Программа развития МБДОУ на 2018-2022 гг.
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Снежинка»
215010, Смоленская область, город Гагарин, улица Строителей, дом 78
Тел.: 8-48-135-3-10-50
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Председатель Комитета по образованию Заведующий МБДОУ «Детский сад
Администрации МО «Гагаринский район» «Снежинка»
Смоленской области ___________________Е.В.Зорина
_______________О.Г.Позняк Приказ № 21 от 30.01.2018 г.
ОДОБРЕНО:
Общим собранием трудового коллектива
МБДОУ «Детский сад «Снежинка»
Протокол № 3 от 30.01.2018 г.
Программа развития
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад «Снежинка»
на 2018 – 2022 г.г.
г. Гагарин
2018 г.
СТРУКТУРА
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
1 раздел – Паспорт программы…………………………………………………………3
2 раздел – Информационная справка об образовательном учреждении………… …5
3 раздел – Обоснование необходимости разработки программы ……………………7 4 раздел - Проблемно-ориентированный анализ деятельности ДОУ………………10
5 раздел – Ведущие концептуальные подходы………………………………………16
6 раздел - Цели, задачи Программы развития……………………………………….20
7 раздел – Система (перечень) программных мероприятий…………………………21
8 раздел – Механизм реализации Программы………………………………………..28
9 раздел – Управление реализацией Программы…………………………………….33
10 раздел – Ожидаемые результаты…………………………………………………..35
11 раздел – Основные направления расходования средств программы…………….35
1 раздел.
Паспорт Программы развития
Наименование Программы | «Организация образовательного пространства ДОУ в соответствии с новым законом « Об образовании» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования». |
Статус программы. | Нормативный документ ДОУ, переходящего в инновационный режим жизнедеятельности и принявшего за основу программно-целевую идеологию развития. Стратегический план осуществления основных нововведений в образовательном учреждении; не только актуальных, но и перспективных, прогнозируемых образовательных потребностей; социального заказа. |
Назначение программы | Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития образовательного учреждения на основе анализа работы МБДОУ за предыдущий период. В ней отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные направления обновления содержания образования и организации воспитания, управление дошкольным учреждением на основе инновационных процессов. |
Заказчик программы | Общее собрание работников учреждения. |
Координатор программы | Заведующий МБДОУ «Детский сад «Снежинка». |
Исполнители программы | Администрация, участники образовательного процесса: воспитанники, родители, сотрудники МБДОУ «Детский сад «Снежинка», медицинский персонал, профсоюзный комитет, общее собрание родителей, Управляющий совет и заинтересованные социальные партнеры |
Разработчик программы | Педагогический коллектив |
Научно-методические основы разработки программы | При разработке Программы использовались:
- положения закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273 – ФЗ № 273-ФЗ;
|
Цели и задачи программы | Основная цель: построение инновационной модели образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающей доступность и новое качество образования. Задачи: 1) привести в соответствие с современными требованиями нормативно-правовой, материально-технический, финансовый, кадровый, мотива-ци-онный компоненты ресурсного обеспечения образовательного процесса; 2) разработать систему мотивационных мероприятий, направленных на вовлечение педагогов в инновационную деятельность; 3) создать условия для повышения квалификации педагогов для работы по инновационным образовательным программам и технологиям; 4) обеспечить организационное, научно-методическое, консультационное и экспертное сопровождение разработки нового содержания образования в соответствии с основными направлениями модернизации российского образования; 5) обеспечить обновление программного содержания и предметно-развивающей среды ДОУ, способствующей реализации нового содержа-ния дошкольного образования и достижению новых образовательных результатов. |
