Конспект занятия по музыке "Зима"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по музыке в подготовительной группе на тему: «Зима»
Цель: на примере произведений о зиме показать детям взаимосвязь музыки и живописи.
Задачи:
Обучающие:
- формировать умение детей различать оттенки настроений, смену характера музыки и передавать настроение, характер музыки;
- закрепить знания детей о различных средствах музыкальной выразительности и о музыкальных инструментах;
- закрепить и обобщить знания о зиме и ее признаках через эмоциональное восприятие произведений искусства.
Развивающие:
- расширить кругозор, обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки;
- способствовать развитию творческой активности детей в музыкальной исполнительской деятельности;
- развивать эстетические оценки, суждения, умение соотносить образы по настроению в музыке, живописи.
Воспитывающие:
- воспитывать у детей эмоциональное отношение к классической музыке, живописи, искусству слова;
- формировать интерес к окружающему миру, эмоционально-целостное отношение к нему;
- воспитывать бережное, заботливое отношение ко всему живому.
Предварительная работа:
- Чтение стихов на зимнюю тематику, заучивание песен;
- Индивидуальная работа с детьми.
Оборудование и материалы:
- «Декабрь» из цикла «Времена года» (музыка П.И. Чайковского).
- «Осень, милая, шурши» (муз. М. Еремеева, сл. С. Еремеев).
- «Коротенькое лето опять пропало где-то» (муз. неизв., сл. неизв.).
- «Ночью от людей по секрету» (муз. неизв., сл. неизв.).
- Репродукция картины В. Янова «Зима».
Ход
Воспитатель: Ребята, скажите, какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: А вы знаете, что уже завтра наступит зима?
Дети: Да!
Воспитатель: Какие зимние месяцы вы знаете?
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: Какой первый зимний месяц?
Дети: Декабрь.
Воспитатель: Начинает зиму декабрь. Но капризна и переменчива погода зимой, особенно в нашем крае. От смены погоды, меняется и наше настроение. Когда выпавший снег полежит-полежит, порадует нас своей белизной и красотой и вдруг растает. Какое настроение у вас становится?
Дети: Грустным, печальным.
Воспитатель: Но вот опять заснежило, и повалил густой, пушистый снег. Поднимается у вас от этого настроение? Каким становится наше настроение?
Дети: Да! Радостным, веселым, праздничным.
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться на прогулку в зимний лес. Представьте, что мы попали в заснеженный лес, посмотрите, какой он сейчас красивый: все деревья оделись в волшебный наряд, птиц не слышно, вся природа уснула, тишина.
Дети идут по воображаемому лесу и любуются им.
Воспитатель: Посмотрите, какие высокие сугробы у нас на пути! Чтобы нам в них не утонуть, давайте пойдем, высоко поднимая ноги. Проводится упражнение — ходьба с высоким подниманием колен (через воображаемые сугробы) под мелодию.
Воспитатель: Вдруг из-за дерева выскакивает маленький зайчик и прыгает. Давайте изобразим зайчика.
Дети изображают зайца
Воспитатель: А за зайчиком бежит хитрая лисичка. Она подкрадывается к зайчику, пытается его поймать. Давайте изобразим лисичку.
Дети изображают лисичку
Воспитатель: Вот мы и оказались на зимней полянке, давайте присядем и полюбуемся красотами леса. Каким вы представляете себе этот лес?
Дети: Этот лес окутан большим слоем снега, он как волшебный, всё сияет в нем.
Воспитатель: Многие восхищались красотами русского леса, в том числе и художник Виктор Янов. Он написал замечательную картину, которая называется «Зима».
Дети рассматривают картину Виктора Янова «Зима».
Воспитатель: На этой картине художник Виктор Янов изобразил зиму. Рано утром он выглянул в окно и ахнул! Что за сказочная картина открылась перед ним! Расскажите, что так порадовало художника.
Дети: Хорошая погода, солнечное утро, всё запорошило снегом.
Воспитатель: Какая по настроению эта картина?
