Выступление на РМО на тему: «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
материал
Выступление на РМО на тему:
«Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_rmo_dudina_s.n.docx | 23.43 КБ |
prezentatsiya_k_soobshcheniyu_dudina_s.n.ppt | 2.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад им.Ю.А.Гагарина»
Выступление на РМО на тему:
«Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила
воспитатель I категории
Дудина С.Н.
г. Гагарин. 2022г.
Слайд 1.
«Развитие связной речи и познавательного интереса к окружающему миру детей младшего дошкольного возраста посредством мнемотехники».
Слайд 2.
Построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка и развитие связной речи дошкольников – актуальная проблема сегодняшнего времени, диктуемая ФГОС ДО. Вот почему так важно создавать условия для развития связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Изучив научную литературу, опыт педагогов, я нашла методы и приёмы развития связной речи, которые на практике доказали свою эффективность – это приемы мнемотехники - это настоящая палочка-выручалочка в деле обучения.
Слайд 3.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение структуры рассказа, стиха и, конечно, развитие речи.
Слайд 4.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Эта методика основывается на том, что мозг человека гораздо проще «опирается» на образы, и именно по ним проще запомнить слова, фразы и даже цифры, которые до этого запоминались с большим трудом (Простейший пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - запоминание цветов радуги).
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К.Д.Ушинский.
Слайд 5.
Мнемотехника для дошкольников как раз помогает развивать речь, ассоциативное мышление, внимательность, воображение ,упрощает процесс запоминания.
Слайд 6.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Слайд 7.
Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов –отдельный рисунок с определенной информацией, понятные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Так проводится работа над словом .Постепенно вместе с детьми преобразуем абстрактные образы в символы. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».
Слайд 8.
Для того чтобы понять основную последовательность и связность текста, удержать его в памяти, знакомлю детей с мнемодорожкой. Это дидактический материал, схема, в которую занесена определённая информация. Поскольку она вначале незнакома детям, взрослый берет на себя обучающую роль, т. е. доводит до детей содержание, которое вложено в мнемодорожку.
Слайд 9.
Предлагаю разобрать представленную мнемодорожку.
После работы с мнемоквадратами и мнемодорожками переходим к мнемотаблицам.
Слайд 10 – 11.
Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям
Данные схемы помогают детям самостоятельно установить последовательность изложения сюжета; обогащают словарный запас детей.
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из 3 этапов:
1 этап – рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап – перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап – пересказ сказки или рассказа по заданной теме.
Слайды 11 - 19
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом и используются:
- для обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов;
- при пересказах художественной литературы;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихов.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы («Зима», «Весна», «Лето», «Осень»
Постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка с взрослым.
Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры.
Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола – алгоритмы
Иногда, ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы
Слайд 20.
Результаты работы использования мнемосхем
- После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц, дети пересказывают сказки, рассказы, практически на любую тему. В этих сказках отражается собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни.
У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; - появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Считаю, чем раньше начинать учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.
22.05.22 http://aida.ucoz.ru
22.05.22 http://aida.ucoz.ru
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника – помогает развивать: ассоциативное мышление зрительную и слуховую память зрительное и слуховое внимание воображение связную речь мелкую моторику рук 22.05.22 http://aida.ucoz.ru
22.05.22 http://aida.ucoz.ru
22.05.22 http://aida.ucoz.ru
22.05.22 http://aida.ucoz.ru
22.05.22 http://aida.ucoz.ru
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. 22.05.22 http://aida.ucoz.ru
Последовательность работы с мнемотаблицами: 1 этап: р ассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап : о существляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. 3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. 22.05.22 http://aida.ucoz.ru
Где можно использовать мнемосхемы? Обогащение словарного запаса Обучение пересказу Составление рассказов Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок Отгадывание загадок
22.05.22 http://aida.ucoz.ru
22.05.22 http://aida.ucoz.ru
22.05.22 http://aida.ucoz.ru
22.05.22 http://aida.ucoz.ru
22.05.22 http://aida.ucoz.ru
22.05.22 http://aida.ucoz.ru
22.05.22 http://aida.ucoz.ru
У детей: расширяется круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Считаем, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению. 22.05.22 http://aida.ucoz.ru
Зайкова Е.А. мастер - класс 15.01.2013 Коллеги! Дорогу осилит идущий, поэтому я желаю вам творческих успехов в нашей интересной и увлекательной деятельности!
Журналы ''Дошкольное воспитание'' №12 за 2000 г.; №3,10,12 за 2001г.; №4,12 за 2002г; № 9 за1996. Ильина М.В. «Воображение и творческое мышление». Серия «Психологическая служба». Книголюб. М. 2005 Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т.А. «Составление описательных рассказов по опорным схемам» Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005. Тихомирова Л.Ф. ''Познавательные способности детей 5-7 лет''. М. 2005 Юзбекова Е.Ю. «Ступеньки творчества» Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. М. Линка-пресс. 2006. 22.05.22 http://aida.ucoz.ru
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: "Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей " Разучивание стихов с помощью мнемотехники"...
«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?
В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...
«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?
В дошльном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошед...
Проект по развитию речи «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2020-21г
Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ...
Консультация «Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?
В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...
Мастер - класс для педагогов на тему: "Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста"
Практический материал для целевой аудитории: педагоги групп старшего дошкольного возраста....
Проект по развитию речи в старшей группе Развивающая технология «Мнемотехника» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей.Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах худо...