Ожидаемые результаты программы | Высокая конкурентоспособность детского сада на рынке образовательных услуг, обеспечение равных стартовых возможностей дошкольникам. Осуществлена модернизация учебно-материальной базы по трем направ-лениям (создание учебно-предметных сред, зонирование групповых ком-нат, модернизация и развитие средств обучения), что способствует вариа-тивности, интеграции образовательных областей, саморазвитию и саморе-ализации ребенка в соответствии с его познавательными и интеллек-туальными возможностями, придает прикладную направленность предме-тным знаниям, обеспечивает эффективную организацию совместной и са-мостоятельной деятельности, общения воспитанников и педагогов в образовательном пространстве. Реализованы инновационные программы. Высокая социальная адаптация дошкольников к условиям дошкольного образовательного учреждения. Высокий уровень участия коллектива учреждения в разработке и реализации проектов разного уровня. Повышена эффективность оздоровления воспитанников ДОУ. Оптимизация функционирования действующей смешанной экономичес-кой модели учреждения за счет повышения эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств (спонсорские и благотворительные поступления). Разработана и внедрена система мотивации продуктивной инновационной деятельности педагогического коллектива посредством создания моти-вирующей среды ДОУ в двух направлениях: организации оптимальных условий труда и внедрения системы стимулирования работников ДОУ, активно участвующих в реализации программы развития и в иннова-ционной деятельности. Осуществлен перевод управления реализацией проектов из сферы адми-нистративного управления в сферу научно-методического руководства. |
Целевые показатели (индикаторы) программы | Количество педагогов - участников интеллектуальных конкурсов – 5% Количество педагогов - участников творческих конкурсов, фестивалей – 20% Количество участников (педагогов и воспитанников) в мероприятиях, направленных на формирование здорового образа жизни – 100% Количество детей получающих дополнительное образование в ДОУ – 30% Охват обучающихся мониторинговыми исследованиями –80% Количество участников мероприятий по обобщению и распространению передового педагогического опыта – 20% Количество участников региональных и муниципальных профессиональных конкурсов, фестивалей –10% Доля педагогов, осуществляющих инновационную деятельность от общего числа педагогических работников – 20%. Доля педагогов, охваченных курсовой подготовкой –100 % |
Срок действия программы | 2018–2022 г.г. |
Источники финансирова-ния программы | Рациональное использование бюджета, спонсорская помощь, благотворительность |
Порядок мониторинга хода и результатов реализации программы | Комплексная система мониторинга качества образовательного процесса, эффективности реализации всех структурных блоков программы. Само-обследование осуществляется ежегодно в августе. Форма отчета о резуль-татах освоения программы развития – публичный доклад заведующего. |
Раздел 2.
Информационная справка
о муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «Снежинка»
Наименование МБДОУ – документ, подтверждающий статус | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Снежинка» Лицензия на образовательную деятельность серия РО № 034185, выдана 13.12.2011 г, регистрационный № 3952, действительна бессрочно | |
Историческая справка. Год постройки, реконструкция, капитальный ремонт | Функционирует с 1983 года. Учредителем является муниципальное образование «Гагаринский район» Смоленской области Реконструкции и капитального ремонта не было | |
Адрес, телефон, факс, электронная почта, сайт | 215010, Смоленская область, г.Гагарин, ул.Строителей. д.78 тел 8(48135)3-10-50 электронная почта: sneginka-gagarin@yandex.ru сайт: http://snejinka.edusite.ru | |
Тип здания (краткая характеристика здания, территории) | Отдельно стоящее типовое двухэтажное здание, общая площадь по зданию 2088 м.кв. Тепло и водоснабжение централизованное от городских сетей. Территория огорожена по периметру, озеленена насаждениями. Участки прилегающей территории закреплены за группами по возрастам. | |
Модель МБДОУ (количество групп, структурных подразделений, дополнительных помещений, режим работы) | Проектная мощность детского сада – 11 групп). Фактическая мощность — 11 групп Структурные компоненты:
Общий режим работы: с 7.00. до 19.00, выходные дни – суббота и воскресенье. | |
Основная цель детского сада | Позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка раннего и дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности; обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. | |
Детский сад решает следующие задачи: | 1) сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие; 2) создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 3) объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 4) сформировать общую культуру личности детей, в том числе ценности здорового образа жизни, развить их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность ребенка, сформировать предпосылки учебной деятельности; 5) обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. | |
Детский сад осущест-вляет систему комп-лексного мониторинга развития детей: |
| |
Детский сад исполь-зует комплексный подход в организации педагогического про-цесса, включающий блоки: |
|
Раздел 3.
