Социально-эмоциональные игры.
материал по развитию речи по теме

Ситникова Елена Васильевна

Картотека игр на сплочение, на развитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon socialno-emocionalnye_igry.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ДСКВ № 95»

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ

КАРТОТЕКА

СИТНИКОВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА

БРАТСК -2013

Игры, которые укрепляют дружеские взаимоотношения

Игра «Солнышко дружбу освещает»

Цель: способствовать объединению и взаимодействию детей в группе.

Взрослый рисует на ватмане большой круг. Затем обрисовывает ладони детей, создавая таким образом лучики солнца. При помощи взрослого дети раскрашивают нарисованные ладошки. В итоге получается красивое разноцветное солнце, которое вывешивается на стене.

 

Игра «Ласковое имя»

Цель: учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка.

Дети, при помощи взрослого называют варианты ласкового имени каждого участника игры, например: Миша, Мишенька, Мишутка, мама, мамочка, мамуля.

 Игра «Угадай животное»

Цель: способствовать развитию самоуважения детей; активизировать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Взрослый объявляет детям, что к ним в гости сейчас придут звери. Детям будет нужно догадаться, какие звери к ним пришли и какое у них было настроение.

Взрослый тихонько договаривается с каждым ребенком том, каких животных они будут изображать.  Дети выходят по очереди и изображают животных, остальные угадывают.

 

Игра «У птички болит крылышко»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Он старается показать, что он грустит. Взрослый предлагает ребятам «пожалеть птичку». Первым «жалеет» ее со словами: «Птичка … (Миша, Лена) хорошая». Затем другие дети тоже «жалеют птичку».

 

 Игра «Покажу, как я люблю»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Взрослый говорит, что можно показать человеку, что ты его любишь, только прикосновениями, без слов. Далее дети показывают, как они любят друг друга. 

 Игра «Невидимая нить»

Цель: сплочение.

Взрослый от лица игрушки предлагает детям сесть на стульчики. В руках у него клубок ярких ниток. Он говорит детям о том, что сейчас они будут передавать этот клубок друг другу. При этом тот, кто держит клубок, должен рассказать о том, какое у него в данный момент настроение, что он чувствует и что хочет пожелать для себя, а может  быть, для других. Дети, которые уже держали клубок, не отпускают его ниточку. Когда клубок вернется к взрослому, дети натягивают нить, закрывают глаза и представляют, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Игры, направленные на снижение агрессии у детей

Игра «Выбиваем пыль»

Каждому участнику даётся "пыльная подушка". Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её "почистить".

Игра «Падающая башня»

Дети по очереди из подушек строят высокую башню. Надо штурмом взять её - (запрыгнуть), издавая победные крики типа: "А-а-а", "Ура!" и т.д.  Каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить. После каждого штурма "болельщики" издают громкие крики одобрения и восхищения: "Молодец!", "Здорово!", "Победа!".

Игра «Ругаемся овощами»

Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а … овощами: "Ты – огурец", "А ты – редиска"

Игры на преодоление страхов

Игра «Жмурки»

Цель: помощь в преодолении страха темноты и замкнутого пространства.

Завяжите глаза ребенку, выполняющему роль водящего. Можно немного раскрутить его, чтобы сложнее было ориентироваться в пространстве, однако это не рекомендуется делать с очень тревожными детьми и с теми, кто испытывает сильный страх темноты. После этого игроки должны разойтись в разные стороны. Когда водящий крикнет: "Замри!" - им следует остановиться на тех местах, где они оказались, и уже никуда не перемещаться. Задача водящего - найти всех участников. В случае если этот процесс затягивается, то можно помочь ему таким способом: все непойманные игроки начинают одновременно хлопать в ладоши. В следующем кону водящим становится тот, кто был найден раньше всех.

Игра «Прятки»

Цель: помощь в преодолении страха одиночества.

Правила этой традиционной игры просты и всем известны, однако когда вы в роли водящего обнаружите ребенка, то не забудьте выразить бурную радость по поводу найденной пропажи. Это эмоциональное подкрепление вознаградит ребенка за те усилия в контроле собственных чувств, которые он приложил, ведь ему пришлось сидеть тихо, возможно, в неудобном положении, одному.

Игра"Быстрые ответы"

Цель: развитие умения быстро действовать в ситуации нехватки времени.

Возьмите мяч. Водящий кидает мяч игроку и задает разные шуточные вопросы. Сразу объясните ребенку, что не нужно искать серьезных или научных ответов, пусть говорит то, что приходит в голову, главное, чтобы ответ подходил по теме и не был явной неправдой. Так, если водящий спрашивает: "Почему у цапли ноги длинные?" - то игрок может ответить: "Чтобы живот не замочить!" или "Потому что на болоте живет". Когда мяч окажется у ребенка, то водящий сразу начинает считать вслух: один, два, три. Если до трех игрок ничего не отвечает, то ему не засчитывается балл. Выигрывает тот, кто набрал больше всего баллов.

