ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА.
статья по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему
ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА.
Одной из основных задач обучения детей с нарушением слуха является формирование у них устной речи - ее восприятия на слухо-зрительной и слуховой основе и воспроизведения - произношения. А задачей обучения произношению является формирование внятной, членораздельной, правильной речи.
В дошкольный период особое место занимает использование фонетической ритмики как одного из эффективных методов работы над произносительной стороной речи.
Фонетическая ритмика несет важный аспект компенсации - между двигательными кинестезиями и кинестезиями артикуляционного аппарата устанавливаются прочные нейродинамические связи, благодаря которым формируется устная речь детей с нарушением слуха.
Фонетическая ритмика основана на подражании движений тела, которые сопровождаются произнесением звуков, слогов, слов, фраз. Двигательные возможности маленьких детей постепенно развиваются, и постепенно движения становятся более точными, в том числе и мелкие движения и артикуляционные. Таким образом, движения ведут за собой произношение.
Основной целью применяемого метода является соединение работы речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики.
Задачами являются:
1.ВЫЗЫВАНИЕ,АВТОМАТИЗАЦИЯ.ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКОВ
2. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
3. РАБОТА НАД ГОЛОСОМ И ИНТОНАЦИЕЙ.
Особенности организации фонетической ритмики
Фонетическая ритмика относится к фронтальным формам работы
Фонетическая ритмика может проводиться как самостоятельное занятием, так и включаться в начало любой образовательной деятельности, в том числе быть частью музыкально-ритмического занятия, или занятия по физической культуре.
-в индивидуальное занятие включается перед работой над звуками
-время проведения зависит от возраста детей и вида образовательной деятельности - 3-5-7 минут
-- упражнения проводятся стоя, сидя на полу или лежа (при работе над дыханием) и не проводится сидя за столами при работе над звуками
--при проведении ФР с детьми раннего возраста детям предлагаются в первую очередь упражнения, связанные с игровыми действиями, используются действия с игрушками, предметами, музыкальными инструментами,
--в упражнениях применяются специальные приемы сопряженного и отраженного проговаривания звуков, слогов, слов, фраз, тактильного контроля, а по мере овладения грамотой - чтения
-предъявляемый для воспроизведения материал необходимо подбирать в соответствии с речевыми и двигательными возможностями детей
-движения, сопровождающие речь при работе над различными сторонами произношения различаются амплитудой, длительностью и интенсивностью
Направления работы по формированию произносительных навыков у детей с нарушением слуха
Все они одинаково важны в работе над речью и тесно связаны между собой. В методике использования фонетической ритмики при работе над различными сторонами произношения, разработанной в сурдопедагогике, отражена система постепенно усложняющихся упражнений :
-по отделению одного слога от ряда слогов
-по изменению длительности, слитности, темпа произнесения речевого материала, силы и высоты голоса
-по работе над ритмической и интонационной стороной речи
-по вызыванию и автоматизации звуков
Примеры упражнений по каждому разделу работы над произносительной стороной речи детей раннего возраста с нарушением слуха.
Если не удается вызвать голосовые реакции с помощью фонетической ритмики, то работа начинается с вызывания голоса с помощью тактильно-вибрационного контроля, который может быть прямым и перекрестным. Такой прием позволяет ребенку ощутить вибрации гортани, щек, носа, почувствовать локализацию, физиологию воспроизводимого звука.
ВЫЗЫВАНИЕ ЗВУКОВ
Первые 1,5-2 года обучения, в период нерегламентированного усвоения звукового состава, осуществляется работа по вызыванию звуков раннего онтогенеза. С помощью фонетической ритмики педагог пытается вызвать те или иные звуки. Как правило, работа начинается со звука А
Затем вызываются согласные П Б М
Все появившиеся гласные включаются в упражнения
-произносятся долго и кратко
- громко и тихо
- высоким и низким голосом
Появившиеся у детей согласные звуки закрепляются со всеми гласными, которые уже доступны их произнесению,
Если удалось вызвать И - переходят к работе с дифтонгами - Я(ЙА) Е(ЙО) Ю(ЙУ) Е (ЙЭ)
Последовательность работы со звуками доступно и подробно представлена в материалах авторов О.О.Новиковой и Н.Д.Шматко.
