«Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьями детей раннего возраста с нарушением слуха»
статья
В настоящее время в Российской Федерации большое внимание уделяется созданию условий, обеспечивающих и расширяющих возможности психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста и их семей. Современные этапы развития общества требуют новых отношений семьи и детского сада, которые могут быть определены как социальное партнерство, сотрудничество и взаимодействие в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие и сотрудничество между педагогами ДОО и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
В данной статье изложены особенности раннего возраста у детей с нарушением слуха, а так же различные формы и методы взаимодействия ДОО с семьями детей раннего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_doo_s_semyami_detey_rannego_vozrasta_s_narusheniem_sluha.docx | 30.16 КБ |
Предварительный просмотр:
«Взаимодействие дошкольной образовательной организации
с семьями детей раннего возраста с нарушением слуха»
Попова Анна Олеговна
Воспитатель. ГБДОУ детский сад «Кудесница»
Ранний возраст – важный и ответственный этап в жизни ребенка, который во многом определяет его дальнейшее развитие. Этот возрастной этап имеет характерные особенности, отличающие его от других периодов детства.
В этот период формируются основные привычки, навыки, определяется характер человека, его физические и психические качества. Развиваются познавательные способности, речь, игровая деятельность, общение со взрослыми и сверстниками, складываются основные личностные новообразования. т.е. закладываются основы всей последующей жизни.
Нарушения слуха в раннем и дошкольном возрасте оказывают особенно сильное влияние на последующее развитие ребенка. В сложной структуре развития ребенка со сниженным слухом наряду с первичным недостатком слухового анализатора отмечается своеобразие в формировании его речи и других психических процессов. Различные стороны психического развития детей с нарушениями слуха в раннем и дошкольном возрасте являлись предметом научных исследований Р. М. Боскис, Г. Л. Выгодской, А. А. Катаевой, Б. Д. Корсунской, Э. И. Леонгард, и др.
В раннем возрасте, приблизительно до года, когда дети еще не говорят, различие между слышащими и глухими очень незначительно. Постепенно, по мере того как слышащий ребенок овладевает речью, это различие увеличивается. Глухой ребенок не начинает говорить, и развитие его, если оно протекает без слов, ограничено.
В связи с этим раннее воспитание и обучение глухих и слабослышащих детей приобретает важное значение, это подтверждается исследованиями ученых-психологов, доказавших, что направленное, т. е. специально организованное, воспитание и обучение с первых дней жизни имеет огромное значение для всестороннего развития детей.
Главными задачами воспитания и обучения детей раннего возраста являются сохранение здоровья ребёнка, полноценное физическое развитие, развитие речи, развитие игровой деятельности, сенсорное развитие, формирование основных психических процессов, развитие умственных познавательных и творческих способностей.
Наряду с общественным, т. е. воспитанием в детском саду, сохраняет свое огромное значение и семейное воспитание. Семья и дошкольная образовательная организация – два воспитательных института, каждый из которых по-своему влияет на приобретение социального опыта, формирование личностных качеств ребенка.
Идею раннего воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей в семье широко пропагандировали Е. Ф. и Ф. A. Pay, которые организовывали консультации и курсы для матерей глухих детей, давали рекомендации по вопросам формирования словесной речи и другим проблемам воспитания и обучения. В 30—40-е гг. они подготовили ряд статей и методических рекомендаций для родителей глухих и тугоухих детей.
В 50 – 60-е гг. проблемой воспитания в семье активно занималась Б. Д. Корсунская, которой была написана книга «Воспитание глухого дошкольника в семье» (1970), содержащая ряд полезных советов и рекомендаций по воспитанию и обучению глухих детей до поступления в детский сад и в период обучения в дошкольном учреждении.
В 60 –70-е гг. А. А. Венгер, Г. Л. Выгодская и Э. И. Леонгард провели исследования, выявившие значительные возможности семейного воспитания глухих и слабослышащих детей раннего и дошкольного возраста. Эти возможности были обусловлены ранним началом общеразвивающей и коррекционной работы, созданием речевой среды в семье, использованием слуховых аппаратов, длительной работой по развитию речевого слуха как основы для развития навыков слухо-зрительного восприятия речи и формирования ее произносительной стороны, специальной работой по развитию письменной речи. А так же подготовили методические рекомендации в виде «Заданий для родителей», пользуясь которыми многие родители смогли начать работу по развитию детей в первые два года жизни и проводить ее в течение всего дошкольного периода, обеспечивая высокий уровень общего и речевого развития детей.
В настоящее время помощь родителям, воспитывающим детей с нарушениями слуха в семье, рассматривается в работах Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсоновой, Е. А. Ивановой, Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымской и др. Их материалы содержат информацию по организации работы с детьми раннего возраста.
Не смотря на множество существующих форм образования и воспитания глухих и слабослышащих детей, семья, воспитывающая ребенка с нарушением слуха, сталкивается с социально-психологическими и педагогическими трудностями. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными.
