Волонтёрская деятельность
материал

Ларина Татьяна Викторовна

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом часу.

Педагогическая технология «Дети - волонтеры»

Подготовила воспитатель Ларина Т.В.

Модернизация  образования требует работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития. Развиваться - это значит применять инновационные технологии. Новизна состоит в том, что волонтерское движение организовывается в условиях детского сада.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

* Ребенок овладевает основными  культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно - исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

* Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками  и взрослыми, участвует в совместных играх.

* Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять  свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

* Способен  сотрудничать  и выполнять как лидерские, так и исполнительные функции в совместной деятельности.

В основе детского волонтерства лежит принцип взросления. Общаясь и помогая младшим дошколятам, дети - волонтеры ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Поэтому среди образовательных практик нас заинтересовало волонтерство, которое уже показало свою жизнеспособность и эффективность, как активная форма общения в детской среде, при которой ребенок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов.  

Актуальность: Дошкольники живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребенка в семье  и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей, которая в дошкольный период протекает интенсивно.

Технология эффективной социализации - волонтерство компенсирует дефициты развития, поддерживает самостоятельность и инициативу. Актуальность волонтерского движения в дошкольном учреждении, объединяющая родителей, педагогов  и детей, деятельность которых продиктована доброй волей состоит в том, что оно приведет:

- к более эффективному формированию у дошкольников милосердия, ответственности, самостоятельности и инициативы;

-  к  оптимизации детско - родительских отношений и умению работать в команде;;

-  к  повышению рейтинга образовательного учреждения.

Целью технологии «Дети волонтёры»

является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи педагогической технологии "Дети - волонтеры" следующие:

- Развитие навыков общения в разновозрастном коллективе:

- Развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего у младших детей:

- Создание такой ситуации, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя.

Запуск детского волонтерства произошел на организационном этапе, задачи которого заключались в мотивировании детей на волонтерскую деятельность, организация команды. Мною проводились беседы "Кто такие волонтеры?", "О возможности стать волонтерами для малышей". Выяснение чем любят заниматься дети. Чему мы можем научить малышей? Из детей, выразивших желание участвовать в волонтерской деятельности, сформировалась команда. Важным моментом в организации волонтерского движения является обучение волонтеров, ведь ребенок не может сразу взять и пойти учить других, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков. В связи с этим в  нашей группе участвующей в волонтерском движении  организована «Школа волонтеров», где дети специально обучаются  следующим программам:

«Научим малышей играть»,

«Научим разрешать конфликты»,

«Научим одеваться»,

«Знаем, как помочь в проведении занятий».

Для организации и реализации данной технологии необходимо в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей.

Например: дети подготовительной к школе группы (по просьбе воспитателя) могут включать в сюжетно-ролевую игру малышей, пойти к ним в группу и научить их этой игре. Можно предложить старшим детям провести занятие у малышей, помочь им одеться или разучить с ними стихотворение или песенку.

Особенно удачно проходит такое разновозрастное общение во время «Клубного часа», когда старшие дети берут за руку младших и ходят с ними по всей территории детского сада в помещении или на прогулке.

А так же необходимо составить ежедневный и еженедельный план посещения старшими детьми младших. Выделить группу детей, желающих играть с малышами. Оформить в группе уголок волонтеров, где расположены необходимые атрибуты (галстуки, бейджики, эмблемы, девиз, подборка различных речевок).

Совместно с воспитателем дети волонтеры разрабатывают правила команды:

-Приходя в группу поздоровайся со взрослыми и малышами.

-Доведи дело до конца.

-Обращайся к малышам спокойно, вежливо.

-Если не хочешь участвовать в волонтерской деятельности, можешь остаться в группе.

Волонтерство - это, прежде всего инициатива. В результате у детей формируется умение ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.

Следующий этап - практический.  На этом этапе реализуются конкретные дела волонтерской команды. (научить малышей самим одеваться и раздеваться, проведение подвижной игры на прогулке, проводить малышей с прогулки в группу, научить малышей собрать игрушки на прогулке, показать театр и т.д.)

Дети – волонтеры должны регулярно  посещать свои подшефные группы раз в неделю, в определенный день с различными добрыми делами

Планирование волонтерского движения по месяцам составляется совместно с педагогами младших групп.

В ДОУ должны регулярно проходить волонтерские акции, они связаны с комплексно - тематическим планированием. Первая акция «Светофорчик», где дети подготовительной группы рассказали малышам о правилах поведения на улице, подарили макет светофора и раскраски на данную тему.

К проведению волонтерских акции можно привлекать родителей. Так

родители нашей группы участвовали в таких акциях как «Новые столы-парты», «Посадка черемухи на территории детского сада», «Установка оборудования для спортивной площадки».

 Обязательным условием данного этапа является обсуждение волонтерской деятельности в группе после посещения малышей, после проведения акции.

Помогая младшим дошколятам, у детей - волонтеров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе. Дети – волонтеры осознают свою важную миссию – считают себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь младшим.

Таким образом, дошкольники, принимая участие в  волонтерском движении, осваивают основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную; они учатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию. Они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.



