Самообразование «Оригами-терапия как здоровьесберегающая технология в работе с детьми»
материал (средняя группа)
Занятие оригами повышает активность работы головного мозга, а также уравновешивает работу обоих полушарий. Благодаря занятиям развиваются такие высшие психические процессы, как внимание, восприятие, воображение, сообразительности, логичности мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2021-2022.docx | 48.54 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию
на 2021-2022 учебный год
Тема: «Оригами-терапия как здоровьесберегающая технология в работе с детьми»
Реализация плана самообразования рассчитан на 3 учебных года (с 2021 по 2024 гг).
Направление: художественно-эстетическое.
Актуальность:
Арт-терапевтическое воздействие на развитие мелкой моторики с помощью оригами является одним из эффективных методов. При этом сложение бумажных фигурок из бумаги является одним из самых активных занятий для развития тонких движений рук и пальцев, а также формирования глазного и сенсорного анализаторов.
Специалисты давно знают, что работа руками и пальцами развивает в детях мелкую моторику, активизирует деятельность тех участков головного мозга, отвечающих за внимание, память, речь.
Занятие оригами повышает активность работы головного мозга, а также уравновешивает работу обоих полушарий. Благодаря занятиям развиваются такие высшие психические процессы, как внимание, восприятие, воображение, сообразительности, логичности мышления. Изучая фигуры из бумаги, дети учатся точности и аккуратности. А чтобы фигурка получилась правильно, необходимо сложить лист так, чтобы углы и сгиб были идеально ровными. В процессе создания бумажных игрушек и фигур дети получают навыки работы ножницами: расширение, надрезание, вырезание, склеивания бумаги, навыками одно, или многократного сгибания бумажных листов с обязательным разглаживанием сгиб и углов. Еще одним полезным качеством, которое помогает приобрести бумажные фигурки, является усидчивость. Игрушки из бумаги требуют от своего создателя кропотливого труда, а у детей даже самые простые модели часто не получатся с первого раза. Чтобы сделать фигурку, ребенку придется приложить усилия и потратить на работу некоторое время. Учат ребенка концентрироваться на текущей задаче, стараться и добиваться успеха.
Занятия будут проходить во второй половине дня, по 20 минут, 1 раз в неделю.
Цель: Развить творческие способности ребёнка с ТНР.
Задачи:
- Изучить методическую литературу.
- Разработать и реализовать перспективный план работы.
- Проанализировать работу по развитию мелкой моторики рук, используя технику оригами с дошкольниками.
Мониторинг развития мелкой моторики рук
Цель мониторинга: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук.
Задача: систематизация и отбор коррекционно-развивающей работы.
Особенности проведения: Каждое упражнение выполняется после показа воспитателем. Для выполнения сложных заданий нужно помочь ребенку принять правильную позицию пальцев и только после этого он сможет действовать самостоятельно. Для того чтобы аутентичная оценка информации зафиксировалась в естественной среде необходимо создать игровую непринужденную обстановку и индивидуально на каждого ребенка, бальная форма исключена.
Обработка и анализ результатов:
0 баллов (низкий уровень) – с заданием не справился: отсутствие основных элементов в структуре движений – уровень развития не сформирован.
1 балл (средний уровень) – с заданием справился с помощью педагога: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения – уровень развития сформирован в недостаточной мере.
2 балла (высокий уровень)– с заданием справился полностью: точное воспроизведение движений – уровень развития сформирован в достаточной мере.
Низкий уровень (средний балл равен 0) – у таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.
Средний уровень (средний балл равен 1) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.
Высокий уровень (средний балл равен 2) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.
Задания для мониторинга развития мелкой моторики рук
детей 4-5 лет
1 блок
Упражнения на координацию движений
- Упражнение «Игра на рояле» - ведущей рукой поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца.
- Упражнение «Кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой.
- Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки.
2 блок.
Работа с бумагой
- Выполнить ножницами прямой разрез. Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук).
2.Сгибание листа (выявляем содружество обеих рук в работе).
3 блок
Упражнения на дорисовывание
- Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии.
План самообразования на 2021-2022 учебный год
№ | Раздел плана | Содержание работы | Формы работы | сроки |
1 | Теоретический | Изучить методику и ресурсы оригами в воспитательно - образовательной деятельности воспитателя | Чтение литературы, подборка конспектов для занятий по оригами | октябрь |
| Практический | Разработать общие правила при обучении технике оригами |
| сентябрь |
Выявить уровень подготовки к деятельности, как уровень социального развития, при помощи: мониторинга. | Мониторинг | октябрь. | ||
Применить в практике работы оригами (способы и приемы складывания бумаги, интегрируя такие образовательные области как труд, коммуникацию, безопасность, социализацию, познание, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество и физическое здоровье) | Занятия | октябрь - | ||
Повторно выявить уровень подготовки к деятельности, как уровень социального развития, при помощи тех же методов, что и на первом этапе. | мониторинг | май | ||
Работа с родителями | Консультации
| На тему: «Что такое оригами?»». | октябрь | |
«История искусствам оригами». | декабрь | |||
«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» | февраль | |||
«Рука развивает мозг» | март | |||
Работа с детьми | Работа с детьми. | Темы занятий в перспективном плане. | октябрь - май |
Перспектива:
- Разработать перспективное планирование на возраст 5-6 лет.
