Развитие творческого потенциала личности младшего школьника в процессе работы над выразительными средствами языка
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Любое речевое высказывание складывается из слов и их сочетаний, выстроенных в соответствии с замыслом в определенной последовательности. Какое слово подобрать, какое выражение оптимально в определённом контексте, – все это решает автор речи. Ориентируется он, прежде всего, на свой словарный запас. Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможность выбора более точного, более оригинального и выразительного оформления мысли. Культура речи – это, прежде всего, свобода выбора речевых средств. Следовательно, чем больше этот запас, тем успешнее и выбор способов выражения смысла.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие творческого потенциала личности младшего школьника в процессе работы над выразительными средствами языка
Учить детей языку – это значит учить их жизни.
А.А.Потебня
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Любое речевое высказывание складывается из слов и их сочетаний, выстроенных в соответствии с замыслом в определенной последовательности. Какое слово подобрать, какое выражение оптимально в определённом контексте, – все это решает автор речи. Ориентируется он, прежде всего, на свой словарный запас. Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможность выбора более точного, более оригинального и выразительного оформления мысли. Культура речи – это, прежде всего, свобода выбора речевых средств. Следовательно, чем больше этот запас, тем успешнее и выбор способов выражения смысла.
Семилетние дети приходят в школу со словарным запасом от 3 до 6 тысяч слов. Они в достаточной мере владеют грамматикой русского языка: правильно строят предложения, склоняют, спрягают, не зная грамматических понятий. Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования, разработанная в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Именно в школьные годы наступает критический период детской креативности. Следовательно, в этот период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести (а не потерять) возможность для самореализации, для выражения своего «я». Решению этой задачи способствует интенсивное развитие общих (интеллектуальных) и специальных (лингвистических) способностей учащихся.
Развитие творческих лингвистических способностей является стратегическим принципом развивающего обучения языку. Этот принцип определяет повседневную методическую практику обучения: структуру уроков, систему развивающих задач и упражнений, выбор методов, приемов и методических, технических средств. Творчеству, как и любому виду человеческой деятельности, присущи эмоциональные, интеллектуальные и волевые процессы. Но отличают творческую деятельность такие специфические черты, как воображение, интуиция, образность. Поэтому условием максимального проявления творческих способностей учащихся считают активизацию не только эмоциональной, волевой и интеллектуальной сферы, но и сферы воображения, интуиции, образного мышления.
К творческой лингвистической деятельности учащихся относится самостоятельный перенос ими обобщенного (в единстве «значение – форма – функция») лингвистического подхода к анализу языковых единиц на изучение нового для школьников языкового материала; создание нетрадиционных работ, выполнение творческих заданий в учебное и внеучебное время; самостоятельный выбор творческих форм при выполнении учебных задач; проявление творческой инициативы при самостоятельном решении лингвистических задач; профессионально ориентированная творческая деятельность; межпредметный характер деятельности по русскому языку и литературе [4, с.3-7]. Важным условием творческой деятельности является чувство удивления, новизны, а также готовность к нестандартному вопросу, нестандартному решению.
Созданию творческой атмосферы на уроке помогают специальные педагогические приемы. Так, у учеников часто недостаточно развито умение осуществлять наблюдение, рассматривание. Это отрицательно сказывается на любой умственной работе, поэтому школьникам можно предложить задание «Поиск объектов по заданным признакам и ассоциациям». Учителем перечисляются свойства, которыми могут обладать те или иные предметы. Задание: назвать как можно больше предметов, обладающих данными свойствами. Таким источником перечисления свойств может служить какая-либо загадка, например: «Не портной, а всю жизнь с иголками ходит». К этой загадке можно найти несколько вариантов ответов: еж, ель, кактус. Или: «Зимой и летом одним цветом» (елка, дом карандаш и т.д.). На определенном этапе работы учителю следует предложить школьникам самим придумать или подобрать подобные загадки.
В качестве творческого тренинга возможна такая задача. Называются три слова: круглый, красный, кислый. За пять минут нужно подобрать не менее пяти предметов и явлений, которым были бы свойственны все эти три определения.
Образное восприятие очень важно для мышления. Именно оно помогает при чтении и понимании поэзии, прозаических литературных произведений, описании исторических событий и т.д. Не случайно мы говорим об образной памяти или образном восприятии. При этом «в образе неразрывно слиты восприятие внешнего вида предмета, способ действия с ним, знание и отношение человека к этому предмету. Образ – всегда обобщение.., а не наглядная иллюстрация, не фотоснимок с реальности» [5,с.9-11].
Развитию образной, выразительной речи учеников может помочь работа над таким художественным средством, как перифраза. Термином «перифраза» в филологии обозначается достаточно широкий круг языковых (речевых) явлений, то есть этот термин не имеет четкой и единой предметной отнесенности. Содержание и объем понятия «перифраза» неодинаковы в различных определениях. Справочная литература определяет её как стилистический прием, фигуру речи или троп.