Предварительный просмотр:

Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят.

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием.  Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей  к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить милосердие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного. Духовно-нравственное воспитание, волонтерство  учит помогать нуждающимся, без напоминания и подсказки, иногда даже отказываясь от чего-то значимого, интересного для себя.

В нашем детском саду понятие "волонтерство" мы стали использовать год назад, но традиция помогать ближним существует уже много лет.

А самые близкие  нам - это малыши ясельных групп, которые нуждаются в помощи взрослых или старших дошкольников. Дети подготовительных и старших групп учат малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать. Ребята ощущают себя самыми старшими среди других детей в детском саду.  Они уже могут провести настоящий мастер- класс  на разные темы.

Разновозрастное общение между детьми формирует ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе. Это постепенно входит в практику педагогической работы.

Что может сделать волонтерский отряд детского сада? Участвовать в различных акциях, устраивать " Дни помощи".

  Помогать можно во всем: донести сумку, принести воды, помогать младшим товарищам.

А еще необходимо научить детей делать подарки и дарить искренне, от всего сердца. Это не просто, особенно для ребенка, привыкшего только получать все самое лучшее. Этому надо учить детей.

Умение делать подарки - это труд, это воспитание сердца. Мы, как и все, дарим подарки к праздникам: ко Дню защитника Отечества, Международному женскому дню, Дню дошкольного работника, ко Дню пожилого человека и т.д., - не только родителям, но и всем сотрудникам детского сада, работающим и пенсионерам.

Надо учить наших детей быть готовым поступиться чем-то, что есть у тебя. Сначала в малом, например, уступить игрушку, или лучшее место, или хотя бы не толкаться, не рваться вперед.

Добродетели сами не вырастают, их надо взращивать в детском сердце, и это не произойдет в один день, а надо иметь терпение и мудрость, чтобы различать, когда и какое слово сказать, на что обратить внимание и, самое главное, как самим себя вести, чтобы показывать достойный пример детям.

Надо объяснять детям, что милосердие – это не слабость, а сила, что волонтеры это сильные люди, способные прийти на помощь.

    Участие в таких волонтерских движениях детей и родителей, как "Посади свое дерево", " Сбереги елочку", " Мусор Земле не к лицу", развивает у детей интерес и желание бережно относиться к живой природе посредством тесного общения с ней. Немаловажная задача - научить детей с любовью относиться к окружающей природе, быть ответственными, внимательными и дружелюбными по отношению к живому миру, проявлять заботу и уважение к нему.

Наша задача не дать иссякнуть маленькому источнику тепла, мягкости, терпения и любви. Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых, а также сверстников, они чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности и пренебрежения.

Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам,  «братьям нашим меньшим»- животным. Что такое милосердие? Само слово говорит само за себя – иметь доброе, милое сердце. Быть готовым всегда помочь кому-нибудь, не посмеяться над чьей-то бедой, а суметь пожалеть, помочь, простить, просто из чувства сострадания и человеколюбия.

Формировать гуманные представления у детей с помощью замечаний, наставлений и порицаний невозможно. Важно воспитывать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого.

В чем же должна проявляться эта способность? В умении относиться к другому как к самому себе, понимать, что другому может быть больно и неприятно, когда его обижают. В готовности прощать нечаянно причиненную боль, извиняться, если виноват. В умении считаться с желаниями и интересами друзей.  В чуткости к настроению другого. Мы все стремимся к тому, чтобы наши дети выросли честными, добрыми, отзывчивыми. И очень хочется, чтобы воспитанное в детстве чутье к добру и злу навсегда осталось в человеке.

 Многие родители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными, особенно мальчиков. Им кажется, что, когда дети вырастут, им будет трудно, они не сумеют дать сдачи. Но опыт показывает, что добрым и милосердным легче жить, потому что их все любят. А злоба сжигает сердце. Эстафета добра и зла бесконечна, и в нашем мире на смену злым детям могут прийти злые внуки. Хорошо ли тогда будет?

А как же? Как научить детей любить, быть добрыми, приходить на помощь?

Сейчас во многих семьях беспроблемная жизнь и большинство детей не знает правды, что в мире есть не только здоровые и красивые люди, но и одинокие, пожилые и беспомощные, дети у которых нет родителей, ветераны, и все они очень нуждаются в нашем с вами внимании и сострадании.

Правильно ли, что милосердные дети растут только у милосердных родителей? В основном, да. А как же помочь другим детям?

Что можем сделать мы, педагоги,  в условиях детского сада?

Наверное, самым главным в данном воспитательном процессе является вдохновение и пример педагогов и родителей нашего детского сада.



Предварительный просмотр:

Перспективный план работы с детьми в детской

«Школе волонтеров»

Сентябрь

1.Кто такие волонтеры?

Наша дружная семья

Создать условия ознакомления детей о том, что детский сад – это дружная семья, взрослые заботятся о детях, а старшие воспитанники - о малышах.

2.Беседа «Кто такие волонтеры?». Экскурсия по детскому саду. «Школа волонтера». Составление правил и обязанностей учеников «Школы волонтеров».

