Методика оценки уровня творческого потенциала личности.
консультация
Консультация для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_otsenki_urovnya_tvorcheskogo_potentsiala_lichnosti.docx | 25.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика оценки уровня творческого потенциала личности.
Консультация для педагогов
Составил:
Музыкальный руководитель
Аносова Ж.В.
Озерск, 2020
Методика оценки уровня творческого потенциала личности.
Консультация для педагогов
«Дети должны расти в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, творчества…»
В.А.Сухомлинский
Дошкольное образование на современном этапе — это раскрытие и развитие сущностных сил педагога, его интеллектуального, нравственного и творческого потенциала.
Творческий потенциал — это динамическое, интегративное свойство личности, являющееся предпосылкой и результатом творческой деятельности, определяющее направленность, готовность и способность личности к самореализации.
Элементы творчества заключены в любой человеческой деятельности, в процессе ее решения человек сам открывает способ действия, подбирает ключи к ее решению.
Творческий коллектив педагогов способен обеспечить высокий уровень воспитательно-образовательной работы с детьми, в формировании творческой личности.
В слаженном творчески работающем коллективе даже молодой неопытный педагог может добиться многого, а если педагоги не объединены в сплочённый творческий коллектив, то даже опытный и творческий педагог не достигнет высоких результатов в работе.
Создание творческой атмосферы в коллективе требует хорошего знания индивидуальных особенностей, возможностей и способностей каждого педагога. Без творчества невозможно выработать педагогическое мастерство, которое является обязательной составляющей овладения педагогической профессией и её совершенствования.
Понять, являются ли они творческими, можно, рассмотрев сами понятия «творчество» и «творческие способности», относительно которых до сих пор среди психологов нет единого мнения.
Творчество рассматривают как деятельность, как процесс, как отношение человека к миру, как особое состояние сознания.
Творчество — это деятельность психологически ценная, духовно развивающая творящего субъекта, который имеет творческие способности, нешаблонное мышление, ряд мотивационно-смысловых и эмоционально-волевых личностных качеств, результатом которой является открытие новых оригинальных ценностей.
При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Творческая деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя.
Главную роль в развитии способностей педагога играют его профессиональная деятельность и его стремление к самосовершенствованию. Развитие способностей непосредственно связано с педагогическими умениями и навыками, которыми должен владеть каждый воспитатель.
Для развития творческого потенциала педагога необходимо создание благоприятных условий. Именно создание условий на современном этапе является актуальным и значимым в процессе дошкольного воспитания. а понятие креативности можно рассматривать как интегральный показатель качества дошкольного образования.
Креативность - это созидательные способности, направленные на преобразование, совершенствование, как окружающего мира, так и на самосовершенствование, саморазвитие личности, т.е. внешняя и внутренняя направленность созидательности.
Завоевание и поддержание авторитета воспитателем - сложная, кропотливая работа по совершенствованию им своего духовного и физического состояния. За авторитет надо бороться ежесекундно, ежечасно, ежедневно. К моральному облику воспитателя предъявляются высокие требования. Ему необходимо обладать человеческими нравственными качествами и быть хорошим организатором, умело регулирующим и направляющим взаимоотношения, деятельность детей и взрослых в коллективе. Педагогическая деятельность именно воспитателя немыслима без нравственной чистоты, стремления к творческому труду, любви к детям, единства слова и дела, инициативы и ответственности, требовательности к себе и товарищам. Созданию нормального нравственного климата в воспитательном коллективе активно способствуют такие человеческие качества, как искренность, честность, прямота, сердечность, дружелюбие, доброжелательность, справедливость, правдивость, принципиальность. Систематическое идейно-нравственное самосовершенствование воспитателя придает высокий социальный смысл его организаторским способностям и талантам, не позволяет ему скатываться на позиции формализма, бюрократизма.
В организации учебно-воспитательного процесса нельзя пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер воспитателя, свойства и качества его личности. У одного педагога слишком твердый характер и крепкая воля, большая общественная активность. Он стремится все сделать сам, подавляет спонтанность детей, оставляет их непричастными и равнодушными зрителями. У другого - мягкий, он не способен потребовать от детей элементарного порядка. Плохое знание педагогики и психологии, нежелание преодолеть себя, формировать свой характер в соответствии с педагогическими требованиями дают простор непосредственному проявлению натуры: вспыльчивости, жесткости или бесхарактерности, нетребовательности.
Эффективная организация педагогического процесса воспитателем невозможна без авторитета человеческой притягательности, без доброжелательности и взаимной, педагога и детей, симпатии. Нравственно-эстетическое взаимопритяжение есть самая благоприятная и эффективная атмосфера педагогического взаимодействия. Эффект человеческой притягательности возникает в воспитателе не только благодаря его эрудиции и интеллектуальной развитости. Он образуется как следствие таланта человеческого интереса, любви воспитателя к другому человеку. Таким образом, высокая нравственность, духовная цельность и убежденность, эрудиция и интеллектуальная развитость, человеческая притягательность являются важнейшими условиями формирования педагогического авторитета воспитателя и как следствие, его творческого развития.
Быть воспитателем - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Воспитатель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.
Однако, воспитатель в гораздо более высокой степени, чем артист, должен воздействовать на свою аудиторию, содействовать формированию мировоззрения своих подопечных, дать им научную картину мира, пробудить чувство прекрасного, чувство порядочности и справедливости, сделать грамотными и заставить поверить в себя, в свои слова. При этом в отличие от актёра, он вынужден работать в режиме обратной связи: ему постоянно задают разнообразные вопросы, в том числе коварные, и все они требуют исчерпывающих и убедительных ответов, творческих подходов к их решению. Настоящий воспитатель, Воспитатель с большой буквы - это личность, рождающая, формирующая другие личности (в идеале - совместно с семьёй). Для этого ему необходимо не только внимание и уважение со стороны его детей, но и со стороны всего общества. Педагогические ситуации в условиях рабочего дня воспитателя бывают столь различными и своеобразными, что порою требуют от воспитателя немедленных, стремительных и нередко виртуозных творческих решений.
