Участие коллектива ДОО совместно с воспитанниками и родителями в волонтёрской деятельности
материал

Грязнова Ольга Владимировна

Начиная с 2022 года сотрудники, воспитанники и родители (законные представители) участвуют в волонтёрской деятельности

- дети 3 группы (под руководством Блощициной И.М., Волковой А.И, Михельсон Е.Н.) сделали подарки в Ельнинский дом престарелых с чаем и конфетами "Зимняя шапочка" к Новому году) - https://vk.com/club203933665?w=wall-203933665_202;

- участие в мероприятиях акции волонтерского объединения «Ваш тыл 67» https://vk.com/club203933665?w=wall-203933665_87;

- участие в мероприятиях акции «Единой России» «Тепло для героя» - https://vk.com/club203933665?w=wall-203933665_85;

- https://nsportal.ru/albom/2024/05/22/uchastie-detey-v-pomoshchi-fondam-tehnologiya-volontyorstva (воспитатель);

- https://nsportal.ru/albom/2024/04/19/volontyorstvo-v-detskom-sadu (инструктор по физической культуре);

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dobrye_serdtsa_volontyorstvo.docx33.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 80 «Веснушка» города Смоленска

Проект

«Добрые сердца»

Подготовили:

Воспитатели группы № 3

Блощицина И.М., Михельсон Е.Н.,

инструктор по физической культуре Волкова А.И.

Смоленск, 2022 г.

  • Пояснительная записка

Дошкольный возраст

Человек – существо социальное. С первых дней своей жизни окружен себе подобными. Уже с первых дней жизни ребенок включен во взаимодействие, так как его потребности не могут быть удовлетворены без помощи и участия другого человека.  В процессе взаимодействия человек приобретает социальный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. 

Социализация — это становления личности в процессе усвоения знаний, ценностей и норм социалистического общества. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации. Процесс социализации неразрывно связан с общением, совместной деятельностью людей, приносящей пользу обществу.

Сейчас много говорят о том, что подрастающее поколение проявляет негативное отношения друг другу. Поэтому задача педагогов – направить свои усилия для успешной социализации ребенка и его социально – личностного развития.

Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 20 лет назад. Занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчужденность, изолированность выдвигают на первый план задачу социализации детей.

Задача может быть решена при одновременной реализации таких условий, как создание благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их возможностей и особенностей развития, тесное сотрудничество педагогов группы, специалистов и родителей.

В детских садах педагоги реализуют технологию эффективной социализации «Дети – волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми.

Волонтёр (фр. volontaire – доброволец) — любое физическое лицо, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, которое вносит свой вклад в развитие волонтёрства, осуществляя волонтерскую деятельность. 

Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации – физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). Работа волонтера сплачивает людей в единственном стремлении – стремлении делать добро.

Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.

Волонтерство основывается на добровольном труде, не требующем оплаты. Следовательно, его мотивы – не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей.

Несмотря на то, что технология «Дети – волонтеры» удивительно простая в использовании давно входит в работу с дошкольниками, ее реализация ранее проходила эпизодически, так как мы не видели, в чем могут быть преимущества данного подхода. Однако с введение ФГОС ДО, (п.2.6.) «становление самостоятельности, целеустремленности и саморегуляции собственных действий» – одна из задач социально-коммуникативного развития ребенка, пришлось пересмотреть подход, к организации условий развития ребенка – дошкольника.

  1. Актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. А жизнь – это не только академические знания. Это развитие определенных жизненных качеств:
  • ответственности;
  • милосердия;
  • самостоятельности;
  • умение общаться с разными социальными группами людей;
  • личностный позитивизм.

Для волонтера ценны такие качества личности как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие, сформированная потребность к здоровому образу жизни.

Дошкольный возраст характеризуется, как период сенситивности, для развития всех психических функций, а также как важный этап развития, формирования личности ребенка. Это и послужило стимулом для создания волонтерского движения в детском саду, ведь именно в дошкольном возрасте формируются вышеперечисленные личностные качества детей.

  1.  Цель: Создание в детском саду волонтерского движения, объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях. 

Внедрение  волонтерской  практики в деятельность детского сада, направленной на  развитие  духовно-нравственной личности дошкольников; формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

Задачи:

  •  Расширить представления о волонтерском движении у воспитанников, педагогов, родителей детского сада.
  • Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки на добровольческую деятельность.
  • Формировать у воспитанников чувство собственного достоинства как представителя своего народа. Способствовать повышению значения семейных ценностей.
  • Создать условия для возможностей детям, родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе.
  • Воспитывать толерантное отношение к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности.
  • Воспитывать в детях такие качества, как милосердие, внимательность, заботу о ближнем, желание помогать другим людям.

