Стрессовые ситуации современных детей
статья

Ленц Екатерина Николаевна

Ежедневно каждый из нас сталкивается со стрессовыми ситуациями. При этом мы вынуждены чаще всего держать под контролем свои эмоции , и для человека становится характерно состояние плохого настроения и вспышек взрывов на окружающих нас людей. Особенно ярко это проявляется у детей, которые в меньшей степени владеют своими эмоциями. Именно поэтому данная тема столь актуальна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stress.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Стресс (от англ. Stress- напряжение)— состояние эмоционального и физического напряжения организма как защитная реакция на различные неблагоприятные факторы (холод, голодание, физические и психические травмы и т.п.) или определенные ситуации, которые характеризуются как трудные и неподвластные.

Концепция стресса была введена и разработана канадским врачом и биологом с мировым именем, директором института экспериментальной медицины и хирургии Гансом Селье в 1936 году. Он же обосновал свое учение о стрессе.

Стресс – это не всегда результат повреждения. Любое непривычное для организма воздействие – чувство гнева, страха, ненависти, радости, любви, сильный холод или жара, инфекция, реакция на прием лекарств – все это может вызвать стресс. Публичное выступление, игра в шахматы может вызвать значительный стресс, не причинив вреда. Иногда одно и то же событие для одного человека является мощным стрессом, а для другого обыденным делом. Так, у отличника полученная за контрольную работу тройка может вызвать депрессию, у двоечника эта же оценка вызовет вздох облегчения, а у хронического троечника удовлетворительная отметка не вызовет никаких эмоций. Получается, что на один и тот же стрессор реакция варьируется от отчаяния до восторга – все зависит от нашего отношения к событию.

Сам по себе стресс важен с точки зрения эволюции и выживания человека. Но не стоит путать такой вид стресса с хроническим, который может стать первопричиной ряда физических и психических заболеваний.

Мы привыкли, что стресс – это явление взрослого мира. Но сегодня на детях лежит огромный груз обязанностей – школьные домашние задания, важные контрольные, подготовка к которым происходит в режиме запугивания от учителей и, порой, родителей, необходимость соответствовать навязанным нормам по успеваемости и многое другое. В состоянии постоянного давления дети тоже подвергаются стрессу.

Иногда симптомы бывают маловыраженными, поэтому важно быть внимательным по отношению к своему ребенку, чтобы не допустить хронический стресс.

Ганс Селье, ученый, разработавший теорию стресса, различает:

Эустресс, положительно влияющий на человека и его деятельность. Он ведет к повышению активности и способностей к адаптации.

Дистресс, оказывающий разрушительное воздействие на организм и приводящий к истощению сил. Состояние дистресса обычно развивается вследствие продолжительного влияния на человека неблагоприятных обстоятельств и ситуаций. В настоящее время понятие «стресса», как правило, ассоциируется именно с этой его разновидностью.

Стресс проявляет себя не сразу, а состоит из трех стадий, которые проявляются по нарастающей.

1. Первичная тревога (на этой стадии дети часто замыкаются в себе, испытывая непривычную тоску и беспокойство, физические изменения еще не затрагивают ребенка, но проявляется недоверие к окружающим людям).

2. Период сопротивления (в это время психика ребенка сопротивляется пережитому стрессу, пытается вытеснить воспоминания о плохом событии, что сопровождается чувством постоянной усталости).

3. Истощение (моральное истощение от стресса переходит на физическое, агрессия или апатия вызваны тем, что нервная система перестает контролировать эмоции).

Каждой стадии характерно все более угнетенное эмоциональное состояние, а затянувшийся стресс может в конечном счете перейти в депрессию.

Длительное воздействие на человека стрессовых обстоятельств приводит к возникновению изменений в организме как на телесном, так и на психологическом уровне.

Так, стресс вызывает нарушения в функционировании гормональной системы, связанные с активным выделением гормонов норадреналина, адреналина и кортизола. Могут также возникнуть сбои в работе иммунной системы. Ребенок начинает часто болеть. Продолжительное нахождение в стрессовой ситуации способно спровоцировать развитие заболеваний сердца, ЖКТ и других органов.

Такие заболевания называются психосоматическими. В зависимости от возраста их конкретные проявления у детей будут различными.

У малышей это чаще всего нарушения пищеварения и заболевания кожи (к примеру, атопический дерматит).

У младших школьников — обострение бронхитов, астма.

У подростков — головные боли, нарушения в работе ЖКТ (например, синдром раздраженного кишечника).

Самыми распространёнными источниками детского стресса являются школьные и социальные проблемы:

- Переезды и расставания с близкими людьми

- Развод родителей

- Невнимание со стороны родителей (настоящее или мнимое)

- Постоянные укоры со стороны родителей, близких родственников или учителей

- Буллинг (травля со стороны сверстников)

- Резкая смена режима или распорядка дня

- Начало и конец учебного года

- Экзамены и подготовка к ним

- Увлечение агрессивными компьютерными играми

- Нехватка важных витаминов и микроэлементов (определяется лечащим врачом на основании ряда анализов)

Стресс может возникнуть даже у детей до года. Для его причины достаточно смены питания, выхода мамы на работу, похода в ясли, детский сад, появления няни, сильного испуга или длительной болезни, а также ссоры родителей.

Очень важно распознать стресс на ранних этапах и не игнорировать его признаки. Стресс у детей можно выявить по ряду симптомов:

- Частая смена настроения

- Агрессия 

- Нарушение режима сна

- Энурез

- Впадение в детство (ребенок семи лет может начать вести себя как младенец – сосать палец, есть с ложечки только при помощи родителей и т.д.)

- Частые головные боли, боли в животе и другой физический дискомфорт

- Пониженная концентрация внимания и падение успеваемости

- Замкнутость

- Кошмарные сны и фобии

- Стремление все контролировать

- Побег от реальности (избегание встреч с неприятными людьми и ситуациями, симулирование болезней на этом фоне) 

У малышей к этим опасным признакам можно добавить вредные привычки – сосание пальца, грызть ногти, беспричинное ковыряние в носу и т.д. У ребят постарше – это часто неадекватная агрессивная реакция.

Очень важно развивать стрессоустойчивость. Лучшей профилактикой стресса у детей являются регулярный отдых, здоровый режим, занятия физической культурой.

Необходимо соблюдать гигиену сна – пусть ребенок ложится спать и просыпается в одно и то же время; ложиться спать следует не в перевозбужденном или расстроенном состоянии; спать необходимо достаточное количество часов и непрерывно; перед сном можно принять прохладный или теплый душ, чтобы расслабить тело; не читать и не играть в кровати, особенно перед сном; ограничить вечером компьютерные игры и физические упражнения.

Одна из важнейших составляющих – физическая активность. Она помогает детям повысить стрессоустойчивость и снимает излишнее эмоциональное напряжение. Постарайтесь, чтобы различные тренировки присутствовали в жизни ребенка хотя бы 3 раза в неделю по 30-40 минут. Вариантов может быть масса, самые популярные и доступные – прогулки на свежем воздухе (особенно в лесу и парке), плавание в бассейне, катание на велосипеде, танцы и т.д. Также становятся популярны занятия йогой для детей, которые помогут укрепить опорно-связочный аппарат, улучшат растяжку и осанку. Самое главное, сделать занятия регулярными.

Еще одна составляющая профилактики стресса – сбалансированное питание, в котором присутствуют все необходимые витамины и микроэлементы.

Если мама счастлива и спокойна, ребенок скорее всего тоже будет пребывать в состоянии гармонии. Модель поведения ребенок копирует в первую очередь со своей семьи. Присмотритесь к себе перед тем, как бить тревогу и вести ребенка к специалисту.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психология поведения дошкольников в стрессовых ситуациях

Тема: «Психология поведения дошкольников в стрессовых ситуациях» К сожалению, в условиях современного мегаполиса нам довольно часто приходится испытывать стрессовые ситуации. Больше всего с...

Авторская психологическая программа с детьми младшего дошкольного возраста по преодолению стрессовых ситуаций в период адаптации «В кругу друзей»

              Психологическая программа коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего дошкольного возраста по преодолению стрес...

"В мире сказок". НОД с детьми старшей группы по преодолению страхов и обучению правильному поведению в стрессовых ситуациях.

НОД с детьми старшей группы по преодолению страхов и обучению правильному поведению в стрессовых ситуациях. Тема: «В мире сказок» Цель: 1.Сформировать у  детей ответственное и осо...

Доклад «Наиболее эффективные факторы для снижения риска возникновения стрессовой ситуации у детей 2-3 лет в период адаптации в детском саду».

В данном материале уделяется особое внимание причинам возникновения стрессовых ситуаций и способам их решения в период адаптации детей 2-3 лет в детском саду....

Исследование тревожности и страхов как следствия переживания стрессовых ситуаций у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является одним из важных этапов формирования психики ребенка: происходит развитие познавательных процессов, формирование мышления и личностных особенностей.В настоящее время количес...

Психологическая защита детей в стрессовых ситуациях

laquo;Если вспомнить, сколько препятствий встречается ребенку на каждом шагу, не стоит удивляться, что его реакция на них не всегда адекватна ... За каждым примером его неправильной реакции на окружа...

Методические рекомендации для родителей и педагогов "Помощь детям при острых стрессовых ситуациях"

Ребёнок до определённого возраста очень связан с семьёй. Именно старшие её члены отвечают за функцию защиты и заботы о младших. Поэтому состояние взрослых близких людей играет большую роль в переживан...