"Эмоциональные игры"
методическая разработка (подготовительная группа)
Эмоциональные игры, сказки для дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrabotka_emotsii.docx | 21.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №27
Калининского района
г.Санкт- Петербург
Методическая разработка
«Эмоциональные игры, сказки.
О сочувствии, жалости и нежности».
Воспитатель: Утарова Анжела Ивановна
г.Санкт-Петербург
2022
Предисловие
Любая образовательная программа дошкольного образования должна обеспечить полноценное развитие детей во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, себе и окружающим. Для старших дошкольников характерно более адекватное проявление эмоций и управление ими. Регулирование эмоций - одна из сторон детского психосоциального развития. В структуру эмоциональных процессов к 6-7 годам входят сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу, что он делает в данный момент, но и в связи с тем, что предстоит сделать. Переживания становятся сложнее и глубже.
Расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание - без них невозможна совместная деятельность и сложные формы общения детей.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования включают в себя:
- способность ребенка договариваться;
- учитывать интересы и чувства окружающих;
- сопереживать неудачам и радоваться успехам близких;
- адекватно проявлять свои чувства, в том числе веру в себя;
- стараться разрешать конфликты;
- уметь выражать свои мысли и желания, использовать речь для передачи своих мыслей, чувств и желаний.
Художественно-эстетическое развитие детей в числе других задач включает стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
Игры на развитие словаря
Словарь старшего дошкольника можно пополнить названиями таких эмоций, как: Интерес – внимательность; радость – удовольствие; удивление – восхищение – изумление; горе – отчаяние – страдание – сострадание; гнев – злость – зависть; обида – досада; презрение – брезгливость- отвращение; страх – испуг; стыд –вина; тревога – беспокойство; сочувствие – жалость – нежность; грусть –печаль.
Игры
«Я чувствую»
Цель: Развитие внимания к эмоциональным состояниям других.
Ход: Детям раздаются карточки с изображением различных эмоций. Ребенок называет изображенное чувство и говорит, когда он его испытывает.
«Руки»
Цель: Развитие умения принимать настроение других людей.
Ход: Дети работают в парах. Ведущий предлагает: познакомиться с руками, поссориться руками, помириться руками, удивиться руками.
«Наоборот»
Цель: Осознание и принятие себя, своих черт характера.
Ход: Дети сидят в кругу, Тот, кому кинули мяч, называет противоположное качество: добрый – злой.
«Я умею»
Цель: Развитие адекватной самооценки; нахождение способов преодоления отрицательных черт характера.
Ход: Дети сидят в кругу. Ведущий каждому кидает мяч. Ребенок называет как можно больше того, что он умеет (и хорошее, и плохое).
«Назови героя»
Цель: учить соотносить эмоциональные состояния и их внешние проявления с героями сказок.
Ход: Ведущий называет черту характера, дети подбирают к ней героя сказки.
«Бумажные развалы»
Цель: Расширение опыта позитивного взаимодействия; развитие умения соотносить свои желания с желаниями и действиями других.
Ход: Сразу оговорить, что дети после занятия все убирают. Затем предлагается начать. Дети стоят в кругу, у каждого запас бумаги. Разорванные кусочки складывают в одну кучу. Когда она станет достаточно большой, детям предлагается всем вместе подбрасывать бумагу вверх.
«Спаси птенца»
Цель: Познакомить детей с методами саморегуляции.
Ход: дети представляют, что у них в руках маленький беспомощный птенец. По сигналу ведущего они вытягивают руки вперед ладонями вверх, затем приближают их к себе. Медленно, по одному пальчику складывают ладони, прячут в них птенца, дышут на него, согревают своим ровным спокойным дыханием. Затем раскрывают ладони и выпускают птенца, представляя, как он радуется свободе. Дети улыбаются, прощаясь с птенцом.
«Встреча эмоций»
Использовать разложенные на 2 группы карточки и попросить представить, как встречаются разные эмоции: та, которая нравится, и так, которая неприятна.
