АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
методическая разработка
Актуальность работы связана с тем, что для гармоничного и разностороннего развития личности ребенка необходимо единство формирования интеллектуальной и эмоциональной сфер, воспитание эстетически развитой личности. Настоящее время характеризуется переходом от репродуктивной модели образования, работающей на воспроизводство и стабильность имеющихся общественных отношений, к продуктивной, гуманистической, культуроориентированной. Воспитать в подрастающем человеке способность воспринимать жизнь в ее красоте и гармонии – важная задача, которую необходимо в первую очередь решить в процессе художественно-эстетического развития детей. Дошкольные образовательные учреждения играют в данном процессе важную роль.
Прививая детям чувство прекрасного, воспитатель нацеливает дошкольников иметь свое собственное отношение к тому или иному явлению действительности, художественной литературы. В ходе формирования художественно-эстетического отношения к различным явлениям ребенок приобретает первоначальный эмоциональный опыт, помогающий ориентироваться не только в произведениях искусства, но и в реальной жизни; способность к эмоциональному сопереживанию, одобрению прекрасного, доброго и осуждению безобразного.
Многие специалисты (Ю.Б.Борев, А.И.Буров, В.В.Бычков, В.В.Ванслов, Н.И.Киященко, А.Ф.Лосев и др.) считают, что художественно-эстетическое воспитание играет огромную роль для формирования личности ребенка. Такие ученые, как Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, В.С.Мухина, Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова, Б.Т.Лихачёв, Б.М.Неменский и другие, считают, что эстетическое отношение к действительности позволяет детям проявлять творческую активность в любом виде деятельности. Несмотря на достаточное количество публикаций, посвященных художественно-эстетическому развитию, поиск эффективных методов и средств художественно-эстетического развития дошкольников в современной педагогике остается актуальным. При этом в настоящее время важно учитывать современные требования ФГОС ДО к реализации программы ДОУ в формах, специфических для детей конкретной возрастной группы, прежде всего - в форме игры [1].
Объект исследования: процесс художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Цель исследования: исследовать особенности реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть требования ФГОС ДО по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
2. Проанализировать содержание реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО.
Методы исследования: анализ требований ФГОС ДО и документации ДОУ, обобщение, наблюдение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_soderzhaniya_realizatsii_obrazovatelnoy_oblasti.docx | 26.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ содержания реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО
Основной целью художественно-эстетического развития является: формирование интереса воспитанников ДОУ к эстетической стороне окружающей действительности, обеспечение потребности воспитанников в самовыражении, развитие у детей музыкальности, способности воспринимать произведения искусства эмоционально.
Задачи художественно-эстетического развития:
- развитие у воспитанников ДОУ понимания и ценностно-смыслового восприятия мира природы и произведений изобразительного, музыкального, словесного искусства;
- развитие эстетического отношения детей к окружающему миру;
- формирование у воспитанников ДОУ элементарных представлений о различных видах искусства; восприятие художественной литературы, музыки, фольклора;
- развитие сопереживания персонажам произведений искусства;
- реализация самостоятельной изобразительной, музыкальной, конструктивно-модельной творческой деятельности воспитанников ДОУ.
Направления художественно-эстетического развития:
- приобщение к искусству;
- музыкальная деятельность
- изобразительная деятельность;
- конструктивно-модельная деятельность.
В связи с тем, что общеразвивающая направленность рассматриваемой художественно-эстетической деятельности дошкольников (развитие высших психических функций, воображения, мелкой моторики руки) является по отношению к развитию специальных способностей воспитанников ДОУ первичной, содержание ООД и разрабатывается на основе интеграции с содержанием таких образовательных областей, как:
- «Социально – коммуникативное» и «Познавательно-речевое развитие» (развитие навыков свободного общения детей со взрослыми и сверстниками в процессе художественно-эстетической деятельности и при обсуждении ее результатов, расширение кругозора воспитанников, формирование у детей целостной картины мира);
- «Физическое развитие» (развитие зрительного восприятия, глазомера, мелкой моторики рук, арттерапия).
