Мастер-класс для воспитателей «Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми»
методическая разработка на тему
Необычный метод Триз, с помощью которого можно развить все необходимое для жизни ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-_klasprimenenie_metodov_triz.zip | 13.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
«Применение методов ТРИЗ
в совместной деятельности педагога с детьми»
Цель мастер-класса:
повышение компетентности педагогов в применении методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми.
Задачи:
- Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ.
- Побудить к использованию методов и приемов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми.
- Cформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование технологии ТРИЗ.
Этапы мастер – класса:
- Теоретическая часть
- Практическая часть
- Рефлексия (заключительная).
Актуальность
Дошкольное образование находится на новом этапе развития. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем.
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Поэтому важным считаю применение методов и приёмов ТРИЗ.
Ход мастер-класса
Педагог: Здравствуйте, гости званые,
Гостьюшки, мои желанные
Много гостей, много и новостей
А чтоб мастер-класс был веселей
Вы хотите поиграть?
Мастер-класс пообсуждать?
Вы сегодня ночью спали?
Утром встали, танцевали?
На мастер-класс вы опоздали?
Ручки и блокноты взяли?
Сколько вас всего, узнали?
На вопросы отвечали?
Это был вариант игры «Да-нет» с элементами ТРИЗ. И сегодня вашему вниманию предлагается Мастер – класс по теме:
«Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми»
Что такое ТРИЗ – это теория решения изобретательных задач.
Цель ТРИЗА – способствовать преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.
ТРИЗ для детей как гимнастика для интеллекта и воображения
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
Принципы построения ТРИЗ
- Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить.
Т.к в наше время обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого, то такими стать поможет именно этот метод ТРИЗ.
Ну что уважаемые педагоги я немного ввела Вас в экскурс ТРИЗ – педагогики, и сейчас нам предстоит путешествие на планету ТРИЗ! А на чем же мы с Вами отправимся на планету ТРИЗ?
Педагоги: на космическом корабле!
А где же этот космический корабль? Его нет! Что нам делать? Как быть?
Педагоги: Нам нужно его создать!
А поможет нам в создании космического корабля морфологическая таблица (предлагаю двум – трём педагогам создать на мольберте космический корабль)
1 2 3 4
А «Нос ракеты»
Б Корпус ракеты
В Форма иллюминаторов
Г Количество крыльев 2 3 4 6
Задание: Построить космический корабль по комбинации А(2, Б(3, В(4, Г(1).
(Педагоги строят космический корабль)
Ну что вот такой у нас получился космический корабль! Теперь отправляемся в полёт, но что – то не хватает на корабле, пассажиры на месте, чего же не хватает?
Педагоги: капитана!
Правильно, а капитаном буду я! Считаем от 5 до 0. 5, 4.3.2.1 ПУСК! Мы с Вами прилетели на планету ТРИЗ!
И первая остановка в городе «Противоречий» и ТРИЗовские жители хотят с нами поиграть в игру:
«Много - мало»
Цель этой игры: формировать понимание относительности количества. (Если много – руки развести широко в стороны, мало – ладони сблизить, достаточно – рука на руку).
Примеры ситуаций (нужно обязательно указывать условия)
Одно ведро воды - для муравья?
Одно ведро воды - для слона?
Одно солнце в небе?
Один дом - для всех людей?
Одна нога у человека?
Одна ножка у гриба?
Ну что побывали мы с вами в городе «Противоречий», а теперь мы отправимся в город «Ассоциаций» и жители города «Ассоциаций» очень любят играть в игру, «На что похоже»
"На что похоже" (с 3-летнего возраста).
Цель: Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.
Правила игры:
Ведущий - воспитатель, а в старшем возрасте - ребенок называет объект, а дети называют объекты, похожие на него.
Примечание: Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначению (по функции, по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать картинки предметные, особенно на этапе ознакомления с игрой. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.
Ход игры:
В: На что похож абажур?
Д: На зонт, на Красную Шапочку, на колокол, потому что он большой, на цаплю, потому что она стоит на одной ноге.
В: На что похожа улыбка?
Д: На радугу, на месяц на небе, на солнечную погоду.
В: на что похож гриб?
В: На что похож ёж?
В: На что похожа шляпа?
Молодцы! У Вас отлично получилось!
В городе «Ассоциаций» тризовские жители любят играть в игру «Хорошо-плохо»
Игра "Хорошо-плохо".
Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Правила игры: Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства. Ход игры. 1 вариант:
В: Съесть конфету – хорошо. Почему?
Д: Потому, что она сладкая.
В: Съесть конфету – плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо – почему?", "что-то плохо – почему?".
Человек изобрел огонь. Огонь-это хорошо, почему?
От него становиться тепло. Папа разведет костер, будет весело.
Огонь - это плохо. Почему?
Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде.
Дождь -это хорошо?
Он поливает растения. Плохо потому, что
будет мокрая одежда.
Капитан космического корабля начинает отсчёт: Считаем все вместе 0, 1,2,3,4,5 ПУСК! Ну что уважаемые педагоги мы с Вами побывали на ТРИЗ – планете лишь в небольших городках таких как город «Противоречий» и «Ассоциации», я познакомила лишь с некоторыми играми ТРИЗ.
Мы с вами побывали в удивительной стране, которая называется ТРИЗ Я постаралась подобрать вам игры, в которые вы можете играть в совместной деятельности с детьми.
Уважаемые педагоги!
если вы хотите идти на работу как на праздник; если вам нравится, когда глаза детей блестят;
если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия;
если вы желаете общаться с умными, думающими детьми;
если вы хотите получить ключи к творчеству, сочинительству, займитесь ТРИЗом!
Спасибо за внимание! Творческих Вам успехов
Мастер – класс
«Применение методов ТРИЗ
в совместной деятельности педагога с детьми»
Подготовила:
воспитатель Чикова Н.С
МДОУ «Детский сад «Солнышко»
2016г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми»
Цель мастер класса:повышение компетентности педагогов в применении методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми....
Мастер- класс для педагогов «Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми».
Добрый день, уважаемые коллеги! У человека всё предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть и видеть, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Ул...
«Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми»
Мастер-класс «Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми»...
Мастер-класс "Использование технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми"
мастер-класс...
Мастер-класс: «Применение методов технологии теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в совместной деятельности педагога с детьми»
Цель данного мастер-класса: повышение компетентности педагогов в применении методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми....
«Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми»
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА...
Мастер класс для педагогов на тему: использование технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми.
Цель мастер-класса : практическое освоение технологии ТРИЗ.Задачи мастер-класса представлены на слайде.В основе воспитания дошкольников лежит развитие мышления - в этом и заключается ид...