В группе родителей детей с нарушениями слуха можно выделить две категории: родители с нормальным слухом и родители, страдающие нарушением слуховой функции. Вторая группа родителей, согласно исследованию Н.В. Мазуровой, не испытывает особых переживаний в силу идентификации нарушений ребенка с их собственными. Для родителей первой группы нарушение слуха у ребенка является фрустрирующим препятствием к установлению естественного социального контакта и межличностных связей. Это влечет за собой искажение внутрисемейных отношений и родительских позиций, провоцирует негативное отношение глухих детей к близким и оказывает деформирующее влияние на развитие их личности (Н.В. Мазурова, Т.Г. Богданова).
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольной образовательной организацией, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В основе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей.
Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Что по-новому определяют работу с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей – к формированию компетентного родителя и осознанного родительства – составляющих успешной социализации ребенка.
Успех в воспитании и обучении детей с нарушениями слуха в дошкольном учреждении в значительной мере зависит от объединения усилий педагогов и родителей, от того, как родители понимают задачи работы с ребенком и могут участвовать в их решении.
Работа с родителями – важная сторона деятельности администрации и педагогов дошкольного учреждения. В проведении такой работы необходимо проявить не только профессиональную грамотность, но и деликатность, такт и сочувствие, а также последовательность и настойчивость.
В работе с родителями можно условно выделить следующие задачи:
- Формирование у родителей правильного понимания целей воспитания и обучения ребенка с нарушенным слухом.
- Осуществление совместной с коллективом дошкольного учреждения работы по всестороннему развитию.
- Распространение знаний по различным направлениям педагогической деятельности, знакомство родителей с приемами и методами коррекционной работы.
- Изучение опыта семейного воспитания, распространение его среди родителей, использование в деятельности дошкольного учреждения.
Одним из условий решения этих задач является знакомство с составом семьи каждого ребенка, характером воспитания ребенка. Информация о семьях детей должна быть многоплановой.
От специалистов дошкольной образовательной организации требуется знание психолого-педагогических технологий.
Психолого-педагогическое просвещение родителей осуществляется в двух аспектах.
- Информативное просвещение:
- Знакомство с возрастными особенностями детей;
- Знакомство с видами оздоровительных мероприятий в семье;
- Знакомство с методами воспитательно-образовательного процесса в семье.
- Обучающее просвещение по овладению родителями практических умений и навыков:
- Организация и руководство детской деятельностью;
- Развитие речи детей;
- Укрепление физического и психического состояния детей;
- Развитие любознательности детей;
- Формирование творческого воображения, предпосылки учебной деятельности у детей.
В настоящее время с целью оказания систематической коррекционно-педагогической помощи, консультирования родителей по вопросам воспитания и обучения детей раннего возраста с нарушениями слуха в дошкольных образовательных учреждениях разных видов могут быть организованы группы кратковременного пребывания. Направления и формы работы строятся на основе оказания теоретической и практической помощи.
Для реализации сотрудничества дошкольной образовательной организации с семьями детей раннего дошкольного возраста с нарушением слуха используют различные формы и методы взаимодействия:
1. Индивидуальные формы работы с родителями;
Форма работы, имеющая важнейшее значение для установления взаимопонимания с ними, лучшего понимания педагогами особенностей развития ребенка с нарушенным слухом. К таким формам относятся беседы с родителями, консультации, посещение педагогами семьи, посещение родителями занятий в детском саду, подготовка заданий и рекомендаций для детей на выходные и праздничные дни, переписка с родителями. Наиболее эффективных способов оказания помощи семье и детям выступает педагогическое сопровождение, которое определяется как система организационных, диагностических и развивающих мероприятий для родителей и детей, направленных на совершенствование способов и методов развития ребенка, его творческого потенциала.
- Коллективные формы работы с родителями;
К ним относятся проведение общих и групповых родительских собраний, лекториев, тематических собраний, организация «круглых столов», конференций для родителей, семинаров по обмену опытом работы с детьми, групповых консультаций, дней открытых дверей, организация выставок детских работ, утренников и праздников, участие в мероприятиях детского сада и группы и т. д.
- Родительские собрания являются одной из распространенных форм работы с родителями. Собрания могут быть общими для всех родителей детского сада или групповыми. На общих собраниях родителей знакомят с содержанием работы детского сада, определяют линии взаимосвязи дошкольного учреждения и родителей, заслушиваются отчеты администрации о деятельности в течение определенного периода времени, отчеты родительского комитета. На родительских собраниях заслушиваются доклады по тематике, интересной всем родителям.
- Лектории предполагают систематическое знакомство родителей с общими вопросами сурдопсихологии и сурдопедагогики по заранее составленному администрацией плану. Лекции для родителей, с которыми выступают врач, методист, психолог, сурдопедагоги, как правило, проводятся один раз в месяц.
- «Круглый стол» форма работы тематикой которых часто являются конкретные проблемы обучения и воспитания дошкольников с нарушениями слуха: вопросы слухопротезирования, правильное использование звукоусиливающей аппаратуры, взаимосвязь различных форм речи в обучении языку, работа по развитию слухового восприятия в семье, контроль за произношением детей и др.
- Консультации для родителей. При проведении общих или групповых тематических консультаций родители заранее могут оставить вопросы в письменной форме. По мере накопления их по одной тематике формируется содержание групповых консультаций для родителей.
- «Конференции». Важной и полезной формой работы является организация родительских конференций, целью которых является распространение опыта работы родителей по воспитанию и обучению детей в семье.
- «День открытых дверей». Одной из форм работы с родителями являются дни открытых дверей, в течение которых родители могут посетить фронтальные и индивидуальные занятия, понаблюдать за общением детей и их занятиями, во время проведения режимных моментов, встретиться и побеседовать с педагогами, старшим воспитателем, заведующей.
- Наглядно-информационные формы работы;
Одной из форм работы с родителями является использование различных наглядных материалов: выставок детских работ, оформление информационных стендов, так называемых уголков для родителей. Знакомство с продуктами детской деятельности –рисунками, аппликациями и др.
- Досуговые формы работы;
Проведение детско-родительских занятий в виде игры, соревнования, театральные постановки сказок, праздника, совместная проектная деятельность, мастер-классы. Художественное совместное творчество способствует организации общения, позволяет строить отношения партнерства и сотрудничества, помогает взрослым лучше понимать внутренний мир ребенка.
- Неформальные формы работы;
Важнейшей задачей сотрудников детского сада является создание единого коллектива в лице детей, педагогов и родителей. Формирование доверия, общего участия в судьбе ребенка лучше всего обеспечивается в организации событий. Неформальные встречи одна из нетрадиционных форм работы позволяющая родителям наблюдать за ребенком в различных ситуациях, в том числе и за тем, как ребенок общается со сверстниками, какие проблемы возникают у него в процессе общения. К неформальным формам работы относится проведение праздничных чаепитий с участием детей, родителей и педагогов, празднование дней рождения детей дома или в детском саду, организация совместных экскурсий, выходов и выездов на природу, в парки.
Взаимодействие в образовательном процессе представляет собой систему взаимообусловленных контактов в единстве социальных, психологических и педагогических связей, где социальная сторона предопределяет результат педагогического взаимодействия, психологическая обеспечивает механизм его осуществления, а педагогическая создает ту среду, в рамках которой становится необходимым и возможным сам процесс организации педагогического взаимодействия. Главное условие развития взаимодействия с семьей – общение в системе «педагог-ребенок-родитель».
Многие ученые (Т. В. Арнаутова, Л. В. Глебова, Т. А. Давыдова, О. Л. Зверева, Т. А Куликова., В. А. Сухомлинский, и др.) утверждают о целесообразности совместного участия, взаимодействия этих двух систем в воспитании подрастающего поколения. Идея взаимодействия общественного и семейного воспитания прошла длинный путь своего развития в России и за рубежом.
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.
Работа с ребенком с нарушением слуха должна начинаться в раннем возрасте. Ему необходимо не только развитие в привычном понимании, но и развитие механизмов, компенсирующих сенсорный дефект и помощь в формировании языка и речи, которую он должен получать не только в специальных коррекционных учреждениях, но и от своих родителей.
Дошкольная образовательная организация – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, где начинается их педагогическое просвещение. Создание образовательного пространства в дошкольной организации с привлечением семьи как среды развития личности ребенка является одним из перспективных направлений развития системы дошкольного образования в России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей, имеющих детей раннего возраста с нарушением слуха
Рекомендации для родителей, имеющих детей раннего возраста с нарушением слуха, дают возможность добиваться положительных результатов в развитие ребёнка....
Влияние семейного воспитания на развитие детей раннего возраста с нарушенным слухом.
Влияние семейного воспитания на развитие детей раннего возраста с нарушенным слухом....
Сенсорная и доречевая готовность детей раннего возраста с нарушением слуха к непосредственной образовательной деятельности на первом году обучения.
Для сурдопедагогов...
Конспект открытого интегративного занятия на тему «Встреча птиц» для детей раннего возраста с нарушением слуха.
Восприятие музыки через интеграцию различных видов деятельности. Ознакомление детей с птицами, их голосами, обитающими в городе и в лесу с изготовление поделки "Птица в гнездышке"...
ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА.
ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА.Одной из основных задач обучения детей с нарушением слуха является формирование у них у...
Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию детей раннего возраста с нарушениями слуха по теме «Разноцветные флажки»
Вашему вниманию представляется конспект совместной образовательной деятельности...
Конспект совместной познавательной деятельности в группе детей раннего возраста с нарушениями слуха по теме «Овощи»
Уважаемые коллеги, Вашему вниманию представляется конспект НОД по познавательному развитию детей с нарушениями слуха...