Нетрадиционное рисование в разновозрастной группе в соответствии с ФГОС ДО
материал (младшая, средняя, старшая группа)

Елена Анатольевна Пивоварова

И в десять лет, и в семь, и в пять

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует всё, что его интересует.

Все вызывает интерес: далекий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски,

Всё нарисуем: были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на земле.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    В. Берестов

       Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно нередко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционное рисование в разновозрастной группе

в соответствии с ФГОС ДО. 

И в десять лет, и в семь, и в пять

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует всё, что его интересует.

Все вызывает интерес: далекий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски,

Всё нарисуем: были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на земле.

                                                                                                                     В. Берестов

       Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно нередко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии.

        С самого раннего возраста большинство детей тянется к рисованию. Мы, взрослые, просто обязаны помочь им овладеть этим видом деятельности. Рисование приобщает детей к миру прекрасного: творчески развивает, формирует эстетический вкус, несет в себе элементы психотерапии, успокаивает, отвлекает, занимает.

        В соответствии с ФГОС, эстетическое и художественное развитие имеет смысл расценивать как самостоятельные сферы развития ребёнка-дошкольника.

        С введением ФГОС ДО одним из актуальных направлений модернизации системы образования является художественно-эстетическое развитие, как одно из средств духовно – нравственного, культурного развития личности. Если несколько лет тому назад ставили детей в рамки копирования образца, показывали последовательность и приёмы рисования, учили изображать объекты реалистического мира, то сейчас, используя новые инновационные программы и педагогические технологии, мы стараемся, не навязывая детям свою точку зрения, реализовать свой творческий потенциал. Для этого необходимо умелое и целенаправленное руководство творческим развитием детей. Огромное значение в раскрытии творческого потенциала детей имеет нетрадиционное рисование.

         Одной из целей работы  педагогического коллектива МБОУ начальной - школы детского сада п. Васильево - Петровский   в изобразительной деятельности - это   овладение определенными навыками нетрадиционных способов рисования: рисования акварелью, восковыми и перламутровыми карандашами, формирование элементарных эмоциональных приемов взаимодействия с гуашью; развитие творческих способностей каждого воспитанника, с учетом их индивидуальных особенностей. В своей работе мы опираемся на примерную программу И.А. Лыковой «Цветные ладошки».

Задачи:

-   прививать и поддерживать интерес к нетрадиционным техникам рисования;

-   создать предметно- развивающую среду по художественному творчеству;

- продолжать знакомить дошкольников с нетрадиционными техниками рисования;

-  развивать технические художественные умения и навыки по принципу- от простого к сложному;

-   продолжать развивать чувство цвета, формы, композиции, пространственное воображение, художественный и эстетический вкус;

-   сплотить детский коллектив путем совместного творчества;

- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства;

-   воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;

- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, творческую самореализацию.

       Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции.

       Нетрадиционные техники рисования привлекают детей своей спонтанностью и свободой. Здесь нет никаких правил, а главное – процесс. В ходе таких занятий развивается не только видение и понимание прекрасного, но и фантазия, ловкость, изобретательность и моторика. Нетрадиционные техники стимулируют положительную мотивацию, способствуют выражению индивидуальности ребенка. Комбинирование различных техник побуждает ребенка думать, самостоятельно выбирать подходящие приемы для создания

уникальных и более выразительных произведений.

Нетрадиционные техники: пальцевая живопись, рисование ладошкой и различными оттисками, монотипия, рисование кляксография и т.д.

С детьми младшего дошкольного возраста мы используем:

- рисование пальчиками;

- оттиск печатками из картофеля и т.д.;

- рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста знакомим с более сложными техниками:

- тычок жесткой полусухой кистью;

- печать поролоном;

- отпечатки листьев;

- рисунки из ладошки;

- рисование ватными палочками;

- монотипия предметная.

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

- рисование солью, песком, манкой;

- рисование мыльными пузырями;

- рисование мятой бумагой;

- кляксография с трубочкой;

- монотипия пейзажная;

- печать по трафарету;

- кляксография обычная;

- пластилинография.

      Важную роль в развитии детей играет творческая предметно - развивающая среда, которая стимулирует их на активную деятельность. При организации среды в изобразительной деятельности мы учитываем потребности детей. Они могут самостоятельно и доступно пользоваться традиционными и нетрадиционными изобразительными материалами в группе, при этом учитываем индивидуальные особенности, уровень знаний, умений и навыков в рисовании, возраст дошкольников.