Проект включает разделы: работу с детьми, родителями и педагогами.

Задачи (в работе с родителями):

  • Создать возможность родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе.
  • Расширить представления о волонтерском движении у воспитанников детского сада, педагогов, родителей детского сада.
  • Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса.
  •  Сформировать  инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в данном движении.

Задачи (в работе с педагогами):

  • Разработать и провести цикл практических встреч с педагогами групп, направленный на повышение педагогической компетенции воспитателей в вопросах  волонтёрского движения в ДОУ.
  • Сформировать  инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в данном движении.
  • Создать методические рекомендации  по организации волонтерства в детском саду и распространить опыт работы в других детских садах.
  • Составить план мероприятий и реализовать его в течение 2022– 2024 учебных годов.
  • Разработать новые формы и методы, объединяющие усилия педагогов и родителей, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности.
  • Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования  

Вид проекта: практико-ориентированный, творческий, информационно – просветительский.

Срок реализации: долгосрочный (с сентября 2022 года по май 2023 года).

Участники проекта: дети, педагоги, родители группы №3 МБДОУ «Детский сад № 80 «Веснушка». 

 Реализация проекта рассчитана на 2 календарных года, предполагается возможность претворения проекта в жизнь неоднократно. Предложенная система работы по организации волонтёрского движения может быть использована в ДОУ любого вида и типа, при условии заинтересованных активных, искренних, целеустремленных лидеров.

  • Ожидаемые результаты
  • Высокие показатели социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников: готовность прийти на помощь, милосердие, внимательность, волевые качества, инициатива.
  • Развитие умения детей ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом.
  • Расширение связи с родителями и социальными партнёрами города в совместной деятельности в рамках проекта.
  • Создание условий:
  • Методические условия
  • разработка методических рекомендаций для педагогов по организации работы с дошкольниками по волонтерскому движению;
  • повышение уровня психолого-педагогической подготовки педагогов;
  • обобщение и распространение педагогического опыта по волонтерскому движению.
  • Материально- технические ресурсы проекта
  • наглядные и дидактические пособия, компьютерное и мультимедийное оборудование, цифровые ресурсы (фотоаппарат, диктофон, микрофон, видеокамера), материалы для продуктивной деятельности.

1.5.3 Кадровые условия

  • заведующий ДОУ, старший воспитатель, музыкальный руководитель, педагоги ДОУ, специалисты ДОУ, социальные партнёры, родители.
  • самообразование, профессиональная переподготовка (по данному направлению);
  • повышение квалификации и аттестация педагогических работников. 
  • Сетевое взаимодействие осуществляется с социальными институтами города: Смоленская областная библиотека для детей и молодёжи имени М.И.Соколова-Микитова, Детская библиотека № 5 – филиал МБУК «ЦБС» города Смоленска, МБУ ДО «Смоленский зоопарк» города Смоленска, благотворительное объединение «Жить в радость», благотворительны фонд «Старость в радость». В рамках взаимодействия осуществляется участие в благотворительных акциях, проводимых данными учреждениями.
  •  Этапы реализации проекта

Данный проект предполагается реализовать в три этапа:

1 этап - подготовительный, планово-прогностический

(сентябрь 2022г.)

2 этап - практический, основной

(октябрь 2022-май 2023г.)

3 этап - итоговый (май 2023г.)

Первый этап включает: 

  • определение цели и задач проекта;
  • планирование работы с детьми, родителями, социальными партнерами;
  • предварительная работа по сбору информации;
  • анкетирование родителей;
  • изучение литературы, интернет – ресурсов, опыта работы других ДОУ;

Работа с педагогами:

  • разработка механизма внедрения технологии «волонтерское движение»;
  • консультация для педагогов «Что такое волонтерское движение?»;
  • подготовка различных атрибутов (пилотки, галстуки, эмблема, презентации);

Работа с родителями:

  • консультации для родителей: «Волонтёрское движение в детском саду», «Волонтёры: история и современность»

Работа с детьми:

  • детей с волонтёрами, с волонтёрской деятельностью;
  • просмотр видео-презентации «Дети – волонтеры».
  •  чтение детской художественной литературы о добрых делах, о взаимопомощи.