Вызывание одного звука длится до 2-х недель, если звук не получается вызвать - переходят к следующему, а затем к нему снова возвращаются
В фонетической ритмике движения, сопровождающие гласные звуки, как правило, плавные и продолжительные, а при глухих взрывных согласных П Т К движения быстрые, резкие, напряженные , при произнесении звонких взрывных согласных Б Д Г- движения быстрые, но расслабленные.
Работа по обучению отделения одного слога от ряда слогов проводится в начальный период обучения.
В начале работа проводится на материале слога ПА. По мере появления в речи детей других звуков, в упражнения включается новый речевой материал.
--стучать мячом о пол - папапа, вытянуть обе руки вперед - па.
--выбрасывать вперед кисти рук, сжатые в кулак - пупупу, вытянуть вперед одну руку -пу.
-- шаги на месте - татата, топнуть ногой - та.
РАБОТА НАД ДЛИТЕЛЬНОСТЬЮ ЗВУЧАНИЙ
В упражнения на длительное произнесение звуков и слогов включаются игры с куклой, мишкой и другими игрушками, при этом долгое звучание сопровождается длительным и плавным движением, а краткое - быстрым и коротким.
--укачивание куклы - А-А-А, кукла проснулась - а.
-- Медленный подъем рук через стороны вверх, с произнесением ООО, наклон вперед или в сторону О!
--поезд, машина едет - У-У-У, поворот - У.
В качестве предварительной работы по данному разделу на специальном занятии по развитию слухового восприятия детям предъявляются краткие и длительные звучания музыкальных игрушек ( дудка ), аудиозаписей гудков парохода, машины и игра «Солнышко « : с подкладыванием к солнышку длинных или коротких лучей в зависимости от того, какой звук прозвучал.
РАБОТА НАД СЛИТНОСТЬЮ ЗВУЧАНИЙ
Упражнения на слитность звучаний также проводятся в начальный период обучения с детьми 2-х- 3-х лет Речевым материалом служат только слоги. В них включаются звуки, уже вызванные у детей. Слитные, без пауз, движения соответствуют слитному произнесению слогов, а движения с паузами - раздельному. Используются прямые слоги с глухими взрывными согласными П и Т.
-бежать под музыку на носочках произнося слитно ПАПАПА, при изменении мелодии -шагать, произнося раздельно - ПА ПА ПА
-сжатые в кулаки руки резко опускать вниз, слитно произнося ПАПАПА, с паузами стучать кулаком о кулак - ПА-ПА-ПА.
--пройти по коврику-дорожке -ТАТАТА или ПАПАПА, прыгать двумя ногами через лужу, кочку или по следам.
--изображая мишку, покачиваться из стороны в сторону - ТОТОТО, топать одной ногой - ТО-ТО-ТО
--хлопать в ладоши перед грудью -ТАТАТА, хлопать над головой - ТА-ТА-ТА.
Подобные упражнения помогают формировать слитную речь.
РАБОТА НАД ТЕМПОМ ПРОИЗНЕСЕНИЯ
Начинается с первого года обучения и продолжается в течении всего дошкольного периода. Упражнения проводятся с целью научить детей двигаться в разном темпе, сопровождая движения произнесением слогов. Речевым материалом, как правило, на начальном этапе обучения являются слоги ПА и ТА, например:
-чередование бега и ходьбы с произнесением слогов ПАПАПА в различном темпе под сопровождение звучаний бубна и барабана
--шаги на месте в быстром и медленном темпе или
аналогичная игра. Но движения выполняются игрушкой-
кукла, мишка, зайка, кошка идет -ТА_ТА_ТА или ПА_ПА_ПА, бежит - ТАТАТА или ПАПАПА
--пальчиковая игра -пальчики идут, пальчики бегут.
Темп наращивается постепенно, с учетом возможностей детей. Проведение подобных упражнений способствуют формированию внятности речи. В дальнейшем, умение произвольно изменять темп речи, способствует решению этой задачи.
РАБОТА НАД ИЗМЕНЕНИЕМ СИЛЫ ГОЛОСА
Начинается после того, как у детей в ходе первоначальных коррекционных занятий голос уже вызван. Движения сопровождающиеся произнесением слогов тихо и громко, должны значительно различаться амплитудой.
В обучении детей изменению силы голоса можно использовать такие игры как
--разбудим куклу, мишку, тетю - дети на носочках подходят к спящему, произнося тихо папапа, а по сигналу педагога, громко топают, произнося громким голосом - ПАПАПА.
-шагать на месте или ходить по кругу под звучания барабана и бубна- обычным шагом под тихие удары бубна - папапа и высоко поднимая ноги под громкие удары барабана - ПАПАПА.
--изображать легкий ветерок, покачиваясь и произнося тихо - у-у-у и сильный ветер, попеременно размахивая ленточками, произнося громко - У-У-У.
В качестве предварительной работы на занятиях по РСВ детям предлагаются для восприятия громкие и тихие неречевые и речевые звучания - музыкальные игрушки, голоса животных и людей, игра с микрофоном
РАБОТА НАД ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНОЙ РЕЧИ
Начинается с первого года обучения и продолжается на протяжении всего дошкольного периода. На начальном этапе в качестве речевого материала используются гласные звуки и простые слоги, с постепенным введением коротких слов и фраз.
Дети учатся передавать ту или иную интонацию на основе подражания педагогу, как в спонтанно возникших ситуациях, так и специально созданных, с использованием прежде всего пластики тела, мимики, естественных жестов и доступных вокализаций.
В игровых упражнениях дети учатся передавать различные эмоциональные состояния:
-БОЛЬ - а-а-а, бобо, болит голова, мне больно.
-РАДОСТЬ - А! АМ-АМ! МАМА! БИ-БИ! УРА!
-ВОПРОС - А? МАМА? ГДЕ? НЕТ? ЧТО ТАМ? У КОГО?
- ПРОСЬБА - А, А-А-А, ДАЙ, НА, ВОТ, ИДИ КО МНЕ, ТЕТЯ ПОЛЯ, ИДИ , ПОМОГИ
-ОСУЖДЕНИЕ - А, А-А-А, АЙ-АЙ-АЙ, ФУ! ПЛОХО!!
- УСТАЛОСТЬ - О-О-О ОХ! УСТАЛА НЕ ХОЧУ, Я УСТАЛА
Педагог вместе с детьми разыгрывает сценки - что кто-то потерялся, что-то сломалось, кто-то заболел, упал, имитирует повадки различных животных, инсценирует доступные детям сказки.
Такая деятельность способствует формированию умений выражать эмоции разнообразными интонационными средствами и создают предпосылки к овладению детьми с нарушением слуха наиболее сложной составляющей фонетической системы языка - речевой интонацией.
В процессе ежедневной, целенаправленной работы над различными сторонами произношения с помощью фонетической ритмики:
-У детей развивается двигательная сфера - движения становятся более точными.
-Развивается речевое дыхание.
-Развиваются подражательные способности.
-Формируется мотивация к совместной деятельности.
-Появляется речевая активность - у детей возникают вокализации-звуки, слоги, лепетные слова.
-Предметная деятельность становится более осмысленной.
-Происходят положительные изменения когнитивных процессов - внимания, памяти, мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
foneticheskaya_gimnastika_dlya_seminara_gotovyy_variant.pdf | 2.34 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фонетическая ритмика - как одна из важных составляющих в формировании произношения и развития естественных движений у детей с нарушением слуха
Значение фонетической ритмики в развитии речи детей с нарушением слуха...
Использование речевой ритмики в работе над произношением дошкольников с нарушенным слухом
Консультация для родителей...
Использование речевой ритмики в работе над произношением дошкольников с нарушенным слухом
Консультация для родителей...
"Применение фонетической (речевой) ритмики во время проведения режимных моментов как средства коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушениями слуха"
Данная статья освещает содержание, цель и задачи работы над произносительной стороной речи у дошкольников с нарушениями слуха с использованием мотода фонетичесой (речевой) ритмики во время проведения ...
Обследование произношения дошкольника с нарушенным слухом
Сделано на основе "Альбома Обследование произношения дошкольника с нарушенным слухом Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская 2004 г....
Использование фонетической ритмики в работе с детьми с нарушениями речи
Одной из методик, направленных на формирование чувства ритма, является ритмика. В педагогическом аспекте ритмика – это система физических упражнений, построенная на связи дв...