Традиционно понятием «перифраза» оперируют в стилистике, понимая под этим термином стилистический прием, основное назначение которого выделять и подчеркивать характерные черты явления или предмета, способствовать его образному восприятию. Перифраза – описательное выражение, иносказание, стилистический прием, заключающийся в непрямом, описательном обозначении предметов и явлений действительности (преимущественно эмоционально-оценочного характера) [2,с.334]. Все дефиниции отражают взгляд на перифразу как на средство выразительности речи. В перифразе название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, как правило, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи. Например, с Ф говоря «певец весенних дней пернатый», Г. Державин имел в виду соловья.
В широком смысле способность к перифразированию проявляется в том, что одну и ту же мысль можно выразить по-разному. Например: Переходя улицу, будьте особенно внимательны. При переходе улицы будьте особенно внимательны. Когда вы переходите улицу, (то) будьте особенно внимательны. Переход улицы требует от пешехода особой внимательности. И чем большее число перифраз ученик может использовать, тем выше степень его владения языком.
Перифразы могут быть включены в любой этап изучения школьной программы по русскому языку: они углубляют знания по изучаемому материалу (орфографии, морфологии, синтаксису, стилистике) и являются уникальным средством выразительности, развивающим языковое чутье и речь учащихся. Отдельные задания, направленные на обучение приёму перефразирования, включены в учебники русского языка. Например, в задании к теме «Лексика. Синонимы. Антонимы» (учебник Т.Г.Рамзаевой, 4 класс) требуется выполнить следующее: Найдите повторяющиеся слова в соседних предложениях. Подберите к ним синонимы. Придумайте к получившимся синонимам определения. Спишите, заменяя во втором предложении повторяющееся слово придуманным синонимом с определением: После дождя появилась радуга. Радуга перекинулась через реку. С интересом я наблюдал за работой муравьёв. Муравьи волокли к своему дому разные травинки, стебельки, хвоинки.
Организовать на уроке практическую работу над перифразой можно также при изучении словарных слов, грамматических правил, при организации игровых моментов урока. Например, при изучении темы «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» можно предложить такое задание: замените одним словом: рыжая плутовка (лиса), голубая дорога (река), белые мухи (снежинки), люди в белых халатах (врачи), зеленый друг (дерево), румяное яблоко (снегирь). При изучении непроверяемых безударных гласных тоже можно использовать перифразу. Задание: назовите одним словом – белые коробочки (хлопок), красный петух (пожар), синяя птица (мечта), златоглавая столица (Москва). При изучении темы «Одушевленные и неодушевленные предметы» – замените одним словом и запишите в два столбика одушевленные и неодушевленные предметы: голубой экран (телевизор), зеленая кладовая (лес), серый мурлыка (кот), серый трусишка (заяц), зеленый шум (ветер).
Подобные задания расширяют знания школьников о мире, учат работать со словарями, являются важным источником работы над выразительностью речи. Они могут быть пропедевтическими при создании учащимися собственного высказывания, поскольку человек в ходе порождения текста нередко прибегает к перифразам различного типа. Процесс перифразирования основан на внутреннем свойстве языка, которое заключается в возможности выражения одного и того же содержания разными способами. Перифраза не только обозначает ранее упомянутый объект (явление), но и характеризует его, выделяя один из его признаков, который в данный момент является актуальным. Такие задания оживляют интерес учеников к слову, развивают познавательные способности, мотивируют учащихся на уроке.
Использование перифразы на уроках русского языка в качестве дидактической единицы позволяет повышать уровень речевого развития учащихся, развивать их языковые способности и активизировать творческий потенциал личности.
- Архипова Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе/ Е.В.Архипова// Начальная школа.– 2000.–№4.–С.35-39.
- Бельчиков Ю.А. Перифраза // Энциклопедия. Русский язык. – 2-ое изд. перераб. и доп. – М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1997. –721с.
- Бытева Т.И. Основы лингвистической теории перифразы: учеб. пособие для студентов и аспирантов филол. специальностей/ Т.И. Бытева; М-во образования и науки Рос. Федерации, Красноярск: КГУ, 2004.–277с.
- Донская Т.К. Развитие творческой самостоятельности учащихся в процессе обучения русскому языку // Русский язык в школе.– 1991. –№1.–С.3-7.
- Дьяченко О.М. Воображение дошкольника // Русский язык в школе.–1991.–№2.– С. 9- 11.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности дошкольника»
Развитие творческой личности ребенка - цель современного образования.Творчество рассматривается философами, как человеческая деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего при...
Выступление на педагогическом совете . На тему: «Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»
Выступление на педагогическом совете . На тему:«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»...
«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»
Статья посвящена проблеме развития творчества у детей дошкольного возраста. Решение детьми проблемных ситуаций развивает и творческое мышление, и расширяет кругозор детей, также дети приобретают...
«Активное обучение, как средство развития творческого потенциала личности ребёнка».
Проблемное обучение...
«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка дошкольника»
Рассматриваются вопросы использования проблемного обучения в ДОУ....
"Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребенка дошкольника".
Консультация для воспитателей....
Развитие творческого потенциала личности младшего школьника в процессе работы над выразительными средствами языка (на примере перифразы)
Обогащению речи учеников может помочь использование таких художественных средств, как перифраза. традиционно понятием "перифраза" оперируют в стилистике, понимая под этим термином стилистиче...