«День синиц»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Мероприятие для младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnaya_rabota.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «День синиц»

Цели:

- закрепить знание названий пернатых друзей, зимующих в наших местах, уметь различать их по внешнему виду, знать повадки птиц и приспособленность их к среде обитания;

- развивать познавательный интерес к природе родного края и проблемам её охраны;

- привлечь внимание учащихся к проблеме подкормки зимующих птиц.

Задачи:

- Вызвать интерес к окружающему миру

- формировать реалистичные представления о природе

- обогащать словарный запас

- развивать связную речь

- учить давать полные ответы на вопросы

Подготовительный этап:

- чтение книг В. Бианки «Синичкин календарь», «Лесные домишки», «Лесная газета» и др.

- изготовление кормушек

- наблюдения за зимующими птицами на прогулке

Оборудование:

- подбор книг для выставки

- кассета с пением птиц

- кормушки

Участники мероприятия:

Дошкольники

Место проведения:

Актовый зал

Ход  мероприятия:

1 ведущий:

- Ребята, почему птицы осенью улетают?

- Птицы улетают от зимних холодов.

-А почему же тогда улетают не все птицы?

- Вороны, воробьи, синицы и другие птицы ведь остаются. Холод этим птицам нипочём. Самое главное, что улетающим птицам нечего есть. Осенью исчезают насекомые: одни погибают, другие прячутся. Значит, насекомоядным птицам  зимой прокормиться невозможно.

2 ведущий:

   Многие птицы всё лето питаются семенами разных трав, кустарников, деревьев. Но большая часть семян, созревая, падает на землю и зимой скрывается под снегом. Пойди их найди зимой!

   Так что улетают многие птицы из-за того, что зимой не могут отыскать корм.

   Сегодня мы будем говорить о замечательных птицах, которые остаются зимовать в наших краях и заслуживают заботливого отношения к себе. Узнаете эту птичку, отгадав загадку.

Ребёнок:

Ей на месте не сидится:

Всё летает целый день,

Суетится, суетится,

Целый день звенит6 «Тень-тень!»

Угадай-ка, что за птица?

То весёлая… синица.

1 ведущий:

   Почему эти птички называются синицами?

   Название «синица» возникло, очевидно, в связи с тем, что в оперении этих птиц часть перьев имеет сине-голубую окраску.

   Эту птичку встретишь и в деревне,  и в городе. Зимой она обязательно подлетит к окну, как бы напоминая: «На улице мороз, еды нет. Надо бы тебе, дружок, повесить для птиц кормушки». Зато летом синиц почти не видно. Эта маленькая птичка (её масса всего 20 г, а длина 15см) с белыми щёчками весь длинный летний день в делах: нужно накормить голодных птенцов. Их у синиц бывает до 15. Да и выводятся они два раза за лето. Вот и летает птичка от гнезда к яблоне, от яблони к гнезду. Найдёт червячка – и к детям. За сутки синица съедает столько насекомых, сколько весит сама.

2 ведущий:

   А знаете ли вы, что…

- птенцы одной синицы, погибшей за зиму, могли бы уничтожить до 1 080 000 насекомых, вредителей садов.

- насекомоядные птицы (синицы) не выносят и дня голодания.

1 ведущий:

   Синичий ряд обширный. В наших парках и лесах живут шесть видов этих птиц. Осенью  и зимой всех их можно увидеть у кормушек. В солнечный полдень они протяжно и звонко поют свою песенку: «Синь-синь-синь». А часто нам слышится: «Скинь кафтан, скинь кафтан».

   Звучит запись голоса синицы.

   А теперь пусть синицы сами расскажут о себе.

Выходят по очереди девочки в масках синиц.

 1 ребёнок:

Большая синица. Зовут меня большая синица. Я самая большая и заметная из всех синиц. Я отличаюсь от них оливково-зелёной спинкой и серо-жёлтым брюшком. По середине брюшка и горла у меня чёрная полоса с синеватым отливом, на голове чёрная шапочка.

   Ни от какого угощения не откажусь. Семена, насекомые, кусочки несолёного сала – все для меня годится.

2 ребёнок:

Лазоревка. Я чуть поменьше большой синицы. Спинка,  хвост, крылья и шапочка у меня светло-голубые. Действительно лазоревка, то есть голубая. Грудка – ярко-жёлтая. Люблю полакомиться вредителями-насекомыми, спрятавшимися на дубах и фруктовых деревьях. Поэтому редко бываю в общих синичьих стаях.

3 ребёнок:

Длиннохвостая синица. Я тихая, спокойная птица. Небольшая, пушистая, сама вся белая, а спинка чёрная. У меня длинный пёстрый хвост, поэтому меня ещё называют половником: на  круглую ложку с длинной ручкой похожа. Питаюсь я семенами осины и берёзы. Летаем мы обычно отдельной стайкой. Меня иногда зовут белая лазоревка, ещё одно моё название – князёк . шапочка, спинка, хвост и крылья – голубые, а всё остальное оперение – белое.

