Исследование тревожности и страхов как следствия переживания стрессовых ситуаций у детей дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Дошкольный возраст является одним из важных этапов формирования психики ребенка: происходит развитие познавательных процессов, формирование мышления и личностных особенностей.

В настоящее время количество семей социального риска увеличивается с каждым годом. Дети в таких семьях постоянно находятся в стрессовые ситуации и испытывают страхи и тревожность. Это сильно отражается на психике ребенка, которая отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Вследствие того, что увеличиваются семьи социального риска, то детей с повышенной тревожностью и страхами становится с каждым годом все больше и больше.

Ключевые слова: тревожность, дети, трудная жизненная ситуация.

 

Авторы статьи: Хрусталева Т. И., Меньшикова А. А.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Авторы статьи: Хрусталева Т.И., Меньшикова А. А.

Название статьи: Исследование тревожности и страхов как следствия переживания стрессовых ситуаций у детей дошкольного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации

Настоящая работы выполнялась на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г. Ижевска, где были обследованы дети дошкольного возраста 5-6 лет, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в период с ноября по декабрь 2018 года. Исследованием были охвачены 11 детей дошкольного возраста 5-6 лет.

Проведена диагностика для выявления особенностей проявления страхов и тревожности у детей 5-6 лет дошкольного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Цель: провести эмпирическое исследование особенностей проявления страхов и тревожности у 11 детей 5-6 лет дошкольного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Для изучения особенностей проявления страхов и тревожности у детей дошкольного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации были использованы следующие методики:

1) Проективная методика «Выбери нужное лицо», тест тревожности

Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки.

2) Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках». А.И. Захаров и М. А. Панфилова.

Результаты исследования детей дошкольного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации, по методике «Выбери нужное лицо»

Имя

Индекс тревожности (ИТ) в %

Уровень тревожности

1

Алёна

35,7

средний

2

Кира

35,7

средний

3

Настя

50

высокий

4

Соня

50

высокий

5

Леша

100

высокий

6

Леша

71,4

высокий

7

Вова

85,7

высокий

8

Вова

57,1

высокий

9

Саша

28,6

средний

10

Саша

78,6

высокий

11

Руслан

35,7

средний

М (среднее арифметическое значение)

57,1

высокий

Результаты проведенного исследования по методике «Выбери нужное лицо» свидетельствуют о том, что 4 ребенка дошкольного возраста, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют средний уровень тревожности и их ИТ (индекс тревожности) не превышает 50 %, а 7 дошкольников, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют высокий уровень тревожности и ИТ (индекс тревожности) находится в пределах от 50 до 100%. Исходя из среднего арифметического значения (количественный анализа), можно говорить о том, что уровень тревожности у детей дошкольного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации, высокий, о чем свидетельствует ИТ (индекс тревожности), который равен 57,1 % (таблица 1). Это говорит о том, что подавляющее большинство детей данной группы (7 из 11) многие ситуаций, в которых оказываются, воспринимают как угрожающие их самооценке, физическому здоровью. Поведение, контакты с людьми регулируют, прежде всего, эмоциями. Высокая эмоциональная чувствительность сочетается с повышенной ранимостью, обидчивостью, что значительно затрудняет общение, создает множество коммуникативных барьеров для детей.

Качественный анализ данных показал, что 7 из 11 детей испытывают тревожность, когда их ругают (мама ругает девочку; мама ругает мальчика; мальчика наказали; не хочет, чтобы мальчика ругали; мама говорит: «Ай-ай», мама говорит: «Не трогай!»); 6 из 11 детей испытывают тревожность, когда их заставляют делать то, что они не хотят (девочка не хочет играть с мамой, хочет одна; девочка не хочет спать; мальчик хотел гулять только с мамой; мама и папа не дают смотреть телевизор мальчику; мальчик не хочет умываться; мальчик хочет играть; мальчик гуляет с мамой и малышом; мальчик одевается; родители смотрят телевизор, а мальчик идет спать; мальчик умывается; мальчик играет вместе с мамой; мама собирает игрушки с сыном; мальчик стоит с мамой и папой; мальчик кушает; мальчик гуляет с мамой и малышом, а не с другом; родители не спят, а мальчик спит; мальчик будет спать; мальчик хочет играть не с мамой, а папой; мальчик не хочет умываться) и 8 из 11, когда их игнорируют (с девочкой не сидят, не читают книгу; с девочкой не играют; девочке не дают поиграть с малышкой, дети не хотят играть с девочкой; девочка тоже хочет играть; девочка хочет домой; дети убегают от мальчика; папа поднимает малыша, а не мальчика; дети убегают от мальчика; не может одеться и ему не помогают; мальчик хочет уйти из дома; мальчик хочет видаться с родителями; не может мальчик одеться, никто не помогает; мама с папой мультики смотрят; мальчик тоже хочет играть; мама и папа ушли; дети ушли от мальчика).

Результаты исследования детей дошкольного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации, по методике «Страхи в домиках»

Имя

Количество страхов

Норма по А.М. Захарову

1

Алёна

20

сверх нормы

2

Кира

0

ниже нормы

3

Настя

31

сверх нормы

4

Соня

16

сверх нормы

5

Леша

14

сверх нормы

6

Леша

29

сверх нормы

7

Вова

31

сверх нормы

8

Вова

22

сверх нормы

9

Саша

17

сверх нормы

10

Саша

19

сверх нормы

11

Руслан

23

сверх нормы

М (среднее арифметическое значение)

20,2

сверх нормы

Проанализировав результаты исследования по методики «Страхи в домиках», можно сделать вывод о том, что 10 из 11 детей дошкольного возраста, находящиеся в трудной жизненной ситуации, испытывают страхи сверх нормы (в норме по А.М. Захарову у детей 5-6 лет дошкольного возраста, у мальчиков 8-9 страхов, у девочек - 11). А одна девочка не имеет ни одним вида страха, исходя из данных методики, что является ниже нормы. Это может свидетельствовать о формировании защитной реакции, целью которой является избежать опасности посредствам ее игнорирования. Таким образом, количественный анализ данных показал, что среднее арифметическое значение (20,2) количества страхов, превышает допустимую норму (8-11).

