«День синиц»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Классный час «День синиц»
Цели:
- закрепить знание названий пернатых друзей, зимующих в наших местах, уметь различать их по внешнему виду, знать повадки птиц и приспособленность их к среде обитания;
- развивать познавательный интерес к природе родного края и проблемам её охраны;
- привлечь внимание учащихся к проблеме подкормки зимующих птиц.
Задачи:
- Вызвать интерес к окружающему миру
- формировать реалистичные представления о природе
- обогащать словарный запас
- развивать связную речь
- учить давать полные ответы на вопросы
Подготовительный этап:
- чтение книг В. Бианки «Синичкин календарь», «Лесные домишки», «Лесная газета» и др.
- изготовление кормушек
- наблюдения за зимующими птицами на прогулке
Оборудование:
- подбор книг для выставки
- кассета с пением птиц
- кормушки
Участники мероприятия:
Дошкольники
Место проведения:
Актовый зал
Ход мероприятия:
1 ведущий:
- Ребята, почему птицы осенью улетают?
- Птицы улетают от зимних холодов.
-А почему же тогда улетают не все птицы?
- Вороны, воробьи, синицы и другие птицы ведь остаются. Холод этим птицам нипочём. Самое главное, что улетающим птицам нечего есть. Осенью исчезают насекомые: одни погибают, другие прячутся. Значит, насекомоядным птицам зимой прокормиться невозможно.
2 ведущий:
Многие птицы всё лето питаются семенами разных трав, кустарников, деревьев. Но большая часть семян, созревая, падает на землю и зимой скрывается под снегом. Пойди их найди зимой!
Так что улетают многие птицы из-за того, что зимой не могут отыскать корм.
Сегодня мы будем говорить о замечательных птицах, которые остаются зимовать в наших краях и заслуживают заботливого отношения к себе. Узнаете эту птичку, отгадав загадку.
Ребёнок:
Ей на месте не сидится:
Всё летает целый день,
Суетится, суетится,
Целый день звенит6 «Тень-тень!»
Угадай-ка, что за птица?
То весёлая… синица.
1 ведущий:
Почему эти птички называются синицами?
Название «синица» возникло, очевидно, в связи с тем, что в оперении этих птиц часть перьев имеет сине-голубую окраску.
Эту птичку встретишь и в деревне, и в городе. Зимой она обязательно подлетит к окну, как бы напоминая: «На улице мороз, еды нет. Надо бы тебе, дружок, повесить для птиц кормушки». Зато летом синиц почти не видно. Эта маленькая птичка (её масса всего 20 г, а длина 15см) с белыми щёчками весь длинный летний день в делах: нужно накормить голодных птенцов. Их у синиц бывает до 15. Да и выводятся они два раза за лето. Вот и летает птичка от гнезда к яблоне, от яблони к гнезду. Найдёт червячка – и к детям. За сутки синица съедает столько насекомых, сколько весит сама.
2 ведущий:
А знаете ли вы, что…
- птенцы одной синицы, погибшей за зиму, могли бы уничтожить до 1 080 000 насекомых, вредителей садов.
- насекомоядные птицы (синицы) не выносят и дня голодания.
1 ведущий:
Синичий ряд обширный. В наших парках и лесах живут шесть видов этих птиц. Осенью и зимой всех их можно увидеть у кормушек. В солнечный полдень они протяжно и звонко поют свою песенку: «Синь-синь-синь». А часто нам слышится: «Скинь кафтан, скинь кафтан».
Звучит запись голоса синицы.
А теперь пусть синицы сами расскажут о себе.
Выходят по очереди девочки в масках синиц.
1 ребёнок:
Большая синица. Зовут меня большая синица. Я самая большая и заметная из всех синиц. Я отличаюсь от них оливково-зелёной спинкой и серо-жёлтым брюшком. По середине брюшка и горла у меня чёрная полоса с синеватым отливом, на голове чёрная шапочка.
Ни от какого угощения не откажусь. Семена, насекомые, кусочки несолёного сала – все для меня годится.
2 ребёнок:
Лазоревка. Я чуть поменьше большой синицы. Спинка, хвост, крылья и шапочка у меня светло-голубые. Действительно лазоревка, то есть голубая. Грудка – ярко-жёлтая. Люблю полакомиться вредителями-насекомыми, спрятавшимися на дубах и фруктовых деревьях. Поэтому редко бываю в общих синичьих стаях.
3 ребёнок:
Длиннохвостая синица. Я тихая, спокойная птица. Небольшая, пушистая, сама вся белая, а спинка чёрная. У меня длинный пёстрый хвост, поэтому меня ещё называют половником: на круглую ложку с длинной ручкой похожа. Питаюсь я семенами осины и берёзы. Летаем мы обычно отдельной стайкой. Меня иногда зовут белая лазоревка, ещё одно моё название – князёк . шапочка, спинка, хвост и крылья – голубые, а всё остальное оперение – белое.