Ведущий изображает «хорошую», ребенок «плохую». Затем они берут карточки из противоположной кучки и так меняются. Объяснить: какое выражение лица будет при встрече 2-х эмоций, как их можно помирить.
«Испорченный телефон»
Все участники игры, кроме 2-х закрывают глаза («спят»). Ведущий молча показывает первому участнику (именно он не закрывают глаза) какую-либо эмоцию при помощи мимики и/или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.
Ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что «телефон» был полностью исправен.
Вопросы при обсуждении:
-По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?;
-Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?;
-Трудно ли было тебе понять другого участника?;
-Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?.
«Снимается кино»
Среди детей выбирается сценарист и режиссер. Они ищут исполнителя главной роли. Всем претендентам дается задание: сценарист называет какого-нибудь сказочного героя, а режиссер называет любое настроение (эмоцию). Актер должен произнести какую-нибудь фразу от лица этого персонажа с заданной интонацией.
«Рисуем настроение»
Это задание очень многогранно по своим целям и способам воплощения. Вот некоторые варианты заданий:
1. Выполнение рисунка на тему: «Мое настроение сейчас».
Каждый рисует эмоцию, какую он хочет. После выполнения задания дети обсуждают, какое настроение пытался передать автор.
Каждый ребенок вытягивает карточку с той или иной эмоцией, которую он должен изобразить.
Рисунки могут быть сюжетные («нарисуй Бармалея, от которого сбежали все игрушки, или ситуацию из твоей жизни, когда ты очень удивился»), так и абстрактные, когда настроение передается через цвет, характер линий (плавные или угловатые, размашистые или мелкие, широкие или тонкие и пр.), композицию различных элементов. Последние («абстрактные рисунки») в большей степени способствуют отреагированию отрицательных эмоций (страха, напряжения), развитию воображения, самовыражения.
«Рассматривание картинки»
Материал: сюжетные или предметные картинки с изображением различных настроений.
Вопрос: «Какое настроение испытывает девочка на одной и на другой картинке?».
«Зеркало»
Один ребенок «зеркало», другой изображает какую-либо эмоцию (например: гнев - губы сжаты, брови нахмурены; удивление - рот чуть-чуть приоткрыт, кончики бровей приподняты, глаза широко открыты), а другой придает своему лицу то же самое выражение.
«Я радуюсь когда . . .»
Цель: расширение представлений детей об эмоции «радость»; формирование положительных эмоций; расширение представление детей о поступках, которые приносят радость.
Оборудование: игрушка гнома, несколько мягких игрушек, кассета с веселой музыкой, изображение веселой девочки, рисунок «пустого» лица для каждого ребёнка, пиктограмма с изображением эмоции «радость», зеркало, маленький мячик, рисунки гномов с изображением глаз, карандаши и листы бумаги (для каждого ребенка).
Педагог называет одного из участников группы, бросает ему мячик и говорит: « (Имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?» Петя ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда …» Затем Петя бросает мячик следующему участнику и, назвав его по имени, в свою очередь просит: «(Имя ребенка), скажи, пожалуйста, когда ты радуешься?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-эмоциональные игры.
Картотека игр на сплочение, на развитие речи....
Детский сад № 2, р.п. Вершина Теи, Рублёва Екатерина Васильевна, Эмоциональные игры взрослого и ребенка
Эмоциональное общение с малышом-одно из самых важных условий развития...
Эмоциональные игры
Презентация...
Игра как ведущая деятельность в развитии эмоциональной сферы и эмоциональной отзывчивости дошкольников
В статье раскрывается проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире.В статье рассматривается взаимосвязь совместной игровой деятельности и развитием эмоциональной отзыв...
социально-эмоциональные игры О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной,
игры ля детей...
Увлекательная эмоциональная игра: «А вот и я»
Увлекательная эмоциональная игра...
Буклет эмоциональные игры
Эмоциональное развитие – важнейшее направление работы с дошкольниками. Важно научить детей корректно реагировать на события, осознавать собственные чувства и переживания, делиться ими, с внимани...