Обоснование необходимости разработки Программы
Современная ситуация в образовании выдвигает требования к непрерывности, прогрессивности и адаптивности образовательного процесса и профессиональной мобильности специалистов, которые его осуществляют. Это обусловлено необходимостью решать одновременно управленческие, финансово-организационные, социально-педагогические, методические и другие задачи, стоящие перед образовательным учреждением. Перспективы и стратегия деятельности образовательного учреждения находят отражение в программе развития, понимаемой как стратегический документ, определяющий систему текущих и перспективных действий и отношений, ориентированных на решение масштабных, сложных проблем образовательной среды конкретного образовательного учреждения.
Для полноценного развития образовательного учреждения необходимо построить проект его деятельности на ближайшую перспективу, учитывающий модель дошкольного образовательного учреждения и механизм поэтапного преобразования ее составляющих.
Проектирование в образовании – идеальное представление («промысливание») и практическое воплощение того, что возможно, и того, что должно быть, структурирование и оформление его содержания по известному алгоритму деятельности.
Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Снежинка» города Гагарин - директивный документ, разработанный с учетом государственного, регионального, муниципального целевых заказов и исходного состояния ДОУ, содержащий систему мероприятий, направленных на достижение поставленных целей, средством интеграции и мобилизации педагогического коллектива.
Данная программа развития, способствуя формированию современного образовательного пространства ДОУ, не только определяет основные задачи образовательного учреждения на данном этапе, но и поможет выстроить концепцию развития, разработать проблемные направления, стратегические линии на будущее.
Основные принципы разработки:
- направленность программы на реализацию задач поэтапной организации образовательного пространства ДОУ в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- соответствие целей, задач, этапов, мероприятий и механизмов реализации программы концептуальным и нормативным основаниям модернизации современного образования и дошкольного образования, в частности;
- рамочный подход к разработке программы, предполагающий определение целей, целевых показателей и базовых программных мероприятий, которые будут при необходимости конкретизированы и дополнены по результатам анализа реализации каждого этапа программы, а также при ежегодном определении структуры и объема финансирования мероприятий программы;
- проектный характер, обеспечивающий единство, целостность и преемственность образовательного пространства в рамках отдельного учреждения, муниципалитета и региона, в целом, позволяющий учесть противоречия и недостатки существующей системы образования, выделить в ней управляющие и диагностирующие механизмы и определить условия оптимального функционирования воспитательно-образовательного процесса образовательного учреждения;
- открытое взаимодействие МБДОУ «Детский сад «Снежинка» с Комитетом по образованию Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области, государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Смоленский областной институт развития образования», дошкольными образовательными учреждениям города Гагарин, а также с другими учреждениями образования и культуры;
Аналитическое обоснование программы. Основные проблемы.
Своей главной задачей коллектив детского сада считает создание благоприятных условий для полноценного проживания каждым ребенком периода дошкольного детства, для максимального развития и оздоровления каждого ребенка, формирование его готовности к дальнейшему обучению.
Государство и общество предъявляют образовательный заказ системе дошкольного образования в соответствии с приоритетными направлениями модернизации российского образования. Государство влияет на определение целей и направлений стратегического развития системы образования в целом. Сущность государственного заказа выражается в федеральных законах. Основные ожидания в отношении результатов образования выражены в Концепции модернизации образования и, по сути, обозначают основные цели его функционирования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, конструктивностью, готовые к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее процветание.
Другим заказчиком в отношении системы образования является общество, поэтому содержание социального заказа со стороны субъектов внешних по отношению к системе образования (работодатели, общественные организации) в значительной степени совпадают. Это потребность в самостоятельных, активных, ответственных людях, которые умеют учиться самостоятельно.
Социальный заказ со стороны субъектов образовательного процесса (педагогов школы и детского сада) – это формирование знаний, а развитие интересов и способностей воспитанников выглядит как необходимое условие для достижения «знаниевого» результата.
Позиция родителей и педагогов недостаточно ориентирована на формирование личностных качеств ребенка.
С позиции родителей важнейшей задачей дошкольных образовательных учреждений является формирование системных знаний, обеспечивающих готовность ребенка к школе. Значительная часть родителей считает первоочередной задачей также развитие определенных личностных качеств, сохранение и укрепление здоровья ребенка.
Аспекты государственного и социального заказа по отношению к детскому саду
Таким образом, государственно-общественный заказ можно представить в виде спектра основных требований к проектированию образовательного пространства ДОУ.
Для кого будет ор-ганизовано образо-вательное простра-нство? | Для детей города Гагарин с разными стартовыми возможностями |
Кто будет осущест-влять образова-тельный процесс? | Компетентные и прогрессивные специалисты с устойчивым личностно-ориентированным мировоззрением, способные профессионально осмыслить проблемную ситуацию, найти и осуществить способы ее разрешения через исследовательскую, рефлексивную, проектировочную, организационную и коммуникативную деятельность. |
На что будет нап-равлен образова-тельный процесс? | На повышение качества образования через
сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребенка. |
Какова будет сущ-ность образова-тельного процесса? | Произойдет замена ценностей обучения на ценности развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья. Знания, умения, навыки будут рассматриваться как средства в процессе развития ребенка. При этом общее, стержневое содержание будет варьироваться, наполняться конкретикой через использование разнообразных программ, адекватных возможностям каждого ребенка в зависимости от его интересов, потребностей, состояния здоровья. Образовательный процесс будет построен по принципу возрастной сообразности и психологической адекватности. Основной формой организации образовательного пространства будет личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, педагогика сотрудничества , сотворчества и развития. |
В каких условиях будет осуществ-ляться образова-тельный процесс? | В условиях психолого-медико-педагогического сопровождения при систематическом отслеживании динамики развития и состояния здоровья каждого ребенка. |
Анализ работы ДОУ с учетом его специфики и необходимости обновления содержания в соответствии с основными направлениями модернизации дошкольного образования позволяет отметить положительные результаты, особенности и одновременно обозначить ряд проблем.
Проблемно-ориентированный анализ деятельности дошкольного учреждения наглядно показал, что сложилась ситуация, которая условиями, средствами, методами обучения, воспитания не в полной мере способствует развитию детей в соответствии с потенциальными возможностями учреждения (кадровыми, материально-техническими).
Структурирование системы выделенных проблем и причин их возникновения помогло выделить основные проблемные блоки.
- блок проблем, связанных с содержанием образовательного процесса (недостаточно разработаны отдельные разделы содержания психолого-педагогической работы образовательной программы), используемыми технологиями обучения (сложно вводятся педагогами в образовательный процесс новые технологии, используются не в системе, а разово), организацией образовательного процесса (сложность в интеграции образовательных областей при планировании);
- блок кадровых и мотивационных проблем (управление работой педагогов осуществляется в основном административными методами, реже процесс управления имеет научно-методическую основу; недостаточно развита мотивационная составляющая в работе педагогов);
- блок проблем, связанных с обновлением и эффективным использованием учебно-материальной базы образовательного процесса.
Таким образом, стратегической целью деятельности образовательного учреждения является создание образовательного пространства, обеспечивающего обновление содержания, организации и обеспечения образовательного процесса, позитивную динамику состояния здоровья и развития детей, перспективы дальнейшего развития ДОУ.
Раздел 5.
Ведущие концептуальные подходы.
