Применение метода ТРИЗ - системный оператор в совместной деятельности педагога с детьми.
консультация

Шумова Юлия Борисовна

Мастер класс для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemnyy_operator_master_klass.docx44.3 КБ
Файл prezentatsiya_sistemnyy_operator.pptx349.36 КБ

Предварительный просмотр:

МУНЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 1 «СИБИРЯЧОК»

Микрорайон Северный, 20/1, г. Бердск, Новосибирская область, 633011

Тел.: (383-41)3-70-34 e-mail: bsk_du01@mail.ru

Применение метода ТРИЗ - системный оператор в совместной деятельности педагога с детьми.

Выполнила: воспитатель

Шумова Юлия Борисовна

2022

Вводная часть: Слайд 1

Основателем ТРИЗ является Генрих Саулович Альтшуллер. Изначально он разработал свою теорию для решения технических и инженерных задач. Однако со временем основные принципы перекочевали и в педагогику.

Технологии ТРИЗ является очень актуальной на сегодняшний день. Современное общество предъявляет все новые и новые требования к системе дошкольного образования. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС -это воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Педагоги стали искать такие технологии, которые бы отвечали требованиям стандарта, а главное они должны быть доступны для любого образовательного учреждения и легко применимы на практике. И именно такой является теория решения изобретательных задач.

Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи в создавшейся ситуации. Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

Еще один огромный плюс этой теории заключается в том, что она работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнеров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира. В решении изобретательских задач ТРИЗ используются различные методы и приёмы. Сегодня мы рассмотрим один из таких приёмов известный нам как «волшебный экран», или «системный оператор».

Слайд 2

Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов.

Цель: дать наиболее полное представление о рассматриваемых объектах. Развивать воображение и фантазию. Определить роль и место объектов, их взаимодействие по каждому элементу в системенадсистемеподсистеме.

Слайд 3

Системный оператор - это одно из первых упражнений развития системного логического мышления, позволяющее видеть объект одновременно в структурном, функциональном, временном аспектах, а также его антисистему. Это видение единства всего, что нас окружает, - мира, в котором мы живем.

Это очень важные навыки и стиль мышления: думая о будущем – значит не делать ошибок в настоящем, а думая о прошлом – не делать ошибок в будущем. Для того, чтобы думать о прошлом – нужна соответствующая информация, нужны знания. Дать их – задача взрослого, причем дать, не приукрашивая прошлого и не упрощая его. Настоящее осознается ребенком на основании анализа и обобщения, поэтому помощь взрослого в виде «выдачи» готовой информации о настоящем – не желательна.

Думать о будущем – это наиболее трудный элемент мышления. В основном здесь работает воображение ребенка. Помогать ему в этом случае – значит думать за него, то есть лишать его радости творчества. Вместе с тем, необходимо тактично и ненавязчиво помочь ребенку увидеть взаимосвязь будущего с настоящим.

Что он из себя представляет:

Слайд 4

Это квадрат который разделён на 3,5,9 частей (экранов).

Работу с детьми лучше начинать с трёхэкранки или как ещё её называют «Системный лифт». Он может быть как вертикальным, так и горизонтальным. Вертикальный позволяет рассмотреть предмет в системеподсистеме и надсистеме. А горизонтальный помогает рассмотреть объект во временном аспекте.

Самое большое распространение в работе с детьми дошкольного возраста получил «Волшебный экран» с пятью частями (пятиэкранка) и девятью частями (девятиэкранка).

Ребенок успешнее воспринимает логику системного мышления, если педагог использует замечательное стихотворение Марата Гафитулина «Что-то» :

Если мы рассмотрим ЧТО-ТО… (объект)

Это что-то для ЧЕГО-ТО… (функция объекта)

Это что-то из ЧЕГО-ТО … (подсистема объекта)

Это что-то ЧАСТЬ ЧЕГО-ТО… (надсистема объекта)

ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то… (прошлое объекта)

ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то… (будущее объекта)

ЧТО-ТО ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

Как же работает системный оператор?

Слайд 5

По сути, системный оператор — это своеобразный шаблон для правильного мыслительного процесса. В нем заложены такие критерии анализа, как:

• Система. Это тот объект, который мы и собираемся изучить или даже преобразовать.

• Подсистема. Это то, что входит в систему — ее составляющие части.

• Надсистема. Это некая система более высокого уровня, частью которой и является изучаемый нами объект.

