Паспорт проекта "Первая песня синицы"
методическая разработка (старшая группа)
Материал содержит паспорт фенологического проекта "Первая песня синицы" (в старшей группе).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta_2.docx | 25.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад №125 Невского района
Санкт-Петербург
2022 год
Паспорт проекта
«Первая песня синицы»
Авторы проекта:
Шагрова Ирина Николаевна – воспитатель
Иванова Лариса Николаевна – воспитатель
Тип проекта: информационно-познавательный.
Продолжительность проекта: краткосрочный – одна неделя (с 15.02.21г по 21.02.21г)
Вид проекта: групповой
Участники проекта: педагоги, дети (5-6 лет), родители.
Материально-техническое обеспечение: Реализация проекта осуществляется с использованием возможностей детского сада; на базе музыкального зала, групповой комнаты, прогулочной площадки; с использованием мультимедийных средств.
Актуальность проекта:
Сезонные изменения в живой природе изучает наука фенология. Наблюдения за периодическими изменениями в растительном и животном мире называют фенологическими. Сущность фенологических наблюдений состоит в том, чтобы постоянно следить за ходом сезонных явлений и записывать даты их наступления. Используя даты многолетних фенологических наблюдений, натуралисты составляют фенологические календари (календари природы). Наблюдая из года в год за одними и теми же объектами и фиксируя одни и те же явления, ученые тщательно записывают сроки этих явлений, а потом выводят (вычисляют) средние сроки наблюдаемых явлений.
Наблюдения за сезонными явлениями включают наблюдения за изменением продолжительности разных частей суток, температуры воздуха, появлением осадков и их видами. Основным содержанием наблюдений являются наблюдения за ростом, развитием, а также состоянием растений, птиц и животных. В процессе систематических наблюдений ученые отмечают определенные моменты в жизни наблюдаемых объектов.
Наблюдение за изменениями окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребёнка. Осмысливание ребёнком воспринимаемого и отражение результатов наблюдения в речи развивает самостоятельность его мысли, сообразительность, критичность ума, обогащает словарь дошкольника, совершенствует речь, память, внимание, формирует причинно-следственную взаимосвязь и закладывает надёжную основу для формирования материалистического миропонимания.
Тема проекта “Первая песня синицы” выбрана не случайно, ведь птицы всегда рядом с человеком. Поэтому важно научить детей понимать значение птиц в жизни людей. Научить детей осознавать, что птицы также помогают людям, как и люди птицам.
Проблема: у воспитанников недостаточно знаний о птицах, о всероссийском празднике “Синичкин день”. У дошкольников не сформировано экологическое сознание и культура. Дети не знакомы с понятием - фенологическое явление, фенологический календарь.
Цели: определение сезонного состояния природы путем наблюдения и выявления местных феноиндикаторов, приобщение к познанию удивительного мира птиц, воспитание внимательного, заботливого отношения к природе.
Задачи: (для детей)
- Расширять представления о сезонных изменениях в природе.
- Учить отражать результаты своих наблюдений в дневнике.
3. Обогащать знания детей о роли птиц в природе и жизни человека.
4. Продолжать формировать правила поведения в природе.
5. Воспитывать у детей заботливое отношение к природе, желание помочь птицам в трудных зимних условиях.
6. Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения и простые прогнозы.
Задачи (для педагогов):
- Изучить тематику проекта.
- Составить план по реализации проекта.
- Сформировать у детей интерес к проекту.
- Приобщать воспитанников к процессу познания окружающего мира природы.
- Заинтересовать родителей к обмену информацией, опытом.
Задачи (для родителей):
- Вовлечь родителей в совместную работу.
- Обогащение детско-родительских отношений.
Ключевым звеном проекта является:
Формирование у детей шестилетнего возраста, с помощью комплексно выстроенной системы мероприятий, представления о фенологическом явлении «Первая песня синицы». Комплексный и системный подход позволяет решить задачи проекта.
Таким образом, разработка проекта “Первая песня синицы” содействует формированию экологического сознания и культуры.
Продукт проекта:
Форма проведения итогового мероприятия: досуговая деятельность
Название итогового мероприятия: «»
Ожидаемый результат проекта:
Дети усвоили отношение фенологических явлений друг к другу.
У детей развиты представления об объектах и явлениях природы.
Сформирована способность видеть красоту родной природы, желание помогать птицам в сложный зимний период.