Инновационная деятельность в сфере образования вызвана необходимостью изменения содержания и организации образования и направлена на поиск новых способов структурирования его системы. Поэтому возникает новая предметность в научно-практической деятельности педагогов и руководителей – проектирование образовательного пространства, составляющей которого является проектная деятельность по изменению структуры образовательного процесса и содержания образовательной деятельности.
Под проектированием образовательного пространства понимается создание проекта, в котором:
- предметом проектирования становится развитие образовательного пространства как системы,
- заложены механизмы, этапы, конечные результаты развития системы,
- механизмы задаются не в чистом виде, а как условия для формирования новых механизмов и способов управления в процессе реализации проекта.
Образовательное пространство - это динамичное единство субъектов образовательного процесса и системы их отношений. Составляющими образовательного пространства являются образовательная программа, система отношений между субъектами образования, образовательная среда, внутри которой эти взаимоотношения выстраиваются.
Образовательная программа - структурная и функциональная единица образовательного пространства, которая определенным образом упаковывает содержание учебного материал. Образовательная программа - это то, что цементирует все образовательное пространство, что позволяет освоить целостность, картину мира, которую эта образовательная программа передаёт.
Образовательное пространство может рассматриваться как сфера взаимодействия трех его субъектов: взрослого, ребенка и среды между ними. Вывод Л. Выготского о трехстороннем активном процессе (активен взрослый, активен ребенок, активна среда между ними) позволяет рассматривать трехкомпонентное взаимодействие субъектов образовательного пространства как единый процесс целенаправленного формирования личности ребенка. В этом процессе взаимодействие субъектов образовательного пространства представлено как активное отношение со средой, которая сама оказывает активное воздействие на других субъектов образовательного пространства.
Взаимодействие субъектов образовательного пространства приводит к формированию «среды совместной деятельности», ее «отчуждению» от них, превращению ее в субъект образовательного пространства. Такое развитие приводит к появлению в системе нового качества, определенного В.Н. Дружининым как «обогащенная среда с многовариантным выбором».
Таким образом, можно обозначить следующую логику:
- образовательная программа является ядром образовательного пространства,
- образовательное пространство задает систему социальных отношений,
- в образовательном пространстве появляется многовариантная среда с обогащенным выбором.
Соответственно, современным управлением в сфере образования является управление образовательными пространствами и образовательными программами.
В современном дошкольном образовании образовательная программа рассматривается как модель организации образовательного процесса в ДОУ.
Инновационная деятельность в сфере образования вызвана необходимостью изменения содержания и организации образования и направлена на поиск новых способов структурирования его системы. Поэтому возникает новая предметность в научно-практической деятельности педагогов и руководителей – проектирование образовательного процесса, составляющей которого является проектная деятельность по изменению структуры образовательного пространства и содержания образовательной деятельности. Цели и задачи проектной деятельности направлены на совершенствование структуры образовательных систем и их функций.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, утвержденной и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно (пункт 6 статьи 12).
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее – Образовательная программа, Программа) разрабатывается и утверждается каждым дошкольным образовательным учреждением самостоятельно в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования и с учетом примерных основных образовательных программ дошкольного образования.
В соответствии с утверждением и введением нового закона об образовании и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования изменяется форма и структура Образовательной программы ДОУ.
Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения определяет организацию воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы) в ДОУ. Она должна обеспечивать построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка – физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое – во взаимосвязи. Образовательная программа должна реализовываться не только в процессе непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде.
Программа должна показать:
- как, с учетом конкретных условий и особенностей контингента воспитанников, в дошкольном образовательном учреждении любого вида создается собственная модель организации воспитания, обучения и развития дошкольников;
- какие педагогические технологии применяются в работе с детьми;
- как учитываются индивидуальные особенности, интересы и возможности воспитанников.
Образовательная программа ДОУ должна соответствовать определенным принципам.
- Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
- Сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования).
- Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»).
- Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
- Строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
- Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
- Предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (на занятиях), но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
- Предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Кроме того, при разработке и реализации Образовательной программы должны учитываться принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизации в Образовательной программе означает:
- признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
- признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
- уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
Чтобы отвечать принципу системности, Образовательная программа должна представлять собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней должны быть взаимосвязаны и взаимозависимы.
Содержание Образовательной программы должно основываться на положениях культурно-исторической теории Л.С.Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте и обеспечивать в целом:
- сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
- формирование у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;
- интеграцию личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;
- формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка;
- развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
- развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.
Образовательный процесс в ДОУ реализуется в соответствии с общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад «Снежинка», в основе которой лежат теоретические положения примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Цель программы — позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка раннего и дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности; обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.
Программа направлена на решение следующих задач:
1) сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
2) создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
3) объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
4) сформировать общую культуру личности детей, в том числе ценности здорового образа жизни, развить их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность ребенка, сформировать предпосылки учебной деятельности;
5) обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» (авторы-составители: Белькови В.Ю., Гребёнкина Н.В., Кильдышева И.А.), апробацию которой ведет ДОУ в настоящее время, является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений и опирается на лучшие традиции отечественного образования. Она основана на личностно ориентированной модели воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми. Целью программы «Мозаика» является: расширение возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребёнка дошкольного возраста.
Программа «Мозаика» направлена на реализацию следующих задач:
- обеспечение условий здорового образа жизни и безопасности ребёнка;
- приобщение детей через соответствующие их индивидуально- возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества государства;
- развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству;
- реализация вариативных образовательных программ;
- соблюдение прав ребёнка, родителей и других участников образовательного процесса. Программа нацелена на создание следующих психолого-педагогических условий:
- личностно ориентированного взаимодействия взрослых с детьми;
- полноценного общения ребёнка со сверстниками, старшими и младшими детьми;
- разработку развивающих педагогических технологий, соответствующих возрасту и опирающихся на усвоение культурных средств деятельности в определённом возрасте;
- разработку развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей коммуникативную, игровую, познавательную, речевую, физическую, творческую деятельность детей в соответствии с возрастом;
10) возможности выбора для всех субъектов образования (педагогов, детей, родителей (законных представителей)) образовательных программ, педагогических технологий и видов деятельности.
Раздел 6.
Цель, задачи Программы развития
Цель Программы развития: построение инновационной модели образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающей доступность и новое качество образования.
Задачи:
- привести в соответствие с современными требованиями нормативно-правовой, материально-технический, финансовый, кадровый, мотивационный компоненты ресурсного обеспечения образовательного процесса;
- разработать систему мотивационных мероприятий, направленных на вовлечение педагогов в инновационную деятельность;
- создать условия для повышения квалификации педагогов для работы по инновационным образовательным программам и технологиям;
- обеспечить организационное, научно-методическое, консультационное и экспертное сопровождение разработки нового содержания образования в соответствии с основными направлениями модернизации российского образования;
- обеспечить обновление программного содержания и предметно-развивающей среды ДОУ, способствующей реализации нового содержания дошкольного образования и достижению новых образовательных результатов.
Достижение цели и решение задач Программы обеспечиваются путем реализации программных мероприятий по следующим разделам:
Раздел 1. Нормативно-правовое обеспечение системы ДОУ
Раздел 2. Дошкольное образование
Раздел 3. Развитие кадрового потенциала ДОУ
Раздел 4. Социально-психолого-педагогическая служба сопровождения ДОУ
Раздел 5. Развитие материально-технической базы ДОУ.
Сроки реализации Программы
Сроки реализации Программы – 2018 -2022 годы.
Раздел 9.
Управление реализацией Программы.
Программа развития призвана не допустить риски, связанные с потерей таких ключевых преимуществ МБДОУ «Детский сад «Снежинка» города Гагарин как:
- конкурентоспособность образовательного учреждения и привлекательность в родительском сообществе в связи с высокими показателями качества образования.