Методы реализации образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»:
- метод целостного восприятия;
- метод проблемных ситуаций;
- метод убеждения;
- метод упражнения, приучения;
- методы, направленные на приобщение детей к искусству - наблюдение, анализ, показ, объяснение, пример взрослого;
- метод побуждения к сопереживанию;
- методы, связанные с формированием у детей навыков художественной творческой деятельности - показ, объяснение, упражнение, метод поисковых ситуаций.
Средства реализации образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»:
- общение с искусством;
- ознакомление воспитанников с творчеством;
- организация регулярных повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира;
- учет индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- материальное обеспечение;
- доступные возрасту виды художественно-творческой деятельности;
- бережное отношение взрослых к процессу и результатам деятельности детей;
- мотивация задания и организация атмосферы творчества;
- активная деятельность педагогов.
Формы работы с детьми по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Содержание | Совместная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность |
1.Развитие продуктивной детской деятельности (аппликация рисование конструирование лепка 2. Приобщение детей к изобразительному искусству 3. Развитие творчества детей
| СОД Беседа Рассматривание предметов и произведений искусства Дидактические игры Экспериментирование с различным материалом Художественный труд Лепка Рисование Аппликация Конкурсы Выставки поделок Художественный досуг | Интегрированная деятельность детей Индивидуальная работа с детьми Игровое упражнение Игра Развивающие дидактические игры Проблемная ситуация Проектная деятельность Создание коллекции Выставки (репродукций, иллюстраций и пр.) Рассматривание схем, моделей | Игра Самостоятельное детское художественное творчество |
Приобщение к музыкальному искусству; развитие музыкально-художественной детской деятельности: Пение Слушание Музыкально-ритмические движения Игра на музыкальных детских инструментах Развитие игрового танцевального творчества | НОД Театрализованная деятельность; Беседы о музыке; Слушание музыкальных произведений, сказок; Просмотр фрагментов музыкальных фильмов, мультфильмов; Праздники, развлечения | Использование музыки: на музыкальных занятиях; на физзанятиях и утренней гимнастике; Во время прогулки; В сюжетно-ролевых и театрализованных играх; На праздниках и в ходе развлечений; Формирование основ танцевального творчества; Импровизация образов различных сказочных персонажей, животных и птиц; Инсценирование песен. | Создание в в группах условий для самостоятельной детской музыкальной деятельности: наличие музыкальных инструментов, игрушек, театральных кукол, элементов костюмов и атрибутов для театрализованных игр. Придумывание простых танцевальных движений Аккомпанемент в танцах и пении Игры в «концерт», «праздники», «оркестр». Музыкально – дидактические игры Инсценирование песен |
Выбор воспитателями и педагогами ДОУ конкретных форм и методов работы с детьми по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» зависит как от возрастных, так и индивидуальных особенностей воспитанников.
Так, для младших дошкольников в процессе художественно-эстетического развития значительные возможности существуют в детской игровой деятельности с её радостной эмоциональностью, образностью, моторной активностью, коллективностью участия, развитием творческой инициативы, разнообразными образовательными и воспитательными возможностями. Игры имеют большое значение в эстетическом воспитании детей. С их помощью можно успешно решать стоящие перед педагогом воспитательные задачи в интересной и непринуждённой форме. Возможности игры в художественно-эстетическом развитии определяются тем, что игры, проникая практически во все виды деятельности детей дошкольного возраста, становятся их неотъемлемым компонентом, средством совершенствования и развития, а общение со взрослым в процессе детских игр способствуют накоплению не только практического, но и эмоционального опыта. Игры, в которых присутствуют пластическое движение, драматическое действие, музыка, поэтическое слово, художественные объекты и т.п., способствуют появлению эстетических чувств, которые в последствии перерастают в эстетическую потребность.
Особое значение имеет дидактическая игра. Дидактическая игра делает процесс совместной с детьми образовательной деятельности более легким, занимательным: та или иная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. И чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость. Для художественно-эстетического развития детей в ДОУ используют все виды дидактических игр: игры с предметами (например, с игрушками, различным природным материалом); настольно-печатные дидактические игры; игры словесные.
