Патриотическое и нравственное воспитание в дошкольном возрасте
статья

Воспитинме нравственно-патриотических чувств у подрастающего поколения- одна из самых важных задач нашего времени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Линева Наталья Ивановна,
                                                                                             воспитатель
                                                                                  МБДОУ «Детский сад №20»

город Нижний Новгород

Воспитание нравственно-патриотических чувств у подрастающего поколения- одна из самых важных задач нашего времени. Эту задачу может решить воспитатель, который сам является патриотом своей Родины. Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, патриотические чувства к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения. Но такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному городу, к истории и культуре страны необходимо систематическое, длительное и целенаправленное воздействие на ребенка.

Дошкольный возраст- важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, и является базовым этапом формирования у детей любви к Родине, накопления ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок. Поэтому важным является выбор форм и методов нравственно-патриотического воспитания.

В рамках подготовки к 75-летию Победы в ВОВ педагогами нашего ДОУ началась подготовка проекта «Никто не забыт. Ничто не забыто». Тема данного проекта, с одной стороны, социально значима, с другой стороны вызывает эмоционально-личностный интерес детей. Для развития познавательного и эмоционального интереса к занятиям нравственно-патриотического воспитания мной активно используется организация непосредственно образовательной деятельности в форме совместной (партнерской) деятельности воспитателя, семьи и детей. Преимущества использования такого рода занятий выражаются в следующем:

- в формировании партнерских отношений между ДОУ, семьей и ребенком; признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- всегда индивидуальный подход. Позиция воспитателя «рядом», «вместе»;

- в развитии образного и абстрактного мышления детей;

- в развитии лексико-образной речи: способствует формированию языковой культуры речи;

- совместное проектирование образовательного процесса всеми участниками: воспитателями, детьми и родителями.

- разнообразие форм и методов работы.

Введение еще одного партнера по деятельности- семьи, способствует психологическому контакту, вызывает взаимопонимание в совместной деятельности, а также решает важную задачу приобщения современного поколения к прошлому через семейную связь поколений. Личный пример взрослых, близких людей имеет огромное значение в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, я прививаю детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг. Подвожу ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Во время проведения занятий активно используются такие приемы для познавательно-речевого развития детей как ситуации общения, ситуативный разговор, рассказ, беседа, рассматривание иллюстраций и фотографий, разновозрастное общение, вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности. У детей формируются умения не бояться высказывать свое мнение, рассуждать, активно проявлять себя в общении не только со сверстниками, но и со взрослыми; воспитывается уверенность в себе, ощущение «самостоятельности».

Понятным и ценным в воспитании детей всех времен являются пословицы о Родине, матери, родном языке, родной природе. Отбирая данные пословицы, необходимо учитывать, чтобы они были доступными пониманию детей дошкольного возраста. Наиболее легко усваиваются образные пословицы о Родине: «Нет в мире краше Родины нашей», «Родина любимая – мать родная» и др.

Любовь к Родине и любовь к матери – чувства, неразрывно связанные между собой. Пословицы о женщине-матери являются действенным средством воспитания любви к самому дорогому человеку: «При солнышке тепло, при матери добро», «Другой матери не будет», «Счастья и доброту у матери найду» и др. Только народная мудрость просто и доходчиво может показать взаимоотношения матери и детей, обогатить знания дошкольников о материнских чувствах и делах. На основе этих знаний формируется положительное отношение к матери, любовь к ней становится более осмысленной.

Необходимо постоянно поддерживать и развивать интерес детей к истории страны, своего края. Для этого организуются экскурсии по родному городу, в исторические места, и рассказывается детям о том, как чтят память погибших. В настоящее время в работе активно используются интерактивные увлекательные путешествия по родному краю и стране.

Мы живем и работаем в Нижегородской области. Она богата своими обычаями, традициями, ее населяет интересный народ. И наша задача помочь детям узнать, кем славится, чем красива и какими подвигами богата наша область, которая носит такое гордое имя- Нижегородская.

Список литературы:        

  1. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. – М.: А.П.О., 1995.
  2. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб: «Детство – Пресс», 2001.
  3. Князева О.А., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа – СПб: Акцидент, 1997.
  4. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс, 2004.
  5. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель 2007.
  6. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – Москва: ЦГЛ, 2007/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Академия воспитания внуков" - средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Третий областной образовательный Форум: открытость, качество, развитие. Киров, 2009г.

Проект посвящен вопросам обновления воспитательной работы через взаимодействие с ветеранми ЗАО "Омутнинский металлургический завод"...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...

«Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста»

Презентация к районному семинару «Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и  познавательного развития...

«Проектная деятельность по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста»

Проектная деятельность по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста....

МИНИ – МУЗЕЙ В ДОУ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО И НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – кропотливая работа, которая проводится во всех возрастных группах через разные виды детской деятельности. Хорошим решением этой проблемы стал...