Качественный анализ данных показал, что 7 из 11 человек присущи медицинские страхи (страх боли, уколов, врачей, болезни), страхи, связанные с причинением физического ущерба (транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии), страхи темноты и кошмарных снов, социально-опосредованные страхи (людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества), пространственные страхи (высоты, глубины, замкнутых пространств); 6 из 11 детей имеют страх смерти (своей) и животных; 8 из 11 свойственны страхи сказочных персонажей. Можно сделать вывод о том, что 8 из 11 детей находятся в преневротическом состоянии, о чем свидетельствует наличие большого количество разнообразных страхов у них. Характерные страхи для детей 5-6 лет – страх смерти, страхи животных, страхи сказочных персонажей, страх глубины, страх нападения, страх войны. Исходя из данных проведенного исследования, 7 детям из 11 присущи страхи, характерные не только их возрасту, но и младшему дошкольному возрасту, школьному, а также подростковому (страх боли, уколов, врачей, болезни, наказаний, опозданий, одиночества, людей и детей). Это может указывать на развитие невроза или тревожности в характере ребенка. У детей может возникать состояние психического напряжения, скованности. Поведение может становиться все более пассивным, атрофируется любопытство, любознательность, избегается любой риск, связанный с вхождением в новую, неизвестную своими последствиями ситуацию общения. Во всех этих случаях страх теряет свои приспособительные функции, указывая на неспособность справиться с угрозой, на потерю веры в себя, в свои силы и возможности.

Выводы:

Исходя из данных полученных в результате проведенного исследования по методике «Выбери нужное лицо», можно сделать вывод о том, что уровень тревожности в данной группе детей дошкольного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации, высокий (7 из 11 детей), что свидетельствует о том, что большинство ситуаций, в которых оказываются дети, они воспринимают как угрожающие их самооценке, физическому здоровью. Поведение, контакты с людьми они регулируют прежде всего эмоциями. Высокая эмоциональная чувствительность сочетается с повышенной ранимостью, обидчивостью, что значительно затрудняет общение, создает множество коммуникативных барьеров для них. Качественный анализ данных показал, что дети испытывают личностную тревожность, когда их ругают, заставляют делать то, что они не хотят и игнорируют их.

Результаты по методике «Страхи в домике» показали, что 10 из 11 детей обследуемой группы имеют большое количество страхов, что превышает допустимую норму для возраста 5-6 лет. Одна девочка, из всей группы обследуемых, не имеет ни одного вида страха, исходя из данных методики, что является ниже нормы. Это может свидетельствовать о формировании защитной реакции, целью которой является избежать опасности посредствам ее игнорирования. Качественный анализ данных показал, что 7 из 11 человек присущи медицинские страхи, страхи, связанные с причинением физического ущерба, страхи темноты и кошмарных снов, социально-опосредованные страхи, пространственные страхи; 6 из 11 детей имеют страхи смерти и животных; 8 из 11 свойственно проявление страха сказочных персонажей. 8 из 11 детей находятся в преневротическом состоянии, о чем свидетельствует наличие большого количество разнообразных страхов у них. 7 из 11 детей испытывают страхи, содержание которых не соответствует их возрасту, что может указывать на развитие невроза или тревожности в характере детей. У них может возникать состояние психического напряжения, скованности. Поведение может становиться все более пассивным, атрофируется любопытство, любознательность, избегается любой риск, связанный с вхождением в новую, неизвестную своими последствиями ситуацию общения. Во всех этих случаях страх теряет свои приспособительные функции, указывая на неспособность справиться с угрозой, на потерю веры в себя, в свои силы и возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекционно - развивающие упражнения для снятия страхов и повышения уверенности в себе у детей дошкольного возраста"

Подробно описаны игры и упражнения для снятия страхов и повышения уверенности  вс себе у детей дошкольного возраста...

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Учить решать проблемные ситуации, используя возможные варианты решения, развивать речь детей, логическое мышление, воображение, память, культуру общения....

Условия необходимые для создания социальной ситуации развития детей дошкольного возраста

В философской методологии, а так же в ряде конкретных общественных наук, прежде всего в социологии, образ жизни характеризуется как совокупность типичных для данного общества, социальной группы или ин...

Художественные произведения для анализа конфликтных ситуаций (для детей дошкольного возраста).

Данные произведения направлены на то, чтобы дети самостоятельно сделали выводы о допустимом поведении: как вести себя, чтобы избежать конфликтов, что делать, если ты обидел другого человека, как жить ...

Образовательные ситуаций для детей дошкольного возраста по Правилам Дорожного Движения (ПДД)

Вашему вниманию предлагаются карточки по решению образовательных ситуаций на тему Правила Дорожного Движения....

ИССЛЕДОВАНИЕ "ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ МАТЕРИ И САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Благодаря самооценке индивид становится личностью, поскольку она выступает существенным условием данного процесса. Самооценка способствует появлению у индивида потребности отвечать уровню окружающих, ...