Практика показывает, что в сфере образования до сих пор остаётся неразрешённым противоречие между потребностью общества в высоком качестве образования и невозможностью традиционными средствами решить эту проблему. Однако, при грамотно спланированной методической работе в ДОУ возможно улучшение обстановки в дошкольном образовании. Основной путь, способный существенно повлиять на повышение уровня педагогического мастерства воспитателей, их компетентности и эрудиции, - это чёткая организация методической работы на уровне образовательного учреждения, создание условий для творческой самореализации личности педагога, раскрытие творческого начала воспитателя.
Творческий потенциал (анкета):
Всего человек | значительный творческий потенциал | средний творческий потенциал | творческий потенциал ниже среднего | ||||
12 | 100% | 11 | 92% | 1 | 8% | - | - |
Уровень творческого потенциала коллектива ДОУ :
Средний – 1 чел. – 8%
Чуть выше среднего – 3 чел. – 25%
Выше среднего – 4 чел. – 34%
Высокий – 3 чел. – 25%
Очень высокий – 1 чел. – 8%
Было обработано 12 анкет ( 8 – воспитатели, 3 – специалисты, 1 - руководитель).
Анализ данных, составляющих творческий потенциал личности педагога, показал, что в целом творческий потенциал педагогов ДОУ можно определить как значительный. Лишь один педагог определил свой потенциал, как средний. Нет ни одного педагога с показателем ниже среднего.
Исходя из высоких показателей по результатам анкетирования, ставится вопрос: объективности педагогов на собственную оценку творческого потенциала, с учетом проявления творчества во всех аспектах педагогической деятельности. Начиная с проявления творчества на различных мероприятиях ДОУ ( утренниках, в НОД) режимных моментах, в быту и т.д.
На творческую продуктивность педагогов непосредственно влияет мотивация, которая и обусловливает целенаправленный, сознательный характер действий человека. Мотивация определяет потенциальные возможности личности, потребность в определённом виде деятельности, пассивность или активность воспитателя в педагогической деятельности, формы проявления и меру его творческой активности.
Ведущим мотивом является интерес к творческой деятельности, далее следуют мотивы материальной заинтересованности и альтруистические мотивы - выполнение социального долга, а также стремление к положительной оценке со стороны администрации, коллег по работе.
Пассивность или активность воспитателей в педагогической деятельности, формы проявления и меру творческой активности определяет его психологическое здоровье. Одним из показателей психического здоровья является уровень эмоционального выгорания
Успешность в жизни, профессиональной деятельности зависит от степени развитости такой интегральной характеристики личности как креативность, понимаемая нами как способность к преобразовательной активности, способность порождать новые идеи, созидать, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации.
Сегодня высоко ценятся люди, обладающие творческим мышлением, креативными способностями. Креативность самого педагога помогает адекватно воспринять ребёнка, найти к каждому индивидуальный подход, поддержать развитие творческого потенциала дошкольника.
Известно, что профессия педагога потенциально является творческой. Поскольку он находится в постоянном живом общении, ему ежедневно приходится сталкиваться с проблемными ситуациями, которые требуют творческого и нестандартного решения. Тем не менее, как показывает опыт, далеко не все педагоги достаточно полно реализуют потенциал своей профессии; воспитательно-образовательная работа зачастую превращается в воспроизведение заученных методов и приёмов без учёта индивидуальных способностей ребёнка, и совершаются ошибки, которые иногда приходится корректировать всю жизнь.
Список литературы:
- Абовский Н.П. Творчество: системный подход, законы развития, принятие решений. - М.: СИНЕГ, 1998
- Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М: ТЦ Сфера, 2004
- Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М.: Медицина, 1989
- Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. -М.: ТЦ Сфера, 2004
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М.: Латерна Вита, 1995
- Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. - М.: Знание, 1986
- Звездина Г.П. Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ// Управление ДОУ. -2004 .- №4
- Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития// Дошкольное воспитание. - 1995.-№9,10.- с.52-59, 62-70
- Мэй Р. Мужество творить: очерк психологии творчества. -М.: институт общегуманитарных исследований, 2001
- Прохорова Л.Н. Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников. - М.: 5 за знания, 2007
- Страунинг А.М. Методы активизации творческого мышления// Дошкольное. - 1997.-№3.-с.46
- Халперн Д. Психология критического мышления. - Спб.: Питер,2000
- Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. - М.: Педагогическое общество России, 1998
- Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде./ Под ред. В.И. Иванова. - М.: Молодая гвардия, 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В Законе «Об образовании» (ст.18) указано, что «родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в ранне...
Консультация «Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности дошкольника»
Развитие творческой личности ребенка - цель современного образования.Творчество рассматривается философами, как человеческая деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего при...
Развитие творческого потенциала личности младшего школьника в процессе работы над выразительными средствами языка
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Любое речевое высказывание складывается из слов и их сочетаний, выстроенных в соответствии с замыслом в...
Методика оценки уровня психологического климата коллектива (А.Н.Лутошкин)
Методика оценки уровня психологического климата коллектива (А.Н.Лутошкин)Цель – изучить уровень благоприятности или неблагоприятности студенческого (ученического или педагогического) колле...
Методика оценки уровня психологического климата в коллективе
Тестирование сотрудников коллектива...
Оценка уровня творческого потенциала личности.
Консультация для педагогов....
Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет М. Безруких, Л. Морозова
Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет...