Опыт работы на тему: "Буктрейлер как инновационное средство формирования интереса детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе"
материал

опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_sozdaniyu_buktreylera.docx58.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Октябрьский детский сад № 4»

Опыт работы на тему:

 «Буктрейлер как инновационное средство формирования интереса детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе»

Выполнила: воспитатель МДОУ

«Октябрьский детский сад № 4»,

Вигелина В. С.

с. Октябрьское 2021

«Книга — это свет, через который дети

видят и познают мир и самих себя»

Актуальность

Трудно переоценить значение книг в жизни ребенка. Ведь они служат для того, чтобы знакомить и расширять представление детей о мире, знакомить его с предметным миром, природой, всем, что его окружает. Учит фантазировать, думать, анализировать и оценивать собственные и чужие поступки. Книга, является незаменимым инструментом, помогающим воспитывать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности в ребенке. Чтение способствует увеличению словарного запаса ребенка, развивает его речь. А каждое новое слово, ставшее понятным, расширяет границы мира, обогащает его новыми смыслами.

У современных дошкольников мы наблюдаем заметное снижение интереса к чтению книг. Все чаще дети проводят свое свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. Теряется и традиция семейного чтения. Родители, в силу своей занятости, мало и редко читают книги своим детям дома. Большинство из них плохо ориентируется в представлении о книгах для детей дошкольного возраста.

Ребенка дошкольного возраста можно лишь условно назвать «читателем». Это больше «слушатель». Выбор книги для него полностью зависит от взрослого человека. Только от родителей и педагогов, работающих с детьми, зависит развитие интереса ребенка к литературным произведениям, их тематике и то, станет ли он в дальнейшем настоящим, увлеченным читателем.

Поэтому одной из важнейших направлений работы педагогов дошкольного образования является задача пробудить, развивать и поддержать интерес к чтению книг у детей. Найти эффективные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей.

С целью выявления уровня сформированности интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста использовалась методика Г. А. Урунтаевой, с учётом требований знаний и умений основной образовательной программы ДОУ.

В сентябре 2020 г. был проведён мониторинг, который включал в себя три основных направления: вхождение в сюжет, сопереживание героям, эмоциональная оценка событий.

  1. вхождение в сюжет (низкий уровень 50 %, средний уровень-50%, высокий – 0%);
  2. сопереживание героям (низкий уровень имеют 45 %, средний уровень-55%, высокий  - 0%);
  3. эмоциональная оценка событий (низкий уровень имеют 40 %, средний уровень-60%, высокий – 0 %).

             По результат мониторинга был разработан долгосрочный проект «Буктрейлер как средство формирования интереса детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе».

Буктрейлер – это одно из средств приобщения детей к книге. Это сочетание двух английских слов: бук- книга, трейлер- рекламный ролик о фильме. Совмещая эти два названия, мы получаем- рекламный ролик о книге. Но все же буктрейлер  ̶  это больше, чем реклама. Это рассказ о книге, направленный на развитие заинтересованности читателя, привлечение внимания к книге с помощью визуальных средств. 

Цель: развить интерес к чтению детской литературы посредством современных мультимедийных технологий в творческой деятельности детей.        

Задачи:

  • создать у дошкольников чувства принадлежности к группе, развитие положительных эмоций от общего, творческого дела;
  • познакомить с профессиями людей, создающих буктрейлеры;
  • воспитывать интерес к книгам;
  • активизировать родителей к совместной творческой деятельности с детьми;
  • повысить уровень осведомленности родителей в вопросе изготовления буктрейлера.

Условия реализации:

Для осуществления поставленных цели и задач необходимо создание в группе соответствующих условий.

  1. Программно-методическое обеспечение работы: разработка плана деятельности над видео проектом, установка компьютерных программ для создания видеороликов.
  2. Материально-техническое обеспечение:
  • компьютер/ ноутбук с программным обеспечением необходимым для работы, видео редактор (например Movavi Video Editor Plus 2021)$
  • проектор или другое устройство для демонстрации материалов;
  • фотоаппарат или телефон (с возможностью делать снимки);
  • штатив;
  • микрофон.

Основные этапы реализации.

  1. Подготовительный: обсуждение любимых книг, беседа с детьми о мотивации к чтению; разработка конспектов занятий, картотек.
  2. Практический: разработка сценария для рекламного ролика, распределение ролей, организация съёмки, монтаж ролика и озвучка.
  3. Итоговый: организация детско-родительской встречи с презентацией готового ролика, с целью мотивирования родителей на создание видеоролика в домашних условиях.