- конкурентоспособность воспитанников и педагогов ДОУ в системе конкурсов, конференций и др.
- конкурентоспособность выпускников ДОУ в системе общего образования.
- высокое качество и материально-техническая оснащенность образовательного процесса.
В качестве основных конкурентов рассматриваются образовательные учреждения города, реализующие программы дошкольного образования, учреждения дополнительного образования, реализующие программы дополнительного образования детей.
Конкурентные преимущества МБДОУ «Детский сад «Снежинка» города Гагарин определяются следующими факторами:
- стабильно высоким качеством образования;
- наличием опыта инновационной деятельности, потенциалом педагогических и управленческих команд в области проектирования, исследований, образовательных и организационно-управленческих инноваций;
- наличием опыта муниципального и регионального научного и образовательного сотрудничества, мотивацией педагогов и руководителей за счет осуществления проектов и программ, привлечения дополнительных спонсорских средств в условиях социального партнерства;
- комплексное сопровождение детей специалистами ДОУ;
- наличием системы повышения квалификации педагогов внутри учреждения;
Вместе с тем, реализация Программы развития может породить риски, связанные:
- с недостатками в управлении реализацией Программой;
- с неверно выбранными приоритетами развития.
Риски, связанные с недостатками в управлении Программой, ошибки при выборе механизмов управленческой коррекции программных мероприятий, могут быть вызваны слабой координацией действий различных субъектов образовательной политики (учредитель, управленческая команда ДОУ, органы управления образованием района).
Недостаточный учет результатов мониторинговых исследований хода реализации Программы может существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании программных мероприятий, что приведет к отсутствию их привязки к реальной ситуации.
Риски, связанные с неверно выбранными приоритетами развития, могут быть вызваны изменениями государственной политики в сфере дошкольного образования и последующей внеплановой коррекцией частично реализованных мероприятий, что снизит эффективность данных мероприятий и всей Программы.
Заказчиком и координатором Программы является Педагогический совет ДОУ.
Заказчик – координатор, в лице заведующего и администрации ДОУ:
- разрабатывает и утверждает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы;
- разрабатывает и утверждает ежегодно публичный доклад о ходе реализации и результатах Программы;
- разрабатывает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы;
- разрабатывает перечень целевых показателей для контроля хода реализации Программы;
- несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
- организует информационное сопровождение в целях управления реализацией Программы и контроля хода программных мероприятий;
- осуществляет координацию деятельности исполнителей по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу и рациональному использованию средств бюджета и средств внебюджетных источников;
- утверждает механизм управления Программой.
Для текущего управления реализацией Программы создаются рабочие группы по разработке и реализации Программы развития и целевых проектов.
Основными задачами рабочих групп в ходе реализации Программы являются:
- подготовка предложений по направлениям работы, по формированию перечня программных мероприятий на каждый год;
- подготовка предложений по вопросам реализации Программы для рассмотрения на Педагогическом совете и общем родительском собрании;
- выявление содержательных и организационных проблем в ходе реализации Программы и разработка предложений по их решению.
- разработка и апробация предложений по механизмам и схемам финансового обеспечения реализации Программы;
- организация и проведение мониторинга результатов реализации программных мероприятий по каждому направлению работы;
- организация и проведение оценки показателей результативности и эффективности программных мероприятий;
- принятие решения об участии в презентациях, конкурсах, экспертизе и т.п.
- ведение отчетности о реализации Программы;
- организация размещения в электронном виде на сайте информации о ходе и результатах реализации Программы, финансировании программных мероприятий, привлечении внебюджетных средств, проведении экспертиз и конкурсов.