Второй этап:

  • Разработка плана мероприятий по реализации проекта (приложение 2).

Третий этап:

  • анализ результатов работы по внедрению волонтёрского движения в ДОУ;
  • на основе данных анализа разработка дальнейшего плана действий;
  • распространение опыта через СМИ, интернет –ресурсы, участие во Всероссийских конкурсах.
  • Перспективы распространения Проекта:

В дальнейшем, проект может быть представлен на муниципальном, региональном уровне, выход на федеральный уровень (педагогические сайты, конкурсы, форумы) – в качестве руководства по организации совместной деятельности взрослых и детей, основанной на волонтёрском движении в детском саду – перспективном направлении в деятельности детей, которое дает огромные возможности для нравственного воспитания. Распространение и трансляция опыта работы в рамках проекта через публикации и статьи в СМИ, через участие в образовательных инициативах различного уровня, через электронные отчёты на сайте.

  • Возможности дальнейшего развития проекта:

Продолжить работу волонтёрского движения в условиях детского сада. Привлекать новых социальных партнёров.

  1. Список литературы:

1.Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России //Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладныхисследований : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Самара, 2017. –С. 80-81

2.Гришаева Н.. П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5.

3.Микляева В.Н. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2013г.

4.Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. Хулин Социальная работа. – 2003. – №3. – С. 51-54.

 


Приложение 1

 

Анкетирование родителей «Помощь не просят, ее предлагают»

 

  1. Имеете ли Вы информацию о деятельности волонтерских отрядов в России и в вашем регионе?
  • Да
  • Нет

  1. Как Вы относитесь к идее создания волонтерского отряда в ДОУ?
  • Положительно
  • Отрицательно

  1. В какие сферы деятельности, по Вашему мнению, можно вовлекать волонтеров?

__________________________________________________________________

 

  1. Кто, по Вашему мнению, должен входить в состав волонтерского отряда ДОУ?

__________________________________________________________________

  1. Какую помощь может оказать волонтерский отряд дошкольному учреждению?

__________________________________________________________________

  1. Считаете ли Вы необходимым участие детей дошкольного возраста в деятельности волонтерского отряда?
  • Нужно
  • Не нужно

  1. Какую помощь и кому, по Вашему мнению, могут оказать дети дошкольного возраста?

__________________________________________________________________

  1. Готовы ли Вы лично стать участником волонтерского движения?
  • Да
  • Нет

  1. Ваши предложения по этому направлению

__________________________________________________________________



Приложение 2

 

План работы волонтерского отряда «Добрые сердца»

 

Тема

Работа с детьми

Работа с педагогами 

Работа с родителями

Взаимодействие с социумом

СЕНТЯБРЬ

«Кто такие волонтеры?»

Беседа «Кто такие волонтеры?». 

Просмотр видеопрезентации « Дети -волонтеры». Обсуждение эмблемы, девиза волонтеров. Составление правил и обязанностей волонтеров. 

Консультация «Что такое волонтерское движение?». 

Анкетирование (приложение 1). Консультации: «Волонтерское движение в детском саду», «Волонтеры: история и современность».

Привлечь родителей к пошиву галстуков и пилоток для волонтеров.

Ознакомление с волонтерскими организациями в городе.

ОКТЯБРЬ

«Первые добрые дела»

Экскурсия в группу раннего возраста. «Научим малышей убирать игрушки на места». 

Общение на тему: «Что значит быть добрым?», «Добрые поступки, какие они?». 

«Что мы знаем о Дне пожилого человека».

Изучение нормативной правовой регламентации и формирование банка нормативно – правовой регламентации по волонтерскому движению. 

Привлечение родителей к акции «Корзина добра», посвященная «Дню пожилого человека». 

Вручение корзины сладостей для пожилых людей («Старость в радость», «Жить в радость»).

НОЯБРЬ

«Тепло сердец»

Ситуативная беседа «Защищать это доброе дело?», «Как дружить без ссоры», «Что мы знаем о наших правах». 

Акция «Тепло сердец». 

Участие в акции «Ждем в гости птиц».

Привлечение к акции «Тепло сердец», проводимый фондами «Старость в радость», «Жить в радость».

Привлечение к акции «Тепло сердец», проводимый фондами «Старость в радость», «Жить в радость». Памятки «Толерантность.

