаренных детей и с происходящими социально-экономическими преобразованиями в государстве и усилением внимания к таким детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал рассматриваться в качестве основного капитала государства. Так исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Многое зависит и от образовательного учреждения, задача которого — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Поэтому раннее выявление, обучение, воспитание и сопровождение одаренных и талантливых детей одна из главных проблем совершенствования системы образования.
Детская одаренность - одно из самых загадочных явлений природы.
Одаренность – это значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии, либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.)
Если большинство показателей по всем результатам исследования ребенка превосходят среднюю норму возрастного развития примерно на 30%, то можно говорить об одаренности.
В дошкольном детстве существует столько видов одаренности, сколько есть видов детской деятельности. В каждой деятельности – своя шкала успешности и оригинальности достижений. Детская одаренность начинает проявляться уже с самого раннего возраста. Но сформируется ли в итоге одаренная личность? Признаки одаренности, появляющиеся в дошкольном возрасте, могут постепенно угаснуть, если не будут созданы соответствующие условия, стимулирующие развитие одаренности. Поэтому педагоги дошкольных учреждений должны быть особенно внимательны к детям, у которых начинают проявляться зачатки одаренности.
Предъявляются следующие требования к личности педагога:
- желание работать нестандартно, креативность;
- поисковая активность, любознательность;
- знание психологии дошкольников и психологии одарённых детей;
- готовность педагога к работе с одарёнными детьми.
Выявление особенностей основных компонентов детской одаренности проводится на основе наблюдения и изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления ребенка.
Система выявления одарённости предполагает комплексное обследование детей и проходит при помощи следующих методов, которые используют педагоги нашего детского сада:
Методы выявления одаренных детей
1. Анализ результатов педагогического мониторинга;
2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества);
3. Работа с родителями (беседы, анкетирование).
Система деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми в ДОУ строится следующим образом:
1. Выявление одарённых и талантливых детей
2.Психолого–педагогическое сопровождение одарённых дошкольников, которое предполагает:
- составление индивидуального маршрута развития;
- создание комфортной развивающей среды, помогающей гармоничному эмоциональному и социальному развитию одарённых детей;
- осуществление психологического просвещения родителей на тему одарённости;
- содействие профессиональному и личностному совершенствованию педагогов по работе с одаренными детьми;
- помощь одарённым дошкольникам в самореализации их творческой направленности: индивидуальные творческие задания;
- организация проектной деятельности;
- участие в интеллектуальных играх, конкурсах .
3. Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых детей
4. Поощрение одарённых детей
5. Работа с родителями одарённых детей:
6. Работа с педагогическим коллективом:
7. Взаимодействие ДОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости.
Мы вовлекаем детей в участие в различных районных, межрегиональных, всероссийских конкурсах: «Золотая нотка», конкурсы чтецов, «Радуга талантов», «Литературная Россия» и др.
В работе с одаренными и талантливыми детьми используем следующие формы:
1.Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в рамках образовательного процесса:
- групповые занятия;
- работа по индивидуальным планам.
2.Организация работы с одаренными и талантливыми детьми вне ООД:
- индивидуальные занятия;
- проектная деятельность;
- организация выставок;
- организация праздников и развлечений;
- создание театрализованных, спортивных уголков, уголков изодеятельности;
- организация конкурсов, соревнований;
- организация кружков.
В прошлом учебном году педагоги предложили воспитанникам кружковые занятия по развитию вокальных способностей у детей – вокально-инструментальный кружок «Колокольчик»; по развитию художественных способностей у детей – кружок «Цветные ладошки», «В мире красок», «Волшебные кисточки», для развития артистических способностей у детей - кружок «Я - артист», театральная студия «Кукляндия».
Проводится работа с педагогами:
- педагогические советы;
- взаимопросмотры;
- выступления из опыта работы;
- презентации;
- семинары – практикумы;
- консультации, рекомендации.
В детском саду ведется работа с родителями:
- анкетирование;
- родительское собрание;
- памятки – рекомендации, папки – передвижки, консультации;
- совместные детско – родительские проекты;
- презентации;
- совместные праздники, соревнования, конкурсы;
- получаем помощь в создании развивающей среды.
Опыт работы нашего дошкольного учреждения показывает, что при создании в детском саду и в семье, где воспитывается одаренный ребенок, благоприятных условий, при слаженной совместной работе за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.
.
Карта одаренного ребенка
- ФИО ребенка.
- Возраст ребенка (год, месяц).
- Медицинское заключение (последний медосмотр).
- Сведения о родителях.
- Состав семьи.
- Статус семьи.
- Результаты педагогической диагностики
- Результаты социометрического исследования
- Область одаренности
- Признаки одаренности
- Диагностика одаренности
- Выводы и рекомендации
- Развивающая программа (разрабатывается и внедряется всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар "Система выявления и поддержки одаренных детей в условиях ДОУ"
Семинар для воспитателей...
Курс повышения квалификации "Модель развития и использования личностных ресурсов педагога в системе психолого-педагогического сопровождения одаренных детей"
Курс повышения квалификации "Модель развития и использования личностных ресурсов педагога в системе психолого-педагогического сопровождения одаренных детей"...
Методическая разработка на тему: Условия эффективной работы по выявлению и сопровождению одаренных детей.
Каждый человек – талантлив. Добьется ли он успеха – зависит от того, будет ли выявлен этот талант, помогут ли родители и общество в целом развить его и применить во взрослой жизни. От этог...
Система работы по выявлению и сопровождению одаренных и талантливых детей
Система работы по выявлению и сопровождению одаренных и талантливых детей дошкольного возраста...
«Система выявления и развития одаренных детей в ДОУ»
Одно из приоритетных направлений развития современного образования – создание условий для развития одарённых детей. Как известно, приобщение детей к музыке с ранних лет способствует раскрытию у ...
Консультация для педагогов на тему: "Выявление и сопровождение одаренных детей в совместной деятельности воспитателя дошкольного учреждения, узких специалистов и родителей (законных представителей)"
Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личн...