Опыт работы на тему: "Буктрейлер как инновационное средство формирования интереса детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе"
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Октябрьский детский сад № 4»
Опыт работы на тему:
«Буктрейлер как инновационное средство формирования интереса детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе»
Выполнила: воспитатель МДОУ
«Октябрьский детский сад № 4»,
Вигелина В. С.
с. Октябрьское 2021
«Книга — это свет, через который дети
видят и познают мир и самих себя»
Актуальность
Трудно переоценить значение книг в жизни ребенка. Ведь они служат для того, чтобы знакомить и расширять представление детей о мире, знакомить его с предметным миром, природой, всем, что его окружает. Учит фантазировать, думать, анализировать и оценивать собственные и чужие поступки. Книга, является незаменимым инструментом, помогающим воспитывать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности в ребенке. Чтение способствует увеличению словарного запаса ребенка, развивает его речь. А каждое новое слово, ставшее понятным, расширяет границы мира, обогащает его новыми смыслами.
У современных дошкольников мы наблюдаем заметное снижение интереса к чтению книг. Все чаще дети проводят свое свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. Теряется и традиция семейного чтения. Родители, в силу своей занятости, мало и редко читают книги своим детям дома. Большинство из них плохо ориентируется в представлении о книгах для детей дошкольного возраста.
Ребенка дошкольного возраста можно лишь условно назвать «читателем». Это больше «слушатель». Выбор книги для него полностью зависит от взрослого человека. Только от родителей и педагогов, работающих с детьми, зависит развитие интереса ребенка к литературным произведениям, их тематике и то, станет ли он в дальнейшем настоящим, увлеченным читателем.
Поэтому одной из важнейших направлений работы педагогов дошкольного образования является задача пробудить, развивать и поддержать интерес к чтению книг у детей. Найти эффективные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей.
С целью выявления уровня сформированности интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста использовалась методика Г. А. Урунтаевой, с учётом требований знаний и умений основной образовательной программы ДОУ.
В сентябре 2020 г. был проведён мониторинг, который включал в себя три основных направления: вхождение в сюжет, сопереживание героям, эмоциональная оценка событий.
- вхождение в сюжет (низкий уровень 50 %, средний уровень-50%, высокий – 0%);
- сопереживание героям (низкий уровень имеют 45 %, средний уровень-55%, высокий - 0%);
- эмоциональная оценка событий (низкий уровень имеют 40 %, средний уровень-60%, высокий – 0 %).
По результат мониторинга был разработан долгосрочный проект «Буктрейлер как средство формирования интереса детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе».
Буктрейлер – это одно из средств приобщения детей к книге. Это сочетание двух английских слов: бук- книга, трейлер- рекламный ролик о фильме. Совмещая эти два названия, мы получаем- рекламный ролик о книге. Но все же буктрейлер ̶ это больше, чем реклама. Это рассказ о книге, направленный на развитие заинтересованности читателя, привлечение внимания к книге с помощью визуальных средств.
Цель: развить интерес к чтению детской литературы посредством современных мультимедийных технологий в творческой деятельности детей.
Задачи:
- создать у дошкольников чувства принадлежности к группе, развитие положительных эмоций от общего, творческого дела;
- познакомить с профессиями людей, создающих буктрейлеры;
- воспитывать интерес к книгам;
- активизировать родителей к совместной творческой деятельности с детьми;
- повысить уровень осведомленности родителей в вопросе изготовления буктрейлера.
Условия реализации:
Для осуществления поставленных цели и задач необходимо создание в группе соответствующих условий.
- Программно-методическое обеспечение работы: разработка плана деятельности над видео проектом, установка компьютерных программ для создания видеороликов.
- Материально-техническое обеспечение:
- компьютер/ ноутбук с программным обеспечением необходимым для работы, видео редактор (например Movavi Video Editor Plus 2021)$
- проектор или другое устройство для демонстрации материалов;
- фотоаппарат или телефон (с возможностью делать снимки);
- штатив;
- микрофон.
Основные этапы реализации.
- Подготовительный: обсуждение любимых книг, беседа с детьми о мотивации к чтению; разработка конспектов занятий, картотек.
- Практический: разработка сценария для рекламного ролика, распределение ролей, организация съёмки, монтаж ролика и озвучка.
- Итоговый: организация детско-родительской встречи с презентацией готового ролика, с целью мотивирования родителей на создание видеоролика в домашних условиях.
Первый этап - подготовительный
Чтобы понять, какие истории считаются увлекательными для ребят дошкольного возраста, в группе был проведён «День любимой книги», интервьюирование детей, в процессе которого они в свободной форме выражают свои предпочтения, размышляют о пользе чтения.
На подготовительном этапе было разработано планирование по проекту.
Планирование по проекту
Месяц | Тема | Цель: |
Сентябрь | Литературная викторина «Путешествие по сказкам». | Выяснить, какие сказки и каких сказочных героев знают дети. Выявить лучших знатоков сказок, способствовать развитию речи детей, воображения, мышления, памяти. |
Октябрь | Вводное занятие. Знакомство детей с понятием «Буктрейлер». Просмотр готового буктрейлера А. Ремизова «Хлебный голос». Беседа по просмотренному буктрейлеру. Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос». | Формировать универсальные предпосылки учебной деятельности старших дошкольников, через знакомство детей с основами создания буктрейлера. |
Ноябрь | Игра для развития сценических способностей «Превращение предмета». | Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию. |
Создание буктрейлера по русской народной сказке «Репка». | Совершенствование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в создании буктрейлера. | |
Показ буктрейлера сказки «Репка» детям 1-й младшей группы. | Развивать интерес к сказке. | |
Декабрь | Игра для развития сценических способностей «Измени голос». | Развивать внимание, наблюдательность, воображение детей. |
Подготовка к созданию буктрейлера (выбор произведения, распределение ролей, создание декораций). | Формировать универсальные предпосылки учебной деятельности старших дошкольников, через знакомство детей с основами видеоролика. | |
Создание буктрейлера по русской народной сказке «Колобок». | Формировать универсальные предпосылки учебной деятельности старших дошкольников, через знакомство детей с основами создания буктрейлера. | |
Показ буктрейлера сказки «Колобок» детям 2-й младшей группы. | Развивать интерес к сказке. | |
Январь | Зимние сказки и рассказы. Подготовка к созданию буктрейлера (создание декораций). | Формировать универсальные предпосылки учебной деятельности старших дошкольников, через знакомство детей с основами видеоролика. |
Игра для развития сценических способностей «Узнай по носу». | Развивать внимание, наблюдательность. | |
Февраль | Создание с детьми буктрейлера по русской народной сказке «Лиса и волк». | Продолжать знакомить детей с основными этапами создания буктрейлера с использованием пластилина. |
Показ буктрейлера детям средней группы. | Развивать интерес к сказке. | |
Март | В гостях у В. Сутеева. (презентация) | Познакомить с творчеством и биографией писателя – сказочника В. Сутеева. |
Викторина по сказкам В. Сутеева. | Развивать интерес к художественной литературе. | |
Чтение сказки В. Сутеева «Под грибом». Понимание содержания литературного произведения. | Развивать познавательную деятельность и речь ребенка в процессе ознакомления с художественной литературой. | |
Апрель | Подготовка к созданию буктрейлера (распределение ролей, заучивание слов, репетиции) | Формировать у детей интерес к заучиванию стихотворных строк, репетициям. |
Упражнение для развитие сценических способностей «Придумай животное». | Учить комбинировать различные детали при создании нового образа. | |
Создание буктрейлера сказки В.Сутеева «Под грибом». | Продолжать знакомить детей с основными этапами создания буктрейлера с использованием театрализованной деятельности. | |
Май | Изготовление приглашений на премьеру буктрейлера сказки В. Сутеева «Под грибом». | Формировать у детей интерес создать собственное приглашение. |
Организация детско – родительской встречи, совместный просмотр буктрейлера сказки В. Сутеева «Под грибом». | Способствовать германизации детско-родительских отношений. | |
Мастер-класс для родителей на тему «Буктрейлер как технология повышения интереса к чтению и любви к книге» (создание буктрейлера по сказке С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»). | Познакомить родителей с интерактивными технологиями и практическими приемами воспитания у детей интереса к чтению и любви к книге. |
Так же были разработаны:
- Конспекты занятий:
- «Создание буктрейлера по сказке «Репка»;
- «Создание буктрейлера по сказке «Колобок»;
- «Создание буктрейлера по сказке «Лиса и волк»;
- «Создание буктрейлера по сказке В. Сутеева «Под грибом».
- Литературные викторины:
- «Путешествие по сказкам»;
- «По произведениям В. Сутеева»
- Мастер-класс для родителей:
- «Буктрейлер как технология повышения интереса к чтению и любви к книге»
- Сборник подборок:
- «Музыкальные произведения для буктрейлеров»;
- Картотека дидактических игр и упражнений для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Второй этап - практический
Этап, в котором дети на практике знакомятся с технологией создания видеоролика:
1 пункт: сценарий.