- Участвовать с воспитанниками в онлайн конкурсах.
Продолжать оформлять альбом с детскими поделками.
К концу первого года обучения дети могут:
- самостоятельно изготовить и знать основные базовые формы оригами «книжка», «дверь», «треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «конфета»;
- по образцу изготавливать несложные поделки.
Перспективное планирование
работы по оригами
с воспитанниками комбинированной группы «Незабудка»
старшего дошкольного возраста
4 - 5 лет
Задачи:
- Учить детей искусству оригами, развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук.
- Учить детей мастерить из бумаги, складывая квадрат в разных направлениях.
- Научить детей складывать базовые формы «книжка», «дверь», «треугольник», «блинчик», «конфета», «воздушный змей».
- Формировать добрые чувства по отношению к близким.
- Формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.
№ п/ п | Тема | Программное содержание | Средства реализации |
ОКТЯБРЬ | |||
1 | «Бумажная сказка» | -Рассказать детям о старинном японском искусстве складывания из бумаги – искусстве оригами; -показать детям выполненные работы; -дать возможность детям потрогать, поиграть с фигурками; -вызвать интерес к художественному конструированию. | -Презентация «Мир оригами», -готовые фигурки на каждого ребёнка. |
2. | Ознакомление со свойствами бумаги (опыты) | -Формировать знания у детей о разных видах бумаги (печатная, крашеная, писчая, впитывающая); -формировать знания детей об изготовлении бумаги; -познакомить с основными свойствами бумаги; -воспитывать интерес к исследовательской деятельности. | -разные виды бумаги на каждого ребёнка; - презентация «Как появилась бумага»; -подготовить альбом «Мир бумаги» для коллекционирования бумаги. |
3. | Ознакомление со свойствами бумаги (окрашивание) | -Продолжать знакомить детей со свойствами бумаги; -учить детей окрашивать бумагу разными способами (набрызг, мраморная, комканой бумагой) -развивать логическое мышление, внимание; -воспитывать аккуратность при работе с бумагой. | -акварель, масляные краски, -зубные щётки, -расческа с частыми зубьями -альбомные листы, - альбом «Мир бумаги», -клей. |
4. | «Весёлый квадратик» | -Познакомить детей с», условными обозначениями: сгиб влево, перегиб, сгиб вперёд, сгиб назад, переворот, повернуть поделку; - познакомить детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, прямоугольник); - обогащать словарь специальными терминами | -квадраты белой бумаги 10*10 по 2-3 шт. на каждого ребёнка. |
НОЯБРЬ | |||
1. | «Книжка – малышка» | -учить создавать книжку малышку путём складывания квадрата пополам; -развивать эстетическое чувство при выборе обложки для книжки, подготовленную на предыдущих занятиях. | -квадрат белой бумаги 10*10 (3шт) на каждого ребёнка, -окрашенная бумага, -степлер. |
2. | «Дверь в сказку» | -Познакомить детей с базовой формой «дверь»; -учить складывать квадрат на 3 части; -продолжать знакомить с условными обозначениями сгиб влево, сгиб вправо, перегиб; -развивать творческие способности при дополнении поделки рисунком. | - квадрат коричневой бумаги 10*10 на каждого ребёнка |
3. | «Домик» | -Учить выполнять поделку на основе базовой формы – квадрат; - учить ребёнка аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны; -воспитывать аккуратности при работе с бумагой. | -цветные карандаши. квадрат 15*15 белой бумаги |
4. | «Грибок» (Т.И.Тарабарина – 35) | -Учить детей аккуратно сгибать квадрат по диагонали, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны; -учить проговаривать свои действия; -продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. | -квадрат 8*8 коричневого (красного, оранжевого) цвета 6*6 на каждого ребёнка; -муляж Гриб |
ДЕКАБРЬ | |||
1. | «Бабочка» (Г.И.Долженко – 20) (Т.И.Тарабарина – 39) | - Продолжать учить выполнять поделку на основе базовой формы – треугольник; -учить ребёнка аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны; -учить проговаривать свои действия; -продолжать знакомить детей с условными знаками оригами; -учить делать необходимые вырезания и украшения. | -квадрат 10*10разноцветной бумаги, -ножницы, -клей, -заготовки для украшения бабочки. |
2. | «Рыбка» (Г.И.Долженко – 18) | -Познакомить детей с базовой формой «треугольник»; -познакомить с понятием диагональ, с условным обозначением сгиб вниз; -развивать творческий подход при оформлении поделки. | -квадрат цветной бумаги 10*10, -фломастеры, -полоски цветной бумаги. |
3. | «Лягушка» (Г.И.Долженко – 28) (Т.И.Тарабарина – 42) | - Продолжать учить складывать квадрат по диагонали, находить середину квадрата; - учить детей аккуратно сгибать квадрат по диагонали, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны; -учить дорисовывать мелкие детали фломастером. | -квадрат зелёного цвета 15*15. -игрушка Лягушка. |