3.Изготовление флага и герба «Школы волонтеров». Выяснение детей о том, чем они любят заниматься.

Привлечение родителей к разработке флага и герба «Школы волонтеров».

Октябрь

1.Научим малышей одеваться.

2.Научим малышей убирать за собой игрушки.

Создать условия для развития самостоятельности и ответственности, детей.

«Неделя добрых дел» - оказание помощи малышам в трудности в одевании и раздевании. Развивать умение и желание малышей убирать игрушки на место после игры, в группе и на игровом участке.

3. Оказание помощи в уборке листвы на участке малышей.

4. Акция «Посади дерево». Высадка кустарников на территории детского сада с привлечением родителей

Ноябрь

  1. День пожилого человека. Показ концерта в доме ветеранов.
  2. Акция «Светофорик». Рассказ детьми подготовительной группы  о ПДД. Дети подарили малышам макет светофора и раскраски по ПДД.
  3.  Участие детей в концертной программе ко дню матери для сотрудников Пыть-Яхской окружной клинической больницы. Женской консультации.

4.Создать условия для интереса детей к русским народным сказкам на собственном примере. Показ кукольного театра «Репка», «Колобок» для детей младшей группы.

Декабрь

1.Как играть с малышами.

Создать условия для развития, формирования игровой деятельности и передачи игрового опыта в естественных условиях.

2.Конструирование на тему «Терем Деда Мороза».

3.Мастер - класс «Елочные игрушки».

4.Разучивание с малышами стихов о зиме, о Новом годе.        

Январь

игры-забавы.

Создать условия для развития навыков доброжелательного взаимодействия между детьми.

1.«Неделя добрых дел» - оказание помощи малышам в трудности в одевании и раздевании

2.Организация совместных игр в группе и на улице «Зимние забавы» (игра в снежки, катание на санках).

3. Клубный час «Зимушка хрустальная». «Рождественский концерт».

4.Ситуативный разговор «Что такое самостоятельность?»

Февраль

Интересные занятия

1.Создание условий для развития навыка общения в разновозрастном коллективе. Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками.

2. Инсценировка  сказки «Кошкин дом» для детей младшего возраста в рамках тематической недели «Азбука безопасности».

3. Мастер - класс «Поздравительная открытка для папы

4. «Может ли ребенок быть самостоятельным?» (консультация для родителей).

Март

Театр

Создать условия для развития театрально-игрового опыта у детей. Поддержка индивидуальности и инициативности детей через недирективную помощь.

1.Театрализованная постановка «Как Маша искала себе маму»

2.Мастер - класс «Поздравительная открытка для мамы»

3.Клубный час «Играй-ка» - разучивание п/и «Солнышко и тучка», «Цветные автомобили» и др.

4.Привлечение  родителей к изготовлению театральных атрибутов для детей младшей группы в подарок.

Апрель

Разрешим конфликты.

Создать условия для осознания великой силы добра. Развить коммуникативные навыки детей. Позволяющие решать конфликтные ситуации с сверстниками.

1. Показ мультипликационных фильмов «Дюймовочка», «Волшебное кольцо», «Мальчик с пальчик».

2. Целевые прогулки на территории детского сада.

3. Разучивание стихов с малышами о весне, птицах, природе.

Май

1.«Я - ты - он – она, вместе дружная семья»

Создать условия для эмоционального благополучия через уважительное отношение к чувствам и потребностям каждого ребенка. Старшие дети играют с малышами.

2. Оформление детьми подготовительной группы альбома посвященного дню Победы.

3. Акция «Игрушка на память».

4. Мастер-класс: «Изготовление подарков для малышей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волонтёрское движение родителей

Волонтёрское движение родителей...

Волонтерская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста. Рекомендации, технологии использования. Этапы организации волонтёрской деятельности.

Статья о реализации волонтерской деятельности в ДОУ. Содержит информацию об этапах организации деятельности, опыт работы ДОУ....

Обобщение педагогического опыта работы по теме: "Волонтёрская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста. Проект "Маленький волонтёр"

Мы растим новое поколение российских граждан. Пройдет время, и они начнут на различных уровнях управлять общественными и государственными процессами, открывать новые горизонты в науке, технике, искусс...

Проектная деятельность "Волонтёрское движение в детском саду как средство эффективной социализации дошкольников".

Целью внедрения волонтерского движения в детском саду является-развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания, а также становление ...

Участие коллектива ДОО совместно с воспитанниками и родителями в волонтёрской деятельности

Начиная с 2022 года сотрудники, воспитанники и родители (законные представители) участвуют в волонтёрской деятельности- дети 3 группы (под руководством Блощициной И.М., Волковой А.И, Михельсон Е.Н.) с...

Благодарственное письмо от Федерального агентства »по делам молодёжи за активное содействие и реализации деятельности Международного волонтёрского социально- благотворительного проекта «Добрые письма от Деда Мороза»

Благодарственное письмо от  Федерального агентства »по  делам молодёжи  за активное содействие  и реализации деятельности  Международного волонтёрского ...