« Реализация образовательной области « Художественно - эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС». (Сообщение на базовой площадке )
материал на тему

Фалеева Нина Геннадьевна

                       « Реализация образовательной области

« Художественно - эстетическое    развитие» в соответствии с ФГОС». 

                            (Сообщение на базовой площадке )                                                      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_noyabr_2016.docx27.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад № 7 « Солнышко» г. Кусы.

                 

                       « Реализация образовательной области

« Художественно - эстетическое    развитие» в соответствии с ФГОС».  

                            (Сообщение на базовой площадке )                                                      

                                                            Музыкальный руководитель: Фалеева Н.Г.

                                                     2016 год

                Ценностные ориентиры ФГОС ДО –  прежде всего « построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования» (п.1.3.2)

С точки зрения организации музыкального воспитания в детском саду - т.е. привычных фронтальных занятий , детских праздников и развлечений , на которых все дети исполняют общие танцы, песни, это требование Стандарта выполнить крайне сложно. Следовательно нужно переосмыслить привычные формы музыкального воспитания и найти такие способы, формы организации музыкальной деятельности, которые бы способствовали поддержке инициативы детей на основе «сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений» ( п.1.4)

 Т.О Цели музыкального воспитания детей сформированы с точки зрения общих ценностей, а не только предметных задач.

Обеспечение реализации основных целей и задач требует от музыкального руководителя разработки  Рабочей программы по музыкальному развитию, которая входит в  раздел «Художественно - эстетическое развитие» Общей Образовательной программы ДО ДОУ. Поэтому в соответствии с новыми требованиями мною разработана Рабочая программа по музыкальному воспитанию, которая входит в раздел  в Общей программы ДОУ, составлена она  в соответствии с возрастом детей, где отражены цели и задачи музыкального воспитания. Программа каждый учебный год   пересматривается, дополняется, меняется .

Музыка и детская творческая деятельность - это средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я" социуму. Это основной ориентир для музыкального руководителя в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом. Поэтому в программе отражены новые формы работы с детьми при тесном сотрудничестве  педагогов и родителей.

Инновационные формы сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателей ДОУ:

1.Разработка единых диагностических карт музыкальности ребенка; совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных проявлений ребенка в условиях занятия и в повседневной жизнедеятельности. В начале и в конце учебного года мною  проводится диагностика музыкальных способностей детей ; в начале года для  планирования дальнейшей работы и составления дальнейших планов, в конце для сравнения результатов;

далее это совместное обсуждение особенностей продвижения ребенка в музыкальном развитии на тематических педсоветах, деловых играх; совместное обсуждение влияния процесса музыкального развития на общее развитие ребенка.

2. Провожу консультации с воспитателями по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, есть у нас  молодые воспитатели,  учатся проводить утренники, играть роли на детских праздниках; объясняю их роль на музыкальном занятии, разучиваю с ними коммуникативные танцы, движения к танцам, чтобы они могли принимать активное участие в процессе занятий. Что такое музыкотерапия? Рассказываю воспитателям о том, какую музыку можно использовать в группе во время самостоятельной деятельности детей, вовремя сна .

3.Есть такая форма работы, как взаимное посещение занятий, с последующим анализом и совместным обсуждением эффективности решения задач воспитания и развития ребенка на совещаниях и педагогическом совете.

4.Музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой, организованные в ДОУ.

Например, « Музыкальная гостиная» по слушанию произведений Чайковского, которую организовали педагоги детсада ; участниками были и дети, и родители; или  Вечер отдыха родителей и детей « Два рояля», где родители принимали активное участие, а дети подарили им свои музыкальные номера. «День матери» - такое мероприятие у нас проводилось  не только с детьми и родителями, но и с коллективом сотрудников, где взрослые слушали  песни о матери, просматривали презентацию с фотографиями своих родных. Все закончилось теплой беседой с чаепитием.

5.Совместное составление сценариев. При подготовке к праздникам активное участие принимают педагоги в оставлении сценариев. Я  предлагаю сценарии, воспитатели решают индивидуально ,что взять , что убрать , что дополнить, либо обсуждаем их и вместе приходим к единому решению .

6.  Совместная организация родительских собраний по проблемам музыкального воспитания и развития ребенка. Воспитатели планируют родительские собрания и приглашают музыкального руководителя или др. специалистов.