Календарный план игровой деятельности в младших группах при реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» представлен в Приложении 1. Подбирая дидактические игры, определяли место и роль игры в системе обучения и воспитания, проектировали саму игру и определяли степень участия в ней всех детей. К дидактическим играм предъявляли следующие требования: соответствие возрастным особенностям детей, яркость, эстетичность, многофункциональность. При подборе дидактических игр были использованы материалы Н.Ф.Губановой, И.А. Лыковой, А.И.Сорокиной [4; 7; 12].
Нами учитывается, что художественно-эстетическое развитие в ходе дидактической игры возможно в условиях педагогического процесса под руководством взрослого. Организация воспитателем дидактических игр осуществляется в следующих основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, непосредственно ее проведение и последующий анализ. Для успешного проведения дидактических игр необходимо использование различных методов и приемов: игровых (сюрпризные моменты, загадки, считалочки, элементы соревнования); словесных (беседа для уточнения знаний, объяснение правил, анализ деятельности и другое); наглядных (использование игрушек, картин, иллюстраций, предметов природного и бросового материала, показ игровых действий).
В совместной образовательной деятельности педагогов с детьми используются разнообразные методы и приемы, такие как, создание проблемной ситуации: внесение игрушки, экспериментирование, использование разных видов оценок (приз, сюрпризный момент, словесная положительная оценка, аплодисменты товарищей, фишки и так далее), активизирующего общения: совместный поиск правильного ответа на вопрос, использование личного опыта ребенка, взаимопомощь друг другу, обращение к детям с вопросом, образным пояснениям, сюжетным рассказом. В процессе проведения дидактической игры следует поощрять выдумку, инициативу дошкольников, отмечать доброжелательное отношение детей друг к другу, а также положительное отношение к отраженным в дидактической игре явлениям и событиям.
В качестве примера работы с детьми среднего дошкольного возраста по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» приведем разработанную и апробированную на практике серию из 7 СОД по аппликации:
1. ООД по аппликации «Живые облака».
2. ООД по аппликации «Воробьи в лужах».
3. ООД по аппликации «Ракеты и кометы».
4. ООД по аппликации «Мышонок моряк».
5. ООД по аппликации «Рыбки играют, рыбки сверкают».
6. ООД по аппликации «У солнышка в гостях».
7. ООД по аппликации «Сосульки на крыше».
ООД осуществлялась последовательно, с постепенным нарастанием сложности и обеспечением активной познавательной художественной практики. Проводилось закрепление представлений о геометрических фигурах (прямоугольник, треугольник, круг, полукруг), цвете, величине.
Методические приемы: предварительная работа, сюрпризные и игровые приемы, показ и анализ образцов, обсуждение, словесные указания, показ приемов работы с материалом, анализ работ.
В ходе ООД мы разнообразили и обогащали аппликативную технику, дополняли её графическими элементами для передачи мелких деталей и динамики, экспериментировали с бумагой и ножницами с целью получения выразительных аппликативных образов (сминание, обрывание, выщипывание, закругление и общипывание уголков бумаги).
В ходе ООД для художественно-эстетического развития детей, поддержания их интереса к творческой деятельности и развития восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира, с дошкольниками вели беседу в форме диалога.
Например, в ходе ООД на тему «Живые облака» обсуждалось: на что похожи облака. Дети активно отвечали на вопросы:
Никита: я летом видел такие облака, они плыли по небу, похожи на ватные комочки.
Захар: похоже на снег – чистый, как в садике зимой.
Настя: а у меня дома кошка такая - белая и пушистая.
В ходе ООД на тему «Рыбки играют, рыбки сверкают» воспитатель показывал 2-3 рыбок, красиво вылепленных, вырезанных или нарисованных, чтобы переключить детей с условно-схематического изображения на художественное. Спрашивали, какие рыбки понравились больше и почему? Как они представляют себе своих рыбок и пр.? Хотелось, чтобы фантазии были образными, яркими, а работы – красочными.
Дети активно начинали фантазировать:
Максим: мне нравятся акулы, я по телику видел – они большущие, сильные!
София: а я хочу золотую рыбку, попробую сделать! Они самые красивые.
Никита: а я зубастую рыбу сделаю, с блестящей чешуей, хвост огромный!
Даша: мне полосатые рыбки нравятся! Они такие нарядные!
В ходе ООД у детей постепенно развивалось восприятие и творческое воображение, способность в аппликации увидеть предметы, объекты и явления окружающего мира. У детей постепенно развивалось также чувство цвета и формы, умение работать точно и аккуратно. Этому способствовал свободный выбор материалов, каждый ребенок соответственно своему желанию мог выбрать для деталей бумагу разного цвета и свойств, цвета изображаемых персонажей обсуждались с детьми. В ходе ООД создавалась благоприятная психологическая обстановка, проявляющаяся в уважении к личности ребенка, доброжелательности, взаимопомощи; для повышения мотивации детей к творческой деятельности организована выставка работ дошкольников, знакомство родителей с достижениями детей.
В качестве примера работы со старшими дошкольниками приведем проект «Народная игрушка». Выбор темы проекта был обусловлен тем, что народное искусство — это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Творцы народного искусства были связаны с природой. Она давала им необыкновенно широкие возможности для постоянных наблюдений над миром животных и растений, образы которых использовались затем в творчестве. Близость народного искусства с природой определяет радостный, оптимистический характер его произведений. К наиболее ярким особенностям народного прикладного искусства прошлого следует отнести необыкновенно меткие, продуманные и правдивые характеристики конкретного образа, переданного с большой выразительностью, причем форма, в которую вкладывает народный мастер свой замысел, всегда предельно лаконична. Все второстепенное отбрасывается, уступая место главному, которое выявляется особенно четко. Такая художественная трактовка образа в народном искусстве делает его особенно понятным и доступным для восприятия. Другой характерной особенностью произведений народного прикладного искусства является красочность и декоративность. Смелые, часто контрастные цветовые сочетания отличают произведения народного мастера, делают их необыкновенно привлекательными.
Учтены возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, их интересы. Дети тянутся к несколько наивной и радостной по цвету народной игрушке, хотят создавать красоту своими руками. Доступен этот вид творчества и для коллективной работы совместно с родителями.
Работа над проектом включала совместную деятельность педагога, родителей и детей.
Формы работы со старшими дошкольниками в ходе реализации проекта:
- занятия, позволяющие детям лучше изучить народное искусство. К проведению занятий привлекаются как воспитатели ДОУ, так и специалисты (например, художники, оформители и пр.) из числа родителей;
- дидактические игры. Участие родителей: подбор материала для сценариев игр, изготовление игрового материала и аксессуаров и пр.;
- экскурсии. К организации и проведению привлекаются родители;
- изготовление «семейных» игрушек для участия в итоговом празднике-ярмарке;
- совместные досуги, праздники, семейные конкурсы и т.д.
Содержание одного из проведенных занятий приведено в Приложении 2.
Важна и демонстрация результатов проекта.
1.Подведение итогов: коллективное обсуждение, оценка работы, составление отчёта о ней.
2. Организация выставки «семейных» игрушек «Дымковская игрушка».
3. Проведение праздника-ярмарки «Дымковская игрушка» с участием детей, родителей, воспитателей и гостей праздника.
4. Награждение победителей.
Следует отметить, что созданная в группах ДОУ предметно-развивающая среда дает каждому ребенку одинаковые возможности усвоить умения, приобрести новые качества, развить знания. Такого рода среда является единым эстетическим предметно-развивающим игровым пространством жизни детей в ДОУ, которое предполагает взаимосвязанные и взаимовлияющие формы организации в ДОУ различных видов деятельности. Учтена эстетика оформления, единый стиль, «воздух» в помещении. При этом важно, что в данной работе участвовали как воспитатели, так и родители детей, а также сами дети. Учитывалось, что значительную роль в развитии ребенка - дошкольника играет народное искусство, поэтому в оформлении групповых комнат большое место отводится изобразительному и декоративно-прикладному народному искусству. Все произведения народного искусства в интерьере подчинены требованиям места и времени. В интерьер групповых комнат включены предметы декоративно-прикладного искусства. В каждой групповой комнате устроен уголок народного декоративно-прикладного искусства, выставка работ детей.
