Сенсорная и доречевая готовность детей раннего возраста с нарушением слуха к непосредственной образовательной деятельности на первом году обучения.
статья по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Сенсорная и доречевая готовность детей раннего возраста с нарушением слуха к непосредственной образовательной деятельности на первом году обучения.
На всех этапах дошкольного обучения детей с нарушением слуха, очень важным моментом является своевременное оказание дефектологической помощи ребёнку и семье. Успешность усвоения словаря воспитанниками во многом зависит от базовых сенсорных и познавательных способностей, с которыми приходит ребёнок в ДОУ.
Когда мы знакомимся с новыми детьми, большое внимание уделяется адаптации ребёнка раннего возраста к режиму и помещениям детского сада. И конечно в процессе наблюдений и индивидуальной диагностики (в форме игры) мы определяем насколько готов каждый ребёнок к восприятию заданий по программе Л.П.Носковой.
В начале учебного года в группах детей с нарушением слуха проводится комплексное психолого-педагогическое обследование по следующим направлениям:
Протоколы обследования сенсорного развития
Протокол педагогического обследования слуха
Протокол обследования социального развития
Протокол обследования состояния речи в условиях специальной проверки
Протокол обследования умения подражать движениям
Протокол обследования наглядно-действенного мышления
Именно благодаря такому объёмному обследованию мы можем наметить план индивидуальной коррекционной работы с малышами.
Намеченный индивидуальный маршрут создаёт базу для слухоречевого развития ребёнка.
Задания для детей раннего возраста несколько отличаются друг от друга даже в пределах одной возрастной категории. Например, задания для детей 1,5 лет – 2 лет, будут отличаться от заданий для детей от 2 – 2,5 лет и от заданий для детей от 2,5 – 3 лет. Например, если мы оцениваем уровень сенсорного развития, то перечень заданий будет такой:
1,5лет – 2года
Опустить формы в гнёзда соответствующей плоскости (3)
Сгруппировать однородные предметы по цвету при выборе из 2
Сгруппировать однородные предметы по величине при выборе из 2
Сгруппировать однородные предметы, учитывая цвет и форму (шары и кубы разного цвета)
Нанизать 5 одинаковых по величине колец на стержень.
2 года – 2,5 года
Вложить формы в гнёзда соответствующей плоскости (4)
Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 2
Сложить одноцветную пирамиду из 3-х колец
Сложить две пирамиды разного цвета из 3-х колец
2,5 года – 3 года
Вложить формы в гнёзда соответствующей плоскости (4)
Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 2
Сложить одноцветную пирамиду из 3-х колец
Сложить картину из 2 частей разрезанную вертикально
3года – 4 года
Опустить формы в соответствующие прорези(6)
Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 6
Сложить пирамиду из 3 колец чередуя их цвет
Сложить разрезную картинку из 4 частей
И, несмотря на этот, узко дифференцированный возрастной подход в обследовании малышей, мы видим, насколько важна именно ранняя коррекционная помощь детям с нарушением слуха. Так, например, мы отмечем у детей отсутствие способности к целенаправленным подражательным действиям. Мы видим, что для организации элементарной речевой игры в мяч (оп-оп, на, дай-дай), необходимо научить ребёнка удержать мяч в руках, отталкивать мяч руками, затем ловить мяч.
Конечно, очень важно сформировать речевую мотивацию через предметные действия. И одновременно мы осуществляем работу по привлечению внимания ребёнка к мимике и артикуляции взрослого.
Малышам с нарушением слуха, как и для детей с нормальным слухом необходимо преодолеть в обследовании предмета разобщённость между зрительной и осязательной ориентировкой. То есть важно наладить координацию «рука – глаз» в непосредственном обследовании новых предметов, и сформировать потребность искать поддержку и одобрение на лице взрослых. А для глухих и слабослышащих детей научиться удерживать в поле зрения и взрослого, и предметы (с которыми ребёнок играет) крайне важно.
Так как наши маленькие воспитанники не умеют удерживать взгляд на лице говорящего, то мы обучаем родителей создавать для ребёнка мотивацию на речевой контакт, и помогаем формировать у ребёнка навыки речевого общения. Ребёнок с нарушением слуха начинает испытывать на себе новую информационную нагрузку, так как взрослый, начинает обращает внимание ребёнка на дополнительные стороны общения: артикуляцию говорящего, мимику говорящего, естественные жесты говорящего, реакция говорящего во время предметных действий.
Часто в домашних условиях со слабослышащими детьми, как правило, родители не стремятся установить целенаправленный речевой контакт. Мамы таких малышей говорят «ну он же не слышит, как с ним говорить». И поэтому, одной из задач нашего учреждения становится ещё и обучение родителей.
Так как уровень сенсорной готовности малышей не соответствует возрастным нормам, то неумение детей обращать внимание на сенсорные составляющие (цвет, величина) приводит к тому, что речевое общение (артикуляция, звукоподражания) малыш просто не в состоянии воспринимать. Во время речевой диагностики, как правило, мы фиксируем отсутствие у детей звукоподражаний, простых и лепетных слов. У малышей из семьи глухих могут отсутствовать даже не соотнесённые звукосочетания (вокализации).
Кроме нарушения слуха и ЗРР, в последние годы у детей отмечается нарушения зрения (астигматизм, гиперметропия сетчатки), нарушения в работе ОДА или ЗМР. Примерные рекомендации и напоминания для родителей в первые месяцы сотрудничества могут быть такими: надевать ребёнку регулярно индивидуальные слуховые аппараты; приносить очки; удерживать визуальный контакт, в процессе элементарных предметных игр дома.
Таким образом, успешность сенсорного и речевого развития воспитанников ДОУ зависит от многих факторов и условий. Именно доречевая готовность становится фундаментальной базой, на которой мы начнём формировать навыки речевого общения. Обязательным условием является своевременное и регулярное реагирование родителей на рекомендации дефектолога и сотрудников детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов Монтессори-педагогики в применении сенсорного материала для детей дошкольного возраста с нарушением слуха
В данной работе раскрывается применение сенсорного материала, который служит развитию чувственного восприятия ребенка, который может быть и применен, в свою очередь, и в работе со слабослышащими дошко...
ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА.
ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА.Одной из основных задач обучения детей с нарушением слуха является формирование у них у...
Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию детей раннего возраста с нарушениями слуха по теме «Разноцветные флажки»
Вашему вниманию представляется конспект совместной образовательной деятельности...
Конспект совместной познавательной деятельности в группе детей раннего возраста с нарушениями слуха по теме «Овощи»
Уважаемые коллеги, Вашему вниманию представляется конспект НОД по познавательному развитию детей с нарушениями слуха...
Конспект совместной познавательной деятельности по теме "Одежда" в группе детей раннего возраста с нарушениями слуха
Представлен примерный конспект совместной познавательной деятельности...
Конспект совместной познавательной деятельности в группе детей раннего возраста с нарушениями слуха по теме «Кукла Тата моет посуду»
Конспект совместной познавательной деятельности в группе детей раннего возраста с нарушениями слуха по теме «Кукла Тата моет посуду»...
«Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьями детей раннего возраста с нарушением слуха»
В настоящее время в Российской Федерации большое внимание уделяется созданию условий, обеспечивающих и расширяющих возможности психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста и их семей...