Ключевые принципы Управления процессом реализации Программы:
- обеспечение нормативного, методического и информационного единства;
- соответствие целей и задач ресурсному обеспечению;
- наличие системы критериев и показателей, их непрерывного мониторинга;
- принятие управленческих решений на основе объективной и исчерпывающей информации;
- сочетание административных механизмов, моральных и материальных стимулов для эффективной реализации работ на всех уровнях.
Система организации контроля выполнения Программы:
- Отражение Плана мероприятий контроля в годовом плане ДОУ, в тематике педагогических советов
- Оформление отчетов о мероприятиях по реализации Программы и результатах внедрения в наглядной форме;
- Публикации на сайте ДОУ, в СМИ;
- Отчет администрации перед педагогическим советом, родительским комитетом, общим родительским собранием;
- Участие в муниципальных, региональных, федеральных семинарах, конференциях.
Мероприятия по реализации Программы являются основой годового плана работы. Информация о ходе реализации Программы в целом и целевых проектов ежегодно представляется на педсовете и на сайте ДОУ.
Раздел 10.
Ожидаемые результаты
- Разработаны и приведены в соответствие нормативно-правовой, материально-технический, финансовый, кадровый, мотивационный компоненты ресурсного обеспечения образовательного процесса.
- Разработано обновленное содержание образовательной программы МБДОУ «Детский сад «Снежинка».
- Осуществлена модернизация учебно-материальной базы по трем направлениям (создание учебно-предметных сред, зонирование групповых комнат, модернизация и развитие средств обучения), что способствует вариативности, интеграции образовательных областей, саморазвитию и самореализации ребенка в соответствии с его познавательными и интеллектуальными возможностями, придает прикладную направленность предметным знаниям, обеспечивает эффективную организацию совместной и самостоятельной деятельности, общения воспитанников и педагогов в образовательном пространстве.
- Разработана и внедрена система мотивации продуктивной инновационной деятельности педагогического коллектива посредством создания мотивирующей среды ДОУ в двух направлениях: организации оптимальных условий труда и внедрения системы стимулирования работников ДОУ, активно участвующих в реализации Программы развития и в инновационной деятельности.
- Осуществлен перевод управления реализацией проекта из сферы административного управления в сферу научно-методического руководства.
Раздел 11.
Основные направления расходования средств Программы:
- субвенции, направленные на повышение квалификации педагогов по инновационным образовательным программам;
- финансирование разработки, апробации и внедрения новых механизмов, институциональных форм, образовательных программ; коррекционной программы, вариативной части образовательной программы, методических рекомендаций по реализации содержания образовательных областей;
- поддержка разработки моделей реализации содержания образовательных областей, инновационных образовательных программ;
- капитальные вложения в развитие материально-технической базы (приобретение оборудования, развитие учебно-материальной базы образовательного процесса).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа Развития МБДОУ № 162 "Сказка"
программа развития составлена с учетом современных требований (с учетом ФГТ). Состоит из семи частей: пояснительная записка, паспорт, информационная справка, концепция и стратегия развития, план дейст...
Программа развития МБДОУ д/с "Чебурашка" на 2011-2016гг.
Программа развития МБДОУ детского сада «Чебурашка» на 2011-2016гг. является управленческим документом.Основными приоритетами развития общего образования в национальной образовательно...
Программа развития МБДОУ д/с № 14
Программа развития МБДОУ д/с № 14 на 2012-2015гг. является управленческим документом. Стратегическая цель программы: создание воспитательно-образовательных, коррекционно-развив...
Программа развития МБДОУ "Детский сад № 227"
Данная программа разработана в 2013 году. В основе программы заложенны ФГТ. Программа имеет статус открытой....
Программа развития МБДОУ детского сада компенсирующего вида № 1
Программа развития направлена на возможность учреждения стать конкуретноспособным на рынке образовательных услуг. ...
Программа развития МБДОУ "Чебурашка" на 2018-2022 годы
Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития дошкольной образовательной организации на основе анализа работы ДОО за предыдущий период.Про...
ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ на 2018-2022 учебный год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 9» ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ...