Картотека дидактических игр по развитию речи у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.
картотека (старшая группа)
Развивать слуховое внимание, учить отчётливо произносить многосложные слова .
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 116»
города Магнитогорска
Лебедева Ольга Анатольевна, воспитатель
Картотека дидактических игр по развитию речи у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.
«Доскажи слово»
Цели: развивать слуховое внимание; учить отчётливо произносить многосложные слова громко.
Ход игры: воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.
Ра-ра-ра – начинается иг…
Ры-ры-ры – у мальчика ша…
Ро-ро-ро — у нас новое вед…
Ру-ру-ру – продолжаем мы игр…
Ре-ре-ре – стоит дом на го…
Ри-ри-ри – на ветках снеги…
Ар-ар-ар – кипит наш самов…
Ры-ры-ры – детей много у го…
«Такой разный дождь»
Рассердилась туча злая, Дети стучат кулачком о кулачок.
И закапал мелкий дождь. Быстро ритмично постукива-
ют указательным пальцем правой руки о ладонь левой.
Капля падает за каплей. Ритмично щелкают пальцами рук.
Сколько набежало слез! Собирают «слезы» в ладонь.
Дождь сильнее стал, и ветер
Сделал вдруг его косым. Делают движения ребром ладони сверху вниз по
диагонали.
Вправо капли, влево капли, Диагональные движения ребром
ладони в разные стороны.
Словно всех косой косил. Имитируют движения косаря.
Ливень туча посылает, Делают резкое движение рукой вперед.
И стеной вода течет. Вытягивают руки вперед ладонями к себе и опускают их
так, словно опускают занавес.
Где бы спрятаться от ливня? Пожимают плечами, смотрят по сторонам.
Зонтик нас раскрытый ждет. Поднимают руки вверх, изображают купол зонтика.
«Карманов много у меня»
У меня в кармане груша, Достают из правого «кармана»
воображаемую грушу, показывают ее форму пальцами.
А в другом конфета есть. Левой рукой достают из «кармана» воображаемую
конфету, собрав пальцы в щепотку; облизывают губы.
В заднем брючном — Показывают на задний карман
злая кнопка. и «колют» себя указательным
пальцем.
Не могу я даже сесть. Чуть приседают и быстро выпрямляются
А в рубашечном кармашке Показывают пальцем на карман рубашки.
Маленький лежит платок, Рисуют указательным пальцем
в воздухе квадрат.
Чтобы нос, лицо и руки Показывают по очереди.
Вытирать им смело мог.
На ладошку я монетку На раскрытую ладонь одной
Из кармана положу. руки кладут воображаемую монетку, прижав ее
указательным и средним пальцами другой руки.
- Где орел? А может, решка? — Подбрасывают воображаемую
У монетки я спрошу. монетку на ладони, затем на тыльной стороне кисти.
«Так бывает или нет?»
Цель: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.
Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры
- Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.
«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с неё на санках. Наступила весна Все птицы улетели в тёплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну…»
Дождик
Дождик, дождик, что ты льешь? - 4 хлопка,
Погулять нам не даешь. - притопы.
Дождик, дождик, полно лить, - 4 хлопка
Деток, землю, лес мочить. - Прыжки на месте.
После дождика на даче - Ходьба.
Мы по лужицам поскачем. - Прыжки "через лужицы"
«Помидоры»
Цель: чувствовать и воспроизводить в хлопках ритм стихов.
Ход игры: педагог и дети читают стишок и воспроизводят хлопками ритм.
В огороде за забором
Созревают помидоры.
Держатся за колышки,
Греются на солнышке.
«Яблонька»
Цель: декламация текста с движением. Развитие внимания, координации, выразительности и ритмичности движений.
Веточки на яблоньке - Качание рук над головой вправо-влево, постепенно опуская вниз
Висли от печали. - Качание опущенных рук вправо-влево.
Яблочки на веточках
Висели и скучали.
Девочки и мальчики
Ветки раскачали, - Качание рук вперёд-назад
Яблоки о землю
Громко застучали. Хлопки по коленкам
«Ай, дуду»
Цель: читать текст в ритме, сопровождая движением. Развитие ритмичности, координации движений и слова.
Ай, дуду, дуду, дуду, - Пружинка с разворотом
Сидит ворон на дубу.
Он играет во трубу, - Имитация игры на трубе
Во трубу серебряну.