7.  В уголке для родителей разместила  консультации по музыкальному воспитанию . В подготовительной группе « Музыкальный альбом дошколенка» о том, как вместе с детьми на тему знакомых песен и прослушанной музыки можно нарисовать рисунки и собрать их в отдельный альбом,  который ребенок может пользоваться в самостоятельной музыкальной деятельности. В других группах - музыкальный  чайнворд «Улитка» и кроссворд  « Солнышко» для занятий родителей с детьми дома. В младшей группе – «Памятка для родителей» о проявлении музыкальных способностей у детей и развития музыкальности в домашних условиях. Консультации и памятки для родителей размещаю не только в родительских уголках, но и на своей странице или на сайте ДОУ в интернете. Например, «Об организации, помощи при подготовке детских праздников и поведении на утреннике»

8.Связь с социумом.

 Приглашаем в детский сад воспитанников музыкальной школы . Наши дети с удовольствием слушали ,как звучат разные инструменты в руках юных музыкантов и узнавали знакомые произведения. Организуем  походы в театр с детьми, совместно посещаем концерты с педагогическим коллективом, родителями детей, рекомендуем родителям репертуар для посещения детского театра. Выезжаем коллективом в театр в г. Златоуст

9. Совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в группах.

В каждой группе детского сада есть музыкальный уголок, где имеются шумовые музыкальные инструменты, самодельные инструменты , платочки, ленточки, султанчики, музыкально- дидактические игры, портреты композиторов. Музыкальная среда  должна соответствовать возрасту детей, поэтому консультирую воспитателей , что нужно приобрести  и помогаю дополнять дидактическими играми и пособиями.

В музыкальном зале имеется все необходимое для осуществления детской музыкальной деятельности. Приобретено большое количество костюмов для выступления детей на праздниках ,  для игр, драмматизаций, некоторые костюмы изготовлены руками родителей и педагогов, атрибуты к танцам- султанчики, платочки, ленточки  и др.изготавливаем своими силами. Постоянно пополняю картотеку музыкально- дидактических игр, пальчиковых игр, речевых игр с музыкальными инструмениами;  распевки, скороговорки, считалки и др. Совместно с педагогами и родителями изготовили шумовые инструменты для музицирования.Для этого  проводила Мастер- класс для педагогов и родителей по изготовлению музыкально-шумовых инструментов: барабана из майонезного ведерка, шуршунчиков , маракасов из йогуртовых стаканчиков и баночек. . В музыкальном зале есть и новые музыкальные инструменты: металлофоны, деревянные ложки, набор музыкально-шумовых инструментов, с чем мы постоянно занимаемся на музыкальных занятиях.

.11. Составление музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагогических технологий использования музыки в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников .

У нас  в музыкальном зале имеется музыкальный центр, ДВД, телевизор, проектор, экран, собрано  много дисков с детской музыкой,  караоке, с классической музыкой, видео по обучению ритмическим движениям,  с детскими танцами, с песнями( + и -) ,я постоянно пополняю фонотеку с интернета, ищу новинки , новые коммуникативные танцы и игры; используем проектор на детских праздниках для показа фильмов и презентаций.

 В группах детсада тоже имеются магнитофоны, подаренные родителями, в некоторых- телевизор ,ДВД, где дети слушают музыку во время самостоятельных игр.

      Использование в деятельности ДОУ проектного метода - инновационного и актуального, позволяет  повысить качество образования, профессионализм и компетентность педагогов, способствует развитию креативности, объединяет знания полученные педагогами в ходе методических мероприятий ДОУ. Поэтому я, как и  педагоги нашего сада используем в своей работе метод проектов. Все разрабатываемые нами мероприятия, по сути своей это и есть проекты. « Масляная неделя» или « День матери»- все это проекты. Мною  разработаны долгосрочные проекты -по слушанию классической музыки ;использую готовые проекты, которые печатаются в журнале « Музыкальная палитра» , нахожу в интернете, перерабатываю и использую в работе с детьми. Имеются краткосрочные проекты:«В гости к барабану»и др. Принимаю участие  в проектах, составленных воспитателями, подбираю для них музыкальное сопровождение.

Немаловажную роль в подготовке и проведении проектов играют родители, которые получают информацию от педагогов в форме: анкетирования,

 индивидуальных бесед с целью создания интереса к образовательному процессу, печатных консультаций по теме проекта, привлечение родителей к изготовлению атрибутов и проведению проекта в жизнь.

Напри мер , участвуя в проекте « Детский альбом» Чайковского, родители  помогали в организации «Музея новой куклы»,  в организации выставки рисунков в музыкальном зале, в  приготовлении атрибутов к итоговому мероприятию « Музыкальная гостиная»,  участвовали в  изготовления  «Музыкальных альбомов».

Родители  являются непосредственными участниками  педагогического процесса. Они  не должны полагать, что музыкальное воспитание в детском саду относится только к детям и заключается в проведении занятий, организации праздников и развлечений.  Родители должны быть осведомлены о проведении индивидуальной работы,  тематике музыкальных занятий, программных направлениях и требованиях,  иметь представление о различных видах музыкальной деятельности, музыкальных кружках, реализуемых проектах и т. д.

Цель моей  работы, как музыкального руководителя,  заключается в создании единого образовательного пространства,  с учетом изменения позиции родителей из «сторонние наблюдатели» в позицию «активные участники» в процессе музыкального развития детей , к чему мы и стремимся, вовлекая их  в педагогический процесс.

Данные формы работы музыкального руководителя направлены на решение программных задач  художественно-эстетического развития дошкольников. Родители, которые выбрали активную позицию сотрудничества и сотворчества, стали нашими соратниками, у них появилась мотивация, интерес к различным направлениям музыкального развития дошкольников. И в результате тесного сотрудничества ДОУ с родителями повышается качество музыкального воспитания детей. Дошкольникам также нравится такое сотрудничество, это придаёт детям уверенность в своих силах, дети ценят участие родителей и гордятся их успехами. Такой подход устраняет отчуждённость, решает многие проблемы детско-родительских отношений.

Много лет в детском саду работает вокальная студия  «Лучики».В прошлом учебном году мною разработана программа  работы вокальной студии на 2 года , которая утверждена Министерством Чел.обл. и составлено комплексное планирование кружка. На занятиях я стараюсь не только учить детей правильно интонировать звуки, но и заинтересовать детей, внести новое .Дети любят посещать студию  .Мы озвучиваем свои песни игрой на музыкальных инструментах, учимся петь под фонограмму.

Дети развивают свои вокальные данные, поддерживается интерес к выступлениям. Всегда есть оригинальный номер на любой праздник .Многие воспитанники уже начали посещать музыкальную школу с 6 лет , развивать свои вокальные данные дальше.Многие  выпускники  продолжают свою музыкальную деятельность уже в школьном возрасте .являются лауреатами вокальных конкурсов. Это-Ксения Прокопьев а.Есть дети-актёры , исполняющие главные роли в театральной студии « Мастер и Маргарита» Это Саша Дульцев и Настя Габбасова. Ониу частвуют в представлении « Та самая сказка».Своих выпускников мы приглашаем для выступления на празднике для малышей в детском саду.

На протяжении всей своей деятельности я занимаюсь поиском интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Меня волнуют вопросы: как сделать так, чтобы каждое музыкальное занятие было интересно для детей? Как ненавязчиво, легко и доступно рассказать им о музыке? Научить их слышать, видеть, понимать, фантазировать?

.Одним   из самых любимых видов музыкальной деятельности детей является элементарное  музицирование.

Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования  (Игра на музыкальных инструментах, пение и движение).

Организовать работу по элементарному музицированию  мне помогает авторская методика Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное  музицирование с дошкольниками», которая является последователем технологии немецкого композитора и педагога Карла Орфа.

Понятие «элементарное» она трактует как музицирование простейшими ЭЛЕМЕНТАМИ музыкального языка, такими как: мотив, ритм, слово, движение.

 Основными принципами обучения в элементарном  музицировании являются:

  • Импровизационно -  творческая деятельность
  • Игра.

Основные виды деятельности, используемые  мною для развития детского творчества: пение, музыкально-двигательные упражнения, речевые игры, звучащие жесты, игры с палочками, пальчиковые игры, игра на музыкальных инструментах, спонтанная театрализация.  

Использование всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту,  а так же творческих возможностей ребёнка, достигает решения главной цели моей работы и музыкального образования в детском саду - научить детей любить и понимать музыку.        

Сейчас я прошла заочный  курс обучения в Санк -Питербурге по реализации музыкального воспитания в соответствии с ФГОС. БурёнинаА.И.- автор журнала « Музыкальная палитра»  провела дистанционное обучение о том,  как правильно составлять Рабочую программу музыкального руководителя, какие цели и задачи планировать и др. Обучение очень полезное.

В условиях модернизации системы образования приходится  стремиться творчески осмыслить всё новое, осознать и пробовать внедрять это на практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС

«Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС в нашем детском саду».Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей формирован...

«Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС в детском саду МБОУ гимназия «УВК №1»

Система работы детского сада МБОУ гимназии "УВК №1" по реализации ОО "Физическое развитие"...

Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС

В настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, включая дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты.Давайте рассмотрим этот документ сегодня лишь в ...

Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образ...

Реализация образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС ДО

Реализация образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС ДО...