Этап реализации проекта | Работа педагогов | Работа с детьми | Работа с родителями |
1.Подготовительный | Изучение методических и игровых материалов по теме. Выбор форм, методов, приемов работы. Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями (по ФГОС ДО). Поиск методического, речевого, игрового, дидактического, наглядного, музыкального материала по теме. Подготовка цикла бесед и презентаций о птицах. Подбор литературы по теме. Разработка проекта и плана мероприятий. Прогнозирование ожидаемых результатов, возможных рисков проекта. Опрос детей с целью выявления уровня имеющихся знаний и сравнения их по окончании проекта. Разработка конспекта итогового мероприятия. | Прослушивание аудиозаписей песен большой синицы. Рассматривание иллюстраций о синицах. Чтение энциклопедии «Птицы». | Стимулировать совместное наблюдение родителей с детьми за птицами во время прогулок о дороги в детский сад. Дать родителям советы о том, как правильно рассказать детям о синицах, о “Синичкином дне”. Рекомендовать к просмотру мультфильмы «История про воробья Кузьму и синичку», «Лекарство для синички», развивающий фильм: «Мирознайка. Синица – удивительные факты», «Синица» (1944), «Синица, роща и огонь). |
2.Основной (деятельностно – практический) | Беседы с детьми о перелетных и зимующих птицах. Беседа “Что мы знаем о синичке”. Занятие по теме “Зимующие птицы”. Наблюдения за птицами на участке. Просмотр презентаций, мультфильмов о птицах. Конструирование из бумаги птички. Ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке (ежедневно). Беседы о синицах. Рассматривание иллюстраций, картинок, книг, энциклопедий с изображением птиц. Отгадывание загадок о птицах.
Аппликация “Синички”. Рисование “Птицы у кормушки”. Лепка “Птичка-невеличка”. Прослушивание записи голосов птиц, песен о птицах. Разучивание физминуток, динамических пауз. Изготовление подвесных подкормок. Подвижные игры: Воробушки и кот”, Гуси-лебеди”, “Улетают - не улетают”, “Совушка”, “Воробушки и автомобиль”. Игры: “Посчитай”, “Четвертый лишний”, “Узнай по описанию”, “Зимующие-перелётные”, “Один- много”. “Разрезные картинки”, “Найди пару”, “Чей домик?”. Беседы о птицах (зимующие, перелётные). | Изготовление кормушки для птиц. Знакомство с информацией в родительском уголке на тему «Добрые советы» Способствовать осознанию родителями важности экологического воспитания детей. | |
3.Заключительный | Оформление зала, игрового пространства. Анализ полученных результатов. | Проведение досугового мероприятия «». | Помощь в разучивании слов мини-сценки, изготовлении атрибутов для игры. |
Литература.
- Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
- Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
- Интернет-ресурсы.
- Казаручик Г. И. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2008. - N 2. - С. 19-24.
- Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с.
- Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М: Просвещение.- 2012г.
- Николаева С. Н. Парциальная программа “Юный эколог”. Система работы в старшей группе детского сада. - М: Мозаика-Синтез, 2016 - 200с.
- О. А.Соломенникова Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М: Мозаика-Синтез, 2014 - 150с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«День синиц»
Мероприятие для младших школьников...
Конспект НОД в средней группе "Птица синица"
Цель: уточнение и расширение представления детей о синице, её внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях.Задачи: расширять знания детей об условиях жизни птиц зимой, закре...
Конспект непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми по конструированию из бумаги - киригами для детей 6-7 лет «Снегири и синицы»
Итоговое открытое тематическое занятие конструирование из бумаги "Снегири и синицы" - методом киригами т.е. оригами с использованием ножниц....
Паспорт патриотический проект средней продолжительности «Великая Отечественная война- память в песнях и письмах»
Паспорт патриотического проекта «Великая Отечественная война- память в песнях и письмах»...
паспорт проекта "Песня в солдатской шинели"
для детей ст.-подг. гр....
В картотеке собраны песни для детей по темам: ПЕСНИ О КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКАХ, ПЕСНИ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ, ПЕСНИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ-ИГРЫ, ПЕСНИ О РОДИНЕ, ПЕСНИ О СОЛДАТАХ, МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ О ТРУДЕ.
В картотеке собраны песни для детей по темам: ПЕСНИ О КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКАХ, ПЕСНИ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ, ПЕСНИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ-ИГРЫ,...
Песня Печки, Песня Речки, Песня Яблони для детей старшего дошкольного возраста
Музыкальный материал к сказке "Гуси-лебеди" для детей старшего дошкольного возраста. Приложение к авторскому сценарию "Проделки Бабы Яги"...