• Прошлое. Чем/кем объект был раньше? Каким были его свойства, возможности, задачи?

• Настоящее. Что представляет собой объект сегодня. Какой он? Каковы его функции?

Будущее. Что произойдет с объектом через некоторое время? Через какое именно? Почему?

В младшем дошкольном возрасте необходимо начинать работу с развития умений анализировать и обобщать; развивать воображение, знакомить и обучать использовать модель «системный лифт». Для анализа объектов неживой природы из ближайшего окружения детей предметы: мебели, транспорта, одежды) и объектов живой природы (птицы, домашние и дикие животные) используются генетический и компонентный подходы.

В младших группах мы рассматриваем подсистемные признаки, сразу после названия системы (объекта, а потом уже определяем в какую надсистему она входит.

А также формирования у детей представления об изменениях объекта во времени, используя в работе технологические цепочки. В зависимости от возраста увеличиваем длину цепочки. В младшем возрасте достаточно двух-трех вариантов. Для демонстрации детям младшего возраста можно использовать, например, паровозик с вагонами.

Эти методы чаще используются в младшем возрасте в совместной деятельности воспитателя с детьми через освоение образовательных областей; познание, чтение художественной литературы, художественное творчество.

В среднем дошкольном возрасте продолжаем обучать использовать компонентный и генетический подходы для закрепления представлений и получение более развернутых знаний о над-системах и под-системах объектов живой и неживой природы. И знакомим детей с моделью анализа объектов «пятиэкранки» (с волшебным телевизором, где мы можем рассмотреть, из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект. Познакомить детей с функциональными особенностями отдельных частей, самой системы и подсистемы в целом при переходе по вертикали снизу вверх; а так же позволяет провести анализ интересующего нас объекта по времени на уровне системынадсистемы и подсистемы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 1 «СИБИРЯЧОК» Микрорайон Северный, 20/1, г. Бердск, Новосибирская область, 633011 Тел .: (383-41)3-70-34 e-mail: bsk_du01@mail.ru Метод Теории Решения Изобретательских Задач «Системный оператор» Выполнила воспитатель: 2022 Шумова Юлия Борисовна

Слайд 2

Цель : дать наиболее полное представление о рассматриваемых объектах. Развивать воображение и фантазию. Определить роль и место объектов, их взаимодействие по каждому элементу в системе, надсистеме, подсистеме .

Слайд 3

Системный оператор - это одно из первых упражнений развития системного логического мышления, позволяющее видеть объект одновременно в структурном, функциональном, временном аспектах, а также его антисистему . Это видение единства всего, что нас окружает, - мира, в котором мы живем.

Слайд 4

5. НАД 2. СИСТ 8. ЕМА 4. СИС 1. ТЕ 7. МА 6. ПОД 3. СИСТ 9. ЕМА

Слайд 5

5. Надсистема в прошлом (частью чего являлся раньше) 2.Надсистема, частью чего является объект 8.Частью чего будет объект 4.Прошлое системы (объекта) 1. Система, выбранный объект и его функция 7.Будущее системы (объекта) 6. Подсистема в прошлом(какими раньше были части) «+» 3. Подсистема Части системы 9.Какие части сохранятся в будущем «-»

Слайд 6

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми»

Цель мастер класса:повышение компетентности педагогов в применении методов ТРИЗ  в совместной деятельности педагога с детьми....

Мастер-класс для воспитателей «Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми»

Необычный метод Триз, с помощью которого можно развить все необходимое для жизни ребенка...

Мастер-класс «Применение педагогической технологии «Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми».

Цель мастер класса «Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования педагогической  технологии «Дети волонтёры»....

Мастер- класс для педагогов «Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми».

Добрый день, уважаемые коллеги! У человека всё предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть и видеть, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Ул...

Методическая разработка «Применение педагогической технологии «Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми в ДОУ»

В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Поэтому ключевой задачей современной госуда...

Конспект ННОД по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Этот удивительный фрукт - яблоко» с применением метода ТРИЗ «Системный оператор».

Совершенствовать знания о пользе фруктов и их значение в жизни человека.Систематизировать знания детей о яблоке с помощью системного оператора....

Мастер-класс "Применение метода ТРИЗ "Системный оператор"

Мастер-класс  "Применение метода ТРИЗ "Системный оператор"...