Через мышкин, мышкин дом
Идёт дым столбом, столбом. - Изображают дым
Кошка с мышкой подрались, - Выброс пальцев кистей рук («брызги»)
В одной ямке собрались. - Сужение круга в центре, присесть
«Волк».
Цель: читать текст в ритме, сопровождая движением. Развитие ритмичности, координации движений и слова.
Через речку, через мост приставной шаг с пружинкой
Серый грозный волк идёт.
Страшный волк-волчи-ще, выбрасывание пальцев рук вперёд,
Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк. 4 хлопка
Острые зубищи, выбрасывание пальцев рук вперёд,
Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк. 4 хлопка
«Ты, мороз!»
Цель: развитие слухового внимания, ритмичности.
Ты, мороз, мороз, мороз, - Сужение круга
Не показывай свой нос! - Расширение круга
Уходи скорей домой, - Сужение круга
Стужу уноси с собой. - Расширение круга
А мы саночки возьмём - Лёгкий бег по кругу на носочках, держась за руки
И на улицу пойдём.
Сядем в саночки-самокаточки, - Присели
С горки –Ух!
«Как на горке снег».
Цель: развивать внимание, чувство ритма, координацию.
Как на горке снег, снег, - 4 хлопка
И под горкой снег, снег. - 4 шлепка по коленкам
А под снегом спит медведь, -7 притопов
Тише, тише, не шуметь. - «тс» - показать 4 раза
«Тили-бом!»
Цель: развивать внимание, чувство ритма, координацию.
Тили-тили, тили-бом! - Прист. шаг, пружинка (2 раза)
Сбил сосну зайчишка лбом! - 3 хлопка, «ударить» ладонями по лбу
Жалко мне зайчишку – наклоны головы вправо-влево
Носит зайка шишку.
Поскорее сбегай в лес, - лёгкий бег по кругу
Сделай заиньке компресс! - на последнее слово - присесть
«Какое время года?»
Цел: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Ход игры: дети сидят на скамейке. Воспитатель задаёт вопрос: «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.
«Где что можно делать?»
Цель: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определённой ситуации.
Ход игры: воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают на них. Что можно делать в лесу? (гулять; собирать грибы, ягоды; охотиться; слушать пение птиц; отдыхать). Что делают в больнице? Что можно делать на реке?
«Закончи предложение»
Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения.
Ход игры: воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.
Сахар сладкий, а перец -… (горький).
Летом литья зелёные, а осенью — … (жёлтые).
Дорога широкая, а тропинка … (узкая).
«Котенька-коток».
Цель: развивать внимание, чувство ритма, координацию.
Ах ты, котенька-коток, - Шаги по кругу, «вышагивать» ритм.
Котя – серенький хвосток.
Приди, котик, ночевать, - «Зовут» ручками
Нашу деточку качать. - плавные движения качания
Я тебе коту, коту - Шаги по кругу в другую сторону
За работу заплачу.
Дам кусочек пирога,
Полную миску молока. - Будто держат пирог и миску на ладошках, делают пружинки в это время
«Бывает – не бывает» (с мячом).
Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.
Ход игры: воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.
Иней летом… (не бывает).
Снег зимой… (бывает).
Мороз летом… (не бывает).
Капель летом … (не бывает).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста"
Ведущий вид деятельности дошкольников - игра. Дидактические игры не только способ развития ребёнка, но и одна из форм проведения коррекционной работы, что особенно важно для детей с речевыми нарушения...
Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста...
Тема выступления: «Игровые технологии и приемы расширения словарного запаса и развития речи у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста»
Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, воспитательно - образовательный процесс необходимо строить на основе такой коррекционно-развивающей деятельности, которая включает в себя с...
Семинар-практикум "Игровые технологии и приемы расширения словарного запаса и развития речи у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста"
Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Значение речи в становлении личности ребенка велико и поэтому задачи по ее формированию занимают особое место в воспит...
Картотека дидактических по общественно-полезному труду для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста
Картотека дидактических по общественно-полезному труду для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста...
Сборник дидактических игр по развитию речи у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (к АОП ДО для детей с ЗПР)
Сборник дидактических игр по развитию речи у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (к АОП ДО для детей с ЗПР) Котовой А.А. для коррекционно - развивающей работы в группе комп...
Конспект ООД по развитию речи для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста «Путешествие в весеннее царство»
ЦЕЛЬ: Закрепить у старших дошкольников представлений о веснеСтимулировать мыслительную и речевую активность детей.ЗАДАЧИ:*Обогащать и активизировать словарный запас по теме «Весна...