Игра "Сказка про мальчика, который боялся"

Возьмите клубок толстых ниток или тесьмы. Придумайте начало рассказа о ребенке, который чего-то боялся. Например, такое: "Жил на свете мальчик Петя. Он был добрым и умным. У него были любящие родители. Наверное, все у Пети было бы хорошо, если бы не его страхи. А боялся он..." На этих словах передайте клубочек ребенку, оставив в своей руке конец нити. Ребенок должен продолжить историю и наделить Петю какими-то страхами. Скорее всего, это будут страхи самого ребенка или те, которые он давно пережил.

Вы также имеете совершенную свободу для творчества и можете повернуть сюжет в нужную сторону, дать косвенную поддержку ребенку, показать, что Вы верите в его силы и обязательно возникнут такие обстоятельства, при которых герой вашей общей сказки отличится, покажет, на что он способен на самом деле. Важно чтобы в конце сказки ребенок победил свои страхи, ему может помочь волшебник или какое-либо волшебное средство (фонарик, волшебное кольцо) или он может убедится в том, что его страхи преувеличены (вспомните мультфильм про Енота и «того, кто сидит в пруду»).

Словесные игры

«Что где храниться»

Цель: развитие речи - от 3 лет

Хлеб — в хлебнице

Сахар — ...

Мыло — ...

Салат — …

Конфеты — ...

Сухари — ...

Салфетки — …

Суп — ... 

«У кого какая мама»

Цель: развитие слухового внимания, речи – от 3 лет

Цыпленок - курица

Теленок - корова

Жеребенок - лошадь

Поросенок - свинья

Львенок - львица

Тигренок – тигрица

 

«Что лишнее?»

Цель: Развитие умения объединять предметы в группу по какому-либо признаку. Определять «лишний» отличающийся от остальных  предмет – от 4 лет

Назовите ребенку три слова из одной категории и четвертое слово «лишнее». Пусть малыш определит лишнее слово. Например, «кошка, собака, хомяк, таракан»- это все домашние животные, кроме…

«Угадай мелодию»

Цель: Развитие слуха, умения петь знакомые мелодии, угадывать их – от 4 лет

Напойте мелодию известной детской песенки. Пусть малыш попробует угадать, какая это песенка.

Если он узнает ее, то пусть споет следующую, а вам придется угадывать.

 

«Скажи одним словом»

Цель: развитие слухового внимания, речи – от 4 лет

Длинное ухо - длинноухий

Короткий хвост - короткохвостый

Длинные рога - длиннорогий

Рыжий хвост -рыжехвостый

Любит труд - трудолюбивый

Ходит быстро - быстроходный

Голубые глаза - голубоглазый

Серые глаза - сероглазый

Крепкий лоб - крепколобый

 

«Измени слово по аналогии»

Цель: развитие речи - от 4 лет

Виноград — виноградина

Картофель — ...

Горох — ...

Жемчуг — ...

Лед — ...

Свинья — ...

Теленок — ...

 

« Да – нет»

Цель: развитие внимания и логики – от 4 лет

Ребенок загадывает слово на заранее выбранную тему. А вы будете задавать вопросы, требующие ответа «Да» или «Нет», и пытаться угадать это слово.

Потом поменяйтесь ролями.

«Да» и «Нет» не говорить – упрощенный вариант»

Цель: научиться контролировать свою речь, стимулирует   навык давать развернутый ответ на   вопрос - от 4 лет

Лучше, чтобы сначала ведущим был взрослый. Затем,  по мере освоения детьми правил игры, роль ведущего может занимать любой ребенок.

Ведущий задает детям вопросы, побуждающие I их односложно ответить «да» или «нет». По правилам, отвечая на вопросы ведущего, нельзя произносить слова: «да», «нет», «черное», «белое». Естественно, ведущий старается задать такой вопрос, чтобы игрок был вынужден нарушить правила. Задача же игрока -ответить правильно, соблюдая условия игры.

«Да» и «нет» не говорить»

Цель: научиться контролировать свою речь, стимулирует   навык давать развернутый ответ на   вопрос - от 5 лет

Ведущий, обращаясь к ребенку, произносит:

—        Вам барыня прислала 100 рублей и 100 копеек и сказала:

не смеяться, не улыбаться, губки «бантиком» не делать, «да» и «нет» не говорить, черный с белым не носить, «р» не выговаривать. Что изволите купить?

Или так:

—        Вам барыня прислала голик да веник, два мешка денег, велела не смеяться, не улыбаться, губки «бантиком» не делать, «да» и «нет» не говорить, черное и белое не носить. Вы поедете на бал?

Дети, отвечая на вопросы, должны соблюдать все введенные ограничения, а ведущий, напротив, старается их провоцировать.