Дети: Яркая, громкая, светлая, веселая.
Воспитатель: Многие композиторы, поэты, живописцы любили это время года за его волшебную красоту, чистые, яркие, сверкающие краски.
Посмотрите на портрет и скажите, как зовут этого композитора?
Дети: Петр Ильич Чайковский.
Воспитатель: Расскажите, что вы уже знаете об этом композиторе? Давайте послушаем музыку, в которой композитор изобразил зиму.
Слушание пьесы «Декабрь» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского
Воспитатель: Сейчас мы прослушали пьесу «Декабрь» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского. У этой пьесы есть и второе название – Святки. Святки — это старинный праздник перед Новым годом. На святки ходили ряженые из дома в дом, девушки гадали о своей будущей судьбе. В семьях царило праздничное веселье. Ряженые, одетые не по обычаю, а ради шутки, ходили на святках из дома в дом, пели святочные песни, водили хороводы. В домах их угощали, одаривали подарками.
Вот так писал об этом празднике поэт (Эпиграф из В.А. Жуковского):
«Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали.»
Воспитатель: Сказочная мелодия, не правда ли? Какая музыка по характеру?
Дети: Добрая, волшебная, изящная, воздушная, сказочная.
Воспитатель: Скажите, какой основной инструмент вы услышали в этом музыкальном фрагменте?
Дети: фортепиано.
Воспитатель: Давайте повторим, как называется эта музыка? Кто автор?
Дети: «Декабрь. Святки», П.И.Чайковский.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами в лесу, а что нужно делать, если мы потеряемся?
Дети: Надо покричать, позвать друг друга: «Ау!».
Воспитатель: Правильно. Давайте потренируемся на всякий случай.
Упражнение для развития голоса «Ау».
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам спеть песню про зиму.
Ночью от людей по секрету
Вьюга поработать успела:
Город был вчера разноцветным,
А сегодня стал белым-белым.
Я не прячусь дома от стужи,
Я по снегу топаю смело -
Мне ведь обязательно нужно
Что-нибудь хорошее сделать!
Дед Мороз из сказочной сумки
Всюду рассыпает снежинки
В окнах заблестели рисунки
И переводные картинки
Я не прячусь дома от стужи,
Я по снегу топаю смело -
Мне ведь обязательно нужно
Что-нибудь хорошее сделать!
Воспитатель: Но давайте поблагодарим осень и сделаем для неё что-то приятное.
Исполнение осенней песни
Коротенькое лето опять пропало где-то…
Ему на смену осень явилась тут как тут!
По своему хотенью меняет настроенье –
Недаром люди осень «капризкою» зовут
Сегодня для народа – приятная погода:
На небе светит солнце, и ветра нет совсем
А завтра – вот вам здрасьте! – унылое ненастье!
И зонтики цветные понадобятся всем.
Да-да, да-да, понадобятся всем!
Хоровод «Осень» под песню «Осень, милая, шурши» (муз. М. Еремеева, сл. С. Еремеев).
1. Осень очень хороша,
Хороша, хороша!
Осень ходит не спеша,
Ходит не спеша.
Есть у осени наряд
Золотой, золотой!
Удивляет всех подряд
Осень красотой.
Припев:
Осень милая, шурши
Листьями вокруг.
Провожать не спеши
Журавлей на юг! (2 раза)
2. Осень долго не грустит,
Не грустит, не грустит.
Даже если снег летит,
Снег с дождём летит.
Мокрым стал её наряд,
Стал он тоньше, чем был.
Всё равно огнём горят
Ягоды рябин!
Припев.
Воспитатель: О каком времени года мы сегодня говорили? Творчество какого композитора мы сегодня вспомнили? Какое произведение этого композитора мы прослушали? Какое второе название у пьесы «Декабрь»?
Дети: Мы сегодня говорили о зиме. Мы вспоминали творчество П.И. Чайковского. Пьеса «Декабрь» из цикла «Времена года». Второе название пьесы – «Святки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.
В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...