Паспорт проекта "Первая песня синицы"
методическая разработка (старшая группа)

Иванова Лариса Николаевна

Материал содержит паспорт фенологического проекта "Первая песня синицы" (в старшей группе).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_2.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №125 Невского района

Санкт-Петербург

2022 год

Паспорт проекта

«Первая песня синицы»

Авторы проекта:

        Шагрова Ирина Николаевна – воспитатель

        Иванова Лариса Николаевна – воспитатель

Тип проекта: информационно-познавательный.

Продолжительность проекта: краткосрочный – одна неделя (с 15.02.21г по 21.02.21г)

Вид проекта: групповой

Участники проектапедагоги, дети (5-6 лет), родители.

Материально-техническое обеспечение: Реализация проекта осуществляется с использованием возможностей детского сада; на базе музыкального зала, групповой комнаты, прогулочной площадки; с использованием мультимедийных средств.

Актуальность проекта:

Сезонные изменения в живой природе изучает наука фенология. Наблюдения за периодическими изменениями в растительном и животном мире называют фенологическими. Сущность фенологических наблюдений состоит в том, чтобы постоянно следить за ходом сезонных явлений и записывать даты их наступления. Используя даты многолетних фенологических наблюдений, натуралисты составляют фенологические календари (календари природы). Наблюдая из года в год за одними и теми же объектами и фиксируя одни и те же явления, ученые тщательно записывают сроки этих явлений, а потом выводят (вычисляют) средние сроки наблюдаемых явлений.

Наблюдения за сезонными явлениями включают наблюдения за изменением продолжительности разных частей суток, температуры воздуха, появлением осадков и их видами. Основным содержанием наблюдений являются наблюдения за ростом, развитием, а также состоянием растений, птиц и животных. В процессе систематических наблюдений ученые отмечают определенные моменты в жизни наблюдаемых объектов.

Наблюдение за изменениями окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребёнка. Осмысливание ребёнком воспринимаемого и отражение результатов наблюдения в речи развивает самостоятельность его мысли, сообразительность, критичность ума, обогащает словарь дошкольника, совершенствует речь, память, внимание, формирует причинно-следственную взаимосвязь и закладывает надёжную основу для формирования материалистического миропонимания.

Тема проекта “Первая песня синицы” выбрана не случайно, ведь птицы всегда рядом с человеком. Поэтому важно научить детей понимать значение птиц в жизни людей. Научить детей осознавать, что птицы также помогают людям, как и люди птицам. 

Проблема: у воспитанников недостаточно знаний о птицах, о всероссийском празднике “Синичкин день”. У дошкольников не сформировано экологическое сознание и культура. Дети не знакомы с понятием - фенологическое явление, фенологический календарь.

Цели: определение сезонного состояния природы путем наблюдения и выявления местных феноиндикаторов, приобщение к познанию удивительного мира птиц, воспитание внимательного, заботливого отношения к природе.

Задачи: (для детей)

  1. Расширять представления о сезонных изменениях в природе.
  2. Учить отражать результаты своих наблюдений в дневнике.

3. Обогащать знания детей о роли птиц в природе и жизни человека.

4. Продолжать формировать правила поведения в природе.

5. Воспитывать у детей заботливое отношение к природе, желание помочь птицам в трудных   зимних условиях.

6. Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения и простые прогнозы.

Задачи (для педагогов):

  1. Изучить тематику проекта.
  2. Составить план по реализации проекта.
  3. Сформировать у детей интерес к проекту.
  4. Приобщать воспитанников к процессу познания окружающего мира природы.
  5. Заинтересовать родителей к обмену информацией, опытом.

Задачи (для родителей):

  1. Вовлечь родителей в совместную работу.
  2. Обогащение детско-родительских отношений.

Ключевым звеном проекта является:

Формирование у детей шестилетнего возраста, с помощью комплексно выстроенной системы мероприятий, представления о фенологическом явлении «Первая песня синицы». Комплексный и системный подход позволяет решить задачи проекта.

Таким образом, разработка проекта “Первая песня синицы” содействует формированию экологического сознания и культуры.

Продукт проекта:

Форма проведения итогового мероприятия: досуговая деятельность

Название итогового мероприятия: «»

Ожидаемый результат проекта: 

Дети усвоили отношение фенологических явлений друг к другу.

У детей развиты представления об объектах и явлениях природы.

Сформирована способность видеть красоту родной природы, желание помогать птицам в сложный зимний период.

Этап реализации проекта

Работа педагогов

Работа с детьми

Работа с родителями

1.Подготовительный

Изучение методических и игровых материалов по теме. Выбор форм, методов, приемов работы.

Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями (по ФГОС ДО).

Поиск методического, речевого, игрового, дидактического, наглядного, музыкального материала по теме.

Подготовка цикла бесед и презентаций о птицах.

Подбор литературы по теме.  

Разработка проекта и плана мероприятий.

Прогнозирование ожидаемых результатов, возможных рисков проекта.

Опрос детей с целью выявления уровня имеющихся знаний и сравнения их по окончании проекта.

Разработка конспекта итогового мероприятия.

Прослушивание аудиозаписей песен большой синицы.

Рассматривание иллюстраций о синицах.

Чтение энциклопедии «Птицы».

Стимулировать совместное наблюдение родителей с детьми за птицами во время прогулок о дороги в детский сад.

 Дать родителям советы о том, как правильно рассказать детям о синицах, о “Синичкином дне”.

Рекомендовать к просмотру мультфильмы «История про воробья Кузьму и синичку», «Лекарство для синички», развивающий фильм: «Мирознайка. Синица – удивительные факты», «Синица» (1944), «Синица, роща и огонь).

2.Основной (деятельностно – практический)

Беседы с детьми о перелетных и зимующих птицах. Беседа “Что мы знаем о синичке”.

Занятие по теме “Зимующие птицы”.

Наблюдения за птицами на участке.

Просмотр презентаций, мультфильмов о птицах.

Конструирование из бумаги птички. Ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке (ежедневно).

Беседы о синицах. Рассматривание иллюстраций, картинок, книг, энциклопедий с изображением птиц.

Отгадывание загадок о птицах.

  • Составление описательных рассказов.
  • Использование поговорок, пословиц.
  • Заучивание стихотворений о птицах.
  • Чтение художественной литературы: Н.Сладков “Синичкина кладовая”, В.Воронкова “Птичьи кормушки”, стихи о птицах, В.Бианки “Синичкин календарь”, Г.Скребицкий “Рассказы о птицах”.
  • Разучивание заклички “Синичка-невеличка”. 
  • В. Звягиной «Воробей»,
  • С. А. Есенина «Поёт зима, аукает»,
  • Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю.Никонова «Зимние гости».

Аппликация “Синички”.

Рисование “Птицы у кормушки”.

Лепка “Птичка-невеличка”.

Прослушивание записи голосов птиц, песен о птицах. Разучивание физминуток, динамических пауз.

Изготовление подвесных подкормок.

Подвижные игры: Воробушки и кот”, Гуси-лебеди”, “Улетают - не улетают”, “Совушка”,

“Воробушки и автомобиль”.

Игры: “Посчитай”, “Четвертый лишний”, “Узнай по описанию”, “Зимующие-перелётные”, “Один-

много”. “Разрезные картинки”, “Найди пару”, “Чей домик?”. Беседы о птицах (зимующие, перелётные).

Изготовление кормушки для птиц.

Знакомство с информацией в родительском уголке на тему «Добрые советы»

Способствовать

осознанию родителями важности экологического воспитания детей.

3.Заключительный

Оформление зала, игрового пространства.

Анализ полученных результатов.

Проведение досугового мероприятия «».

Помощь в разучивании слов мини-сценки, изготовлении атрибутов для игры.

Литература.

  1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
  2. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
  3. Интернет-ресурсы.
  4. Казаручик Г. И. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2008. - N 2. - С. 19-24.
  5. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с.
  6. Николаева С. Н.  Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М: Просвещение.- 2012г.
  7. Николаева С. Н. Парциальная программа “Юный эколог”. Система работы в старшей группе детского сада. - М: Мозаика-Синтез, 2016 - 200с.
  8. О. А.Соломенникова Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М: Мозаика-Синтез, 2014 - 150с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«День синиц»

Мероприятие для младших школьников...

Конспект НОД в средней группе "Птица синица"

Цель: уточнение и расширение  представления детей о синице, её внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях.Задачи: расширять знания детей об условиях жизни птиц зимой, закре...

Конспект непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми по конструированию из бумаги - киригами для детей 6-7 лет «Снегири и синицы»

Итоговое открытое тематическое занятие конструирование из бумаги "Снегири и синицы" -  методом киригами т.е. оригами с использованием ножниц....

Паспорт патриотический проект средней продолжительности «Великая Отечественная война- память в песнях и письмах»

Паспорт патриотического проекта   «Великая Отечественная война- память в песнях и письмах»...

В картотеке собраны песни для детей по темам: ПЕСНИ О КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКАХ, ПЕСНИ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ, ПЕСНИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ-ИГРЫ, ПЕСНИ О РОДИНЕ, ПЕСНИ О СОЛДАТАХ, МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ О ТРУДЕ.

В картотеке собраны песни для детей по темам:  ПЕСНИ О КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКАХ, ПЕСНИ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ, ПЕСНИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ-ИГРЫ,...

Песня Печки, Песня Речки, Песня Яблони для детей старшего дошкольного возраста

Музыкальный материал к сказке "Гуси-лебеди" для детей старшего дошкольного возраста. Приложение к авторскому сценарию "Проделки Бабы Яги"...