Не правда ли, не смеяться намного сложнее, чем просто не говорить «да» и «нет»?

«Слово - сорняк»

Цель: развитие самоконтроля, внимания, речи – от 5 лет

Выбрать любое часто встречающееся слово. Можно, например, в воспитательных целях выбрать слово  «я» или  «не буду».

Договоритесь с ребенком не произносить его, пока едете в машине. Если вы или малыш все-таки нарушите условие, то тот, кто это первый заметил, произносит: «Ой!» ( или «Проиграла!»).

«Слова на заданную букву»

Цель: развитие слухового внимания, речи, умение выделять первый звук в словах – от 5 лет

Ребенок выбирает любую букву. Наблюдая из окна автомобиля, попробуйте поискать объекты, начинающиеся на нее.

Например, на букву «Т»: транспорт, такси, трактор, таксофон, труба, трасса, троллейбус, трамвай, тротуар.

Если слова иссякли, выберите другую букву.

« Игра в «Города»

Цель: Развивать умение выделять последний звук в слове, определять первый звук в слове, развивать внимание, умение сосредотачиваться – от 5 лет

Лучше вместо городов называть животных (или имена, или вообще любые предметы).

Называете первое слово, а ребенок должен вспомнить животное, начинающееся на последнюю букву. И так далее.

«Поиск рифмы»

Цель: Развитие слухового внимания, умения подбирать слова в рифму – от 5 лет

Начните с простого слова «рот», и по очереди придумывайте слова в рифму «год, компот, бегемот».

Вариант: можно  сочинять целые «стихотворения»: первую строчку придумываете вы, вторую- ребенок, и  так далее по очереди.

«Спортсмены»

Цель: развитие слухового внимания, речи – от 5 лет

Спортсмен, который ходит на лыжах - лыжник

Спортсменка, которая ходит на лыжах — лыжница

Прыгает в воду - прыгун, прыгунья

Плавает в воде - пловец, пловчиха

«Сложные слова»

Цель: развитие слухового внимания, речи – от 5 лет

Рыбу ловит - рыболов

Пчел разводит - пчеловод

Сам летает - самолет

Лес рубит – лесоруб

«Скажи, что они делают»

Цель: развитие слухового внимания, речи – от 5 лет

Кто выращивает хлеб? - хлебороб

Кто выращивает виноград? - виноградарь

Кто выращивает чай? - чаевод

Кто выращивает овощи? - овощевод

«Слово к слову»

Цель: развитие ассоциативное мышление. – от 5 лет

Взрослый называет первое пришедшее в голову слово, скажем «поле», и дает минуту на то, чтобы дети вспомнили предметы, явления, звуки, запахи и т. д., связанные с этим словом или понятием.

Через минуту взрослый просит «расшифровать» другими словами предложенное слово-образ, то есть вспомнить и перечислить все, что игроки могут соотнести с этим образом.

Например, что можно вспомнить о поле: трава, цветы, ветер, стрекотание, комбайн и т. д. и т. п.

«Продолжи сказку»

Цель: развитие творчества, фантазии, речи - от 5 лет

В этой игре можно использовать любые литературные произведения, уже известные ребенку этого возраста, и знакомить его с новыми сказками, рассказами

Взрослый начинает рассказывать сказку, но через некоторое время он должен ее,«забыть» и попросить детей напомнить ему, что было дальше, или самим придумать сказку до конца.

«Невероятные истории»

Цель: развитие творчества, фантазии, речи - от 5 лет

Необходимо   сочинить   совершенно   невероятную новогоднюю историю про свой детский сад, семью или школу, друзей и самого себя. Но с одним условием - она должна быть веселой.

«Измени слово»

Цель: развитие речи, слухового внимания, координации движения – от 5 лет

Для выработки автоматизма в произношении слов эту игру полезно совмещать с какими-либо действиями. Например, взрослый говорит: «Волк», — и хлопает в ладоши один раз, ребенок отвечает: «Волки», — и хлопает в ладоши два раза.

Теленок — телята, много телят;

поросенок — поросята, много поросят;

жеребенок — жеребята, много жеребят;

щенок— щенки, много щенят;
зайчонок — зайчата, много зайчат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на социально - эмоциональное развитие

Как известно, игра составляет ведущую роль в жизни ребенка, особенно дошкольного возраста....

Игры по развитию социально-эмоциональной сферы с детьми в ДОУ

Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции....

Игры и упражнения на развитие социально - эмоциональной сферы (картотека)

Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой - сами существенным образом ...

Дидактические игры по речевому и социально- эмоциональному развитию для детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры по речевому и социально- эмоциональному развитию  для детей старшего дошкольного возраста....

«Роль невербального контакта в социально-эмоциональном развитии ребенка. Музыкальные игры без слов»

Для полноценного качественного развития ребенка ему необходим хороший жизненный невербальный контакт....