4 ребёнок:
Московка. А я московка, или чёрная синица. Весь верх и горло у меня тёмные, только щёки и брюшко белое. Мой заметный признак – белое пятно на затылке. Могу на тонких ветвях выделывать акробатические номера, подвешиваясь вниз головой в поисках корма.
5 ребёнок:
Гаичка. Зовут меня гаичка. Очень похожа на московку, но белого пятна на затылке у меня нет. Люблю полакомиться семенами осин и берёз. Но не упущу и подвернувшееся насекомое. Ещё называют меня пухляком – не птичка, а дымчатый пуховый шарик. Очень люблю быть в компании дятла. С ним весело и сытно. Дятел на весь лес стучит клювом по дереву, летят кора, щепки. Всех короедов дятел подобрать не успевает вот они и достаются нам.
Дятла называют лесным доктором, а синиц при нём вполне можно назвать лесными санитарами.
6 ребёнок:
Гренадёрка. А я хохлатая синица-гренадёрка. Меня вы узнаете по вздёрнутому хохолку на голове. Вся наша синичья семья весной и летом питается насекомыми. Только поздней осенью и зимой от бескормицы и голода приходится нам питаться семенами. Гренадёрки – специалисты по хвойным деревьям.
2 ведущий:
Все синицы – друзья человека и заслуживают самого заботливого отношения к себе, особенно в тяжёлое для них зимнее время.
Ребята, а сможем ли мы с вами помочь синичкам пережить зиму. Как мы это сделаем? Чем мы будем угощать синиц? (Зёрнышками пшеницы, семенами берёзы и осины, крошками хлеба, кусочками несолёного сала).
1 ведущий:
А теперь мы проведём конкурс на лучшую… отгадайте загадку, что же мы будем оценивать.
Висят на опушке без стенок избушки,
Всех в гости зовут. Гости песни поют. (Кормушка).
2 ведущий:
Ребята, а какие же птицы остаются зимовать в наших краях ещё, кроме синичек? Давайте вместе отгадаем загадки.
- Трещала с самого утра:
«Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что – пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит … (Сорока)
- Стойкий, стужам неподвластный,
Песней славит он зарю.
Знать недаром красный галстук
Дан с рожденья … (Снегирю)
- Носит серенький жилет,
Но у крыльев чёрный цвет.
Видишь кружат двадцать пар
И кричат:
–Карр! Карр! Карр! (Ворона)
- Он по рабочему одет –
Удобно, просто ловко.
На нём малиновый берет
И пёстрая спецовка. (Дятел)
- Чик-чирик! К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это?... (Воробей)
6. Вот опять гнездо себе
Мастерит в печной трубе.
И туда, на крышу дома,
Тащит ветки и солому,
Натаскает ваты, пуха –
Хорошо птенцам и сухо,
И в колодец-дымоход
Ни за что не влезет кот!
Вот смекалка так смекалка!
Что это за птица? (Галка)
1 ведущий:
Этих птиц наши знакомые синицы обязательно пригласят в свою птичью столовую.
Ребята, какие пословицы и поговорки о синицах вы знаете?
- Невелика птичка-синичка, а и та свой праздник помнит.
- Немного зинька ест-пьёт, а весело живёт.
- Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
2 ведущий:
Вот и подошёл к концу наш праздник. Давайте послушаем стихотворение-призыв Александра Яшина, которое должно пробудить у нас чувство ответственности и уважения к птицам.
Ребёнок :
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна, -
И нестрашна будет им зима.
Сколько гибнет их не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
1 ведущий:
Мы благодарим всех, кто пришёл к нам сегодня. Сегодня мы узнали о разнообразии синиц. Мы, люди, не можем позволить погибнуть этим замечательным птицам. Помочь им могут люди, любящие и понимающие природу, уважающие её законы. Не забывайте о птицах. Надеемся, что вы будете беречь и охранять птиц.
Звучит запись песни «Всем нужны друзья»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в средней группе "Птица синица"
Цель: уточнение и расширение представления детей о синице, её внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях.Задачи: расширять знания детей об условиях жизни птиц зимой, закре...
Конспект непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми по конструированию из бумаги - киригами для детей 6-7 лет «Снегири и синицы»
Итоговое открытое тематическое занятие конструирование из бумаги "Снегири и синицы" - методом киригами т.е. оригами с использованием ножниц....
Занятие по конструированию "Синица"
Цель: закреплять умение создавать объемное изображение, используя технику сминания бумаги в комочки, развивать мелкую моторику рук, аккуратность, воспитывать заботливое отношение к птицам....
Проект "Птицы синицы..."
Интересный материал о птицах синицах....
Консультация для воспитателей "Синицы полезные птицы или вредные ?"
Синица полезная птица или нет...
Прогулка "Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей"
Обобщить и закрепить представления детей о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц....
"Синичкин день". Синица.
Бережное отношение к природе нельзя объяснить словами, не показывая примеры как это сделать. Лепка из пластилина синичек. На прогулке наблюдение за птицами (в кормушке семечки)....
Комментарии
1
1