Картотека дидактических игр по развитию речи у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.
картотека (старшая группа)

Лебедева Ольга Анатольевна

Развивать слуховое внимание, учить отчётливо произносить многосложные слова .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Центр развития ребенка – детский сад № 116»

 города Магнитогорска

Лебедева Ольга Анатольевна, воспитатель

 

Картотека дидактических игр по развитию речи у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.

«Доскажи слово»

Цели: развивать слуховое внимание; учить отчётливо произносить многосложные слова громко.

Ход игры: воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

Ра-ра-ра – начинается иг…
Ры-ры-ры – у мальчика ша…
Ро-ро-ро — у нас новое вед…
Ру-ру-ру – продолжаем мы игр…

Ре-ре-ре – стоит дом на го…
Ри-ри-ри – на ветках снеги…
Ар-ар-ар – кипит наш самов…
Ры-ры-ры – детей много у го…

«Такой разный дождь»

Рассердилась туча злая,        Дети стучат кулачком о кулачок.

И закапал мелкий дождь.        Быстро ритмично постукива-

ют указательным пальцем правой руки о ладонь левой.

Капля падает за каплей.        Ритмично щелкают пальцами рук.

Сколько набежало слез!        Собирают «слезы» в ладонь.

Дождь сильнее стал, и ветер

Сделал вдруг его косым.        Делают движения ребром ладони сверху вниз по

        диагонали.  

Вправо капли, влево капли,        Диагональные движения ребром

ладони в разные стороны.

Словно всех косой косил.        Имитируют движения косаря.

Ливень туча посылает,        Делают резкое движение рукой вперед.

И стеной вода течет.        Вытягивают руки вперед ладонями к себе и опускают их

        так, словно опускают занавес.

Где бы спрятаться от ливня?        Пожимают плечами, смотрят по сторонам.

Зонтик нас раскрытый ждет.     Поднимают руки вверх, изображают купол зонтика.

«Карманов много у меня»

У меня в кармане груша,        Достают из правого «кармана»

воображаемую грушу, показывают ее форму пальцами.

А в другом конфета есть.        Левой рукой достают из «кармана» воображаемую

        конфету, собрав пальцы в щепотку; облизывают губы.

В заднем брючном —        Показывают на задний карман

злая кнопка.        и «колют» себя указательным

пальцем.

Не могу я даже сесть.        Чуть приседают и быстро выпрямляются

А в рубашечном кармашке        Показывают пальцем на карман рубашки.

Маленький лежит платок,        Рисуют указательным пальцем

в воздухе квадрат.

Чтобы нос, лицо и руки        Показывают по очереди.

Вытирать им смело мог.

На ладошку я монетку        На раскрытую ладонь одной

Из кармана положу.        руки кладут воображаемую монетку, прижав ее

        указательным и средним пальцами другой руки.

- Где орел? А может, решка? —   Подбрасывают воображаемую
  У монетки я спрошу.        монетку на ладони, затем на тыльной стороне кисти.

 «Так бывает или нет?»

Цель: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры

- Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.

«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с неё на санках. Наступила весна Все птицы улетели в тёплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну…»

Дождик

Дождик, дождик, что ты льешь?  -  4 хлопка,

Погулять нам не даешь.  -     притопы.

Дождик, дождик, полно лить,  -  4 хлопка

Деток, землю, лес мочить.  -  Прыжки на месте.

После дождика на даче  -  Ходьба.

Мы по лужицам поскачем.  - Прыжки "через лужицы"

«Помидоры»

Цель: чувствовать и воспроизводить в хлопках ритм стихов.

Ход игры: педагог и дети читают стишок  и воспроизводят хлопками ритм.

В огороде за забором

Созревают помидоры.

Держатся за колышки,

Греются на солнышке.

«Яблонька»

 Цель: декламация текста с движением. Развитие внимания, координации, выразительности и ритмичности  движений.

Веточки на яблоньке  - Качание рук над головой вправо-влево, постепенно опуская вниз

Висли от печали.  -        Качание опущенных рук вправо-влево.

Яблочки на веточках

Висели и скучали.

Девочки и мальчики

Ветки раскачали,  -         Качание рук вперёд-назад

Яблоки о землю

Громко застучали.          Хлопки по коленкам

 «Ай, дуду»

Цель: читать текст в ритме, сопровождая движением. Развитие ритмичности, координации движений и слова.

Ай, дуду, дуду, дуду,  -   Пружинка с разворотом

Сидит ворон на дубу.

Он играет во трубу,  -     Имитация игры на трубе

Во трубу серебряну.