Перед тем, как начать разрабатывать сценарий, необходимо определиться, какой именно ролик вы будете снимать. По визуальному ряду буктрейлеры можно разделить на:
- игровые (мини фильм по книге);
- неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, тематическими рисунками, фотографиями и т. п.);
- анимационные (мультфильм по книге).
В рамках работы с дошкольниками, наиболее удобным для создания является «игровой» вид буктрейлера, так как для реализации творческого замысла можно эффективно использовать возможности театрализованной деятельности, а также создать условия для организации сюжетно-ролевой игры «Съемочная площадка», где дети старшего дошкольного возраста смогут проявить свою индивидуальность в новой для себя роли.
По содержанию делятся на:
- повествовательные (презентующие основу сюжета произведения);
- атмосферные (передающие основные настроения книги и читательские эмоции);
- концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).
2 пункт: распределение ролей.
3 пункт: организация съёмки.
4 пункт: монтаж.
5 пункт: озвучивание.
Так, с детьми были созданы следующие буктрейлеры:
Буктрейлер по сказке «Репка». Вспомнив все этапы создания трейлера по сказке, дети, с помощью загадки, узнают какой буктрейлер будут создавать.
Буктрейлер по сказке «Колобок». Отправившись в путешествие на лесную полянку, дети по пути встречают колобка, который сообщает печальную новость, о том, что сказку про него не хотят читать, ребята предлагают свою помощь, ведь они знают, как помочь колобку и заинтересовать читателей.
Буктрейлер по сказке «Лиса и волк». Волшебный сундучок открывается, сказка начинается. Выполнив дидактическое упражнение, дети с помощью иллюстраций приступают к съёмке очередного буктрейлера по сказке «Лиса и волк».
Буктрейлер по сказке В. Сутеева «Под грибом». Очутившись в лесу, дети находят корзинку с загадками, и перевоплощаются в героев очередной сказки, театральное представление ложится в основу сюжета нового буктрейлера.
Третий этап – итоговый
Важным условием развития и поддержания интереса детей к книгам является взаимодействие педагогов и родителей воспитанников. Знакомить с художественными произведениями, читать их детям должны не только в образовательных учреждениях, но и дома. Именно семья является той средой, где формируется интерес и любовь к книгам. Семейные чтения, как не что другое, формируют личность ребенка, изначальное отношение к художественным произведениям, привычку к чтению.
С родителями была организованна детско – родительская встреча, с просмотром готового буктрейлера по сказке В. Сутеева «Под грибом», а так же мастер-класс на тему «Буктрейлер как технология повышения интереса к чтению и любви к книге».
В мае месяце 2021 г. был проведён повторный мониторинг определения уровня формированности интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста.
1. вхождение в сюжет (низкий уровень 0 %, средний уровень 30 %, высокий – 70 %);
2. сопереживание героям (низкий уровень имеют 0 %, средний уровень- 20 %, высокий - 80 %);
3. эмоциональная оценка событий (низкий уровень имеют 0%, средний уровень-30 %, высокий – 70 %).
Сентябрь 2020 г.
Май 2021 г.
По результатам реализации проекта у детей повысился интерес к художественной литературе; наблюдается легкое вхождение ребёнка в сказочный сюжет и при этом отмечается проявление радости, огорчения, удивления, сопереживания как реакция на действия героев и события сказки, ребенок осуществляет оценку событий.
Систематическое использование буктрейлера в педагогической деятельности постепенно приводит к стремлению детей самим создавать минифильмы по мотивам литературных произведений.
Буктрейлер как новая форма работы с дошкольниками, является достаточно эффективной по созданию мотивации и условий для привлечения интереса детей к книге, тем самым способствует гармоничному развитию личности ребенка в практической творческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка мероприятий по формированию представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы
Предсталвены методы, приёмы по правовому воспитанию детей...
Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу.
План по самообразованию....
Презентация на тему: "Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу"
Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу....
План работы по самообразованию воспитателя старшей группы по теме: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу ».
Главной задачей является формирование у детей умения оценивать свои поступки и поступки сверстников через художественные образы и сюжеты. ...
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе по средствам продуктивной деятельности.
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественной литературепо средствам продуктивной деятельности.«Детское чтение играет крупную роль в жизни ребят, гораздо более крупную, чем в ж...
Рабочая программа кружка Тема: «Буктрейлер как средство формирования интереса детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе «Карусель сказок»
Медиапроектирование в детском саду...
План по самообразованию Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу» на 2022-2024 учебный год старшая группа №23
План по самообразованиюТема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу»на 2022-2024 учебный годста...