Взаимодействие с фондами «Старость в радость», «Жить в радость»

ДЕКАБРЬ

«День волонтера»

Общение на тему «Благотворительные акции». Видеопрезинтация «День волонтера». Выставка рисунков «С днем рождения волонтера».

Акция «Блиндажная свеча», «Посылка батальону Ямала». 

Привлечение к благотворительной акции «Твори добро», акция «Блиндажная свеча», «Посылка батальону Ямала». 

Памятки «Как возникло волонтерское движение».

Привлечение к благотворительной акции «Твори добро», участие в акции «Блиндажная свеча», «Посылка батальону Ямала».

Взаимодействие с фондами «Старость в радость», «Жить в радость»

ЯНВАРЬ

«Братья наши меньшие»

Беседа «Кто такие наши братья меньшие?», «Чем мы можем помочь животным». Витруальная экскурсия в приют для бездомных животных «Подари мне жизнь». Акция добра «Мандарины тамаринам». 

Консультация «Ребенок и домашние животные». Участие в акции «Мандарины тамаринам».

Участие в акции «Мандарины тамаринам». Выходные в «Смоленский зоопарк»

Доставка продуктов для животных в «Смоленский зоопарк»

ФЕВРАЛЬ

«Наши солдаты»

Общение на тему «Защитники Отечества».

Ежегодная акция «Посылка солдату». 

«День добрых дел» (посещение малышей детского сада), помочь малышам одеться после дневного сна.

Консультация: «Как воспитать патриота своей страны». Участие в акциях.

Памятка «Воспитывать патриота»

Участие в акции

Помощь участникам СВО

МАРТ

Мамин праздник, мамин день

Общение на тему: «Почему весной отмечаем мамин праздник». Беседа –рассуждение: «В сказках добро всегда побеждает зло». 

 Выставка рисунков: «Дорогою добра». 

Акция «Подари улыбку маме». 

Неделя «Доброй книжки».

Акция «Читающая семья».

Консультация «Как воспитать юного читателя». Участие в акциях». 

Памятка: «Какие книги читать в кругу семьи». Участие в акциях.

Взаимодействие с фондами «Старость в радость», «Жить в радость»

АПРЕЛЬ

День Земли

Виртуальная экскурсия «Путешествие вокруг планеты Земля». Беседы: «Что значит, беречь нашу планету?». Акция «Чистый сад, чистый город, чистая планета». 

Буклеты: «Значение акций и трудовых десантов в трудовом воспитании дошкольников». Участие в акциях.

Консультация «Роль семьи в трудовом воспитании ребенка». Участие в акциях.

Взаимодействие с фондами «Старость в радость», «Жить в радость»

МАЙ

«Наша Победа, наша Память».

Выставка рисунков «Победный май!». Акция «Этот день мы приближали как могли». Участие в возложении цветов к памятнику, в шествии «Бессмертный полк». Посвящение в волонтеры. Флешмоб: «Твори добро на всей земле».

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников». Участие во всех мероприятиях.

Привлечение в разработке сценария посвящения в волонтеры. Участие во всех мероприятиях.

Взаимодействие с фондами «Старость в радость», «Жить в радость»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ДЕНЬ СЕМЬИ» Совместный досуг воспитанников и родителей группы ЗПР – 1 «Радуга»

Сценарий логопедического развлеченя для детей с ЗПР подготовительная группа...

Конспект совместной деятельности воспитанников и родителей "Путешествие по Югре"

В процессе совместной деятельности воспитанники и родители приобщаются к истории родного края, своеобразию его животного мира, традициям народов ханты и манси...

Консультация на тему "Совместное участие детей и родителей в проектной деятельности"

Реализация проектного метода в детском саду невозможна без вовлечения в неё родителей, так как совместный проект родителей вместе с ребенком – это средство для укрепления сотрудничества и...

Конспект совместной деятельности педагога, воспитанников и родителей в условиях разновозрастной интегративной группы на основе игры по станциям «Народное гуляние».

Знакомство детей дошкольного возраста с бытом и жизнью русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.Расширение форм сотрудничества с род...

Совместное мероприятие воспитанников с родителями к Дню матери «Мама солнышко мое»

Цель: Поздравление мам с Днем матери; сплочение семей, привитие семейных ценностей детям....

Совместный проект педагогов и родителей по театрализованной деятельности «В мире много сказок»

Актуальность проекта обусловлена тем, что родители недостаточно уделяют внимания возможностям театрализованной деятельности, ее роли в развитии детей. Цель: повышение компетентности родителей в в...