4. | «Тюльпан» (Г.И.Долженко – 22) | -Продолжать учить складывать квадрат по диагонали, находить середину квадрата; -учить скручивать прямоугольник в трубочку, соединять с цветком; -воспитывать любовь к родному человеку – маме, желание делать подарок своими руками. | -квадрат яркого цвета 10*10 на каждого ребёнка, -прямоугольник зелёного цвета 5*20 |
5. | «Щенок» | -Продолжать учить выполнять поделку на базовой форме – треугольник; -упражнять в складывании квадрата в треугольник, совмещая углы и стороны; -продолжать учить ориентироваться на листе бумаги; -развивать фантазию, творчество при оформлении поделки. | -квадрат 10*10 чёрного цвета, -фломастеры, -клей карандаш. |
ЯНВАРЬ | |||
1 | «Конфетка» (С.Соколова – 10) | - Познакомить детей с базовой формой «конфетка»; -продолжать учить выполнять поделку на основе базовой формы – треугольник; - учить ребёнка аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. | -квадрат белой бумаги 10*10 на каждого ребёнка |
2 | «Зайчик» (Т.И.Тарабарина – 48) (Г.И.Долженко – 53) | -Продолжать учить выполнять поделку на основе базовой формы – треугольник; -учить детей аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны; -учить проговаривать свои действия; -продолжать знакомить детей с условными знаками оригами; -делать необходимые вырезания и украшения. | -квадрат белого цвета 15*15, -фломастеры, -игрушка Заяц. |
3 | «Кораблик» | -продолжать учить выполнять поделку на основе базовой формы – треугольник; -учить ребёнка аккуратно сгибать квадрат по диагонали и в определённой последовательности, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны; - продолжать знакомить детей с условными знаками оригами; -способствовать созданию игровых ситуаций. | -квадрат белой бумаги 15*15 |
ФЕВРАЛЬ | |||
1 | «Стаканчик» (Г.И.Долженко – 30) (Т.И.Тарабарина – 55) | -учить работать по схеме; -продолжать работать с базовой формой треугольник; -учить загибать углы и вводить в образовавшуюся щель; -проговаривать свои действия, используя специальную терминологию; -продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. | -квадрат белой бумаги 15*15 |
2 | «Блинчик» (С.Соколова – 11) | - Познакомить детей с базовой формой «блинчик» («конверт»); -продолжать учить выполнять поделку на основе базовой формы – треугольник; -учить детей аккуратно сгибать квадрат по диагонали, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны; -учить проговаривать свои действия, используя специальную терминологию. | -квадрат белой бумаги 10*10 на каждого ребёнка |
3 | «Синица» (Т.И.Тарабарина – 62) | - Развивать у детей умение складывать базовую форму – треугольник; -учить выполнять поделку, последовательно делая необходимые сгибы; - проговаривать свои действия, используя специальную терминологию; -продолжать знакомить детей с условными знаками оригами; -делать необходимые вырезания и украшения. -учить оформлять коллективную композицию. | -квадрат 15*15 сине-голубого цвета, обратная сторона заштрихована жёлтым цветов. |
4 | «Ёлка» (Т.И.Тарабарина -32) | -продолжать учить складывать ёлку на основе базовой формы – треугольник; - учить выполнять поделку, последовательно делая необходимые сгибы; - учить детей аккуратно сгибать квадрат по диагонали, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны; -развивать умение соединять треугольники разного размера между собой, создавая поделку. | -три квадрата зелёной формы разного размера 10*10, 7,5*7,5, 5*5. -картон синего цвета. |
МАРТ | |||
1 | «Воздушный змей» (С.Соколова – 11) | - Познакомить детей с базовой формой – воздушный змей; -познакомить с поделкой и последовательностью её выполнения на основе данной базовой формы; -учить ребёнка аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны; -продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. | -квадрат белой бумаги 15*15, -серпантин, -заготовки для украшения, -клей. |
2 | «Морковь» (С.Соколова – 112) | -Учить выполнять поделку на базовой основе – воздушный змей; -учить работать последовательно по схеме, сгибать квадрат по диагонали. | -оранжевый и зелёный квадрат 7*7 |
3 | «Полярная сова» (Г.И.Долженко – 67) | -Учить выполнять поделку на базовой основе – воздушный змей; -учить работать последовательно по схеме, сгибать квадрат по диагонали; -закреплять название основных геометрических понятий (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д), обогащать словарь специальными терминами. -формировать умение дополнять поделку дополнительными деталями (аппликация или рисование ветки); -воспитывать аккуратность при работе с бумагой. | -квадрат белой бумаги 15*15, -картон чёрного цвета, -жёлтый круг (луна), -прямоугольник зелёного цвета -ножницы, -клей, -фломастеры. |