В группе создан уголок для изобразительной деятельности:

- книжки-раскраски по разным темам, наглядные пособия по декоративному рисованию; дидактические игры для развития творческих способностей, воображения;

- гуашь, акварельные краски, восковые карандаши и  мелки, фломастеры,  цветные и  графитные карандаши, набор шариковых ручек, вата, ватные палочки, поролоновые губки, тычки, коктельные трубочки, оттиски разных форм,  сухие листья и т. д. ; глина, пластилин, тесто, бумага различной фактуры и размера, картон, клей ПВА;

- кисти с натуральным ворсом и щетина, ножницы, палитры, доски для лепки, печатки, валик, палочки, штампы, поролон, трафареты по темам; панно для выставки детских работ, магнитная доска, мольберты; клеенчатые скатерти, подставки под кисти, банки.

Таким образом, творческая предметно-развивающая среда обеспечивает принцип доступности и максимально комфортное состояние дошкольников в группе.

Развитие творческих способностей у детей разновозрастной группы осуществляем с помощью тех же методов и приемов, что и у детей одновозрастной группы. Организация обучения и воспитания в группе имеет определенную сложность, поскольку требует знаний специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными возрастными особенностями воспитанников.

Развитие художественной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования происходит поэтапно:

-   от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к сложным;

-   от использования готового оборудования, материала к применению, которые необходимо самим изготовить;

-  от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

-   от применения в рисунке одного вида техники к использованию несколько нетрадиционных техник изображения;

-  от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов в нетрадиционной технике рисования.

        Законченные работы выставляем на магнитную доску или раскладываем на столе в конце занятия. Анализ художественной деятельности важен для развития детского творчества, прежде всего тем, что дети видят результаты своей деятельности, учатся решать изобразительные задачи. Дети с удовольствием любят рассматривать свои работы, говорить о них. Эту активность мы поддерживаем, развиваем. Анализ работ обязательно связываем с изобразительной задачей. Оцениваем не самого ребёнка, а его рисунок.

       Чтоб заинтересовать детей, предлагаем выбрать понравившиеся работы, рассказать, почему они понравились. В другом случае, обращаемся к самому автору с тем, чтобы он объяснил, почему изобразил такую форму, в третьем – предлагаем каждому исполнителю оценить свою работу. Итог подводим всей группой.

         Одной из задач, стоящих перед педагогами дошкольного учреждения – это работа с родителями. Согласно новому образовательному стандарту, родители должны выступать не как наблюдатели, а как равноправные партнеры, принимающие активное участие в воспитании и развитии личности ребенка.             Родители принимают участие во всех мероприятиях, проводимых в учреждении: конкурсах с детьми, праздниках, в оформлении выставок, в мастер-классах. Проведение совместной работы помогает развивать искреннюю заинтересованность родителей, поднять авторитет семьи, сплотить детей, родителей, педагогов.

Таким образом:

  1. воспитатели, организовывая учебный процесс в разновозрастной группе, должны четко определить цель, задачи, содержание. Хорошо владеть методикой проведения изобразительной деятельности с детьми в разновозрастной группе;
  2. программные требования дифференцируются для каждой возрастной группы за счет разных способов выполнения определенного задания;
  3. материал, подготовленный к образовательной деятельности, должен содержать общие элементы для детей всех подгрупп, что дает возможность объединить воспитанников для проведения игр, выполнения определенных заданий;
  4. при организации художественно-творческой деятельности необходимо учитывать индивидуальные, возрастные особенности для детей разновозрастной группы;
  5. правильная организация по художественно-творческой деятельности детей, создание благоприятных условий способствуют развитию творческих способностей детей разного возраста;
  6.  систематическая совместная работа педагогов, родителей и детей, способствует укреплению детско-родительских отношений.

Список используемой литературы.

1.Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

2.Примерная программа «Цветные ладошки» И.А. Лыкова.

3.Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический план для старшей разновозрастной группы в соответствии с ФГОС ДО

Тематический план позволит педагогам доу выстроить свою совместную образовательную деятельность с детьми в соответствии с принципом тематизма...

Нетрадиционное рисование в разновозрастной группе

Дошкольный возраст – самый пластичный, «впитывающий» и творческий. В это время ребенок в полной мере осваивает речь, получает знания о мире, развивает мелкую и общую моторику. Кроме того, именно дошко...