Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу.
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию
на 2015-2016 учебный год.
Воспитатель: Кормышова Ю.А.
Тема: Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу.
Цель:
- Воспитывать доброжелательные отношения к товарищам. Систематизировать и обобщать правила культуры общения со сверстниками.
Задачи:
- Воспитывать дружеские отношения между детьми;
- Обогащать словарь детей «вежливыми» словами;
- Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников через художественные образы и сюжеты;
- Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
Актуальность:
В настоящее время в средствах массовой информации, популярных видео – играх полным ходом пропагандируется жестокость и насилие, пагубно влияющая на неокрепшую психику ребенка. Как результат – растущее с каждым годом количество «трудных воспитанников», которые не умеют себя вести в общественных местах, на улице, дома, в детском саду, пренебрежительно относятся к взрослым, обижают сверстников. В процессе наблюдения за детьми я выявила некоторые проблемы: в соблюдении правил поведения, в умении решать спорные вопросы и улаживать конфликты, используя речь, в культуре общения детей со сверстниками и взрослыми. В беседах с детьми выяснилось, что дети недостаточно понимают и могут пояснить понятия нравственности, как «дружба», «добро», «зло», сравнивая их просто с действиями или узкой оценкой (хорошо. Плохо). Этим и обусловлен выбор моей темы.
Самыми большими помощниками в моей работе с детьми стали книги. Детская художественная литература всегда являлась средством воздействия на чувства ребенка. Писатели прошлого и настоящего создали много прекрасных произведений для детей, где проявляются все нравственные качества человека.
Конечно, воспитание культуры общения дошкольников не может ограничиться рамками детского сада. Должна быть обязательная связь с воспитанием детей в семье. Кто как не родитель, главный пример для подражания в глазах ребенка. Идеал поведения и отношения к другим людям, к обществу. Мною запланированы беседы, консультации для родителей на тему «Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста», «Выбор правильной книги».
План работы:
Сентябрь:
- Изучение научной литературы и методических пособий (перечень см. литература и методики).
- Этические беседы: «Зачем говорят – Здравствуй», «Вежливая просьба».
- Консультация для родителей на тему: «Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста».
Октябрь:
- Чтение произведений авторов: А.Барто «Вовка – добрая душа», В. Сутеева «Яблоко» и выявление основного смысла. Рассматривание иллюстраций по произведениям, краткий пересказ.
- Этические беседы «Секрет вежливости», «Воспитанность и вежливость».
Ноябрь:
- Подготовка инсценировки по сказке В. Сутеева «Яблоко». Изготовление атрибутов.
- Консультация для родителей «Выбор правильной книги».
Декабрь:
- Беседа с детьми «Дружба, добро и зло».
- Создание наглядного пособия «Цветок нравственности», взаимодействие с родителями.
- Знакомство с творчеством Л.Н. Толстого, чтение произведений «лев и собачка». Обсуждение с детьми нравственного смысла.
Январь:
- Подготовка с детьми к выставке книг (чтение небольших рассказов, определяющих положительные и отрицательные качества людей; пересказ; сочинение своих сказок, рассказов; рисование иллюстраций к ним).
- Анкетирование родителей «Как хорошо мы знаем своих детей»
Февраль:
- Подготовка к показу кукольного театра «Заюшкина избушка» - русская народная сказка (чтение книги, рассматривание иллюстраций).
- Заучивание с детьми новые игры на создание безконфликтной обстановки в группе: «Давай познакомимся», «Всем – всем, до свидания».
Март:
- Чтение рассказа В.Осеева «Волшебное слово». Разобрать с детьми смысл «волшебных» слов.
- Продолжать знакомить детей с зарубежными писателями: «Шарль Перро, Андерсен. Чтение и обсуждение некоторых произведений «Ослиная шкура», «Свинопас».
Апрель:
- Этические беседы: «Береги книгу», «Надо вещи убирать – не придется их искать» (о бережливости).
- Чтение и обсуждение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе».
Май:
- Беседа с детьми о понятиях «дружба», «добро» и «зло».
- Консультация для воспитателей младших групп «Нравственное воспитание, детей младшего дошкольного возраста, через игру с использованием малых фольклорных форм.
Итог:
Анализируя план работы, я подвела следующие итоги:
- дети стали более любознательны;
- научились дружно играть, договариваться, делиться;
- дети не забывают использовать вежливые слова, решать конфликты с помощью слов, поправлять друг друга в процессе игры, направляя на хорошие поступки, с удовольствием помогают и старшим и сверстникам.
Используемая литература.
- Н. Иванова «Воспитание добрых чувств» - 2009.
- В.И. Петрова, Т.Д. Стульчак «Этические беседы с детьми 4-7 лет»
- 2013.
3. В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова «Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу"
Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу....
Отчет по самообразованию. Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу».
Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу...
Отчет по самообразованию. Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу».
Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу...
План работы по самообразованию воспитателя старшей группы по теме: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу ».
Главной задачей является формирование у детей умения оценивать свои поступки и поступки сверстников через художественные образы и сюжеты. ...
План Профессионального самообразования на тему: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу»
Речевое поведение - это сложная совокупность умений и навыков, которые нуждаются в систематическом и целенаправленном формировании, закреплении и автоматизации, чтобы потом стать привычными....
План по самообразованию на тему: "Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу"
Воспитывать доброжелательные отношения к товарищам. Систематизировать и обобщать правила культуры общения со сверстниками. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, обогащать словарь де...
План по самообразованию Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу» на 2022-2024 учебный год старшая группа №23
План по самообразованиюТема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу»на 2022-2024 учебный годста...