4 | «Ворона» (Г.И.Долженко – 81) | -учить выполнять поделку на базовой основе – воздушный змей; -познакомить с поделкой и последовательностью её выполнения на основе данной базовой формы; -учить ребёнка аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны; -продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. | -квадрат серой бумаги 15*15 |
5 | «Фотоаппарат» | -Учить выполнять поделку из бумаги прямоугольной формы; -продолжать знакомить с условными знаками, работать по схеме; -развивать творческие способности, конструктивные навыки; -воспитывать аккуратность при работе с бумагой; - способствовать созданию игровых ситуаций | -по 4 прямоугольника 16*20. |
АПРЕЛЬ | |||
1 | «Яхта» | -Продолжать учить выполнять поделку на базовой основе – квадрат; -продолжать учить работать по схеме; -продолжать учить различать и проговаривать условные обозначения; -продолжать учить создавать коллективную работу. | -квадрат цветной бумаги 15*15 |
2 | «Китёнок» | -учить выполнять поделку на базовой основе – воздушный змей; -познакомить с поделкой и последовательностью её выполнения на основе данной базовой формы; -продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. | квадрат синей, голубой бумаги 15*15. |
3 | «Рыбка» | -продолжать учить выполнять поделку на базовой форме – блинчик (конвертик); -познакомить с поделкой и последовательностью её выполнения на основе данной базовой формы; -продолжать знакомить детей с условными знаками оригами, самостоятельно работать по схеме. | Квадрат разноцветной бумаги 15*15, фломастеры. |
4 | Оформление коллективной работы «Море» | -учить выполнять коллективную работу, дополнять деталями; -воспитывать желание помогать друг другу, радоваться работой. | Коллаж, клей, фломастеры, предметы декора. |
МАЙ | |||
1 | «Солнце» | ||
2 | «Одуванчик» | -Продолжать учить выполнять работу на базовой форме – блинчик (конверт), воздушный змей; -продолжать учить сгибать квадрат по диагонали, отгибать углы; -продолжать учить работать по схеме, используя терминологию; -детей старшей группы учить работать по схеме самостоятельно, при небольшой помощи воспитателя; -воспитывать коммуникативные отношения при создании коллективной работы. | -квадрат 8*8 жёлтого цвета, -квадрат 8*8 зелёного цвета, -ватман окрашен способом набрызга. |
3 | «Кузнечик» | -Продолжать учить выполнять работу на базовой форме – треугольник; - продолжать учить детей аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны; -учить проговаривать свои действия; -продолжать знакомить детей с условными знаками оригами; -детей старшей группы учить работать по схеме самостоятельно, при небольшой помощи воспитателя; - учить дополнять коллективную работу, созданную на прошлом занятии. | -квадрат 10*10, 6*6 зелёного цвета, -коллективная работа |
4 | «Божья коровка» | -Продолжать учить выполнять работу на базовой форме – треугольник; - продолжать учить детей аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны; -учить проговаривать свои действия; -продолжать знакомить детей с условными знаками оригами; -детей старшей группы учить работать по схеме самостоятельно, при небольшой помощи воспитателя; - учить дополнять коллективную работу, созданную на прошлом занятии. | -квадрат 10*10, 6*6 белого цвета, -цветные карандаши, --коллективная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование на тему:«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
Индивидуальный план работы по самообразованию ФИО: Абдуразакова Джамиля ИрбайхановнаСпециальность: воспитательОбразование: высшее Тема самообразования: «Использование здоровьесбе...
План работы по самообразованию на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми подготовительной к школе группе»
План работы по самообразованию...
План работы по самообразованию по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"
План работы с детьми, родителями и педагогами....
Индивидуальный план по самообразованию по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста». на 2022-2023 учебный год
Цель: формирование у детей осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни, накоплении знаний о здоровье. Продолжать повышать профессиона...
План по самообразованию на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
План самообразования на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»...
План самообразования педагога ДОУ Тема: «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.В Федеральном государственном образователь...
План работы по самообразованию по теме «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
Наше будущее – это наши дети. Задача охраны, сохранения и укрепления здоровья детей одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Здоровье, как фу...