Суть художественно-эстетического развития заключается в творческом восприятии не только искусства, но и различных эстетических явлений. Основной целью художественно-эстетического развития является формирование творческого отношения ребенка к действительности. Конечной целью художественно-эстетического развития выступает гармонически развитая личность.
Важными условиями художественно-эстетического развития являются: организация системы деятельности по художественно-эстетическому развитию детей; знание и использование воспитателями наиболее эффективных форм, методов организации процесса художественно-эстетического развития детей; наличие эстетически оформленной пространственно-развивающей среды, соответствующей задачам художественно-эстетического развития и психолого-возрастным особенностям детей. В основе методики художественно-эстетического развития должна лежать совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию красоты окружающего мира. Важна организация деятельности детей, при этом ребенок должен выступать активным участником педагогического процесса.
В художественно-эстетическом развитии дошкольников, особенно- младших, дидактические игры являются, по существу, ведущими средствами. Для поддержания интереса детей и развития познавательной активности необходимо в процессе художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста: использовать игры различной вариативности; систематически планировать проведение дидактических игр в целях художественно-эстетического развития; постоянно использовать наглядный материал (картинки, игрушки, природный материал); привлекать детей к изготовлению наглядного материала для игр и пр. Воспитатель подбирает дидактические игры, соответствующие возрасту детей своей группы по всем разделам: знакомство с народной игрушкой, изделиями декоративно – прикладного искусства, посудой, скульптурой, произведениями живописи, портретом, натюрмортом, архитектурой.
Непосредственно образовательная деятельность по изобразительному искусству в ДОУ должна быть направлена не только на развитие соответствующих умений и навыков, но и способствовать художественно-эстетическому воспитанию дошкольника.
Следует учитывать, что и во многих современных российских семьях художественно-эстетическому воспитанию детей уделяют недостаточно внимания. В связи с этим необходимо расширять формы взаимодействия с семьями воспитанников по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие». Могут быть рекомендованы: анкетирование родителей с целью изучения их представлений о художественно-эстетическом воспитании детей; совместная организация различных выставок произведений искусства с целью расширения художественно-эстетических представлений дошкольников; организация папок-передвижек, тематических консультаций по художественного – эстетическому воспитанию; мероприятия, направленные на распространение семейного опыта художественно-эстетического развития ребенка; семинары-практикумы для родителей по художественно-эстетическому воспитанию детей; создание семейных клубов по интересам и прочее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ РАЙОНА И УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ С ЦЕЛЬЮ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СТАНДАРТАМИ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ».
В презентации дается отчет о деятельности ДОУ в условиях экспериментальной работы по реализации образовательной области "Художественно - эстетическое развитие". Демонстрируется реализация задач:...
Реализация образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"в соответствии с ФГОС ДО
Материал создан для использования на педсовете....
« Реализация образовательной области « Художественно - эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС». (Сообщение на базовой площадке )
« Реализация образовательной области« Художественно - эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС»...
Презентация на тему: " Реализация образовательной области" Художественно - эстетическое развитие"раздел " Музыка" в соответствии с ФГОС в дошкольном учреждении.
презентация выполнена как зачетная работа на курсах повышения квалификации музыкальных руководитетей в ДОУ....
" Содержание психолого - педагогической работы по реализации образовательной области "Художественно - эстетическое развитие" раздел изобразительная деятельность в соответствии с ФГОС ДО и с учетом индивидуально - дифференцированного подхода к ребенку"
quot; Содержание психолого - педагогической работы по реализации образовательной области "Художественно - эстетическое развитие" раздел изобразительная деятельность в соответствии с ФГОС ДО...