Через мышкин, мышкин дом

Идёт дым столбом, столбом.  -  Изображают дым

Кошка с мышкой подрались,  -  Выброс пальцев кистей рук («брызги»)

В одной ямке собрались.   -           Сужение круга в центре, присесть

 «Волк».

Цель: читать текст в ритме, сопровождая движением. Развитие ритмичности, координации движений и слова.

Через речку, через мост            приставной шаг с пружинкой

Серый грозный волк идёт.      

Страшный волк-волчи-ще,        выбрасывание пальцев рук вперёд, 

Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк.             4 хлопка

Острые зубищи,                          выбрасывание пальцев рук вперёд, 

Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк.              4 хлопка

 «Ты, мороз!»

Цель: развитие слухового внимания, ритмичности.

Ты, мороз, мороз, мороз,  -  Сужение круга

Не показывай свой нос!  -    Расширение круга

Уходи скорей домой,  -        Сужение круга

Стужу уноси с собой.  -        Расширение круга

А мы саночки возьмём - Лёгкий бег по кругу на носочках, держась за руки

И на улицу пойдём.

Сядем в саночки-самокаточки,  -   Присели

С горки –Ух!        

 «Как на горке снег».

Цель: развивать внимание, чувство ритма, координацию.

Как на горке снег, снег,  -  4 хлопка

И под горкой снег, снег.  - 4 шлепка по коленкам

 А под снегом спит медведь,   -7 притопов

Тише, тише, не шуметь.  -   «тс» - показать 4 раза

«Тили-бом!»

Цель: развивать внимание, чувство ритма, координацию.

Тили-тили, тили-бом!  -   Прист. шаг, пружинка (2 раза)

Сбил сосну зайчишка лбом!  -  3 хлопка, «ударить» ладонями по лбу

Жалко мне зайчишку –        наклоны головы вправо-влево

Носит зайка шишку.

Поскорее сбегай в лес,  -      лёгкий бег по кругу

Сделай заиньке компресс!        -  на последнее слово - присесть

«Какое время года?»

Цел: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Ход игры: дети сидят на скамейке. Воспитатель задаёт вопрос: «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.

«Где что можно делать?»

Цель: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определённой ситуации.

Ход игры: воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают на них. Что можно делать в лесу? (гулять; собирать грибы, ягоды; охотиться; слушать пение птиц; отдыхать). Что делают в больнице? Что можно делать на реке?

«Закончи предложение»

Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения.

Ход игры: воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.

Сахар сладкий, а перец -… (горький).

Летом литья зелёные, а осенью — … (жёлтые).

Дорога широкая, а тропинка … (узкая).

«Котенька-коток».

Цель: развивать внимание, чувство ритма, координацию.

Ах ты, котенька-коток,  -  Шаги по кругу, «вышагивать» ритм.

Котя – серенький хвосток.

Приди, котик, ночевать,  -  «Зовут» ручками 

Нашу деточку качать.  -  плавные движения качания

Я тебе коту, коту  -  Шаги по кругу в другую сторону

За работу заплачу.

Дам кусочек пирога,

Полную миску молока.        - Будто держат пирог и миску на ладошках, делают пружинки в это время

«Бывает – не бывает» (с мячом).

Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.

Ход игры: воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

Иней летом… (не бывает).

Снег зимой… (бывает).

Мороз летом… (не бывает).

Капель летом … (не бывает).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста"

Ведущий вид деятельности дошкольников - игра. Дидактические игры не только способ развития ребёнка, но и одна из форм проведения коррекционной работы, что особенно важно для детей с речевыми нарушения...

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста...

Тема выступления: «Игровые технологии и приемы расширения словарного запаса и развития речи у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста»

Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, воспитательно - образовательный процесс необходимо строить на основе такой коррекционно-развивающей деятельности, которая включает в себя с...

Семинар-практикум "Игровые технологии и приемы расширения словарного запаса и развития речи у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста"

Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Значение речи в становлении личности ребенка велико и поэтому задачи по ее формированию занимают особое место в воспит...

Картотека дидактических по общественно-полезному труду для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических по  общественно-полезному труду для детей с ЗПР старшего дошкольного  возраста...

Сборник дидактических игр по развитию речи у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (к АОП ДО для детей с ЗПР)

Сборник дидактических игр  по развитию речи у детей с ЗПР  старшего дошкольного возраста (к АОП ДО для детей с ЗПР) Котовой А.А. для коррекционно - развивающей работы в группе комп...

Конспект ООД по развитию речи для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста «Путешествие в весеннее царство»

ЦЕЛЬ: Закрепить у старших дошкольников представлений о веснеСтимулировать мыслительную и речевую активность детей.ЗАДАЧИ:*Обогащать и активизировать словарный запас по теме «Весна...