Первый этап - подготовительный

Чтобы понять, какие истории считаются увлекательными для ребят дошкольного возраста, в группе был проведён «День любимой книги», интервьюирование детей, в процессе которого они в свободной форме выражают свои предпочтения, размышляют о пользе чтения.

На подготовительном этапе было разработано планирование по проекту.

Планирование по проекту

Месяц

Тема

Цель:

Сентябрь

Литературная викторина «Путешествие по сказкам».

Выяснить, какие сказки и каких сказочных героев знают дети. Выявить лучших знатоков сказок, способствовать развитию речи детей, воображения, мышления, памяти.

 Октябрь

Вводное занятие. Знакомство детей с понятием «Буктрейлер». Просмотр готового буктрейлера А. Ремизова «Хлебный голос».

Беседа по просмотренному буктрейлеру.

Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос».

Формировать универсальные предпосылки учебной деятельности старших дошкольников, через знакомство детей с основами создания буктрейлера.

 Ноябрь

Игра для развития сценических способностей «Превращение предмета».

Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.

Создание буктрейлера по русской народной сказке «Репка».

Совершенствование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в создании буктрейлера.

Показ буктрейлера сказки «Репка» детям 1-й младшей группы.

Развивать интерес к сказке.

Декабрь

Игра для развития сценических способностей «Измени голос».

Развивать внимание, наблюдательность, воображение детей.

Подготовка к созданию буктрейлера (выбор произведения, распределение ролей, создание декораций).

Формировать универсальные предпосылки учебной деятельности старших дошкольников, через знакомство детей с основами видеоролика.

Создание буктрейлера по русской народной сказке «Колобок».

Формировать универсальные предпосылки учебной деятельности старших дошкольников, через знакомство детей с основами создания буктрейлера.

Показ буктрейлера сказки «Колобок» детям 2-й младшей группы.

Развивать интерес к сказке.

Январь

Зимние сказки и рассказы.

Подготовка к созданию буктрейлера (создание декораций).

Формировать универсальные предпосылки учебной деятельности старших дошкольников, через знакомство детей с основами видеоролика.

Игра для развития сценических способностей «Узнай по носу».

Развивать внимание, наблюдательность.

Февраль

Создание с детьми буктрейлера по русской народной сказке «Лиса и волк».

Продолжать знакомить детей с основными этапами создания буктрейлера с использованием пластилина.

Показ буктрейлера детям средней группы.

Развивать интерес к сказке.

 Март

В гостях у В. Сутеева.  (презентация)

Познакомить с творчеством и биографией писателя – сказочника В. Сутеева.

Викторина по сказкам В. Сутеева.

Развивать интерес к художественной литературе.

Чтение сказки В. Сутеева «Под грибом». Понимание содержания литературного произведения.

Развивать познавательную деятельность и речь ребенка в процессе ознакомления с художественной литературой.

Апрель

Подготовка к созданию буктрейлера (распределение ролей, заучивание слов, репетиции)

Формировать у детей интерес к заучиванию стихотворных строк, репетициям.

Упражнение для развитие сценических способностей «Придумай животное».

Учить комбинировать различные детали при создании нового образа.

Создание буктрейлера сказки В.Сутеева «Под грибом».

Продолжать знакомить детей с основными этапами создания буктрейлера с использованием театрализованной деятельности.

Май

Изготовление приглашений на премьеру буктрейлера сказки В. Сутеева «Под грибом».

Формировать у детей интерес создать собственное приглашение.

Организация детско – родительской встречи, совместный просмотр буктрейлера сказки В. Сутеева «Под грибом».

Способствовать германизации детско-родительских отношений.

Мастер-класс для родителей на тему «Буктрейлер как технология повышения интереса к чтению и любви к книге» (создание буктрейлера по сказке С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»).

Познакомить родителей с интерактивными технологиями и практическими приемами воспитания у детей интереса к чтению и любви к книге.

Так же были разработаны:

  1. Конспекты занятий:
  • «Создание буктрейлера по сказке «Репка»;
  • «Создание буктрейлера по сказке «Колобок»;
  • «Создание буктрейлера по сказке «Лиса и волк»;
  • «Создание буктрейлера по сказке В. Сутеева «Под грибом».
  1. Литературные викторины:
  • «Путешествие по сказкам»;
  • «По произведениям В. Сутеева»
  1. Мастер-класс для родителей:
  • «Буктрейлер как технология повышения интереса к чтению и любви к книге»
  1. Сборник подборок:
  • «Музыкальные произведения для буктрейлеров»;
  1. Картотека дидактических игр и упражнений для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Второй этап - практический

Этап, в котором дети на практике знакомятся с технологией создания видеоролика:

1 пункт: сценарий.

Перед тем, как начать разрабатывать сценарий, необходимо определиться, какой именно ролик вы будете снимать. По визуальному ряду буктрейлеры можно разделить на:

  • игровые (мини фильм по книге);
  • неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, тематическими рисунками, фотографиями и т. п.);
  • анимационные (мультфильм по книге).

В рамках работы с дошкольниками, наиболее удобным для создания является «игровой» вид буктрейлера, так как для реализации творческого замысла можно эффективно использовать возможности театрализованной деятельности, а также создать условия для организации сюжетно-ролевой игры «Съемочная площадка», где дети старшего дошкольного возраста смогут проявить свою индивидуальность в новой для себя роли.

По содержанию делятся на:

  • повествовательные (презентующие основу сюжета произведения);
  • атмосферные (передающие основные настроения книги и читательские эмоции);
  • концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).

2 пункт: распределение ролей.

3 пункт: организация съёмки.

4 пункт: монтаж.

5 пункт: озвучивание.

Так, с детьми были созданы следующие буктрейлеры:

Буктрейлер по сказке «Репка». Вспомнив все этапы создания трейлера по сказке, дети, с помощью загадки, узнают какой буктрейлер будут создавать.

Буктрейлер по сказке «Колобок». Отправившись в путешествие на лесную полянку, дети по пути встречают колобка, который сообщает печальную новость, о том, что сказку про него не хотят читать, ребята предлагают свою помощь, ведь они знают, как помочь колобку и заинтересовать читателей.

Буктрейлер по сказке «Лиса и волк». Волшебный сундучок открывается, сказка начинается. Выполнив дидактическое упражнение, дети с помощью иллюстраций приступают к съёмке очередного буктрейлера по сказке «Лиса и волк».

Буктрейлер по сказке В. Сутеева «Под грибом». Очутившись в лесу, дети находят корзинку с загадками, и перевоплощаются в героев очередной сказки, театральное представление ложится в основу сюжета нового буктрейлера.

         Третий этап – итоговый

Важным условием развития и поддержания интереса детей к книгам является взаимодействие педагогов и родителей воспитанников. Знакомить с художественными произведениями, читать их детям должны не только в образовательных учреждениях, но и дома. Именно семья является той средой, где формируется интерес и любовь к книгам. Семейные чтения, как не что другое, формируют личность ребенка, изначальное отношение к художественным произведениям, привычку к чтению.

С родителями была организованна детско – родительская встреча, с просмотром готового буктрейлера по сказке В. Сутеева «Под грибом», а так же мастер-класс на тему «Буктрейлер как технология повышения интереса к чтению и любви к книге».

В мае месяце 2021 г. был проведён повторный мониторинг определения уровня формированности интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста.

1. вхождение в сюжет (низкий уровень 0 %, средний уровень 30 %, высокий – 70 %);

2. сопереживание героям (низкий уровень имеют 0 %, средний уровень- 20 %, высокий  - 80 %);

3. эмоциональная оценка событий (низкий уровень имеют 0%, средний уровень-30 %, высокий – 70 %).

Сентябрь 2020 г.

Май 2021 г.

По результатам реализации проекта у детей повысился интерес к художественной литературе; наблюдается легкое вхождение ребёнка в сказочный сюжет и при этом отмечается проявление радости, огорчения, удивления, сопереживания как реакция на действия героев и события сказки, ребенок осуществляет оценку событий.

Систематическое использование буктрейлера в педагогической деятельности постепенно приводит к стремлению детей самим создавать минифильмы по мотивам литературных произведений.

Буктрейлер как новая форма работы с дошкольниками, является достаточно эффективной по созданию мотивации и условий для привлечения интереса детей к книге, тем самым способствует гармоничному развитию личности ребенка в практической творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу"

Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу....

План работы по самообразованию воспитателя старшей группы по теме: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу ».

Главной задачей является формирование у детей умения оценивать свои поступки и поступки сверстников через художественные образы и сюжеты. ...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе по средствам продуктивной деятельности.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественной литературепо средствам продуктивной деятельности.«Детское чтение играет крупную роль в жизни ребят, гораздо более крупную, чем в ж...

План по самообразованию Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу» на 2022-2024 учебный год старшая группа №23

План по самообразованиюТема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу»на 2022-2024 учебный годста...