4 ребёнок:

Московка. А я московка, или чёрная синица. Весь верх и горло у меня тёмные, только щёки и брюшко белое. Мой заметный признак – белое пятно на затылке. Могу на тонких ветвях выделывать акробатические  номера, подвешиваясь вниз головой в поисках корма.

5 ребёнок:

Гаичка. Зовут меня гаичка. Очень похожа на московку, но белого пятна на затылке у меня нет. Люблю полакомиться семенами осин и берёз. Но не упущу и подвернувшееся насекомое. Ещё называют меня пухляком – не птичка, а дымчатый пуховый шарик. Очень люблю быть в компании дятла. С ним весело и сытно. Дятел на весь лес стучит клювом по дереву, летят кора, щепки. Всех короедов дятел подобрать не успевает вот они и достаются нам.

    Дятла называют лесным доктором, а синиц при нём вполне можно назвать лесными санитарами.

6 ребёнок:

Гренадёрка. А я хохлатая синица-гренадёрка. Меня вы узнаете по вздёрнутому хохолку на голове. Вся наша синичья семья весной и летом питается насекомыми. Только поздней осенью и зимой от бескормицы и голода приходится нам питаться семенами. Гренадёрки – специалисты по хвойным деревьям.

2 ведущий:

    Все синицы – друзья человека и заслуживают самого заботливого отношения к себе, особенно в тяжёлое для них зимнее время.

  Ребята, а сможем ли мы с вами помочь синичкам пережить зиму. Как мы это сделаем? Чем мы будем угощать синиц?   (Зёрнышками пшеницы, семенами берёзы и осины, крошками хлеба, кусочками несолёного сала).

1 ведущий:

А теперь мы проведём конкурс на лучшую… отгадайте загадку,  что же мы будем оценивать.

Висят на опушке без стенок избушки,

Всех в гости зовут.  Гости песни поют.  (Кормушка).

2 ведущий:

Ребята, а какие же птицы остаются зимовать в наших краях ещё, кроме синичек? Давайте вместе отгадаем загадки.

  1. Трещала с самого утра:

      «Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что – пора?

      Такая с ней морока,

      Когда трещит …      (Сорока)

  1. Стойкий, стужам неподвластный,

Песней славит он зарю.

Знать недаром красный галстук

Дан с рожденья …    (Снегирю)

  1. Носит серенький жилет,

      Но у крыльев чёрный цвет.

      Видишь кружат двадцать пар

      И кричат:

      –Карр! Карр! Карр!     (Ворона)

  1.  Он по рабочему одет –

       Удобно, просто ловко.

       На нём малиновый берет

       И пёстрая спецовка. (Дятел)

  1.  Чик-чирик! К зёрнышкам прыг!

 Клюй, не робей! Кто это?...  (Воробей)

      6.    Вот опять гнездо себе

             Мастерит в печной трубе.

             И туда, на крышу дома,

             Тащит ветки и солому,

             Натаскает ваты, пуха –

           

             Хорошо птенцам и сухо,

             И в колодец-дымоход

             Ни за что не влезет кот!

             Вот смекалка так смекалка!

             Что это за птица?     (Галка)

1 ведущий:

Этих птиц наши знакомые синицы обязательно пригласят в свою птичью столовую.

Ребята, какие пословицы и поговорки о синицах вы знаете?

-  Невелика птичка-синичка, а и та свой праздник помнит.

-  Немного зинька  ест-пьёт, а весело живёт.

-  Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

2 ведущий:

     Вот и подошёл к концу наш праздник. Давайте послушаем стихотворение-призыв Александра Яшина, которое должно пробудить у нас чувство ответственности и уважения к птицам.

Ребёнок  :

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна, -

И нестрашна будет им зима.

Сколько гибнет их не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

1 ведущий:

    Мы благодарим всех, кто пришёл к нам сегодня. Сегодня мы узнали о разнообразии синиц. Мы, люди, не можем позволить погибнуть этим замечательным птицам. Помочь им могут люди, любящие и понимающие природу, уважающие её законы. Не забывайте о птицах. Надеемся, что вы будете беречь и охранять птиц.

Звучит запись песни «Всем нужны друзья»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в средней группе "Птица синица"

Цель: уточнение и расширение  представления детей о синице, её внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях.Задачи: расширять знания детей об условиях жизни птиц зимой, закре...

Конспект непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми по конструированию из бумаги - киригами для детей 6-7 лет «Снегири и синицы»

Итоговое открытое тематическое занятие конструирование из бумаги "Снегири и синицы" -  методом киригами т.е. оригами с использованием ножниц....

Занятие по конструированию "Синица"

Цель: закреплять умение создавать объемное изображение, используя технику сминания бумаги в комочки, развивать мелкую моторику рук, аккуратность, воспитывать заботливое отношение к птицам....

Проект "Птицы синицы..."

Интересный материал о птицах синицах....

Прогулка "Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей"

Обобщить и закрепить представления детей о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц....

"Синичкин день". Синица.

Бережное отношение к природе нельзя объяснить словами, не показывая примеры как это сделать. Лепка из пластилина синичек. На прогулке наблюдение за птицами (в кормушке семечки)....


 

Комментарии